Семья как среда развития ребенка с нарушением в развитии

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ,

СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

ВЫПУСК 5

СБОРНИК СТАТЕЙ

Москва 2014.

Ткаченко Г.В. «Семья, как развивающая среда для ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья ». стр. 22

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

   На современном этапе  развития образования, специалисты рассматривают семью кА реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Семья, по определению В.В.Ткачевой, является системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная среда, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные личностные качества, доброе отношение к миру.

    Рождение больного ребенка, как правило, меняет весь уклад жизни семьи, изменяет ее психологический климат. Члены семьи оказываются в состоянии непрерывно нарастающего стресса, что провоцирует конфликтные отношения в семье, ведет к тому, что родители замыкаются в своем горе и ограничивают общение с социумом. О.К. Агавелян, О.Г.Комарова условно выделяют несколько стадий приспособления семьи к рождению аномального ребенка:

   1 – я стадия – стадия шока, агрессии и отрицания. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат.

   2-я стадия – фаза скорби по несостоявшейся надежде на рождение желанного здорового ребенка. Родители приходят к пониманию, что они в ответе за своего малыша, однако чувствуют собственную беспомощность в вопросах воспитания и ухода за ним, ищут совета у специалистов.

   3-я стадия – адаптация. Родители принимают сложившуюся ситуацию и устраивают жизнь своей семьи с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок.

   Появление в семье больного ребенка является длительно действующим психотравмирующим фактором. Родители оказываются беспомощными, их положение В.В.Ткачева характеризует как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик. Автор выделяет три уровня деформации внутрисемейных отношений и социальных контактов у родителей:

  1. Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается родителями, как величайшая трагедия. Пролонгированная стрессовая ситуация оказывает сильное деформированное воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, сформировавшегося в семье жизненного уклада.
  2. Социальный уровень: факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период становится испытанием для проверки подлинности чувств между супругами, между каждым из родителей и больным ребенком. Вследствие особенностей состояния и развития ребенка, а также по причине личностных установок семья становится малообщительной и избирательной в контактах, сужает круг своих знакомых и родственников.
  3. Соматический уровень: длительная психотравма и значительная физическая нагрузка, связанная с уходом за больным ребенком, является психогенным и соматогенным фактором для организма и психики родителей, особенно матерей. Чем длиннее психопатогенная ситуация, то есть, чем старше становится ребенок, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья.

    Родители, оказавшись совершенно не подготовленными к появлению больного ребенка в семье, нуждаются в оказании им всесторонней помощи: медицинской, психологической, педагогической.

   В научной литературе преимущественно внимание уделяется изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями  развития: выраженная умственная отсталость, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и другие. Нас интересовали исследования ученых в области взаимодействия с семьями детей с ограниченными нарушениями в развитии, поскольку вклад специалистов, работающих с разными категориями аномальных детей в разработку аспектов взаимодействия с семьями имеет огромную ценность. Рассматривая различные подходы к организации взаимодействия с семьями детей с проблемами в развитии, мы исходили из того, что ЗПР может являться составной частью структуры дефекта развития любого аномального ребенка с ДЦП, РДА, нарушением слуха, нарушением зрения и другими.

    В работах С.Г.Шевченко, Н.В.Бабкиной, посвященных организации обучения детей с ЗПР в классах КРО, отмечается, что для того, чтобы сделать пребывание ребенка в стенах школы более комфортным, создать чувство защищенности и поддержки, необходимы объединенные усилия педагогов и родителей. Групповые и индивидуальные формы работы с родителями, воспитывающими ребенка с ЗПР, а так же такие активные формы работы как психологические тренинги, семинары-практикумы и тематические консультации предлагает использовать Е.А. Екжанова. В работах Н.Ю. Боряковой, М.А. Касициной, посвященных коррекционно-педагогической работе в ДОУ для детей с ЗПР организации взаимодействия с семьей уделяется особое внимание. Авторами предлагаются: активное вовлечение семьи в работу ДОУ, консультирование родителей доступным им методами и приемами оказания коррекционной помощи детям с ЗПР в условиях семьи, организация обратной связи родителей с дошкольным учреждением.

