Сенситивные периоды развития ребенка по монтессори таблица
За первые годы своей жизни ребёнок проделывает громадный путь в своём развитии.
Источник фото: istock
В книге Секрет Детства Мария Монтессори писала:
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В процессе своего психического развития младенец достигает вещей настолько изумительных, что они могут показаться чудотворными, и лишь привычка к этому создаёт равнодушных наблюдателей. Как может такой ребёнок из неоткуда ориентироваться в этом сложном мире? Как он научается различать одну вещь от другой, и каким это чудом осваивает язык во всех его детальных особенностях без учителя, а просто живя? [1, стр.28][/pullquote]
Движущие силы развития
Такой стремительный путь в развитии возможен благодаря особым движущим силам, которыми природа наградила ребёнка в возрасте от рождения до 6 лет.
Одной из таких движущих сил является особая характеристика психики ребёнка до 6 лет, известная в Монтессори-педагогике под названием впитывающий ум или впитывающий разум. Другой движущей силой развития ребёнка, идущей рука об руку с впитывающим разумом, являются сензитивные периоды развития. Понимание этих двух движущих сил становится фундаментом для понимания ребёнка в раннем детстве и создания среды, в которой он, следуя этим внутренним силам, сможет беспрепятственно строить себя как человека своего времени и места.
Периоды особой чувствительности
Под сензитивными периодами мы понимаем периоды особой чувствительности ребёнка к определённым аспектам развития, видам деятельности, которые наиболее оптимально служат задачам его развития на данном этапе. Эта чувствительность проявляется в интересе ребёнка к определённым видам деятельности и его кажущемся неугомонном желании найти возможность осуществлять и повторять это действие.
Эта особая чувствительность также проявляется в способности ребёнка наиболее эффективно и быстро овладевать определёнными умениями, навыками, приобретать определённые характеристики и черты.
Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так легко, быстро и радостно научиться чему-либо, как он способен это сделать в соответствующий сензитивный период.
Источник фото: www.softstarshoes.com
Помните малыша, который неустанно тянется за предметами? Который пыхтит в своих неугомонных попытках встать на четвереньки и поползти? Который находит любую возможность ухватиться за что-то и встать? И которого потом не остановить в его порыве ходить. А потом бежать. Взбираться по лестнице раз за разом. Балансировать. Спрыгивать с мебели.
Помните, с каким упорством он находит возможность повторять одно и то же действие? Как он расстраивается, если его лишают такой возможности? Как в определённый момент его фиксированность на этом одном действии вдруг ослабевает, словно кто-то внутри говорит ему, что он уже освоил это движение, и больше нет необходимости его практиковать.
Да, это всё пример проявлений сензитивного периода развития движений, который в разные периоды «заставляет» ребёнка трудиться над тем или иным видом движения, и при условии, что среда предоставляет ему возможность практиковаться, позволяет эффективно и быстро осваивать новые навыки движения.
Сензитивные периоды проявляются в следующих тенденциях:
- Непреодолимая тяга к определённой деятельности или определённым аспектам среды.
- Повторение деятельности раз за разом. Энтузиазм и усердие.
- Насыщенная и продолжительная деятельность, которая не приводит к усталости и скуке, а наоборот, вызывает настойчивую активность и интерес.
- Недовольство, если деятельность прерывают/препятствуют её осуществлению.
- Явное удовольствие и радость после выполнения деятельности.
- Лёгкость освоения новыми умениями, знаниями и качествами.
- После удовлетворения потребности полное равнодушие к тому, что ещё недавно так привлекало.
Фонарь, подсвечивающий путь
Источник фото: istock
В раннем детстве для ребёнка всё ново и ему предстоит научиться и познать так много! Как из всего разнообразия стимулов в среде ребёнку сосредоточиться на важном и нужном для его формирования себя?
