Седативные периоды развития ребенка паевская

Седативные периоды развития ребенка паевская thumbnail

22 января 2019 15:00
Виктория Малыхина

Современные родители стараются развивать своего малыша буквально с пеленок, но, оказывается, для развития того или иного навыка есть определенное время. Что такое сенситивные периоды развития и для чего они нужны?

Сенситивный (сензитивный) период — это отрезок времени, наиболее благоприятный для развития у ребенка того или иного навыка, умения или психологического качества. В психологию понятие ввел Лев Семенович Выготский, но более подробно суть этого явления изложила итальянский психолог Мария Монтессори. Итак, для развития определенной способности малыша есть правильное время, для каждого ребенка оно может быть индивидуально, так как эти периоды не имеют четких границ и наслаиваются один на другой, у какого-то малыша заканчиваются резко, а у другого — продолжаются длительное время. Какие же сенситивные периоды развития существуют?

istock-936409248_01

Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет

  • 0-4 месяца — ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, поворачивает голову в сторону звука, сам начинает издавать звуки.
  • 1-1,5 года — ребенок прислушивается к вашему разговору, начинает произносить первые слова.
  • 2-2,5 года — в речи нарастает словарный запас, ребенок словами и эмоциями способен выражать свои требования и желания.
  • 2,5-3 года — ребенок проговаривает свои мысли и действия.
  • 3,5-4 года — ребенок может осознанно употреблять речь.
  • 4-4,5 года — в этом возрасте ребенок с помощью речи и коммуникации может решить свои проблемы самостоятельно.
  • 5 лет — появляется интерес к буквам, ребенок может неожиданно начать писать, идеально время для того, чтобы начать читать.

istock-508581798

Сенситивный период восприятия порядка: от 0 до 3 лет. Для ребенка порядок — это часть его жизни, причем порядок во всем: во времени, в отношениях, в среде, в которой он находится. Вот почему для малыша так важно в первый год жизни установить четкий режим, так как определенная последовательность действий — режим — дает ребенку чувство защищенности и уверенности, помогает идентифицировать себя в этом мире.

Ребенок понимает и знает, что после завтрака нужно идти на прогулку, что игрушки лежат в коробке около кроватки, на кухне посуда, а в шкафу его одежда. Любое изменение привычной для ребенка обстановки или режима ведет к его негодованию, потому что нарушается привычный порядок.

Именно поэтому психологи рекомендуют в период от 0 до 3 лет не менять кардинально место жительства, внешность (да, если мама обстригла волосы — это тоже нарушение привычного порядка).

Кроме того, порядок должен быть и в общении с ребенком, все запреты и воспитательные моменты строго согласованны между родителями и последовательны. К примеру, если малышу что-то нельзя, то это нельзя всегда, независимо от ситуации или условий. От того, в какой среде будет жить ребенок до 3 лет, зависит какой и будет его последующая жизнь.

istock-613772666

Сенситивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет. Сенсорное развитие — это основа для мышления, богатого словарного запаса, математического восприятия. Познание мира на ощупь развивает зрительное, чувственное и особенно тактильное восприятие окружающего, поэтому так важно с раннего возраста знакомить ребенка с материалами разных текстур, форм и цветов.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет. Речь живет на кончиках пальцев, поэтому нужно поощрять интерес ребенка к мелким предметам. А малыша после года так и тянет к пуговицам, крошкам, зернышкам каши и мелким деталькам. Предоставьте ребенку возможность под вашим присмотром нанизывать бусы на нитку, собирать части пазла или конструктора, перебирать крупу, лепить из теста. Поощряйте любой вид деятельности, который стимулирует развитие чувствительности кончиков пальцев и мелкой моторики.

istock-936817244

Сенситивный период движений и действий:  от 1 до 4 лет. У ребенка умственное развитие идет параллельно с физическим, поэтому нельзя запрещать ребенку двигаться, так как это скажется на развитии его мозга. Задача родителей — обеспечить максимальную безопасность ребенку и дать волю его движениям, а это благотворно скажется как на его здоровье, так и на интеллекте.

Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет. Постепенно ребенок учится всему новому и к году уже умеет пить из чашки, к двум — самостоятельно есть, а к трем — одеваться. Не пропустите стремление к самостоятельности своего малыша, не стремитесь все сделать за него, будьте терпеливее. Если постоянно пресекать инициативу ребенка и лишать его самостоятельности, то он вырастет несамостоятельной личностью, которая всегда будет нуждаться в вашей помощи и опеке, но уже в более серьезных вопросах, чем застегивание пуговиц.

Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. Это возраст идеально подходит, чтобы обучить малыша правилам коммуникации со взрослыми, коммуникативным навыкам общения со сверстниками, умению договариваться, просить, меняться, уметь подождать и потерпеть. Поэтому не ограничивайте круг общения ребенка только семьей, если он не ходит в сад, то постарайтесь обеспечить ему общение с детьми другим способом: детские площадки, спортивные секции, развивающие занятия.

Также обязательно узнайте о том, какие признаки указывают на то, что ребенок до года отстает в развитии

Фото в тексте: istockphoto.com

Источник

Что важно знать каждой маме! Наверняка еще до того как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже ни одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье я хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.

Врачи. Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» – это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз – посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.

Читайте также:  Программы включающие все направления развития ребенка

Наследование и развитие. Ребенку по наследству передается только темперамент – сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.

Оценка развития ребенка. Опирайтесь на три «кита»: физический, интеллектуальный и эмоционально-волевой. Эти три сферы начинают развиваться с первых дней жизни малыша. Дисбаланс в одной из сфер в ту или иную сторону отразится на становлении характера ребенка, его общем развитии и дальнейшем обучении в школе. Для того, чтобы понимать, что ребенку нужно по возрасту, а что нет – читайте про сензитивные периоды развития и опирайтесь только на них, а не на рекламу «новомодных» методик. Имейте ввиду, в Россию они приходят с запозданием и часто уже научно опровергнуты.

Чтение и телевизор. Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».

Прием пищи без отвлечений. Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.

Самостоятельность. Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам – это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки – пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно – пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие. Главенствует двигательный интеллект – ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.

Как только ребенок начинает ходить сам – происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать :).

Первые страхи. После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов – «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома – всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».

Горшок. Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше – это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.

Аппетит. Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов – приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» – ребенок психологически отделяется от взрослых.

P.S.

В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.

Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка – залог его гармоничного развития!

Источник

Перед вами краткий конспект лекции нейропсихолога Валентины Паевской в моем пересказе. Предназначен только для ознакомления. Чтобы получить более полную информацию по предмету, стоить посетить лекции или семинары Валентины лично. Также надеюсь, что вы не сочтете это рекламой. Я ходила на лекцию на свои деньги, и она мне очень понравилась. К тому же даже не уверена, что имею право публиковать всю эту информацию )) Хотя ничего особо революционного в ней нет.

Итак. Этапы развития ребенка напрямую связаны с тем, когда созревают определенные участки мозга. Именно поэтому двухлетний ребенок не в состоянии понять, что такое час, день или неделя, а пятилетний — в одиночку убраться в своей комнате и рассортировать игрушки. Знание этих возрастных периодов и сопутствующих им особенностей развития ребенка поможет родителю правильно построить быт, занятость и образовательный процесс в жизни ребенка.

От 0 до 3 лет

Это время развития так называемого «двигательного интеллекта» и самое полезное, что может быть в этом возрасте — движение. Под движением подразумевается в первую очередь исследование окружающего пространства — «движение с целью».

Позволить ребенку самому есть ложкой или залезать в шкафы и на диваны полезнее, чем купить ему «развивающую» игрушку. Научить обслуживать себя в быту хотя бы на примитивном базовом уровне — лучшее, что можно сделать для его развития в этом возрасте.

Далее наибольшую пользу для развития ребенка оказывает спорт (физкультура). Самые полезные виды спорта:

— плавание,

— иппотерапия (при задержках развития),

— скалодром (с 2-х лет),

— лазание по шведской стенке и прочие подобным снарядам на детских площадках.

Сюда же можно отнести всевозможные простейшие игры из нашего детства — ладушки, прыгалки-скакалки, кольцеброс и так далее.

Что вреднее всего в этом возрасте для ребенка:

— всё, что зомбирует: мультики; игрушки, удерживающие внимание ребенка своей чрезмерностью (всё мигает и шумит); делать всё за ребенка; бесполезные игрушки (просто нажимать на кнопку).

Читайте также:  Задачи доу по сенсорному развитию ребенка

О полезных игрушках Валентина много рассказывает на своем youtube-канале.