    В исследованиях Н.Л. Анисимовой, Р.Ж. Мухамедрахимова, В.Д. Ермакович, А.В. Закрепиной определены особенности, влияющие на эффективность взаимодействия с родителями детей с ЗПР. Таковыми названы: возрастные особенности родителей, социально-экономические особенности семьи, особенности типов родительских взаимоотношений и стилей воспитания, возрастные особенности сотрудников ДОУ, особенности навыков педагогов с родителями.

   Направления деятельности по повышению педагогической культуры семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР сформулировала С.А.Мухина: дифференцированный подход на основе глубокого изучения личности ребенка, особенностей межличностных отношений в конкретной семье, ознакомление с уровнем педагогической культуры родителей; индивидуализация, направленная на более четкое взаимодействие на конкретного ребенка, исходя из его личности, условий воспитания вне образовательного учреждения, перспективных планов семьи и самого ребенка.

Читайте также:  Развитие игры аутичного ребенка

   Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важным условием всестороннего развития ребенка с ЗПР. Достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в ДОУ для детей с ЗПР не всегда обеспечивает трансформирование полученных знаний и навыков в реальную жизнь.

   О.Б. Дудко отмечает, что необходимым условием закрепления, достигнутого является воздействие на близких ребенку взрослых, с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружения родителей адекватными способами коммуникации. Автором разработан алгоритм психолго-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР, включающий в себя четыре этапа:

I этап – пропедевтический, его целью является установление эмоционального контакта с родителями и детьми.

II этап – диагностический, его цель – выявление социально-психологического статуса семьи ребенка с ЗПР.

III этап – компенсирующий, корригирующий, формирующий. Его цель – осуществление адекватного, эффективного психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ЗПР.

IV этап – контрольный, целью которого является осуществление дифференцированного подхода к определению условий обучения в следующем звене образовательного процесса.

   На определенных этапах развития государства отношение к семье и семейному воспитанию менялось в зависимости от социального заказа. В настоящее время в условиях гуманизации и демократизации общества отношение к семье и семейному воспитанию регулируется Законом РФ «Об образовании» и семейным кодексом РФ, в которых приоритетная роль в воспитании ребенка отводится семье: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка (статья 18 Закона РФ «Об образовании»). Роль детского сада определена Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть ДОУ».

   Важные, на наш взгляд положения, направленные на создание системы образования родителей, содержатся в исследованиях О.Б.Дудко: ориентация на актуальные, значимые проблемы, влияющие на развитие детей; развитие родительской рефлексии; учет личного опыта родителей, апелляция к интерпритациии жизненных и семейных отношений; подвижность образовательных программ, вариативность содержания, форм и методов образования родителей; стимулирующий эффект параллельного процесса (родители-дети); отказ от нравоучительного тона; объединение, консолидация родителей относительно участия в образовательном процессе.

   В работах Е.П. Арнаутовой, И.Ф.Дементьевой, О.Л. Зверевой, В. П. Дубровой, В.М. Ивановой, Т.В.Кротовой называются принципы организации взаимодействия с семьями:

  1. Принцип доверительности отношений педагогов с родителями предполагает уверенность родителей в профессиональной компетенции педагога, его умении понять и помочь решить проблемы воспитания ребенка в семье.
  2. Принцип подхода к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия предполагает, что родители являются социальными заказчиками, партнерами по воспитанию ребенка.
  3. Принцип утверждения самооценки родителей подразумевает уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, прав на ошибки и заблуждения, отказ педагога от оценочной позиции по отношению к родителю, создание условий, при которых родители могут проявить свои положительные качества и способности.
  4. Принцип личной заинтересованности родителей позволяет родителям увидеть пользу взаимодействия с педагогом лично для своего ребенка, себя и своей семьи, что поможет им правильно строить совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию более прогностической.
  5. Принцип эмансипации родителей предполагает свободу родителей от прежних взглядов и установок, побуждение к более глубокому познанию самих себя, чтобы лучше понимать своих детей.

