Семинар роль семьи в развитии ребенка

Семинар роль семьи в развитии ребенка thumbnail

Лилия Москалёва
Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

[/b]

Москалёва Лилия

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста

Тема:

«Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»

Цель:создание условий для благоприятного воспитания детей раннего возраста.

Задачи:

1. Начать формировать положительное взаимодействие взрослых.

2. Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Воспитатель: Уважаемые родители! Добро пожаловать на нашу встречу. Сегодня здесь собрались родители детей нашей группы. Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разговора с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:

— обращаться друг к другу по имени;

— говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду – тогда молчать;

Согласны?

Упражнение «Знакомство»

Родители и воспитатель стоят или сидят на стульях по кругу. Воспитатель, держа мяч в руках, представляется. После чего передает мяч следующему (справа или слева, и так до тех пор, пока мяч не вернётся в руки воспитателя.

Воспитатель: Появление ребёнка в семье – серьёзное испытание для родителей. Родительство – уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель хочет своему ребёнку добра, но это добро надо «вырастить», и каждый понимает это по-разному.

Мы порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш: вырастет ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным.

Я прошу Вас сейчас ответить на вопросы теста о стилях воспитания в вашей семье. Из трёх вариантов ответов на каждый вопрос вы должны выбрать один, наиболее подходящий.

Тест для родителей «Стиль воспитания ребёнка в семье»

1. Ребёнок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:

а) дадите ребёнку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.

2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идёте во двор искать игрушку;

б) погрустите вместе с ребёнком, так как вам тоже жаль потерянного мишку – он был любимым другом (когда что-то теряется, всегда грустно);

в) успокаиваете ребёнка, приговаривая, чтобы не ревел из-за пустяков.

3. Ваш ребёнок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:

а) без слов выключаете телевизор;

б) спросите, что нужно сейчас ребёнку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что надо просто сесть рядом с ним);

в) начнёте стыдить ребёнка за непослушание.

4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) часть игрушек уберёте в недоступное для ребёнка место: «пусть поскучает без них»;

б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребёнка поддерживающей фразой типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;

в) накажете ребёнка.

5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:

а) отчитаете ребёнка, показывая своё недовольство им;

б) говорите ребёнку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы, чтобы (сообщите ребёнку, чего вы хотите от него сейчас);

в) попытаетесь сами его быстро одеть.

Ключ.

Если в ваших ответах преобладает ответ «б», значит, — вы с уважением относитесь к своему ребёнку, признаёте его право на личный опыт и ошибки, учите брать ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверенны в себе, способны к самоконтролю, легко чувствую себя в окружающем мире.

Если больше ответов «а» и «в», то вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, когда родители ждут от своего ребёнка неукоснительного выполнения своих требований. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.

Воспитатель: Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между родителями и детьми.

Маленький ребёнок с потрясающей скоростью развивается, как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребёнка – чистый лист, и всё то, что он получит, запрограммировано в нём на всю жизнь. Знакомьте своего малыша не просто с картинками из книг, а с живописью, классической музыкой, посещайте музеи, выставки. Это формирует эстетический вкус.

Уважаемые родители! Как вы считаете, что полезно вашему малышу?

Общение ребёнка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребёнка на руки. Не игнорируйте плач малыша – это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребёнок плачет, это значит, что он о чём-то просит, и оставлять его просьбу без ответа – значит лишать его с самого начала общения.

Родители, которые много разговаривают с ребёнком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но, если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастёт, и ему придётся понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребёнок слушает литературные сказки на аудиокассетах или дисках. Ему совершенно необязательно всё понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильным ударением, интонацией и акцентом. Неграмотная речь и плохое произношение – продукт среды, в которой растёт ребёнок. Для малыша полезно слышать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.

Читайте также:  Окружение ребенка и развитие речи

Я прошу вас ответить на вопросы анкеты, которая лежит перед вами.

«Что, на ваш взгляд, важнее для ребёнка в раннем возрасте?»

