Семинар для воспитателей познавательное развитие ребенка

Семинар – практикум для педагогов детского сада

«Развитие познавательной сферы дошкольников»

Подготовила и провела: педагог-психолог Жагарина М.А.

Ход мероприятия:

Упражнение –энергизатор «3, 13, 33».  Группе необходимо посчитать по кругу от 0 и как можно дальше, соблюдая условие — нельзя называть вслух 3 и все числа, содержащие 3, то есть 13, 23 и т.д. и числа, которые делятся на 3, то есть 6, 9 и т.п., вместо них нужно хлопать в ладоши (то есть получается 1,2, хлопок, 4,5, хлопок, 7, 8, хлопок, 10, 11, хлопок и т.д.)

Одна из важнейших целей  нашей деятельности в детском саду – развитие познавательных процессов дошколят, а значит, «профилактика» отставания в учении будущих школьников.

— Как вы понимаете выражение «познавательная деятельность»?

(варианты ответов и их краткий анализ)

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

— Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект, сосредоточение сознания на определенном объекте. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Однако в старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

— А сейчас предлагаю вам потренировать ваше внимание:

  • упражнение «Корректурная проба» (вычёркивание и подчёркивание букв, в  течение 1 минуты).
  • игра «Запутанные руки» (способствует развитию устойчивости внимания, умению сосредотачиваться)        

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

«Не пропусти профессию» (или что-то, соответствующее тематике недели – растения, животное и т.п.)

Лампа, водитель, ножницы, мячик, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, гусь, архитектор, карандаш, гроза, сталевар, обруч, попугай, пекарь, очки, река, продавец, фантазия, учитель, ложка,  стрекоза, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, волшебник, певец, балерина и т.п.

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе развития восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

— А сейчас снова поиграем. Упражнение «Что не дорисовано?»  и «Чем залатать коврик?» (Матрицы Равена)

Память – психический познавательный процесс сохранения и воспроизведения информации.

В дошкольном возрасте развивается зрительная, слуховая память и словесная в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Упражнение «Запомни картинку». Рассмотрите внимательно картинку. Убираем картинку и включаем другую. Что изменилось? (кол-во лодок, собачка, дом стал 1-этажным, 4 гуся, автобус вместо машины, пропало облако, появилась коза, платочек в горох).

«Запомни пары»:

Тарелка-суп        книга-окно

Почта-письмо        рука-туча

Зима-снег        вилка-дело

Булка-мука         сосна-ложка

Сапог-нога        спина-лампа

Рыба-вода           корова-стол

Карандаш-бумага        ящик-палец

Машина-дорога        число-крыша

Мультфильм-телевизор        ножик-лето

Буквы-книга        корзина-свеча

(смысловая память)        (ассоциативная память)

Игра «Я – фотоаппарат» (зрительная память)

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:  

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести–семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

«Нелепицы», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Сравнение» (муха и бабочка, дом и избушка, книга и тетрадь, город и деревня), «Бывает-не бывает» (если бывает, хлопаем в ладоши, если не бывает – поднимаем руки вверх: «папа ушёл на работу», «поезд летит по небу», «кошка хочет есть», человек вьёт гнездо», «почтальон принёс письмо», «зайчик пошёл в школу», «яблоко солёное», «бегемот залез на дерево», «дом пошёл гулять», «шапочка резиновая», «на берёзе выросли шишки», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку», «собака гуляет по крыше», «корова жуёт траву», «рыба поёт песни», «зимой идёт снег», «мальчик виляет хвостом» и т.п.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в психическом развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т.е. осваивать опыт человечества.

Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

  1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.
  2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.
  3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.
Читайте также:  Аудио уроки для развития ребенка

Игра «Мячик-соединитель». Ведущий бросает мяч и произносит несогласованные слова. Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно: собака, гулять; дерево, расти; дождь, лить; солнце, светить; врач, лечить; портной, шить; телефон, звонить.

«Измени по числам»: мост – мосты, ручей – ручьи, флаг – флаги, друг – друзья, ягнёнок – ягнята, шишка – шишки,  луг – луга и т.п. 

«Какой? Какая?»: посуда из дерева – деревянная, сок из моркови – морковный, платок из шерсти – шерстяной, кувшин из глины – глиняный, монета из золота – золотая, шапка из меха – меховая и т.п.

Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический процесс  создания новых оригинальных образов, предметов, ситуаций путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.  

Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

 «Сочиняем сказку сами», «Пятнография» или «Кляксы», «Дорисуй круги».

