Семья как ресурс социального развития ребенка

Семья как ресурс социального развития ребенка thumbnail

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности ребёнка

Основные вопросы:

  • Функции семьи;

  • Благополучны и неблагополучные семьи

  • Принципы семейного воспитания;

  • Факторы, влияющие на семейное воспитание;

  • Авторитет родителей;

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семьей — называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

БЛАГОПОЛУЧНЫЕ  И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т. к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т. е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

Читайте также:  Методы диагностики развития ребенка дошкольного

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:

  1. Гуманность и милосердие к ребенку;

  2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

  3. Открытость и доверительность отношений с детьми;

  4. Оптимистичность взаимоотношений в семье;

  5. Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;

  6. Оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;

  7. Социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы.

Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции.

Уровень педагогической культуры зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.

В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т. е. приобретение ими: а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т. п.; б) определенных навыков, которые приобретаются в практике семейного воспитания.

В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения.  Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает: 1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учеба, досуг, общение, оздоровление и т. п); 2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическая реабилитация). В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).

Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.

Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы;  3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.

Источник

Е.И. Чалич

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,

г. Екатеринбург

В статье рассматривается проблема семьи как ресурса развития всех её поколений. Перечислены факторы, влияющие на развитие личности в семье. Также раскрыты особенности развития личности ребенка, родителей и пожилых людей. На основе представленных фактов разработаны рекомендации для всех поколений семьи.

Ключевые слова: семья, ресурс, малая группа, факторы развития личности.

В настоящее время проблемы семьи приобрели особую актуальность. В условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений в разных сферах жизнедеятельности человека – политической, экономической, культурной, профессиональной и других, – семья остается единственным институтом, сохранившим сравнительно неизменной свою роль в его жизни. Проводя большую часть своей жизни (особенно в ее начале и конце) в семье, в ней человек получает первые представления о себе, об остальных людях, об окружающем мире, об основных нравственных категориях. Именно в семье он овладевает основными поведенческими навыками, составляющими основу дальнейшего усложнения его поведенческой активности. В семье закладываются основы той личности, с проявлениями которой мы активно взаимодействуем в быту или публично, постоянно или эпизодически, в профессиональной, политической, культурной или иных сферах. Именно в семье человек получает наиболее полное признание своей личности [5].

Традиционно устойчивое внимание сохраняет по отношению к себе проблема изучения детерминант влияния семьи на развитие личности, воспитывающихся в ней детей и психологических особенностей происходящих с ними изменений (Г.М. Андреева, А.И. Антонов, Ю.Е. Алешина, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, А.Я. Варга, А.И. Захаров, С. М. Голод, В.Н. Дружинин, Е.А. Личко, Т.М. Трапезникова, В.А. Петровский, В.В. Столин, В.А. Сысенко, А.С. Спиваковская, А.И. Тащева, Л.Б. Шнейдер, А.Г. Харчев, С. Rogers, R. Beras, N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.).

Проведя анализ подходов к определению семьи, для рассмотрения семьи как ресурса развития личности, наиболее точным подходом является «семья – малая группа». Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представление о семье все более отходят от, безусловно признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в определении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Малая группа является не только проводником, корректирующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где личность реализует усвоенные социальные идеалы.

Читайте также:  Задержка развития ребенка до года симптомы

Как мы уже отметили ранее, развитие личности, представляя собой одну из актуальных проблем психологической науки, вызывает постоянный интерес, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В наиболее распространенном понимании, термин «развитие» отражает реальные изменения, происходящие со временем в строении тела, в мышлении, личности, поведении и т.д. человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

В развитии выделяют следующие ключевые особенности: оно присуще всей человеческой жизни от рождения и каких-либо значимых моментов в жизни человека; толчком к развитию являются жизненные проблемы, придающие ему наполнение и силу; любое развитие включает в себя процессы роста, а не просто личностные изменения [2].

Чтобы понять, что семья является ресурсом развития личности, обозначим факторы развития, выделенные отечественными и зарубежными учёными. Мы проанализировали факторы и условия, влияющие на развитее личности в семье, и, в качестве личностно-развивающих ресурсов семьи рассматриваются ценности, нормы, потребности, устремления, освоение новых социальных ролей, функции, формирующиеся в позитивном пространстве супружеского и детско-родительского взаимодействия и оказывающий значительное влияние на способность человека не только эффективно преодолевать возникающие трудности, но и приобретать ранее не имеющиеся у него возможности личностного роста и развития в любых сферах жизнедеятельности. В целом, психологическая атмосфера семьи выступает тем пространством, в котором реализуется ее важнейшая функция – воспитательная. Именно в семье уникально «сходятся» все факторы, – социальная среда, обучение и воспитание, наследственность, – которые Б.Г. Ананьевым относятся к основным факторам развития (Ананьев Б.Г.).

Среди факторов, обусловливающих состояние семейного микроклимата, называются также отношения родителей друг к другу, организация в семье совместного решения проблем, распределение обязанностей между членами семьи, проведение часов досуга, традиции семьи, нормы семейных отношений, непосредственное воспитание родителями своих детей и множество другого. Каждый из названных факторов обладает своим потенциалом эффективности. Центральную роль в формировании семейной атмосферы играет складывающиеся в соответствующем пространстве отношения – между супругами, супругами и детьми, братьями и сестрами и т.д. [4].

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. Семья является основой для целостного и гармоничного развития детей, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, воспитании в нем важных человеческих качеств. На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: усвоение социального опыта, семейное воспитание, родительский контроль и теплота, удовлетворение потребностей. Именно семья закладывает фундамент становления личности ребёнка, дает возможности для социализации. Успех может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Под влиянием родителей закладывается социальная позиция, структурируется поведение индивида, формируется его эмоционально-когнитивное отношение к своей личности, в значительной мере сохраняющееся в течение всей дальнейшей жизни.