В этом ему как раз и помогают сензитивные периоды, которые словно фонарик, направляют внимание ребёнка именно на те аспекты среды, взаимодействие с которыми удовлетворит его внутренние потребности развития в каждый конкретный период.
Иными словами, сензитивные периоды определяют “маршрут” развития в тот или иной период времени. Следуя внутренним позывам, обусловленным сензитивными периодами, ребёнок взаимодействует с определёнными аспектами окружающей среды и тем самым выстраивает своё развитие и адаптацию к своей культуре и времени.
Мария Монтессори писала:
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«В этих сензитивных отношениях между ребёнком и средой лежит ключ к этому загадочному тайнику, в котором божественный эмбрион достигает чудес роста» [1, стр.31].[/pullquote]
Характерные особенности сензитивных периодов:
- Универсальны
Проявляются у всех детей независимо от культуры, эпохи, семьи. Однако время их появления, время пика и продолжительность индивидуальны.
- Временны
Временность сензитивных периодов проявляется в том, что они начинаются и заканчиваются, а не продолжаются всю жизнь человека. По окончании сензитивного периода, ребёнок проявит равнодушие к тому, что ещё совсем недавно так притягивало его.
Кроме того, после окончания сензитивного периода, если его возможности были упущены, освоение тех же самых навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким, быстрым и радостным для ребёнка.
- Неоднородны
У каждого сензитивного периода своя продолжительность, своё время начала, наибольшей интенсивности и затухания. Например, сензитивный период развития языка длится с 7 месяцев внутриутробного развития и до 6-7 лет, в то время как сензитивный период восприятия порядка может продолжаться с рождения до 4 или 4.5 лет.
- Действуют бессознательно
Ребёнок абсолютно неосознанно стремится к определённой деятельности и, соответственно, не может сказать нам, почему ему хочется повторять то или иной действие.
Нам, взрослым, наверняка, заметно облегчило бы нашу жизнь с ребёнком, если бы он мог объяснить причину своих действий и реакций, например, так:
Источник фото: www.dailymail.co.uk
«Папа, подожди, для меня сейчас очень важно рассмотреть все детали этого листика и жучка на тропинке, ты же знаешь, у меня сейчас сензитивный период восприятия мелких деталей. Не раздражайся, пожалуйста, я сейчас рассмотрю всё и мы пойдём дальше».
Это, конечно, только мечты, а в реальности, если мы не понимаем внутренние процессы, происходящие в своём ребёнке, нам так легко пойти по пути раздражения или злости, а ребёнку испытывать расстройство от того, что его не понимают и не дают возможность делать то, что всё его внутреннее существо тянет делать.
Сензитивные периоды у детей до 6 лет
Следует отметить, что нет единого мнения по поводу количества сензитивных периодов в Монтессори-педагогике, как и в принципе в педагогике. Одни выделяют шесть, другие- пять, третьи — четыре, и у каждого есть весомые обоснования. Всё дело в том, что сама Мария Монтессори не выделила их чёткой категоризации, хотя и писала о сензитивных периодах, поэтому выделение конкретных периодов является уже более поздней интерпретацией её трудов и отличается в разных преемственных линиях.
Кроме того, можно встретить несколько различающиеся названия одних и тех же периодов, а также расхождения во временных рамках.
В той линии преемственности, с которой идут мои АМИ-тренеры для возрастной группы 3-6, выделяют четыре основных сензитивных периода:
- восприятия порядка (с рождения до 4.5 лет);
- развития и совершенствования движений (с рождения до 4.5 лет);
- развития речи (7 мес. внутриутробно до 6/7 лет);
- развития и совершенствования сенсорного восприятия (с рождения до 4 лет).
При этом упоминается, что некоторые охватывают собой более мелкие периоды, как например, в сензитивном периоде развития речи можно выделить период усвоения социальных навыков, период овладения письмом и чтением.
Другие Монтессори-тренеры помимо вышеупомянутых четырёх отдельно выделяют сензитивный период усвоения социальных норм и сензитивный период восприятия мелких предметов.