Необходимо помнить, что игры на развитие познавательной сферы не должны сильно утомлять ребенка (эффекта не будет и выработается обр. реакция – отвращение).  

Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

        Спасибо за работу.

Источник

Валентина Носова
Семинар — практикум на тему: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС до»

Семинар-практикум для воспитателей

Тема «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО»

Форма проведения: Семинар — практикум.

Цель: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в процессе изучения и внедрения ФГОС ДО.

Задачи: систематизировать знания педагогов по данному вопросу, развивать активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики.

Ход проведения.

Старший воспитатель:

I. Мы с вами ведём планомерную работу по подготовке к педсовету, сегодняшний семинар – это ещё один шаг к педсовету. Мы работаем в эпоху нововведений, в системе дошкольного образования идёт модернизация, разрабатываются и внедряются новые документы, этот учебный год посвящён изучению и внедрению ФГОС ДО. Интересно то, что мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Мы работаем с дошколятами и знаем, что в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Для нас важно, что развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность. Наша цель — вырастить успешного человека, поэтому наш семинар посвящён сегодня теме: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО».

(Слайд 2) Задачи вы видите на экране. Сегодня мы будем расширять знания по данной теме.

Будем работать в группах. Разделитесь на 4 группы. Каждая группа объединена будет определённым направлением. Направление обозначено на бейдже.

(4 вида познавательно – исследовательской деятельности:

• Опыты;

• Коллекционирование;

• путешествие по карте;

• путешествие по реке времени.

Важно, чтобы ваша группа была единым целым, хочется, чтобы у нас получилась продуктивная встреча, состоялся конструктивный разговор по данному вопросу.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Мы часто встречаемся с высказываниями педагогов. У вас на столах размещены высказывания учёных, педагогов. Прошу вас обсудить и изложить понимание данного высказывания в свете актуальности вопроса.

(Слайд 3)

1. «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» В. А. Сухомлинский.

2. «Познание начинается с того, что обыденно» Платон.

3. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К. Е. Тимирязев.

4. «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь личного опыта – самый тяжёлый путь» Конфуций.

Старший воспитатель:

Говоря о познавательной деятельности, мы имеем ввиду активность ребёнка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой –овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

II. Сейчас блиц –турнир по теме: «Познавательное развитие детей». На экране даны номера вопросов. Творческая группа выбирает вопрос, кто готов ответить на этот вопрос сразу отвечает. Выбирайте вопрос. (На экране вопросы, команды по очереди выбирают вопрос, обсуждают и отвечают).

(Слайд 4).

Вопросы.

1. Назовите формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию? (Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации).

2. Назовите формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию. (наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающая игра, встречи с природой, ситуативные разговоры).

Читайте также:  Развитие родителя через воспитание ребенка

3.Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? (любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый; любопытный – мелочный интерес ко всяким даже несуществующим подробностям, праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство).

4. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. (Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания).

5. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет. (Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями).

6. Дайте определение слову «познание». (Это знакомство ребёнка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира).

7. Назовите основные пути работы воспитателя по познавательному развитию детей. (Стимулирование познавательной активности, любознательности, оценка работы).

8. Придумайте девиз познавательного развития детей старшего возраста. («Хочу всё знать!»)

9. В чём заключается парадокс высказывания «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что я ничего не знаю». (С новым трудно установить причинно – следственные связи).

Вывод: участвуя в данном турнире, нам удалось вспомнить основные особенности познавательного развития ребёнка – дошкольника. Итак, мы знаем, что под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

III. Работа с документом (ФГОС ДО)

Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в Госстандарте.

В ФГОС используются три термина (вы мне подскажете): «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Давайте выясним, что обозначают эти термины.

Педагоги зачитывают определение.

Познавательные интересы – это стремление ребнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как вы узнате, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы)

Вед. Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно? Почему вопросы изменяются с возрастом? (Ответы)

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Вы наблюдали такие действия у своих детей (Ответы) Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребнка.

Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Прошу обратить внимание, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Посмотрите в тексте ФГОС пункт 1.4.7.

А в задачах, которые ставит Госстандарт,есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Это пункт 1.6.6.

Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС. Вы помните, как он называется? Да, это требования к структуре образовательной программы и е объму. Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития. П. 2.6.

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

• Формирование познавательных действий, становление сознания.

Развитие воображения и творческой активности.

• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира.

• Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

• Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях е природы, многообразии стран и народов мира.

Посмотрите, на слайде они все перечислены. Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от ООП, а также в программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано (предметная деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно — исследовательская).