   Ребенку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере понимания, счастья и любви. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок особенно нуждается в поддержке и помощи близких ему людей. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Литература

  1. Агавелян О.К. общение детей с нарушением умственного развития. Автореферат диссертация  д-ра психолог. наук. – М., 1989  – 39 с.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., Издательский дом «Карапуз», 2001. – 264с.
  3. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей// Управление ДОУ. 2002.- № 4. – с.18-28.
  4. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000 – 167с
  5. Дуброва В.П. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. – Минск, 1997 – 74 с.
  6. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетенции учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР. – Автореферат диссертация  канд. пед. наук. – М.,2009
  7. Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  8. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца// Вопросы психологии. – 1994. — № 6. – с 16-25.
  9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2004. – Книга1. – 96с.; Книга 2. – 108с.
  10. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. – Книголюб, 2007. – 144с.

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

ГБОУ СОШ № 2035

                                                                                                                             Учитель-логопед

Читайте также:  Пиаже периодизация развития ребенка

                                                                                                                        Ткаченко Г.В.

Источник

Семья в жизни каждого человека играет самую важную роль. Для ребенка, семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от состояния здоровья, социального статуса и индивидуальных особенностей. Для ребенка с ограниченными возможностями, контакт которого с миром сужен, роль семьи возрастает. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка. Родители обязаны создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования правильного отношения к миру, для дальнейшей успешной социализации.

         Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для всей семьи. Выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:

1)    Шок. Характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

2)    Неадекватное отношение к дефекту. Проявляется в негативизме и отрицании поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

3)    Частичное осознание дефекта ребенка, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений.

4)    Принятие дефекта, социально-психологическая адаптации всех членов семьи, вызванная установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям, выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребенку, формирование навыков обеспечения будущего своего ребенка. 

          Семьи с особыми детьми переживают неуверенность, страх, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать и развивать ребенка с физическими или психическими ограничениями. Для того, чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье  имеющей ребенка-инвалида, необходима  помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих.

        Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед ребёнком, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.

        В центре реабилитации «Фламинго» отделение психолого-педагогической помощи оказывает комплексную помощь и поддержку семье.  Применяются  такие формы работы как: семейное консультирование, обучение родителей адекватным способам общения с ребенком, консультативно-диагностическая помощь, школа молодой семьи.  

          На ранних этапах развития ребёнка с ограниченными возможностями от рождения  до трёх лет, родителям оказывается консультативно-диагностическая помощь. Цель данной работы — оказывать результативную помощь родителям в освоении эффективных «домашних» методов реабилитации ребёнка. Родители могут проконсультироваться по вопросам воспитания, развития, игровым приёмам занятий и обучения детей раннего возраста в домашних условиях. Для определения  уровня развития ребёнка и его способностей к дальнейшему продвижению применяется развивающий тест В.Штрасмайера. С его помощью можно узнать, какими навыками (самообслуживание — социальное развитие; мелкая моторика; общая моторика; речь; мышление,  восприятие) в разных областях  владеет ребенок и каким может быть высший уровень его достижений.  Данный тест имеет  диагностическую и развивающую направленность, помогая специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками, также позволяет составлять практические рекомендации родителям по развитию ребенка.

       Семейное консультирование включает в себя диагностику детско – родительских отношений, консультирование по семейным вопросам, психотерапию по сложным семейным ситуациям (кризис семьи, развод, внутрисемейные отношения, созависимость от состояния ребёнка).

       Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с особым ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.

       Для анализа детско-родительских отношений в семье, в работе психологами используются следующие диагностические методики:

1)  Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) – создан В. Юстицкисом и Э.Г. Эйдемиллером.  Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.  По результатам с родителями проводится разъяснительная работа и рациональная психотерапия.

