Ручная моторика ребенка 5 лет

Ручная моторика ребенка 5 лет thumbnail

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Игры

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

Дети играют

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Читайте также:  Аптечка ребенку 5 лет

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

С родителями

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Бусинки

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Пластилин

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Сбор паззлов

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Источник

Для развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет для этого потребуется время и терпение со стороны взрослых. А если Ваш ребенок ходит в детский сад, то развитием мелкой моторики уже занимаются с ним, Вам надо будет только дома поддерживать на нужном уровне и развивать ее дальше.

В этом не будет ничего сложного – это определенные игры для ребенка и помощь родителей в нужный момент. Также не забываете, что Вам надо начинать подготавливать руку ребенка к письму. Ниже приведены игры и различные занятия и упражнения для развития мелкой моторики у ребенка 5-6 лет.

«Конструктор»

Конструктор – это один из инструментов, которые помогают ребенку не только развивать мелкую моторику, но и другие навыки.

Для лучшего развития мелкой моторики  рук через конструктор, Вам самим придется участвовать, так как придется давать задания и если Ваш ребенок не справиться, то помогать.

В начале, будут легкие задания, например, собрать кровать, стул, стол, но не забывайте, что ребенок должен будет разбирать конструктор для создания новых предметов или животных. Лучше подойдут конструкторы с мелкими деталями, например, Лего или его аналоги, железный конструктор, можно попробовать  Фанкластик и другие.

«Лепка»

Очень хороший инструмент для развития мелкой моторики, но при этом без помощи взрослого будет тяжело освоить этот инструмент. Так как Вам придется его научить делать некоторые приемы ребенка:

Разогрев научить ребенка делать пластилин эластичным и податливым.

Скатывание – ребенок должен уметь скатывать шарики или овалы при помощи ладошек двух рук, пальцем и одной рукой об поверхность.

Читайте также:  У ребенка 5 лет манту 12мм

Сплющивать — это получение лепёшки или диска из шарика или овала.

Размазывать – умение размазывать любой определенный кусок пластилина на поверхности.

Прищивывание – умение придавать определенную форму изделия, например, ушки у чебурашки из шарика или сделать носик.

Раскатывание – это превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.

Скручивание – умение делать жгутик скручивать их в спираль.

Оттягивание — умение захвата пластилина  и его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание – умение сделать плавный переход от одной детали к другой при соединении и для закругления. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание это разделения различны элементов стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение – это прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

При использовании этих приемов Ваш ребенок с легкостью может делать различные предметы или животных, а Вам надо стремиться к тому, чтобы ребенок умел собирать целые картины или украшать напечатанные.

«Рисование»

Очень интересный и развивающий инструмент. Правда в первое время, Вам придется посидеть с ним, чтобы научить правильно, держать кисточки и пользоваться красками. Для усложнения можно использовать различной толщины кисточки и более сложные рисунки для раскраски.

Другой вариант рисования – это использование карандашей, фломастеров. Вначале простые рисунки, за тем композиции и далее с более сложными и мелкими рисунками.

Не забываете следить, чтобы ребенок правильно держал рабочий инструмент, а при закрашивании не вертел рисунок, а пытался все сделать движением кисти руки или пальцев.

«Театр»

Можно поиграть с ребенком в кукольный или пальчиковый театр или театр теней, можно просто использовать пальчиковую гимнастику.

«Шнуровки»

Шнуровку нужно будет подобрать по возрасту, так как они более сложные по сравнению для детей до 3 лет. Например, сбор шкатулки, цветов, но еще с обязательным завязыванием бантиков или узелков.

«Бисер»

Здесь пригодится использовать бусинки или сам бисер для плетения различных предметов, животных, но учтите, что без вашей помощи ребенку будет тяжело освоить такое интересное занятие.

«Штриховки»

      Для укрепления кисти рук и пальцев и установления почерка, нужно потихоньку вводить штриховки различные, но надо следить за тем, чтобы ребенок не крутил бумагу, когда делает эти упражнения. Существует множество различных штриховок в интернете.

«Пазлы»

     Игры в пазлы очень хорошо развивают мелкую моторику и другие способности ребенка, особенно когда используете средние и мелкие пазлы для сборки.

