С чего начинать развитие ребенка с 2 до 3 лет
Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на которые хотелось бы сослаться в этой статье, я решила все-таки больше не откладывать и опубликовать нашу программу занятий.
Сразу скажу, что это не жесткий график занятий, это своеобразный ориентир, который подскажет вам, во что поиграть с малышом, когда у вас высвободится минутка. Для меня такой план был настоящей палочкой-выручалочкой, я без него, как без рук. Программу я составляла для своей дочери, когда ей было 2 года. Постаралась охватить в программе все основные сферы развития ребенка с учетом познавательных потребностей данного периода. Все проверено на практике, разумеется
Напоминаю, что аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРЫ И ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры для детей от 2 лет (чтобы прочитать о каждом занятии подробнее, кликайте по ссылкам):
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
- Игры-моталочки;
- Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
- Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
- Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;
Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
- Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);
- Играем с пинцетом;
Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики
- Играем с сенсорными коробками;
- Играем со стучалкой (с гвоздиками);
Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu
- Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;
Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки
- Собираем пазлы из 4-20 частей;
Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
- Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;
Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom
- Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
- Подбираем ключики к замочкам;
- Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
- Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;
Пример пипетки
- Вырезаем ножницами;
Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon
- Играем с конструкторами;
Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
- Конструируем из счетных палочек;
- Играем со шнуровкой-планшетиком;
Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем с кинетическим песком;
Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)
Уже знакомые игры:
- Строим дорожки из домино;
- Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
- Составляем картинку на кубиках-пазлах;
Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
- Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
- Подбираем крышки к баночкам;
- Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
- Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
- Просеиваем крупу через ситечко;
- Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
- Играем в лото;
- Собираем грибы / ягоды;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Чистим вареное яичко;
- Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина. Идеи простых поделок: часть 1, часть 2.
3. Рисование
4. Аппликация
5. Настольные игры
Подборку настольных игр, подходящих для двухлеток, можно найти здесь:
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)
6. Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Делаем ариткуляционные упражнения;
- Делаем дыхательные упражнения;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Игры на развитие речи
Например:
Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.
Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.
Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет и др.
7.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 2 лет можно найти здесь:
- СКАЗКИ И СТИХИ РУССКИХ АВТОРОВ
- СКАЗКИ И СТИХИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
- РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ
- ЗИМНИЕ И НОВОГОДНИЕ КНИГИ
8. Первые уроки
- Учимся считать — играем в первые математические игры;
- Изучаем геометрические фигуры;
- Изучаем цвета;
- Играем со словами и буквами;
- Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
- Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
- Знакомимся с временами года;
- Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
- Запоминаем названия пальчиков;
- Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;
9. Логические игры
Например:
- Играем с логическими блоками Дьенеша;
- Выкладываем простые закономерности;
- Собираем простые узоры из кубиков Никитина «Сложи узор»
и др.
Больше логических игр можно найти в статье «Логические игры для детей 2-3 лет»
10. Сюжетно-ролевые игры
Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).
11. Музыкальные занятия
- Слушаем классическую музыку;
- Играем в простые подвижные музыкальные игры;
12.Двигательная активность
- Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
- Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;
- Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
- Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
- Учимся стоять на одной ноге;
- Учимся ходить на носочках;
- Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
- Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
- Привыкаем делать зарядку по утрам;
- Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:
Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.
Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).
Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».
13.Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол и убирать рабочее место после творческих занятий;
- учимся раздеваться и одеваться;
- учимся чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком.
Спасибо за внимание! Всегда жду вас на страницах сайта! А также в Инстаграме, Вконтакте, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Источник
У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.
Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет
Физические показатели
Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:
- грамотно составленный режим дня;
- сбалансированное питание;
- прогулки;
- активные игры, физкультура.
Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:
- Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
- Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
- После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
- Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
- Параллельно выполнять больше одного действия – например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
- Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
- Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.
Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда
Интеллектуальный уровень
Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет – их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.
Развитие памяти, логического мышления
Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.
В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.
Что может ребенок:
- правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
- уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
- определять, какого цвета предмет;
- уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
- различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
- понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
- определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
- находить предмет по его характеристикам;
- уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
- рассказать о том, что делал целый день.
Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях
Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.
Счет и логика
Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:
- считать до 5;
- помнить, что на руках по пять пальцев;
- сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
- пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
- соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
- показывать, что находится сверху, что снизу.
Речь и словарный запас
В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:
- Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
- Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
- Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
- Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
- Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
- Задают вопросы взрослым.
Быть “почемучкой” совершенно естественно для ребенка такого возраста
- Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
- С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
- Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
- Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
- Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.
Время для игр и творчества
Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:
- помнить слова считалок, песенок, стишков;
- рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
- с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.
Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.
Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:
- паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
- наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
- развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: развивающие книги для детей 3-4 лет).
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:
- нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- удлиняется период бодрствования до 7 часов;
- появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
- он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.
Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.
Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки
Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».
Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.
Рекомендации родителям по воспитанию
Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:
- Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
- Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
- Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.
Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность – для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу