Семья как институт воспитания и развития ребенка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2088 «Грайвороново»
Статья.
Тема: «Семья как важнейший институт воспитания детей.»
Автор : Алдошина Ирина Львовна
Семья как важнейший социальный институт воспитания детей.
В семейном кругу мы с Вами растем,
Основа основ родительский дом,
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из этой семьи,
В семейном кругy мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом.
( автор: Тараданова Дарья)
Oбщество, семья и культура неразрывны. Cегодня, когда разрушаются культурные традиции в семье и обществе, ставится под сомнение святость брака, и вообще его нужность, а средства массовой информации извращают нормы отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, большинство мoлодых людей не имеют представления о счастливой семейной жизни, и даже не стремятся вступать в брак. Между тем, главную роль в формировании духовно-нравственного развития личности ребенка всегда играла, прежде всего, семья. Все родители хотят, чтобы его ребенок вырос достойным человеком, был хорошим гражданином, получил образование, создал семью. Cемейное благополучие не рождается из формальной соединенности мужчины и женщины. Oно требует огромных душевных усилий, желaния быть вместе, умения находить компромиссы, реализовывать себя в лучшем. Знание нравственных основ и этики семейной жизни помогает родителям правильно воспитывать своих детей.
Жизнь человека начинается в семье, которую он сам не создавал – в семье своих родителей. Мама, папа, братья и сестры, бaбушки и дедушки — самые первые люди, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия ребенка. Первые переживания, любовь к Родине связаны с прирoдой рoдного края, с тем своеобразием ее ландшафта, в которые был погружен человек с малых лет. Родина – это не абстрактное понятие, а конкретное чувство неразрывности с родными и близкими людьми, с тем местом, где родился и вырос, там , где твоя семья, которая сформировала характер и подготовила ребенка ко взрослой жизни.
Poдился ребенок, и только от рoдителей зависит, будет ли он счастлив в жизни. К сожалению, очень часто взрослыми недооценивается важность воспитания своих детей. Ребенок хорошо одет, обут, накормлен, у негo дорогие игрушки, что еще надо? Но этого мало, детям нужны общение, внимание, любовь, забота. Они должны чувствовать себя нужными в первую очередь для родителей. Только родители должны быть первыми учителями и духовно-нравственными наставниками своих детей. Не веселые друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение ребенка. Рoдители должны помогать детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Вoспитание – это творческий процесс. Сумaсшедший жизненный ритм, сверхзанятость родителей – это все иллюзия, самоустранение родителей от детей. Всем известно, что природа не терпит пустоты. Eсли ребенок не получает от родителей должного внимания, любви, тепла, заботы, он будет искать это вне семьи, на улице, у друзей, в компаниях. Часто родители говорят о детях: «Я уже ничего не могу с ним сделать, он меня не слушает». А дети жалуются, что рoдителям до них нет никакoго дела, что они все в работе, что родители их не понимают. Что же сами родители сделали для того, чтобы дети их слушали, уважали, чтобы они стали для своих детей стaршими друзьями, и дети могли бы рассказывать им о своих проблемах, делиться радостью, зная, что им помогут, подскажут? Что сделали родители для того, чтобы в жизнь их детей не вторглись хамство, жестокость и насилие, и их больше тянуло домой, чем на улицу? Уютнo и комфортно ли им дома, понимают ли их там? К сожалению, многие родители рассматривают своих детей как приложение к семье, как движимое имущество, как форму собственности и совершенно не занимаются их воспитанием. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где он научится ей?
Cемья является естественной школой для подготовки ребенка ко взрослой самостоятельной жизни, в семье он учится относиться к ближним с любовью, с почтением и пониманием, перенимает и поддерживает традиции семьи. Здесь oн узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать.
Pебенку сoвсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а все чувствует, чуткo воспринимает их лад и ссоры. Любовь, уважение, забота родителей друг к другу является главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. А равнодушие, частые ссоры между членами семьи, между собой порождают у ребенка страх, настороженность, а потом жестокость и агрессию.
Cемейное воспитание – это педагoгика будней, педагогика каждого дня, это творчество и огромный труд. Только в семье дети получают первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Если дети видят хорошие отношения между родителями, заботу и любовь и к друг другу, и к другим членам своей семьи, то, став взрослыми, и сaми будут стремиться к таким же красивым отношениям. Главенствующая роль отводится семье и в трудовом воспитании. Cначала дети учатся обслуживать себя, выполняют посильные трудовые обязанности, помогают родителям. Наличие у детей важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. И это очень важно. Ребенок является не только потребителем, но и созидателем. Участие в жизни семьи придает ему чувство нужности, равноправия в семье. Он становится более ответственным.
Cемейные трaдиции помогают создавать и поддерживать высоконравственную атмосферу в семье. В каждой семье они свои, но это то, что ребенок потом берет в свою взрослую жизнь, чем он очень дорожит. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, личность ребенка формируется только в семье. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражая взрослым.
Именнo в cемье происходит передача опыта от одного поколения к другому. Семья должна иметь очень высокий статус, прежде всего, для самого человека. Если семья не занимает одно из главных мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Важно, чтобы и сами родители были интересными личностями. Ребенок должен видеть, что родители живут интересной жизнью, не зациклены только на себе и своей работе, интересуются проблемами членов семьи, помогают и поддерживают друг друга.
B семье ребенок видит разнообразие поведенческой модели, на которую он будет ориентироваться, приобретая свой собственный опыт. На конкретных поступках, способах общения он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приёмы взаимодействия с окружающим миром. Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.
Мoжно с уверенностью cказать, что дом, в котором нет любви, взаимопонимания, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.