Как мы уже поняли, в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья имеет огромное значение для развития взрослого человека. Взрослый человек благодаря семье обретает смысл жизни, выполняет базисные функции семьи и тем самым удовлетворяет потребности в любви и принятии, в самоутверждении и самореализации, а так же эмоциональные потребности и потребность в безопасности. Так же, в семье осваиваются новые социальные роли. Сначала это супружеская роль (муж и жена), а с момента рождения ребёнка взрослый человек имеет не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, а еще и роли матери и отца, добавляется новая, родительская функция. Освоение именно этих ролей во многом составляет специфику процесса развития. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, приобретается новый социальный опыт и таким образом человек развивается. Не стоит забывать о том, что в семье человек приобретает духовные ценности, нормы и образцы поведения, стиль взаимоотношений между людьми. Всё это и способствует развитию личности взрослого человека в семье [1].

Также, семья по-прежнему является центром интересов пожилых людей. Отношение семьи к пожилому человеку во многом служит показателем ее сплоченности и стабильности.Пожилые люди развиваются в семье, когда удовлетворяются их потребности в принятии, безопасности, общении, помощи за уходом по его здоровью, поддержке и т.д. Так же, когда пожилой человек выходит на пенсию и начинает больше времени проводить с семьёй, у него приобретаются новые ценности, с появлением внуков пожилой человек приобретает новые социальные роли (бабушка или дедушка) и новый опыт во взаимодействии с ними. Если пожилой человек чувствует себя комфортно в семье, имеет возможность взаимодействовать с детьми и внуками, при всем этом удовлетворяются его потребности, приобретаются новые ценности и новый опыт, можно смело говорить о том, что пожилой человек развивается в семье [3].

Читайте также:  Развитие ребенка 5 6 лет родителями

К сожалению, далеко не всегда мы используем ресурсные возможности семьи, воспринимая её только как место для удовлетворения биологических потребностей или «копилку» нерешенных проблем. Изучение особенностей семьи, раскрывая её значимые аспекты, позволяет нам корректировать искаженное представление о семье, и, дает повод задуматься о том, что важно пересмотреть своё отношение, увидеть ресурсы для развития и использовать их, следуя нашим рекомендациям для всех поколений семьи:

Рекомендации для взрослого человека:

1) Принимать новые социальные роли.

2) Видеть возможности в предоставлении условий ребенку для удовлетворения его потребностей.

3) Стараться больше взаимодействовать с детьми (для передачи и получения жизненного опыта).

4) Видеть возможности в выполнении базисных функций семьи для удовлетворения своих потребностей.

5) Рассматривать как возможность реализацию своих методов воспитания и контроля.

Рекомендации для детей:

1) Рассматривать как возможность узнать что-то новое, прислушиваясь к советам старших.

2) Видеть возможности быть открытым и честным с родителями, делиться своими интересами с ними.

3) Стараться больше взаимодействовать с взрослыми, участвовать в совместной деятельности с ними.

4) Видеть возможности для развития контакта с родителями, не бояться делиться с ними своей точкой зрения.

5) Принимать и усваивать опыт от старших поколений.

Рекомендации для пожилого человека:

1) Принимать новые социальные роли.

2) Видеть возможности в поддержании общения со своей семьей.

3) Рассматривать как возможность быть готовым и открытым к общению со всеми членами семьи.

4) По возможности, стараться больше взаимодействовать с детьми и внуками для передачи и получения жизненного опыта и удовлетворения потребностей.

Длительное сохранение интереса к соответствующей предметной области объясняется той непреходящей ролью, которую играет семья в жизни человека вне зависимости от его социальных и личностных характеристик, половозрастного статуса, профессиональных интересов и т.д. Проанализировав источники, мы пришли к выводу, что личностно-развивающие ресурсы семьи интегрируют в себе ресурсы супружеских и детско-родительских отношений, а также отношений между пожилыми людьми и их детьми, внуками. Работы психологов позволили полнее понять многие процессы, характерные для семьи, детско-родительских отношений, взаимоотношения брачных партнеров и т.д. Они позволили сделать более визуализированным тот вклад, который вносит семья в множественно переживаемые личностью на протяжении жизни адаптационные состояния, показали, какова ее роль в процессах социализации, в чем состоят причины деструктивного влияния семьи на личность. Тем самым на научной основе была подтверждена необходимость сохранения постоянного внимания к проблемам семьи, как со стороны широких слоев общественности, так и со стороны практиков-психологов.

Вместе с тем, проведенную по данной проблематике работу нельзя считать исчерпывающей. Укрепление гуманистических тенденций в современной науке (М.Н. Берулава, Г.А. Берулава, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, К. Роджерс и др.) создало основу для оформления в пространстве психологии семьи новой сферы интересов, направленной на выявление особенностей ее личностно развивающих ресурсов.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — N2

2. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2010. – с. 176.

3. Екжанова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – c. 91

4. Кузнецова И.А. Духовно-нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей : автореферат дис. … кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кузнецова Ирина Александровна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина]. — Санкт-Петербург, 2007. – с. 23.

5. Ткаченко, И. В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология/ И. В.Ткаченко. – м. : кредо, 2009. – с. 58.

Об авторе:

Чалич Екатерина Ивановна, студент 4 курса по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», e-mail: chalichka17@gmail.com

Научный руководитель: Адушкина Ксения Валерьевна, к.психол.н., доцент кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Источник