2)  Диагностика родительской тревожности – модификация методики «Диагностика профессиональной и родительской тревожности», которая была разработана Прихожан А.М. Методика выявляет уровень напряженности в родительско-детских отношениях. Очень часто родители детей-инвалидов сталкиваются с «проблемой адаптации», они воспринимают болезнь ребенка как постоянный стрессогенный фактор.

3)  Методика PARI, адаптированная в России Т.В. Нещерет «Измерение родительских установок и реакций». Позволяет изучить отношение родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Данная методика затрагивает сферу взаимоотношений родителей и ребенка, отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.

4) Экспресс-диагностика семейного состояния – разработана Р.В.Овчаровой.

Позволяет  оценить наличие и уровень выраженности таких отклонений в эмоциональном состоянии при семейном взаимодействии, как чувство вины, тревоги и нервно-психического напряжения. А также оценить общую семейную тревожность и необходимость дополнительного анализа сферы родительско-детских отношений.

Читайте также:  Диагностика развития внимания ребенка дошкольного возраста

5)  Опросник «Сенсорные предпочтения» – методика, разработанная Н.Л. Васильевой. Предназначен для определения индивидуальных особенностей личности.                  

           По итогам диагностики с семьями проводятся консультации. Давая консультации, специалисты отвечают на вопросы родителей и детей, стараются дать им квалифицированный совет. Родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей, гармонизируют их душевное состояние. У многих родителей сменяются пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка, появляются довольно оптимистичные взгляды на жизнь. Психолог помогает родителям правильно анализировать ощущения своих детей, распознавать особенности их эмоционального состояния, грамотно оказывать помощь в решении трудных для них ситуаций.

         Психотерапия ориентирована на снижение уровня психоэмоционального напряжения; создание благоприятного психоэмоционального кли­мата в семьях; формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Здесь разрешаются  следующие задачи: коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких, как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка; коррекция взаимоотношений с ребенком по пути от взаимоотношений, характеризуемых, как гиперопека  или гипоопека,  к оптимальным взаимоотношениям; коррекция внутреннего психологического состояния родителей: состояние переживания неуспеха, связанного с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от его «маленьких» успехов и многое другое.  Задачи разрешаются с использованием современных методов психотерапии:  релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, а также  психологические консультации  и   тренинги.

        Релаксации, аутогенные тренировки, проводимые в сенсорной комнате нашего центра, способствуют нормализации психического состояния у родителей, улучшают эмоциональное состояние, сохраняют и укрепляют здоровье, снижают беспокойство и агрессивность, снимают нервное возбуждение и тревожность, имеют релаксирующий эффект. Меняется настроение, возникает чувство покоя и релаксации, радости и удовлетворения, меняется отношение к себе.

       Важным направлением в работе с родителями является  школа семьи. Целью которой является осознание, принятие, адекватное отношение родителей к болезни ребёнка; информированность об особенностях и возможностях развития. Находясь в центре вместе с ребенком, родители не только принимают участие в реабилитационном процессе, но и интенсивно обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях.

       Воспитание и развитие особого ребенка очень сложная задача для всей семьи. Оно требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.

        Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Результат развития во многом зависит от отношения родителей к самому факту рождения особого ребенка, его принятия, выбора стиля и тактики воспитания, понимания особенностей заболевания, возможностей на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между членами семьи.

      Зная особенности развития своего ребенка, его возможности и перспективы развития, можно организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качества. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, внимания, памяти, мышления, формирования навыков самообслуживания, двигательных навыков и умений. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. Важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду и т.д.).

      В семье ребенок усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому так важны в развитии — правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям. Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).

           У большинства особых детей представления об окружающем мире ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем показать ребенку, например, каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках. При упорядоченной жизни в домашних условиях, у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность.

         Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким — все это позволяет спрогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции и развития особого ребенка. Ведь именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Источник