Здесь вспоминается метафора с радугой: разные люди смотрят на радугу и воспринимают разные оттенки цветов и, соответственно, их количество. Это не меняет самой радуги — она остаётся как есть, просто разные люди видят её немного иначе.
Сензитивные периоды и окружающая среда
Когда сензитивные периоды оперируют в ребёнке, он будет делать всё возможное, чтобы удовлетворить их.
Однако, насколько он сможет удовлетворить их и реализовать свой потенциал для развития будет во многом зависеть от среды. Сможет ли ребёнок развить свой потенциал в его полноте? Или только его часть? Или проявлениям сензитивных периодов серьёзно препятствуют?
Мария Монтессори пишет:
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]«Если у ребёнка нет подходящих наружных средств, он никогда не сможет воспользоваться его огромной энергией, которой природа наградила его. Он испытывает непроизвольный позыв к деятельности, заслуживающей всей его энергии, потому что таким образом природа побуждает его осуществлять развитие его способностей. Но если у него нет ничего для удовлетворения такого позыва, что остаётся ребёнку как не распылить его энергию бесцельно с буйной разнузданностью?». [2, p.8][/pullquote]
Источник фото: alwaystimefortea-brooke.blogspot.com
Когда сензитивные периоды оперируют, окружающая среда должна содержать элементы, необходимые для данного сензитивного периода. Кроме того, ребёнок должен иметь доступ и свободу взаимодействовать со средой в нужном для этого направлении (подробности по каждому сензитивному периоду в последующих статьях).
Монтессори-тренер Сара Варнер-Эндрюз в своей лекции сравнивает психологические потребности сензитивных периодов с физиологической потребностью удовлетворить голод. Когда мы голодны, нам нужно поесть, и обычно всё остальное временно уходит на второй план.
На нашей кухне может быть много полезной еды, съев которую наш организм получит наибольшую пользу и силы для поддержания жизнедеятельности. А может быть, кухня заполнена нездоровой, полуфабрикатной едой. При сильном голоде и за неимением лучшего, мы её, конечно, съедим, но тело не получит необходимые ему питательные вещества и вряд ли будет чувствовать себя на высоте.
Если еды нет вообще, то, соответственно, есть мы не будем, но наше физическое и эмоциональное состояние от этого испытает определённые изменения (что проявиться по-разному у разных людей).
А теперь представим следующую картину: мы безумно голодны, мы видим еду и жаждем положить в рот кусочек, но каждый раз, когда мы протягиваеем руку взять кусочек, мы получаем шлепок по руке со словами: «Не трогай!»
Или вместо того, чтобы дать нам поесть, нас садят за экран телевизора или дают в руки карандаши и раскраску…. «По невнимательности или из добрых соображений, наш голод не утолён, тело и дух оставлены страдать» [3, стр.19].
Подобная аналогия позволяет понять ребёнка в ситуации, когда сензитивные периоды направляют его к той или иной деятельности, и среда либо предоставляет ему возможность «утолить» этот голод, либо препятствует или отвлекает на что-то другое.
Зачем знать о сензитивных периодах
Сензитивные периоды проявляются, знаем мы об этом или нет. Однако, знания о них, даже самые базовые, по меньшей мере, могут помочь лучше понять своего ребёнка, а в идеале позволят сотрудничать с силами природы, а не идти против них, и тем самым помочь ребёнку на его пути построения себя.
Итак, знания о сензитивных периодах позволяют:
Понимать своего ребёнка, когда он:
- неугомонно выполняет одну и ту же деятельность, как например, закрывает и открывает дверь, раз за разом взбирается на горку;
- сильно расстраивается, когда его отрывают от его деятельности;
- противится и выражает недовольство, когда меняется привычный ему распорядок жизни (расположение предметов в доме, распорядок дня, реакции взрослых);
- беспрестанно указывает на предметы и хочет слышать их названия;
- стремиться всё потрогать, подержать, испробовать на вкус;
- постоянно стремится к движению.
