С развитием речи ребенка тесно связано моторики

 «Мелкая моторика помогает развивать речь»

         «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»

                                           В.М. Бехтерев

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.  

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

        К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет связная речь, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Развивая пальчики ребенка – мы  развиваем  речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным.  С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием  различного материала.

Средства развития мелкой моторики: — Пластилин — Бумага — Крупа, бусы, пуговицы — Природный материал — Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани — Куклы — Песок — Вода — Карандаши, счетные палочки  картофельные печати и т.д.

Игры с пластилином: «Мнем и отщипываем. Надавливаем и размазываем. Скатываем шарики. Раскатываем колбаски и т.д.» Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Лепка также оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции

Игры с бумагой «Бумагу» можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается творческий потенциал ребёнка.

Игры со счетными палочками, спичками и т.д. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, спички или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Игра в кубики и собирание конструктора не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики или фигур из конструктора, малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.  

Читайте также:  Особенности развития ребенка второй третий год жизни

Игры с пуговицами отлично развивают: мелкую моторику и тактильное восприятие; зрительно-моторную координацию; точность движений и внимание; математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать); эмоциональное и творческое развитие

Некоторые дети могут достаточно длительное время перебирать крупы, перекладывать в миски, а некоторым надоест уже через 5-10 минут, но при этом все равно данная игра принесет пользу малышу.

 Дети могут рисовать в крупе или делать из неё аппликации

Игры с веревочками, шнурками, ленточками Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все — пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза.
        Сочетание игры и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей

 Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Необходимо соблюдать важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  • Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Источник

Марина Малыгина
Взаимосвязь ручной моторики и мелкой моторики рук с развитием речи детей

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель). В последние годы все чаще отмечается тенденция увеличения детей с патологией речи. Это связано, прежде всего, с неблагоприятными факторами, которые негативно сказываются на развитии речи детей.К ним можно отнести: плохую экологическую обстановку, различные инфекции, осложненное течение беременности и родов, недостаточное уделение внимания воспитанию детей, которое связанно с занятостью родителей, психологические травмы у детей в раннем детстве и т. д.

Проблема исправления и коррекция речи в наше время является достаточно распространенной. Учитывая, что речевые отклонения возникают на раннем этапе развития малыша, то необходимо распознать нарушение речи, и своевременно начать бороться с этой проблемой, чтобы обеспечить достойное будущее вашему ребенку. Для того, чтобы обеспечить полноценную коррекционную помощь, работа над развитием речи должна быть всесторонней, и затрагивать все аспекты, которые положительно повлияют на этот процесс.

Одним таким немаловажным аспектом является работа над мелкой моторикой и тонкой моторикой пальцев рук. Уже достаточно давно была установлена взаимосвязь между речью и моторикой рук, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Также мы можем наблюдать следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и сама речь. И действительно, на практике при диагностическом обследовании, у 80 % детей имеющих патологию речи, наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук. (1). Дети, страдающие общим недоразвитием речи, имеют разной степени выраженности недостаточность в развитии общей моторики и подвижности пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией. В дальнейшем, это сказывается на отношение к обучению в школе, уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики, является важной составляющей в коррекционной работе с детьми по преодолению речевых расстройств. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Читайте также:  Развитие личности ребенка детского дома

Высокий уровень развития мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости головного мозга у ребенка. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на активизацию речевых зон коры головного мозга, а в следствии и на благоприятное развитие речи. Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга и развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Поэтому придается большое значение к использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на речевое развитие, но и подготавливает малыша к рисованию, лепке, а в дальнейшем и развивает руку к письму. В следствии такой целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Всё это создает благоприятную базу для улучшения качества речи и более успешному обучению в школе.

В ходе работы над моторикой пальцев рук, можно наблюдать положительную динамику в речевом развитии, сначала начинает появляется артикуляция слогов, а затем слов и предложений. Речь ребенка становится более активной, свободной, ему легче общаться со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно смело заявлять, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать начиная с самого раннего возраста. Известный педагог В. А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

Существует один метод определения речевого развития ребенка: Необходимо попросить малыша показать один, два и три пальчика (сначала самому взрослому показать, как это нужно сделать). Те дети, которые легко выполняют изолированные движения пальчиков, уже хорошо говорят. Если пальчики не слушаются, вялые или же поднимаются все вместе, необходимо более интенсивнее развивать речь. (4) Конечно бывают и исключения из правил. Бывают дети с хорошо развитой речью, но слабой моторикой рук или наоборот.

