Ручки ребенка 1 год

Ручки ребенка 1 год thumbnail

Развитие малыша во многом обусловлено тем, как происходит стимуляция его органов чувств и тактильных ощущений. У ребенка тесно взаимосвязаны области физического и нервно-психического развития, и когда уделяется в раннем возрасте много внимания специальным занятиям и гимнастике, дети отмечают успехи и в формировании навыков познания и речи. Нужно знать – что ручки малыша один из главных органов, отвечающих за развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы деятельности.

До момента рождения

При появлении малыша на свет вы пристально и детально изучаете его, все в нем кажется вам необычным и забавным – у него нежные складочки на животике и спинке, огромные голубые глазки и совсем маленькие пальчики на руках и ножках, на которых даже страшно стричь ноготки. Ручки и ножки малыша становятся особым инструментом, при помощи которого ребенок начинает знакомство с новым миром, познает возможности, как собственного тела, так и окружающего его мира, за счет тактильных ощущений пальчиков происходит активное развитие мозга и особенно его коры. В первые годы жизни активно происходит развитие сразу обеих рук, как левой, так и правой, они одинаково участвуют в процессе познания мира и развития органов чувств. Еще внутриутробно ребенок постепенно учится понемногу владеть своим телом, двигать руками и совершать ими свои первые движения. Примерно к семи месяцам беременности и далее ребенок учится двигать ручками и пробует подносить их ко рту, сосет палец, разжимает и сжимает кулачки. Движения ручками ощущает во время беременности и мама, она ощущает внутри живота постукивания крохи ручками по стенкам матки, и в такие моменты нужно активно общаться с малышом. ребенку важно чувствовать, что он все делает правильно, что его хвалят и любят, и что его упражнения нужны для дальнейшего развития.

После рождения малыша

В момент рождения тело ребенка переходит в новую для него среду, и на коже возникают новые и необычные тактильные ощущения. Это стимулирует мозг к развитию. Постепенно ручки берут на себя роль инструмента познания мира. При рождении у детей ладошки плотно сжаты в кулачки из-за наличия физиологического гипертонуса (преобладание сгибателей над разгибателями). При этом ножки крохи также согнуты в суставах, и конечности прижаты к телу. Это было необходимо для внутриутробного нахождения, чтоб малыш поместился в матке, не стоит беспокоиться по этому поводу. Постепенно тонус мышц будет проходить примерно до трех месяцев, что вполне нормально и не требует коррекции. В первые недели жизни основными навыками малыша будет управление глазками и головкой, затем постепенно проходит гипертонус и исчезает эмбриональная поза, и вот потом наступает эпоха развития через ручки. Многие психологи и специалисты по раннему развитию рекомендуют проведение первых двух-трех месяцев жизни в небольшом уютном плетеном креслице-корзинке, а не в огромной детской кроватке, малыш будет ощупывать стенки плетенки, задевая за них руками. Они имеют фактуру и приятны на ощупь.

Ладошки и пальчики должны постоянно получать стимуляцию разными вещами, поэтому, не стоит надевать малышам одежды с защитными варежкам и зашитыми ручками. Естественно, эти варежки защищают от оцарапывания своего лица случайными движениями рук. Но можно коротко постричь ноготки и дать волю детским рукам для познания окружающего мира. В одежде с закрытыми руками ребенка лишают знакомства с миром путем ощупывания и прикасания к разным вещам и предметам. И такие контакты происходят постоянно – при сосании груди дети прикасаются ручками к теплой нежной маминой коже, лежа у вас на руках, касаются ваших кофточек, одежды, волос, лежа на пеленальном столе ощущают простынку.