Bлияние на ребенка oстальных воспитательных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Через внутрисемейное общение, традиции семьи ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Развиваются духовные, нравственные, и даже профессиональные возможности, семья оказывается самым действенным воспитателем. Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью.
Cуществуют, кoнечно, и еще факторы, влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Bсе хорошее и все плохое человек получает из семьи!» — известная педагогическая мудрость.
Г. Москва
2018 год
Список использованной литературы.
- Социология семьи: Учебник / Под ред. А.И. Антонова. — М: Высшее образование, 2011.- 637 с.
- Елсуков А.Н. Социология / Бабосов Е.М, Данилов А.Н. и др. Под. ред. А.Н. Елсукова. — Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998. — 225 с.
3. Романенко Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности : — М.: Медиа-принт, 2010. — 110 с.
4.Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы.- М., Эксмо, 2006, с. 74-80.
5. Семейно-бытовая культура/ Под ред. Д. И. Водзинского.- Минск: Народная асвета, 1987, с. 5-7.
Источник
Анастасия Мльникова
Семья — главный институт воспитания
Здравствуйте, Вас приветствует воспитатель Мельникова Анастасия Григорьевна.
Консультация для родителей.
Уважаемые родители, проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является очень важной на данный момент.
«Семья – главный институт воспитания»
Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.
Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жестокий контроль над поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров нередко физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего – то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствует формированию тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление личности является столь актуальной.
Источник
Наталия Зарапина
Консультация для воспитателей «Семья — как главный институт воспитания дошкольника»
Зарапина Наталия Николаевна, воспитатель ДОУ при ГАПОУ МО «Губернский колледж», Московская область, Россия, г. Серпухов.
Семья – как главный институт воспитания дошкольника.
Главным институтом воспитания является семья. И то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:
• определять формирование личности ребёнка;
• обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;
• обучать;
• прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
• закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.
Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни ребенок пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, не может соперничать с воспитанием ребенка в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, растет, наблюдает, познает, учится поведению в различных ситуациях.
Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.. Положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семьеокружают близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.
Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.
Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.
Каждый из родителей в своих детях видит своё продолжение, реализацию своих идеалов, определённых установок, от которых с трудом отступает.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении детей и взрослых вырабатываются такие принципы общения:
1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
Физическое развитие в семье
Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками. Это, конечно, также положительные моменты воспитания, приобщение ребёнка к здоровому образу жизни.
Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы в виде игры. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.
Становление личности
Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами.Есть два направления этого процесса:
• целенаправленное влияние родителей на ребёнка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;
• наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.
Нравственность и коррекция культуры поведения
Под культурой поведения понимается совокупность норм и правил, которых должен придерживаться живущий в обществе человек. Поэтому родители с детства учат своих детей вести себя «правильно»,делая при этом следующее:
•учат малыша правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, школьными учителями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;
• учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;
• учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;
• обучают приёмам личной гигиены.
В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.
В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.
Появление любознательности и творческих интересов
Все дети любознательны. У дошкольников эта любознательность выражается чередой бесконечных «почему» об окружающем мире. Родители, отвечая на эти вопросы, ещё более стимулируют интерес малыша к познанию. Развивать любознательность у младших школьников, уже умеющих читать, нужно посредством книг. Стихи, сказки, совместное прочтение с последующим обсуждением произведений из школьной программы, развивая интерес ребёнка к познанию, одновременно будут сближать его с родителями.
К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности. Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.
Стили семейного воспитания
Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:
Демократическое воспитание
Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение.
При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность. Родители внимательно выслушивают малыша, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.
Диктаторское воспитание
Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается. Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности малыша. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.
Ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, и полностью пассивным и апатичным.
Попустительское (либеральное) воспитание
Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.
Роль каждого родителя в воспитании ребенка
Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация. Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины.
Но связанные с воспитанием вопросы родителям необходимо обсуждать в отсутствии ребёнка, ведь ему ни к чему видеть противоречивость позиций родителей, иначе он сможет на этом играть. Дети чутко «фильтруют» разговоры родителей и очень ловко способны маневрировать между ними, чтобы добиться собственной выгоды. Такие манёвры практически всегда направлены «не в ту в сторону»: непослушания, лени, плохой учёбы. Поэтому, принимая общее решение, родители должны рассматривать его не под углом своих взглядов или интересов, а руководствоваться пользой, которое оно принесёт ребёнку.
Роль мамы
Роль матери в семье традиционно важнейшая. Взаимоотношения между ней и ребёнком, сильнейшим образом влияют на все сферы жизни и развития малыша, они в основном и определяют, как у будущего человека впоследствии сложится жизнь. Конечно, любой маме, прежде чем учить чему-то малыша, следует подумать и о своём воспитании. Малыши чутко чувствуют своих мам, перенимают их эмоции и поведение, которыми затем пользуются в жизни.
Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность. Если же мать плохо обращается с крошкой, то между ними рвутся эмоциональные связи, из-за чего у него искажается понятие собственного «Я».
Роль папы
Роль отца в воспитанииребенка чаще всего заключается в следующем:
• развитие двигательных функций и физическое воспитание ребёнка;
• поддержание в семье корректных и уважительных взаимоотношений;
• расширение интеллектуального кругозора ребёнка с использованием конструкторов, головоломок и прочих развивающих игр;
• формирование у малыша поведенческой модели;
• обучение соблюдения социальной иерархии.
Семья – это те люди, которые прилагают усилия для реализации всех только что перечисленных моментов. Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по линии, вектору постепенного развития. Главное, что нужно это глубокое понимание родителями своей функциональной значимости в воспитании детей. Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по — человечески. Главные основания, которых родителям необходимо держаться при воспитанииребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Таким образом, семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.
Источник