Семья развитие личности ребенка

Семья развитие личности ребенка thumbnail

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её
членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к
другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие
детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для
эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В
процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье,
ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким
будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь
многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы
поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как
семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий
которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить
полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь
с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и
просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда
не сможет конкурировать с семьёй.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней
человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы
личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе
близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и
другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей,
предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и
самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании
нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или
разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее
членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует
появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только
ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “
охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи
обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии
жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает
и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые
коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет
вывести определённую зависимость: успешность формирования личности
обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на
воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания
личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления
личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители –
первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем
остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и
учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными
контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает
душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий.
Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства
материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой
привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его
близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от
состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям
человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в
какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной
или неполной.

Читайте также:  Школа развития умный ребенок 2 3 года заболотная э

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать
старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В
общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство
долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со
взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают
грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность,
нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными
условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка
со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной
квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении
театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с
ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой
ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в
это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет
эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями
учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит
манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть
обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и
всестороннего развития ребенка.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным
средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды
у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания,
главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости
родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта
уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них:
любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое
печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная
любовь. К чему она может привести?

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё
можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться.
У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и
другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых
лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и
человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек
ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей
властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в
обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей
как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных
обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно
внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители.
Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования
сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если
организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это
способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между
родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и
педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие
взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и
родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов
на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители
желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди,
имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в
решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный
совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать
ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании
его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его
негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных
ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия
выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное
доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними,
договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию
необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия,
общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога,
и он не может обойтись без их совета и помощи.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка москва

Заключение.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания.
Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление
личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет
главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из
семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения
к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова
Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”.
Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно
смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим
поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с
незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда
противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся
большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем
детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы,
предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём
же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда
соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они
видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не
педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Источник

Еремеева Ольга
Влияние семьи на развитие личности ребенка

Влияние семьи на развитие личности ребенка

АВТОРИТАРНЫЙ ТИП

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.

При таком стиле детско-родительских отношений:

• ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;

• у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;

• ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

Читайте также:  Развитие личности ребенка через искусство

В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:

• при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;

• вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем;

• став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

ГИПЕРОПЕКАЮЩИЙ ТИП

Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

• у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;

• они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;

• ДО начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

• ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;

• он станет инфантильно-потребительски относиться к миру;У будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет;

• ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.

ГИПООПЕКЮЩИЙ ТИП

Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско-родительских отношений:

• у родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;

• ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

Однако в дальнейшем:

• отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;

• отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.

ДЕМОКРАТИЧНЫЙ ТИП

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений:

• жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;

• отсутствуют простые решения, иллюзия контроле над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;

• родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.

Однако в дальнейшем ребенок:

• вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;

• осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;

• приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

Источник