В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы. Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.

Конечно, если ребнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребнок в этом случае не боится ошибиться, задат вопросы, чтобы правильно решить задачу. 3.2.1

Познавательное развитие детей во многом определяется и тем, соответствует ли форма обучения возрасту детей. Мы знаем, что предпочтительнее всего для дошкольника, игровое обучение.

Старший Воспитатель: Ребнок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал взрослый. Какой, по-вашему, должна быть эта позиция? (Ответы) Да, конечно, лучше всего позиция партнра, но партнра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.

Познавательно – исследовательская деятельность рассматривается как совместная партнёрская деятельность. Как по-вашему, можно определить, что такое партнёрская деятельность? (Высказывания педагогов).

Читайте также:  Филиппок центр развития ребенка тольятти

Говоря о партнёрской позиции воспитателя, мы подразумеваем демократический стиль отношений. Партнёр – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Партнёрская позиция воспитателя способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится не правильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Можно обозначить основные характеристики организации занятий в форме партнёрской деятельности:

(Слайд 7)

1) Включённость взрослого в деятельность наравне с детьми,

2) Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения,

3) Свободное общение и перемещение детей во время занятий (при соответствующей организации пространства,

4) Открытый временной конец занятия (каждый ребёнок работает в своём темпе).

Не случайно, познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности. Никогда не принест пользы познавательному развитию любая форма насилия. Практически бесполезно заставлять, ругать, наказывать.

П. 3.2.1 Но прямо противоположное действие оказывает Вовлечение родителей в образовательную деятельность. Вместе с родителями вс усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.

П. 3.3. В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.

Вы, конечно, помните, что принципиальным отличием Госстандарта от ФГТ является четвртый раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».

Помните термин, в котором эти требования формулируются?

Да, это целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста и дошкольников.

Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата. П. 4.6

Дошкольники могут достичь большего.

• Во-первых, Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

• У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.

• Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности.

Мы знаем, что к процессу формирования познавательного развития относится: любопытство (избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами,

любознательность (ребнок задат вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей, представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого,

развитие познавательного интереса, (характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной направленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявление познавательного интереса следует считать стремлением ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования).

развитие познавательной активности, (высокий уровень познавательного развития, основой которой служит акт познавательной деятельности. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру).

Сейчас на экране появятся высказывания, касающиеся детского экспериментирования, в некоторых из них есть ошибки. Пожалуйста, внимательно прочитайте и прокомментируйте.

1) Детское экспериментирование не свободно от обязательств. (Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы).

2) (НЕ) Следует жёстко регламентировать продолжительность опыта. (если ребёнок работает с увлечением, то не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро погас, его можно прекратить).

3) В процессе детского экспериментирования не следует жёстко придерживаться заранее намеченного плана. (Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия.)

4) Дети (НЕ) могут работать не разговаривая. (Поделиться своими открытиями, является естественной потребностью любого человека. Лишение детей общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом).

5) Во время эксперимента детям нельзя ошибаться. (Учитывая наглядно – образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно убедиться на практике в неверности своих предположений. Такой приём сделает знания более реальными и осознанными).

6) Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. (правила безопасности нужно соблюдать всегда).

Итак, говоря о познавательном развитии мы подразумеваем формирование элементарных математических представлений, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы, развитие познавательно – исследовательской деятельности. Одной из форм познавательно – исследовательской деятельности является экспериментирование.

У каждого педагога свои подходы, методы организации познавательной деятельности.

Домашнее задание. Презентация памяток по оборудованию уголков познавательно – исследовательской деятельности. (младший возраст, старший возраст).

Вед. Для реализации задач по данному направлению мы должны создать соответствующую предметно – развивающую среду. Вам было дано домашнее задание, нужно было проанализировать условия, созданные для познавательно – исследовательской деятельности и разработать памятки по оборудованию уголков экспериментирования.

Презентация памяток. (Младший возраст, старший возраст). Слайд.

Хочется закончить словами Рубинштейна «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

В этой деятельности создаются наиболее благоприятные действия для развития таких важных умственных действий,как: анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, классификация и сериация.

Мы сегодня с вами ставили такие задачи: систематизировать знания педагогов по данному вопросу, развивать активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики.

По окончанию нашего семинара хочется спросить, как вы себя ощущали, чем интересно было данное мероприятие. Я вас попрошу оценить сегодняшний семинар, если вам очень понравилось – красный круг, если хорошо – зелёный, удовлетворительно – синий.

Благодарю всех за работу!

Источник