Счет чисел для ребенка 2 года

Счет чисел для ребенка 2 года thumbnail

Математическая игра с конструктором

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я :) ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

  • Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

  • Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).

Математика для малышей

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

Как научить ребенка считать

3. Сравниваем  «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

Игры Больше - меньше

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее: выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

Игра Чего больше

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

Читайте также:  Запор с кровью у ребенка 2 года

Настольная игра для малышей своими руками

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем  самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

  • Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

Как научить ребенка складывать

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

Игры с фиксиками

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

Как научить ребенка вычитать

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.

Изучаем состав числа

9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

  • Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

Математическая игра с конструктором

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

Математическая игра с прищепками

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

Сопоставляем цифры и количества

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

Математическая игра с счетными палочками

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Мини-игра Цифрыили рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)

Рамка-вкладыш Цифры

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Как научить ребенка считать до 10

Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Игра с цифрами Паровозик

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Маршак Веселый счет

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Математика для самых маленьких

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Читайте также:  Ребенок 2 года часто моргает

Кумон. Учимся считать от 1 до 30

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Земцова Цифры и счет

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

Земцова Цифры и счет Фото разворота

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Фелисити Брукс Играем и учим числа

Об этой книге я писала здесь.

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Магнитная книжка-игрушка Счет

Об этой книге я писала здесь.

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Фотокнига Учим цвета и числа

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Учим цвета и числа Фото разворота

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email, Инстаграм, Вконтакте, Facebook). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

Геометрические фигуры для малышей

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ

Читайте также:

Игры с прищепками

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДОМА

Книги для детей 2-3 лет

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник

Как научить ребенка считать. Советы для родителей

Если вашему ребенку уже исполнилось 1,5-2 года, вы спокойно можете приступать к изучению цифр и, собственно, счету. Чем раньше он научится считать, тем легче ему будет в дальнейшем. Вот несколько способов, как играя научить ребенка считать.

Основная ваша задача состоит в том, чтобы превратить все занятия с малышом в увлекательную игру, которую вы можете организовать где угодно. Но главным условием обучения детей до 6 лет – занятия должны быть интересны для малыша. Заставляя малыша учиться чему-либо, вы добьетесь он него только отвращения к обучению.

*Считайте предметы, которые вас окружают
Пусть это будет посуда, конфеты в вазочке, яблоки, карандаши, одним словом – все, что видите вокруг. А чтобы ребенок запомнил как выглядит сама цифра, купите набор цифр на магнитах или просто записывайте их на магнитной доске.

*Считайте пальчики
Начиная обучение, покажите малышу как считать на его пальчиках, можете также и на своих. Превратите появление и исчезание пальцев в игру-фокус: убирайте и добавляйте пальцы, закрывая их другой рукой, чтобы у ребенка складывалось впечатление, что они исчезают.

*Картинки и карточи с цифрами и предметами
Для обучения счету ребенка, самое важное, чтобы был наглядный материал. Вы можете положить один предмет, объясняя что он один и показывая ему картинку с изображением цифры 1. Не торопитесь, пускай малыш запомнит сначала до счет до 3, затем можно и до 5. Когда он будет уверенно считать в пределах пяти, можете переходить к счету до 10. С помощью картинок с изображением цифр и реальных предметов, ваш ребенок научится не только считать, но и сопоставлять количество предметов с цифрами.

*Мультфильмы
Думая что касается мультиков объяснять и расписывать не нужно. Сейчас много хороших и красочных развивающих мультфильмов, где добрые и интересные персонажи помогут малышу понять значение цифр и улучшат их запоминание.

*Книжки
Хорошие, красочные книжки тоже является отличным обучающим пособием. Они помогут разнообразить ваши с малышом занятия и станут для вас большим помощников. Такие книги можно приобрести в любом детском книжном магазине.

*Магниты
Купите красивые и яркие магниты с цифрами. Лучше всего прикрепить их на холодильник, тогда малыш постоянно будет на них смотреть, что поможет ему зрительно быстрее запомнить,

*Раскраски
Этот способ помогает малышу быстро запомнить новую цифру. Рисуйте цифры, с которыми ребенок знакомится, а затем вместе с ребенком раскрашивайте их. Также можете рядом рисовать интересные предметы или смешных персонажей, тогда процесс обучения будет более веселым и интересным.

*Счет ступенек
Очень многие родители именно этим способом быстро научили ребенка считать до 10. Идя домой или из дома, гуляя в парке, вы можете вместе с малышом считать их. Шаг за шагом вместе с ним повторяйте цифры в порядке пройденных ступенек. Результат не заставит себя долго ждать.

*Счет на прогулке
Попросите малыша во время прогулки найти, например, 2 скамейки, 3 дерева, 1 котика. Для удобства можете взять с собой карточки с изображением цифр. Тогда ребенок сможет сразу не только посчитать, но и показать нужную цифру.

Как мы и говорили, научить ребенка считать не так уж сложно. Превратите обучение в игру и не успеете заметить, как вам малыш будет уверенно считать. Главное, чтобы ваши занятия были регулярными. Занимайтесь с ним каждый день и уже скоро будет заметен результат.