Извлечь максимальную пользу из этого времени, когда овладение навыками и формирование психических характеристик происходит наиболее эффективно, естественно и радостно для ребёнка.
Устранять препятствия на пути реализации потенциала сензитивных периодов. Такими препятствиями могут быть прерывание деятельности ребёнка, одёргивание от его попыток взаимодействовать со средой, а также отсутствие в среде необходимых элементов. Подробнее о препятствиях и о том, как поддерживать ребёнка в сензитивные периоды, можно будет узнать в последующих статьях, посвящённых каждому сензитивному периоду.
Основные выводы
В заключение, сформулируем основные выводы из представленной в этой статье информации:
Каждый ребёнок проходит через сензитивные периоды — временные промежутки особой чувствительности к определённым аспектам развития, которые проявляются в неудержимом интересе к определённым аспектам окружающей среды и способности овладевать новыми навыками эффективно, легко и радостно.
Источник фото: morethanjustmontessori.blogspot.com
Действие сензитивных периодов не поддаётся ни сознанию ребёнка, ни воздействию извне. Однако от качества окружающей среды и возможности ребёнка свободно взаимодействовать с нею зависит, насколько ребёнку удастся воспользоваться потенциалом сензитивных периодов.
Наша задача — уважать эту движущую силу природы ребёнка и создавать условия в окружающей среде, которые максимально поддержат его сензитивные периоды и предоставят ребёнку возможность следовать внутренним позывам.
Для того мы учимся распознавать и отзываться на сензитивные периоды. Мы учимся наблюдать за ребёнком, и на основе наблюдений предоставлять ему то, что ему необходимо для развития в конкретный период.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
- Montessori, Maria (1936). The Secret of Childhood. B.B. Carter trans. New Dehli, India: Orient Blackswan Private Limited, 2011.
- Montessori, Maria. The Child. AMI pamphlet: Amsterdam, The Nertherlnds: Association Montessori Internationale, 2003.
- Werner Andrews, Sarah. Sensitive Periods. Unpublished lecture, 2013-2014, Montessori Northwest, Portland, OR.
Источник
Шесть сензитивных периодов развития ребенка
Период развития речи ребенка (от рождения до 6 лет)
Процесс усвоения родного языка начинается еще во время внутриутробного развития плода — ребенок отличает голос матери от других звуков, улавливает интонации, настроение речи. В это время наиболее ярко раскрывается принцип «впитывающего разума» у детей. Находясь в постоянном взаимодействии с языковой средой, ребенок к трем месяцам может отличать родную речь от иностранного языка, к году у него формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный.
Период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет)
После рождения ребенок сталкивается с резким изменением окружающей среды, которую ему предстоит освоить. Несмотря на то, что он обладает всеми чувствами, умение анализировать и утончать их — процесс длительный и интересный. Очень важно в этот период дать натрогаться, напробоваться, насмотреться и наслушаться — это залог гармоничного развития всех отделов головного мозга.
Период освоения движений и действий (от 1 до 4 лет)
Владение собственным телом — один из важнейших факторов развития личности в целом и отдельных способностей. Очень важно дать ребенку возможность овладевать своим телом, чувствовать его границы, центр тяжести, пробовать различные виды движения. Часто родители отдают предпочтение развитию только мелкой моторики, однако стоит отметить тот факт, что умение ходить по линии, забираться и спускаться с лестницы, прыгать, подкидывать мяч ничуть не меньше влияют на интеллектуальное и психическое развитие.
Период интереса к мелким предметам (от 1,5 до 4,5 лет)
С двух лет ребенок начинает остро видеть соринки на полу, крошки на столе, божью коровку на травинке (у которой к тому же обнаруживаются пятнышки и лапки). Он стремится овладеть этим «маленьким» миром, в процессе тренируя мелкую моторику, утончая движения руки, тем самым он подготавливает свой мозг к письму, чтению, развитию речи.