От 3 до 5 лет

Период с 3 до 5 лет — это, во-первых, время ролевых игр, а во-вторых — развития креативности. Спорт продолжает играть важную роль (спойлер — он будет важен на каждом этапе).

Для развития креативности подходят любые творческие занятия (без образцов):

— рисовать,

— лепить,

— резать-клеить,

— читать ребенку, давать слушать аудиокниги (в это время созревает абстрактное мышление),

— создавать поделки из подручных материалов,

— собирать конструктор (металический советский конструктор полезнее, чем «Лего») и т.д.

К 5 годам созревает пространственно-временное мышление (нужно изучать часы), появляется страх смерти («Мама, ты умрешь?»).

Также это время, когда в ребенке проявляется агрессия, дети должны учиться сами разбираться в ситуациях, когда кто-то с кем-то что-то не поделил, обидил и т.д. Не гасить агресию, а помогать найти выход, отстаивать свои права и т.д.

От 5 до 7 лет

Считается, что это время, когда уже нужно готовиться к школе. Валентина утверждает, что здоровый ребенок, который правильно развивался предыдущие 5 лет, в подготовке к школе не нуждается.

Наиболее полезно в этот период:

— играть в стратегические игры (настольные) и шахматы,

— занятия в музыкальной школе (НЕ с целью становиться музыкантом, а просто для развития мозга), самый полезный музыкальный инструмент с этой точки зрения — баян,

— спорт: плавание (если ребенка не отдали на раннее плавание, то лучше всего начинать после 5 лет), зарядка каждый день, ОФП. На занятия любым видом спорта должны дать добро кардиолог и ортопед.

Вредно, соответственно, усадить ребенка за парту, чтобы он пораньше научился читать и писать и яко бы был готов к школе.

От 7 до 12 лет

Как должно быть в идеале: в начальной школе ребенок делает уроки сам (по нормативам это должно занимать 30 минут в день), а все остальное время занято кружками и секциями. Почему? Во-первых, в этом возрасте у ребенка много энергии, которая не тратится, когда он сидит за уроками, во-вторых, у ребенка появляется больше контактов, формируются разные референтные группы. Много разных учителей — самооценка более реалистичная (что-то получается лучше, что-то хуже, кто-то ругает, зато кто-то хвалит). Занятия разнообразные, но обязательно что-то из спорта, что-то для творчества (музыкалка/рисование и т.д.) и иностранный язык.

Скажу честно, у меня это все вызвало много вопросов, потому что большинство психологов говорят, что сейчас дети в начальной школе слишком сильно загружены. Что об этом говорит Валентина: что главный момент во всем этом — не требовать от ребенка результатов и не давить. То есть одно дело, когда ребенок должен быть отличником в школе, быть лучшим в художке и музыкалке, а еще выигрывать все соревнования по спорту. Другое — когда ребенок сам следит за выполнением уроков, не обязан приносить одни пятерки, с удовольствием ходит на дополнительные занятия, где он опять же ничего не кому не должен. В идеале родителей в этой ситуации интересует только то, нравится ребенку или нет. Я не знаю, насколько такая картинка реалистична, но можно взять ее за идеал, к которому стоит стремиться.

Как будет хуже и вреднее всего в этом возрасте: ребенок часами сидит за уроками, а потом, уставший, «отдыхает», играя на планшете.

От 12 лет

Возраст, когда нужно быть «крутым». Ребенок обязательно захочется выделиться и задача родителя в том, чтобы помочь ему найти доброкачественный способ это сделать. Здесь и сыграют свою роль все предыдущие годы увлечений и занятий. Несколько лет в музыкальной школе — и ребенок уже может выделиться тем, что умеет наигрывать популярные мелодии, художка — и он рисует комиксы или граффити. Это вместо курения и наркотиков (ну, в идеале). Особенность этого возраста, что теперь родитель идет за ребенком, а не наоборот. Хочет бросить надоевшее увлечение — пускай.

Это время, когда хорошо пойдут экстремальные виды спорта. Спорт, кстати, по-прежнему должен быть на первом месте, остальное опционально. Частичной инициацией во взрослую жизнь (в которой нуждаются все дети в определенный момент) могут стать «взрослые» занятия, увлечения, мастер-классы. Начиная с 5 класса уже нужно проверять дневник и следить за школьной успеваемостью. Также это время неуклюжести и страха собственного уродства, нужно помочь ребенку быть привлекательным.

Источник

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

Читайте также:  Презентация собрание роль книги в развитии ребенка

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Источник