К трем месяцам

В этом возрасте пальчики еще очень непослушные, но к этому возрасту ладошка у малышей уже раскрыта, и нет сжатия ее в кулачок. За счет расставленных пальчиков и открытой ладошки малыш прикасается к предметам и игрушкам, которые будут давать ему разнообразную палитру тактильных ощущений. Можно подвесить над кроваткой малыша мягкие игрушки и шарики из различных материалов (их можно укрепить на переносном кронштейне или натянуть на резинке между боковинками). Малыши будут визжать от восторга при попадании по игрушкам ручками или при захватывании их в ладошку. Особый интерес будут вызывать любые вещи или игрушки, которые будут при касании их издавать звуки – вместо пластиковых однообразных игрушек можно подвесить колокольчики на шнурочках, детские бубны, мягкие игрушки с бубенчиками внутри, деревянные бусы на прочной нити и с крупными бусинами. Эти предметы надолго увлекут кроху, сначала для рассматривания, затем для ощупывания и потом уже, позже, для исследования уже на зубок и на прочность.

С возраста трех месяцев можно давать в ручки ребенку небольшие поролоновые мячики, или мягкие тканевые игрушки (без ворса), можно также дать ребенку полуспущенный резиновый мячик для игры, который будет удобно держать в ручках, трясти и мять, перекладывать. В возрасте трех месяцев происходит один из важнейших этапов в развитии – ручки учатся попадать в ротик, и теперь можно вкладывать в ручки простые деревянные или качественные пластиковые погремушки. Это будет и полезно на ощупь, и звеняще, и вкусно для облизывания. Но помните, эту погремушку нужно часто мыть, она должна быть безопасной и прочной.

Читайте также:  1 год ребенку как готовить каши

Учимся хватать предметы и держать их

В развитии движений ручек малыша действует принцип – от плеча к кисти, то есть движения сначала формируются от крупных, к дальнейшим более прицельным и мелким. Постепенно за десять-пятнадцать месяцев от первых беспорядочных движений руками перейдет к целенаправленным предметным действиям руками. То есть малыш будет руками управлять по непосредственному назначению взятых в ручки предметов – по телефону они будет «звонить», ложкой он будет пытаться кушать, расческой он будет пытаться причесать волосики, а карандашами попытается нарисовать что-то на листе бумаги. Но в периоде примерно четырех–пяти месяцев ребенок только начинает развитие ручек и целенаправленных ими движений.

Постепенно ручки становятся все более ловкими наравне со всем телом, и родителей будет приводить в изумление и умиление наличие у ребенка новых возможностей. Лежа на спине малыш задирает ножки и с особым энтузиазмом хватает себя за ступни и тянет пальцы ног в ротик. Это веселит и его самого, и находящихся рядом окружающих. При этом малыш тщательно ощупывает пальцы ног пальчиками на руках и активно знакомится со всеми пальчиками по вкусу. В таком возрасте детишки схватывают предметы двумя ручками, могут активно трясти погремушками, которые вложены в их ручку, могут водить пальчикам по поверхностям игрушек, ощущая пальчиками разные фактуры игрушек. В целом, дети всячески ощупывают и изучают все предметы, попадающие им по руку, запоминают ощущения от них – температуру, поверхность, звуки.

В этом периоде детишкам нужно активно предлагать игрушки, которые будут не только удобными в плане захвата руками, но и удобные для активного их удержания в ручках – деревянные предметы, шерстяные игрушки, крупные шнурки, связанные в веревочки по несколько штук. Можно давать для изучения детям особые бусы из крупных деревянных или янтарных шариков, но они должны быть на прочной веревке. Можно привязать игрушки к прутикам кровати или растянуть на резинке над кроваткой малыша. Это будет развлекать и забавлять карапуза.

Второе полугодие жизни

Постепенно к шести месяцам жизни малыш совершенствует движения руками, и при помощи рук он уже может переворачиваться с живота на спину и обратно, а также учится садиться на попку. В дальнейшем руки будут нужны для того, чтобы помогать ребенку в ползании, вставании и хождении – руки в этих процессах играют неоценимую роль. Без участия рук все эти процессы были бы неосуществимы – малыш не сможет поползти на четвереньках без опоры на руки и ладошки, раскрытые и прикасающиеся к полу. Груднички могут садиться самостоятельно опять же только при участии рук – они опираются на свои ручки во время своих первых попыток. По мере освоения новых навыков дети начинают держаться ручками за прутья кровати или другие предметы и встают на ножки, основную опору осуществляя пока еще руками. Это дает колоссальный толчок мозгу в развитии новых пространственных связей и перехода из горизонтального мира в вертикальный.