Не забываете и о простых способах развития мелкой моторики, например, такие как очистка яйца (куриного или перепелиного), мандарина, апельсина, лука, различных орешков (арахис в кожуре), игра в песке (крупе). Научить ребенка расстегивать и застегивать замки, пуговицы, кнопки, закручивать  и откручивать крышки.

Могу еще предложить игру из своего детства, это построить армию из всех игрушек и по одному ходу передвигать все игрушки из одной комнаты в другую. У ребенка развивается мелкая моторика рук, терпение и другие способности.

Подводя итоги статьи, могу только сказать, что развития мелкой моторики рук ребенку 5 лет, очень разнообразно и все только зависит от фантазии и творческих способностей взрослого окружения ребенка. Главное – это регулярные занятия от 15 минут в день и лучше даже каждый день, но в виде игры.

Источник

Когда дело доходит до использования грубых моторных навыков — таких как ходьба, прыжки и бег — ваш маленький непоседа, вероятно, не нуждается в особой поддержке, разве что, на самом начальном уровне. 

Однако, не менее важно, чтобы дети работали над своими мелкими моторными навыками — аккуратными, точными движениями пальчиков, в том числе и большого, кистями и запястьями — потому что они поддерживают множество других жизненно важных физических и умственных навыков.
«Например, составление блоков включает в себя не только сбор блоков, но и понимание того, что с ними делать, и планирование действий», — говорит Гей Джиролами, физиотерапевт и исполнительный директор Pathways Awareness Foundation , некоммерческой организации в Чикаго, которая специализируется на изучении физического развития.

Как вы можете способствовать развитию моторики?

Все родители малышей знают, что когда начинается процесс самопознания и вы постоянно слышите «Я сам!» ваш ребенок будет стараться делать все и сразу. Конечно, это невозможно, поэтому нужно помогать и поддерживать ребенка в его начинаниях. Вы сами удивитесь как быстро он овладеет тем или иным навыком, если ненавязчиво ему помогать.

Поэтому отступите и позвольте ему попробовать свои силы в простых задачах, таких как одевание, и приготовление завтрака (протяните ему лопаточку, кусочек тоста и банку варенья, и пусть он будет занят ).

Разнообразие — это пряность жизни, поэтому время от времени перемешивайте. Например, приведенные ниже действия будут основаны на мелкой моторике вашего ребенка и будут стимулировать новые.

Заполнение и выгрузка
Опорожнение контейнера требует гораздо меньшей точности, чем его наполнение. Это один из первых замечательных моторных подвигов, которым овладеет ваш малыш, и, как только он это сделает, то скорее всего захочет повторить.

Как вы вам не хотелось потом тратить время на уборку и подметание это очень важный этап в развитии и не стоит ему мешать: ваш ребенок начинает осознавать, что один объект, например ведро, может удерживать другой объект, как куча грязи. Как только он поймет их взаимодействие, то сможет и понять, что ведро может быть наполнено обратно. Подготовьтесь к этому этапу, создав игровые площадки и предлагая управляемые действия. Если вынуть блоки из большой коробки, колышки из отверстий, игрушки из сундука или другие кусочки головоломки, ваш малыш надолго будет и это отвлечет его от таких шалостей как разбрасывание мусора из ведра или высыпать собачий корм из мешка.

Читайте также:  Пищевой невроз у ребенка 5 лет

Как только этот шаг будет пройден, начинается время приобретения навыка наполнения. Действуйте также последовательно. Возможно какие-то игрушки придется убрать. В дальнейшем усложняйте задачу – например, просите попасть кубиком в контейнер с расстояния.

Одеваться и раздеваться.
Десять минут назад ты одел своего малыша в самую удобную одежду. Теперь, когда вы готовы отправиться в путь, он снова совершенно голый!