Период восприятия порядка (от рождения до 3 лет)
Чтобы понять, насколько важен порядок для ребенка мы можем представить себя в ситуации невесомости, когда непонятно где пол, где потолок, как взаимодействовать с предметами. Порядок для малыша — это ощущение безопасности, стабильности, владения ситуацией. Порядок в окружающей среде — ребенку важно, чтобы вещи находились на своих местах, потому что это дает уверенность в том, что он найдет то, что ему нужно. В этот сензитивный период очень легко научить ребенка поддерживать чистоту и порядок в комнате, на рабочем месте. Самое главное в этом процессе — самим поддерживать его. Порядок во времени — понимание времени формируется значительно позднее, при этом малыш нуждается во временных якорях и последовательностях (искупались-сказка-сон, проснулся-зарядка-завтрак и т.д.), которые дают ощущение безопасности и формируют доверие к миру. Порядок в отношениях — здесь речь идет об одинаковых реакциях разных взрослых, а проще говоря, единстве правил общения с ребенком. Если мама говорит, что нельзя сладкое перед едой, то такой же точки зрения придерживается и папа, и бабушка.
Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)
Пройдя через кризисы первого года жизни, ребенок получает определенную независимость от взрослого и начинает выстраивать различные поведенческие модели.
Формирование собственного Я идет через взаимоотношения с другими людьми и теми реакциями, которые они возвращают ребенку. При этом важно понимать, что принцип впитывающего разума работает и здесь.
И сколько бы не говорили взрослые, что «нужно делиться, здороваться, и что обманывать плохо», пока они сами в своей повседневной жизни не проявляют щедрости, молча заходят в лифт с соседями и просят сказать, что их нет дома звонящим по телефону — усилия их будут тщетны, просто слова бесполезны.
Возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от конкретного ребенка и его личных особенностей. Знание о существовании сензитивных периодов и их основных особенностях являются необходимыми для того, чтобы создать вокруг ребенка максимально эффективную среду для развития в соответствии с его потребностями.
Поделиться в социальных сетях
Источник
Сензитивные периоды
развития, о которых должны знать родители.
Разум человека не появляется на пустом месте.
Он строится на
фундаменте, который ребенок
закладывает во время своих сензитивных периодов.
М. Монтессори.
В развитии каждого ребенка бывают периоды спада и
подъема. В период подъема малыш активнее всего воспринимает информацию и
быстрее, чем в другое время, обучается каким-либо способам, видам деятельности.
Такой период Мария Монтессори назвала сензитивным. Человеку никогда больше не
удастся так легко овладеть знанием, так радостно научиться чему-либо, как в
соответствующий сензитивный период.
К сожалению, благоприятные периоды приходят и уходят
безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться
ими для развития своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время
возникновения и длительность сензитивных периодов. Сензитивные периоды
универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании
хода развития ребенка играет искусство наблюдения. И в ваших силах, зная о
существовании таких периодов, создать максимальные условия для развития своего
малыша.
М. Монтессори выделила и описала следующие сензитивные
периоды в развитии детей от 0 до 6 лет:
-период развития речи
-период восприятия порядка
-период сенсорного развития
-период восприятия маленьких предметов
-период развития движений и действий
-период развития социальных навыков.
«Подготовленная среда» и дидактический
материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают
оптимальные условия для естественного хода развития каждого уникального и
неповторимого ребенка.
Сензитивный период развития речи
Длится в
среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет
(вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не
родившимся ребенком, петь ему песни). Внутри данного периода можно выделить
следующие этапы:
К 4.5 месяцам
ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка
об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, ярко выделяется
красная нить — речь.Дети учатся подражать звукам, они постоянно выплевывают
что-нибудь, надувают пузыри из слюней- так начинается тренировка мышц речевого аппарата.
К году ребенок сознательно выговаривает первое слово,
впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. К полутора годам
ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он начинает осваивать грамматические нормы языка, но из-за нехватки
слов ребенок говорит на своем «детском» языке. В это период очень важно как
можно больше разговаривать с ребенком, читать, рассказывать ему сказки. Но
нельзя «сюсюкать» с ним и придумывать специальный, упрощенный
«детский» язык, даже если они умиляют вас до слез. Наоборот, в этом
возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого
должна быть грамотной, ясной и четкой.
Примерно с 2-х — 2.5 лет происходит лавинообразное
нарастание словаря ребенка. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой.
Вам предоставляется прекрасная
возможность услышать логические цепочки ребенка, последовательность его мыслей,
о чем он думает в этот момент.
Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно
становятся внутренними.
В 3 — 4 года ребенок начинает говорить целенаправленно
и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может,
например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу
собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.Дети
этого возраста живо интересуются символами звуков — буквами, с удовольствием
играют с алфавитом, обводят шершавые буквы.
К 4.5- 5 годам ребенок готов не только без
принуждения, но и самостоятельно учиться читать.
Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую
необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне
рамок соответствующего сенситивного периода, т. е. под принуждением (учиться
читать, писать и прочее), то к результату они приходят позже или не приходят
совсем.
Сензитивный период восприятия порядка
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап
наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.
Этот период можно назвать «золотым» периодом для приучения ребенка к
аккуратности. По мнению Марии Монтессори ребенок испытывает настоящую страсть к
соблюдению привычного порядка. Но, для ребенка порядок означает нечто иное, чем
для взрослого. Для него важны чувство постоянства и строго определенный
жизненный уклад: порядок в расположении его игрушек, вещей, порядок в отношении
людей к предметам, режим дня. Но без вашей помощи сам ребенок не будет
соблюдать порядок. Ваша задача- помочь ему, начиная наводить порядок на
«территории» ребенка сами, постепенно вовлекайте в это занятие малыша. Ваш
пример – единственный критерий нормы поведения для вашего ребенка.
Взрослые уже владеют определенными
нормами поведения, а ребенок будет моделировать свое поведение, опираясь на ваш
пример. Иногда родителям приходится наступить на горло собственной
креативности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами
домашнего обихода и освоить общепринятые способы действия с ними, постепенно
становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.
Сензитивный период сенсорного развития
Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет- это период
активного чувственного развития. Ребенок становится особенно восприимчив к
цвету, форме, размерам предметов, звукам.
Сначала информацию о мире он получает через тактильные
ощущения, запахи. Затем основным источником становятся зрение и слух. Ребенок
запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все
развивающие игрушки, рекомендованные для этого возраста, учитывают эту
особенность.
Сензитивный период восприятия мелких предметов
Длится в
среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он
доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами,
горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно
взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку
возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной
потребности.
А на самом деле ребенка интересует проблема целого и
части, он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол
фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь,
состоят из еще более мелких частей. Таким образом, ребенок ощущает, что мир
делим и состоит из все более и более мелких частей. Взрослым необходимо придать
позитивный оттенок этому процессу, направить в «мирное русло» познавательную
активность маленького исследователя, предоставив ребенку условия для
адекватного отреагирования его интереса.
Сензитивный период развития движений и действий
От рождения до 3,5лет движение – способ познания мира,
и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Благодаря
движению происходит развитие всех
психических функций. Чем сложнее движения, тем больше требуется не только физических,
но и умственных усилий. Таким образом, все воспитательные приемы и методы,
ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения
являются преступлением против его естественного развития.
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте 2.5 — 6 лет ребенок быстро усваивает формы
общения и хочет их применять. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил
дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Ваша
задача – показать ребенку, что хорошо и что плохо, научит его осознавать это.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения,
чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых
разных людей.
Источник