Ручной труд в развитии ребенка дошкольного возраста

Жмакина Наталья
Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

1. Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

1.1. Что ручной труд развивает у детей

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.Другим словом: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной трудзаключается в разнообразной предметной деятельности:

— застёгивание с расстёгивании пуговиц;

— шнуровании ботинок;

— шнуровка на специальных рамках;

— нанизывание колец на тесьму;

— игры с мозайкой;

— сортировка мозайки по ячейкам;

— игры с конструкторами;

— перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Существует много различных способов развития мелкой моторики рук, такие как пальчиковая игра, самомассаж и обязательно занятия ручным трудом (шитьё, вязание, аппликация, плетение).

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

1.2. Организация работы по ручному труду в ДОУ

Всё это подтолкнуло организовать кружок «Премудрости Василисы» по ручному труду в детском саду. Кружковая работа ведётся со старшей группы. Занятия в кружке помогают сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки, развить художественно-творческие способности в постижении мастерства традиционного русского рукоделия;

Воспитать трудолюбие и аккуратность.

Организуя работу с детьми учитывала, что ребёнку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться к взрослому за помощью или советом. Старалась поддерживать у него уверенность в своих силах, одобряла и поощряла проявление настойчивости, терпения, желание довести начатое дело до конца.

В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбирала самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Занятия в кружке «Премудрости Василисы» позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику рук; самоутверждаться,

Проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, знакомятся с правилами техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

К концу года дошкольники научились работать с тесьмой, тканью, подбирая нужные цвета для оформления (юбка, фартук, овладели швом «вперёд иголка».

Продолжала работу по ознакомлению детей с рукоделием в подготовительной группе. Занятия оказывают благотворительное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему более самостоятельным и уверенным в себе, продолжает развиваться мелкая моторика рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

На этом этапе больше времени отводится для развития ручных навыков, используя иголку, бисер, бусины различной величины, нитки, тесьму. Работая с пуговицами, учу различать их по форме и цвету, составлять из них различные узоры и композиции.

Познакомила детей с «Матрёшкой», рассказала историю народной игрушки и народного костюма. Новый вид рукоделия изонить, где у детей развиваются более точные движения пальцами, чувство цвета, фантазия и пространственное мышление. Овладевают новыми видами швов «назад иголка», «через край».

Данные занятия требуют от детей усидчивости и терпения, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Доступные по содержанию занятия помогают ребёнку развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, навыки самообслуживания.

Совместно с родителями и сотрудниками ДОУ организовались выставки «Мир удивительных поделок», «А у мамочки моей ручки золотые», «Игрушка будущего», информационные уголки. Прошла выставка методической литературы для родителей «Ручной труд в подготовке детей к письму».

Видя, как формируются у детей умения и навыки по ручному труду, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Дарят различные дидактические и настольные, наборы для шитья и аппликации.

Занятия проводятся один раз в неделю. Интересно использование фольклора в рукоделии. Наследие русского народа чрезвычайно богато и даёт широкие возможности для приобщения дошкольного к рукоделию. Формы и методы работы использую самые разнообразные. Это беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.

2. Приёмы и методы организации кружковой работы

В работе кружка широко используются практические методы обучения:

Упражнение (при освоении приёмов шитья и вышивания, моделирование, игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приёмы:

-наблюдение;

-рассматривание готовых поделок и вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

-показ образца;

-показ способа вышивания, шитья, аппликации.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям занятия, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

3. Рекомендации по организации кружка по ручному труду

На занятиях кружка дети учатся, и работать в коллективе, для этого создаются все условия. Дети в кружке одного возраста, что является идеальным вариантом обучения. В такой группе концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, согласие, порядок и доброжелательное отношение. Дети охотно помогают друг другу освоить какой — либо приём, способ, навык. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и их проведение.

Для успешного освоения, умения и навыков количество детей в группе первого года обучения – 10 человек, для второго года обучения – 7 человек.

Режим работы кружка один раз в неделю.

Первый год обучения продолжительность занятия 25 минут;

Второй год обучения – 30 минут.

Источник

Хамукова Б.Х.,
г. Майкоп, Адыгейский гоударственный университет
Прядкина В.Н.
г. Майкоп, МБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №22

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду — это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.  

В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в  социально – коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста назван ряд видов деятельности, таких как самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, включая бумагу, природный и иной материал.

 Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

  Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой,  древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

 Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, — это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно.

На сегодняшней нашей встрече мы хотим поделиться опытом организации ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду.

 Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципахпостроения педагогического процесса:

  1. От простого к сложному.
  2. Принцип систематичности.
  3. Принцип тематических циклов.
  4. Индивидуального подхода.
  5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

— объяснительно – иллюстративный,

— репродуктивный,

— проблемного изложения,

— частично поисковый,

— рефлексивные приёмы и методы,

— игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

   Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

   Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

   Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

   Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

   Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

  Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

 Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии,  восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» — практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

 Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

 Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» — по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

 Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

 Содержание художественного труда дошкольников составляют:    Работа с тканью, нитками:  декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус,  плетение, ткачество,  изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров.

  Работа с природным материалом:  изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,  изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,  плетение из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов, оформление живого уголка.

 Работа с бумагой, картоном:  аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

   Работа с глиной, тестом, гипсом:  создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды.

   Работа с бросовым и искусственным материалом:  вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Вместо традиционных занятий предлагается форма  творческих проектов, для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе  принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности: организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д., открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает: папки — раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер — классы, анкетирование, родительские встречи, семинары — практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

  • насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно — развивающая среда
  • свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
  • создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
  • использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
  • непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
  • провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Литература

  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, — 344с.
  3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

Источник