Семья и ребенок с нарушениями развития
Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник
Татьяна Анатольевна Богданова
Особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями развития
Появление в семье ребенка – одна из самых больших радостей человеческой жизни. С детьми родители связывают свои самые большие и светлые надежды. Уход за малышом требует много времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.
Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз – ощущение вины, затем мысли о незаслуженности случившегося, тревога за будущее… Не так просто и не так легко принять создавшуюся ситуацию.
Иногда взрослые не в силах справиться со сложившейся ситуацией и оставляют своих детей.
Семьи, которые воспитывают «особого» ребенка, часто не выдерживают этого испытания. Не лишне напомнить, что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, ресторан, «корпоратив», отдавая все свое время, внимание и силы ребенку.
Такие семьи сталкиваются с целым рядом и других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Также один из родителей, имея образование и работу, в дальнейшем отказываясь от нее, имеет профессиональную «неудовлетворенность». Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой, чувствует себя отрезанной от окружающего мира, ведет «закрытый» образ жизни.
Когда в семье рождается ребенок-инвалид, семья проходит несколько стадий психического осознания факта рождения ребенка «с ограниченными возможностями». Исследователи Т. Г. Богданова и Н. В. Мезурова выделяют следующие фазы психического осознания факта рождения ребенка с нарушением развития.
Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу своего больного ребенка. Значительность момента сообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки для установления своеобразной социально-эмоциальной связи между родителями и ребенком, имеющим нарушения развития.
Суть второй фазы – состояние шока, которое трансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и чувство стабильности в семье перед лицом факта, грозящего их разрушить.
Третья фаза характеризуется тем, что родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, погружаются в глубокую депрессию.
Четвертая фаза – полное осознание диагноза, психологическая адаптация, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию. По данным ряда исследований, многие родители ее не достигают, зачастую отстраняясь от конструктивного сотрудничества со специалистами. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, ведут практически биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые им помогут хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом обеспечении.
В последнее время увеличивается количество детей с различными нарушениями психического и физического развития, увеличивается и количество семей, воспитывающих этих детей.
Все чаще встречаясь с такими семьями по роду своей деятельности и глядя на красивые,полные жизненной энергии и сил молодые пары задаешь вопрос: Почему?: долгожданный, желанный и любимый малыш, для многих первый, единственный – инвалид! За что?
Подолгу беседуя с родителями, задаешься вопросом, а как бы я повела себя, окажись на их месте; как бы я смогла смотреть в глаза, жить, видеться с родными, близкими, друзьями, знакомыми, соседями, коллегами и с той крохой, которая родилась не похожей на всех!
Пишет папочка ребенка с синдромом Дауна: «В своей жизни мы встретили много трудностей, причина которых была не в нас, они пришли из вне. Многим людям не понять наши переживания. 8 лет ожидания ребенка. Затем – ребенок-инвалид. Кризис в семье, черная полоса жизни – обо всем не расскажешь. Но если бы я смог прожить вторую жизнь, все равно ничего бы в ней не менял».
Читая такие строки, задумываешься, а я смогла бы прожить такую жизнь хотя бы раз!
Источник
Валентина Агапитова
Психологические переживания семьи, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Семья, в которой есть ребенок с нарушениями развития, возможно, большая — с братьями и сестрами, окруженная бабушками и дедушками, а возможно, — только мать с ребенком. Ребенку может быть годик или он уже большой. Разными могут быть и нарушения, и состояние ребенка. Разный состав семей, разное материальное и социальное положение, но переживания чаще всего сходны.
Появление ребенка с нарушениями развития становится крайне интенсивным опытом для семьи, практически разбивает, сложившиеся в семье представления о себе, разрушает ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь.
Многие люди, имеющие детей с нарушениями, по прошествии лет оценивая свою жизнь, говорят, что именно рождение особого ребенка дало их семьям удивительный опыт переосмысления жизни, научило принятию, надежде, вере. Но в начале этого пути отправными переживаниями становятся переживания горя, травмы, потери, сопровождающиеся чувствами вины, отчаяния, боли, несправедливости.
В психологии принято выделять пять основных этапов переживания горя:
1. Отрицание (человек, не верит, что это произошло с ним).
Отрицание является реакцией противоборства, противостояния, крайнего несогласия. Отрицанию может быть подвергнуто то, что вторгается в жизнь человека и разрушает целостную картину мира. Надо заметить, что отрицание является одним из механизмов выживания в крайне тяжелой для человека ситуации.