Наши знания о прямой взаимосвязи мелкой моторики и речи детей необходимо применять на практике. Ведь наша задача, как педагогов, способствовать наиболее полному раскрытию творческого и умственного потенциала ребенка, заложенного природой. Поскольку первой естественной деятельностью малыша является движения рук и пальчиков, необходимо организовать среду, которая будет предоставлять максимальный простор для развития мелкой моторики. Только такой подход, основанный на следовании заложенной в нас природе, поможет воспитать гармоничного и счастливого ребенка.

На собственном опыте я убедилась что действительно, верный и точный подход к развитию мелкой моторики малышей способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитие речевой функции.

Свой проект по саморазвитию «Влияние мелкой моторики на развитие речи» я начала с малышей от 1,5-2 лет. Для целенаправленной помощи воспитанникам первой младшей группы был создан кружок “Веселые пальчики”. Где в основном работа велась при помощи техники Су — Джок терапии. (3)

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Мы применяли Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат). Ежедневный тщательный массаж кистей рук от кончиков пальцев до предплечья очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребенком.

Читайте также:  Автор понятия зона ближайшего развития ребенка

Для малышей были подготовлены различные дидактические пособия такие как:

«Тактильный квадрат» (на фанеру квадратной формы приколачиваются разноцветные канцелярские гвозди и прилагаются бухгалтерские резиночки)

Игры с этим пособием развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, сообразительность и творческие способности, мелкую моторику пальчиков, что благотворно воздействует на умственный потенциал малыша.

«Пальчиковый бассейн» (в контейнере размером с небольшую коробку на крышке проделываются два круглых отверстия таким размером, чтобы рука ребенка с легкостью проходила, края обрабатываются наждачной бумагой во избежании травматизма. Далее заполняем контейнер фасолью или гречкой, можно периодически менять содержимое, и прячем от малышей некий клад который они с удовольствием будут искать.

Во время поиска предметов происходит самомассаж кистей и пальцев рук что способствует: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема амплитуды движений пальцев рук, формирование произвольных, координированных движений пальцев рук.

Такое дидактическое пособие как «Шумовые яйца» учат детей дифференцировать неречевые шумы, развивать логическое мышление, внимательность, память.

Так же на развитие мелкой моторики и развитие мышц кистей рук способствую игры с прищепками.

Ну и конечно же пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию малыша. Этим веселым занятиям посвящены многие книги.

Для овладения правильной артикуляцией к нам в гости приходил язычек и рассказывал свои удивительные истории. Вырабатывали правильные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для четкого произношения звуков

С двух лет мы с детьми начали знакомиться со звуковой стороной речи. Погрузились в удивительный мир звуков, открыли особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии. Используя подражания и показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, изображали жужжание жука, шипение змеи или же пели песенку водички, комара. При этом обращали внимание на правильную артикуляцию при произношении конкретного звука.

К трем годам при помощи мнемотаблиц развивали монологическую речь. Строили описательные рассказы каких — либо предметов. Развивали мышление, фантазию. Обогащали словарный запас. Учились составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

После проведенной диагностики анализ результатов обследования речи детей трех лет показал заметный скачек. Малыши регулярно участвующие в проекте «Влияние мелкой моторики на развитие речи» показали результат сходный с результатом детей старше на год. Малыши свободно строили предложения, активно участвовали в беседах, словарный запас был богат для детей данного возраста. Самостоятельно находили речевые ошибки и исправляли их. Владели простейшими навыками словообразования.

Дети, не посещавшие проект (вновь прибывшие дети в детский сад) заметно отличались от сверстников. Звуковая сторона речи имела большие дефекты. Речь больше походила на фразовую. Ответы на вопросы состояли из двух – трех словных предложений. В описании предметов возникали трудности.

Этот проект еще не закончен, но уже в середине его,мы можем сформулировать следующие выводы: основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте; развитие мелкой моторики пальцев полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи; упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Таким образом, можно смело заявлять, что кисть руки – это орган речи ребенка, которую необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

Целенаправленное, систематическое и планомерное использование упражнений для мелкой моторики стимулирует речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на коррекции речи детей, дает возможность для совершенствования психических процессов, которые тесно связаны с речью, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на эмоциональную сферу, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными, а речь совершенствуется.

1. Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.

2. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками – развиваем речь.

3. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. / Л. А. Ивчатова. -Логопед – 2010. № 1.

4. Методы обследования нарушений речи у детей М., 1982. 161 с.

Источник