(нужное подчеркнуть)

Для маленького ребёнка важно:

• развивать речь ребёнка;

• научить его читать и писать;

• научить изготавливать игрушки;

• обучить детей порядку одевания и раздевания;

• обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями;

• осуществлять простые виды трудовой деятельности по уходу за животными и растениями;

• воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;

• учить составлять рассказы из личного опыта;

• разучивать потешки и стихи;

• рассказывать о планетах Солнечной системы.

Уважаемые родители, давайте немного проанализируем нашу анкету. Посмотрим что же сейчас на самом деле важно нашим детям.

В раннем возрасте не столь важно научить ребёнка читать и рисовать, а важно развивать умение оценивать, воспринимать.

Я бы хотела обратить ваше внимание на разучивание потешек и стихов.

Кто из вас дома разучивает с детьми стихи?

(размышления родителей)

Какие стихи вы отбираете для разучивания с ребёнком дома?

(ответы родителей)

Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребёнка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Память нужно тренировать, пока ребёнок находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребёнка интерес, а не принуждать его к чтению, так как это худший способ обучения. А интерес у ребёнка мы можем вызвать через повторение.

Повторение – это лучший способ развитие интереса ребёнка.

Знаете ли вы, какой у детей ведущий вид деятельности?

(игра)

Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребёнком дома. Ведь через игру ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребёнком в разные игры.

Я вам предлагаю немного поиграть.

Давайте начнём с пальчиковых игр. Игры с пальчиками – один из самых простых и полезных занятий. Простых, потому что они не требуют никаких приспособлений, а полезных – потому, что помогают развитию речи, мышления и мышц пальцев.

Пальчиковая игра «Моя семья»

В руках моих большая сила скрыта и секрет,

Открыть его попробуем все вместе.

Коль поднимаю руку вверх,

Кричите – «Мама»,

Другую – «Папа».

Коль помашу, кричите – «Я»,

А если две руки вверху, — «Моя семья!»

Пальчиковая игра «Мамин день»

Мамочка хорошая, (воздушный поцелуй над ладонью)

Мамочка любимая! (поцелуй над другой ладонью)

Очень я её люблю, (сдуваем с ладони поцелуй)

Поцелуи ей дарю! (сдуваем поцелуй с другой руки)

Артикуляционная гимнастика на правильное произношение

звука «Д»

«Ду-ду-ду» — вот какая дудка,

«Ду-ду-ду» — вот какая дудка.

Артикуляционная гимнастика на правильное произношение

звука «Б»

Бум-бум-барабан – что за шум и тарарам,

Бум-бум-барабан – просыпайтесь по утрам.

Подвижная игра «Надувайся пузырь»

(развиваем речь, дыхание, память)

Надувайся пузырь,

Надувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

(Родители встают в круг, берутся за руки, произносят слова и делают большой круг. После произнесения текста «пузырь» сдувается.)

Закончить нашу встречу, я хотела бы словами В. А. Сухомлинского.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.

До свидания!

Памятка для родителей

1. Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребёнка.

2. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребёнка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность.

3. Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у вас есть.

4. Структура мозга формируется к трём годам. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации. Но ребёнок запоминает только то, что ему интересно.

5. Многие навыки невозможно приобрести, если ребёнок не усвоил их в детстве.

6. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.

7. Не сюсюкайтесь с ребёнком. Реагируйте на его плач.

8. Отец должен чаще общаться со своим ребёнком.

9. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.

10. Ребёнка лучше похвалить, чем отругать.

11. Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребёнком потешки, короткие стихи.

12. Избыток игрушек рассеивает внимание ребёнка. Разберитесь с игрушками ребёнка.

Читайте также:  Как влияет обвитие пуповиной на дальнейшее развитие ребенка

13. Игрушки должны быть приятными на ощупь.

14. Игры развивают творческие задатки ребёнка. Больше играйте со своим малышом.

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»Семинар роль семьи в развитии ребенкаСеминар роль семьи в развитии ребенкаСеминар роль семьи в развитии ребенка

Источник

Ирина Клестова
Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника»

Семинар-практикум «Роль семьи в развитии связной речи дошкольника»

1. Теоретическая часть

1. Речь – великий дар природы.