Иногда отрицание столь сильно, что родители ребенка с глубокими нарушениями и очевидными проблемами до последнего момента не оформляют инвалидность или возлагают большие надежды на какое-то конкретное лечение либо метод воздействия, которые, как им кажется, вернут ребенка и семью в «здоровье», то есть – в счастье.
Будучи защитной реакцией, отрицание связано с сильным напряжением и расходом энергии, которая, если бы ситуация была принята, могла быть использована для изменения.
2. Сделка (человек пытается «совершить сделку» с высшими силами, жизнью, судьбой и т. д. — пообещав себе что-то исправить в своем поведении, образе жизни, а взамен надеясь вернуть благополучие).
Фаза «сделки» характеризуется «магическим», или «фантастическим», типом мышления. В фазе сделки родители могут присоединиться к местным организациям, отстаивающим какие-либо гуманитарные цели. Еще одно характерное проявление фазы сделки-пламенное обращение к религии или ожидание чуда.
3. Гнев (произошедшее вызывает в человеке чувство негодования, несправедливости).
Это может быть гнев на Бога («Почему Я?», на самого себя или на супруга – за то, что произвел на свет больного ребенка или за недостаточную помощь Часто гнев проецируется на специалистов, по мнению родителей, не оказывающих ребенку достаточной помощи (врачей) или плохо его обучающих (учителей).
Выражение гнева часто имеет очистительный эффект и помогает снизить чувство тревоги; однако когда родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребенка, и полностью осознают хроническую природу его нарушений, на место гнева приходит чувство депрессии.
4. Депрессия (все активные попытки бороться с горем завершены, ресурсы истощены, появляются апатия, безразличие, ощущение собственной беспомощности и т. д.).
Для многих родителей депрессия – временный эпизод, хотя некоторые исследователи говорят о «хронической скорби», испытываемой родителями. Депрессия может совпасть с определенной стадией семейного жизненного цикла. Смена циклов часто приносит с собой перемены и предполагает сравнение с другими детьми и другими семьями. Кроме того, тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка, и от ее способности справляться с трудностями.
5. Принятие (человек учится примиряться со своей нынешней жизнью-такой, какая есть, принимать ее, видеть в ней положительные стороны, появляется желание жить дальше).
Принятие необходимо, чтобы начать строить свою жизнь по-новому, чтобы появилось место для нового будущего с этим особенным ребенком. Оно создает пространство для наблюдения и понимания, позволяет увидеть возможности, которые до этого были сокрытыми. Оно освобождает силы, которые ранее уходили на сопротивление.
Надо отметить, что принятие — это не одномоментное событие во внутренней жизни. Скорее можно говорить о принятии, как о постоянном душевном процессе. У принятия есть и «практическая»сторона: именно принятие позволяет обратиться за помощью, а затем эффективно ею пользоваться. При тяжелых нарушениях у ребенка изменение его состояния, его обучение и развитие будут происходить очень и очень медленно по сравнению с его сверстниками. Для того чтобы способствовать этому развитию и получать радость от изменений, нужно научиться наблюдать, видеть и ценить даже маленькие шаги. Все это возможно только в том случае, если появится принятие настоящего состояния ребенка и собственных переживаний.
КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРИНЯТЬ РЕБЕНКА?
Вот советы, которые дает в своей книге «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, мама особого ребенка:
— Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.
— Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели.
— Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.
Принятие считается достигнутым,когда родители демонстрируют все или некоторые из следующих характеристик:
Они способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.
Они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.
Они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.
Они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины.
Они не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.
Знакомство с этими этапами и осознание того, что несмотря на горечь произошедшего с Вами и Вашей семьей, необходимо жить дальше – это уже первый шаг на пути к этапу принятия. Не закрывайтесь, не отказывайтесь от помощи – будь то работа с психологом, опытом людей, прошедших через подобное, просто общение, возможность выговориться и т. д. Ваше спокойствие и принятие ситуации важно как для Вас, так и для Вашего особого ребенка, потому что никакие слова, книги, советы и упражнения не помогут Вашему ребенку любить себя и радоваться жизни, как пример его собственных родителей!
Литература:
Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей.
Рязанова А. В. Семья с «особым» ребенком: внутренние процессы и социальные отношения.
Селигман М., Дарлинг Р. Особые семьи, особые дети.
Фюр Г. «Запрещенное» горе.
Источник