Надевать вещи и снимать их – радость для малыша. Но ваш ребенок не делает это, чтобы испытывать ваше терпение. А одевание и раздевание его самого или игрушек — предоставляет ему множество возможностей для тренировки пальцев и рук. Помогите своему ребенку, создав как можно больше вариантов. По своему опыту скажу, что мой двухлетний сын иногда одевался и раздевался по 10-15 раз в день. Брал совершенно разные комплекты одежды и самостоятельно снимал и надевал их на себя. Ему просто это очень нравилось). Одежда для крошечных кукол слишком сложна и приведет только к слезам, но совладать с большими накидками или пончо для его плюшевых мишек будет гораздо проще (вы можете вырезать их из войлока). Фетровые доски с фигурками людей и сменными нарядами тоже хорошо подойдут, так как они позволяют малышам вырабатывать их чувство моды (и навыкам сортировки), не будучи слишком сложным.

Стикеры многократного использования могут также очень понравиться. Если вашему малышу особенно нравится одеваться, предоставьте большую коробку с наряженной одеждой, которой легко управлять — старое пальто и туфли папы, ваши старые шарфы и изобилие шляп. Когда дело доходит до одевания на весь день, ваш малыш будет лучше всего надевать брюки, которые имеют эластичные талии и застежки на липучках, чтобы минимизировать утреннюю борьбу. Обязательно ставьте новые .

Рисование и письмо
Где-то в возрасте от 12 до 18 месяцев ваш малыш, вероятно, попытается «писать», делая отметки на бумаге, а иногда между 18 и 24 месяцами он может удивить вас, рисуя вертикальные и горизонтальные линии и, возможно, круг.

Аплодируйте этим ранним наброскам, которые поощряют целый ряд новых способностей: рисование карандашом включает в себя мелкую моторику, например, захватывание и удержание, а также повышение зрительной хватки вашего ребенка и использование его воображения.

Снабдите своего подающего надежды художника большими листами плотной бумаги, приклеенными к столу — в конце концов, ничто так не мешает творчеству, как испуганный вопль мамы, когда карандаш скользит по скатерти или царапает стол. Если вашему малышу это не интересно, предложите несколько альтернатив: мелки для асфальта, бумага, прикрепленная к мольберту вместо плоской поверхности, или мыльные карандаши в ванне могут вызвать у него интерес.

И не забывайте рисовать пальцами. В то время как обучение тому, как держать и манипулировать орудием, важно, рисование пальцем дает тренировку мелкой моторики и развивает воображение вашего малыша.

Если он устал от красок, попробуйте подключить интерес к природе и почистите листья, желуди, или лепестки цветов.

Укладка, сортировка и нанизывание
Распределение колец на пирамидке или блоков конструктора это классика в развитии мелкой моторики. Это также фантастический способ для вашего ребенка использовать его еще более ловкие пальцы и работать над сортировкой и наращиванием навыков.

Чтобы сделать эти архитектурные занятия еще более интригующими, позвольте вашему ребенку экспериментировать с блоками разных размеров, форм и цветов и предложите множество других материалов для строительства и манипулирования. Благо сейчас различных сортеров, конструкторов и других разборных деталей огромное множество

Ваш малыш может сортировать магниты на холодильнике по цвету или размеру. Как только она справится с этим, предложите толстый шнурок и кусок войлока с прорезанными в нем отверстиями или крепкую нить и большие деревянные очень удобны в таком случае макароны разных форм.

Точение и пощипывание
Малыши любят обонять, пробовать на вкус и осязать. Если вы дадите своему ребенку много забавных материалов, чтобы его маленькие руки были заняты, он прекрасно проведет время, развивая их силу и ловкость.

Нетоксичная пластилиновая глина стимулирует движения рук и пальцев, когда ваш ребенок катит, формирует, штампует и формует материал по своему вкусу. Несколько простых инструментов, таких как легкая скалка и несколько пластиковых формочек для печенья, растягивают эту деятельность дольше. Если ваш малыш не проявляет к этому интерес, попробуйте несколько разных продуктов.

Чем мягче тесто, тем легче для маленьких рук придать форму. Настоящее съедобное тесто, конечно же, самое лучшее удовольствие, поэтому, когда вы печете, дайте ей немного оставшегося теста, чтобы превратить его в свой «пирог» и приготовить его вместе со своим.

На улице кухня с грязевыми пирогами или строительная зона из песчаного замка создают возможности для использования тех же навыков мелкой моторики. Когда ваш малыш лепит башню и аккуратно увенчивает ее пером, она даже не осознает, что оттачивает свое мастерство — но вы это сделаете!

Источник