2. Задачи, которые необходимо решать в семье и дошкольном учреждении.

2. Практическая часть

1. Игры и упражнения по развитию речи.

2. Играем с родителями.

Речь – великий дар природы, благодаря которому дети имеют возможность общаться друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но,когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Тем более в последнее время значительно возросли требования современного общества к развитию детей. Это проявляется в программах и педагогических технологиях по развитию, воспитанию и образованию.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Детский сад берет на себя большой объем работы по данному направлению. Но без помощи родителей ему не обойтись.

Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении.

1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.

Книгу нельзя навязывать, читать на бегу, читать то, что оказывается под рукой.

С ранних лет необходимо учить ребенка относится к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название.

Дети должны стать подписчиками периодических изданий: детских журналов и газет (не только «веселых картинок» и «комиксов»).

Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т. п.).

б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более).

В) работа с книгой.

Перед прочтением новой книги рассмотрите ее вместе с малышом. Спросите, о чем эта книга, кто главные герои. После прочтения обсудите рассказ с ребенком. Можно предложить ему составить свою версию рассказа.

Работая над связной речью, надо знать, что бывает речь диалогической и монологической. Диалог – это разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, слушать и понимать. Монолог – более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, событие – увиденное или произошедшее.

Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи. Закреплять умение слушать собеседника, задавать вопросы, строить ответы.

Поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы,придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

3. Театрализованная деятельность как прекрасный мир ребенка прочно вошла во многие педагогические системы мира.

Театр радует детей, развлекает их и развивает. Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

По мере возможности организовывать посещение театров или дома просматривать видеозаписи театральных постановок.

Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка в игре дипломная работа

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость предлагаю простые игры на развитие различных речевых навыков.

Например, очень простая игра называется «Угадай, что у меня в сумке».

Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т. е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).

Следующая игра называется «Где мы были, вам не скажем, а что дедали, покажем».

Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.

Следующая игра «Так бывает или нет?» (в этой игре, кроме связной речи, развивается и внимание – надо уметь замечать нереальность суждений). Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает.Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься».Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет».Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

Придумайте какую-нибудь небылицу.

Помните,наверно: Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнезда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

Или у К. Чуковского есть стихотворение «Путаница». Прочитайте детям, выделяйте небылицы.

Следующая игра «Угадай, что это».

Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»

Можно играть с целью развития грамматического строя речи и обогащения словаря ребенка. Игра «Волшебные очки». Представьте, что у нас есть волшебные очки. Все становится красным, зеленым или синим и т. д.

Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,скажи: красные сапоги, красная машина, красное дерево и т. д.

Следующая игра «Скажи наоборот». Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.

Игра «Назови кашу». Какую кашу приготовили из гречки? Из гороха? Из пшена? И т. д.

Еще подробная игра «Приготовили сок». Какой сок мы приготовили из яблок? Из слив? Из груш? Из вишни? Из моркови? Из апельсина? Из лимона? Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Морковный сок из чего? И т. д.

Игра «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Можно поиграть в игру «Назови ласково». Как мы назовем ласково солнце? Дерево? Ручей? Весна? Мужа? Автобус? Дверь? И т. д.

Очень дети любят играть в «Добавлялки».

Подбирать подходящие слова.

Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)

Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)

Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)

Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)

Ир-ир-ир – мой папа… (командир)

Или давайте прочитаем стихотворение Д. Хармса

Я хотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости…

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел

И пирог в минуту…

Когда же гости подошли

То даже крошек…

Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать,но еще и уметь обосновывать отгадки: «Как ты догадался?».

Не сеют, не сажают

Сами вырастают (волосы)

Не на полу, не на потолке

А смотрит и в дом, и на улицу (окно)

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (варежка)

Из горячего колодца

Через нос водица льется (чайник)

На сучках растут шары

Посинели от жары что это (слива)

И, конечно, не забывайте про мелкую моторику, про пальцы. Пальцы тоже помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы, ну и строят из конструктора.

Ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Играя со своими детьми вы можете много добиться. Так что, все в ваших руках.

Источник