Источник

/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Когда можно начинать учить ребёнка математике? Может быть, ответ вас удивит, но психологи считают, что уже в 1,5-2 года малыш готов воспринимать некоторые математические понятия. Однако начинать надо не со счёта, как это делают многие родители. Конечно, вполне возможно в этом возрасте заучить скороговорку: «один, два, три, четыре, пять», но это совсем не будет означать, что ваш ребёнок умеет считать. Сумеет ли он сказать, что больше – 2 или 5? Пересчитает карандаши в коробке? Вряд ли.

Читайте также:  Как уложить ребенка спать раньше 2 года

Дело в том, что до трёх лет мышление у детей конкретное, и они не в силах воспринять число как абстракцию, обозначающую количество. Значит, надо начинать не с цифр, а с более общих математических понятий: больше-меньше, выше-ниже, много-мало. Совсем не обязательно устраивать специальные занятия, просто иногда обращайте внимание малыша, что дерево выше, чем куст, что дорога шире, чем тропинка. На прогулке попросите его назвать предметы, которых много (скамейки, машины), и те, которых мало (песочница, клумба).

Важный этап – освоение понятия «один». Здесь тоже помогут повседневные бытовые ситуации: яблок на тарелке много, а сейчас возьмем одно; морковок в руках у мамы много, давай выберем из них одну; из кучи машинок положи в эту коробку одну, а в другую – много. Ребёнок должен осознать, что из множества предметов можно выделить один. Это не так просто, как кажется нам, взрослым! Не удивляйтесь, если добиться понимания удастся только после многократного обыгрывания разных ситуаций с «один-много». Зато когда вы перейдете к понятию «два», малыш уже сумеет осознать принцип пересчитывания предметов.

Не стоит сразу «привязывать»  счёт к цифрам. Пусть ребёнок для начала просто научится считать. Сколько столов к комнате? А сколько стульев? Сколько машин возле подъезда? Сколько скамеек возле песочницы? Рассматриваете картинки – обратите внимание малыша на количество зверей или игрушек. Читаете книжку – договоритесь откладывать счетную палочку при появлении нового персонажа, а потом пересчитайте их. Готовите обед – попросите подать вам определенное количество картошек, морковок и т.д.  Используйте счёт и в обычных играх: например, бросая мяч ребёнку, говорите – один, ребёнок бросает вам обратно – два, и т.д. 

Хорошим подспорьем могут послужить обычные считалки вроде «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», например:

Раз, два, три, четыре, пять

Шесть семь восемь девять, десять!

Надо, надо, надо спать!

И не надо куролесить!

Кто уснул — тот видит сон,

Кто не спит — тот выйди вон!

Есть и стихи подобной тематики, их тоже можно использовать:

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята —

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ — котёнок самый белый,

ДВА — котёнок самый смелый,

ТРИ — котёнок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА —

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(Михалков С.В.)

Посадила я цветочки:

Маки – раз, два – ноготочки,

А гвоздики — это три:

Полюбуйся, посмотри!

Флокс – четыре, астры – пять.

Я их буду поливать!

Шесть – ромашки, семь – люпины,

Ну, а восемь – георгины,

Девять – маргаритки в ряд,-

Получился целый сад!

Десять – у крылечка встанут

Ярко-красные тюльпаны,

И одиннадцать – шиповник.

Я – хозяйка и садовник!

(Асеева И.)

Когда счёт хорошо освоен, можно приступать к освоению цифр. Сначала просто познакомим с ними малыша. Конечно, пригодятся и обычные карточки, но всё-таки надо постараться, чтобы цифры  вызывали у ребёнка радость, положительные эмоции, а значит, знакомство должно быть ярким и интересным. Купите или испеките сами печенье в виде единички, двойки, тройки и т.д. Вылепите цифры из пластилина, нарисуйте красками вместе с ребенком, напишите разными способами – фломастерами, карандашами, толсто, тонко, прямо, наклонно.  Составляйте цифры из счетных палочек, из кубиков, из элементов мозаики.

Только после этого начинаем учить соотносить количество предметов с цифрами. Пусть у вас под рукой будут карточки или кубики с цифрами, а может быть, сами цифры (из пластилина, из пластика, деревянные).  Выкладываете перед ребёнком, например, 5 кукол – а он вам показывает цифру «пять», 3 машинки – пусть показывает «три». Потом поменяйтесь ролями (можно и ошибиться пару раз, чтобы малыш вас поправил). Теперь наоборот: один демонстрирует цифру, второй должен предъявить такое же количество предметов. Усложним задачу: нарисуйте на листочках разное количество предметов: 1, 2, 3, 4, 5. Пусть ребёнок подберёт для каждого листочка подходящую цифру.

В общем-то, этих упражнений будет вполне достаточно для вашего малыша на начальном этапе обучения счету. Если же вы хотите разнообразить и усложнить ваши занятия, то всегда можно найти подходящее учебное пособие, их сейчас очень много:  как в виде учебников и рабочих тетрадей, так и в виде дидактического материала — карточки, папки, настольные игры и т.д.

Желаем успехов вашему ребёнку в освоении математики!

26.07.2012

Автор: Анна Делюкина

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Источник