Ручки в раннем возрасте играют большую роль, нежели ноги, именно за счет рук происходит познание предметов и мира. Ножки же только помогают в том, чтобы доползти и дотянуться до желаемого. Завтра мы поговорим о дальнейшем развитии через ручки.

Источник

Мамы жалуются: «Он висит на мне весь день!», «Я даже в туалет не могу сходить одна!», «У меня спина отваливается таскать его целыми днями!». Малыш не отлипает, в манеже вопит, в стульчике не сидит, хочет постоянно быть на руках.

В чем причина?

«Не приучай к рукам, потом на шею сядет!». «Поплачет и успокоится, нечего его баловать». Кто не слышал этих рекомендаций? Но все эти советы появились в очень жестокий период нашей истории: сначала революция, потом война, отсюда и ясли с четырех месяцев, и пятидневка…

Для того, чтобы дети не привязывались, а мамы не бросали работу для ухода за младенцами, и были придуманы эти методы, разрывающие самую важную и глубокую связь в психике человека: взаимную детско-материнскую любовь.

Последствия этой травмы в будущем: жестокость по отношению к себе и другим, нечуткость к чужим потребностям и границам, отказ от ответственности за свою жизнь. Базовое доверие к миру, без которого невозможно взросление и опора на себя, не формируется в отсутствии заботливого и любящего взрослого рядом с младенцем.

Поэтому главный совет такой: младенец до 6 месяцев должен бодрствовать рядом с мамой или другим близким взрослым. Тогда малыш спокоен и тратит энергию на развитие и рост. А когда кроха подрастет, есть свои правила и хитрости.

6-12 месяцев

Вечный двигатель! Это время активного освоения своих физических возможностей: малыш научился переворачиваться, сидеть, теперь его невозможно оставлять без присмотра на кровати. Поэтому так хочется посадить его в манеж или в стул, зафиксировать и немного расслабиться. Но его эволюционная задача совсем другая! Он хочет карабкаться, ползти, все трогать… И это нормально!

Что может предпринять мама?

✓ Вместо манежа — коврик или толстое одеяло на пол (не для тепла, а чтобы лоб не разбил, когда будет терять равновесие).
Несколько небольших игрушек, менять которые лучше каждые 10 минут.

✓ Коврик можно тянуть в другую комнату за собой, вместе с крохой, это так весело!

✓ Если ребенок очень просится на руки, не поднимайте его к себе «на верхний этаж», а присядьте или прилягте рядом с ним, позвольте лазить по себе, используйте эти моменты, чтобы самой поделать упражнения. Даже самая простая «качалочка» (вы лежите на спине, ноги согнуты в коленях и подняты под прямым углом, на голени положить малыша животиком вниз и качать вперед-назад) дарит массу положительных эмоций. Или присядьте к столу, часть кухонных работ можно выполнять сидя, все время подсовывайте малышу различные по форме и тактильным свойствам предметы и кусочки.

Как научить ребенка ползать?

✓ Хорошая идея: прыгунки (не ходунки!), но не дольше, чем 15–20 минут. Главное — не поддавайтесь искушению дать крохе гаджет для игр.

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка 1 год

! Ребенок в возрасте 6–12 месяцев НЕ МОЖЕТ оставаться один дольше, чем несколько минут. Не сводите с него глаз! Секунда — и он уже перевернулся, дополз до края кровати и свалился. Или резво дотянулся до ваших колечек, оставленных на тумбочке, засунул их в рот, в нос. Потянул за край шторы, уронил цветок в горшке, и хорошо если только на пол, а не себе на голову.

Да, это утомляет. Но поверьте, это время довольно быстро закончится. Приглашайте друзей, няню, соседку последить за младенцем, чтобы вы могли передохнуть, но не оставляйте его одного надолго.

12–18 месяцев

Главная ошибка родителей: они начинают водить своего топотыжку за две ручки, потому что он очень хочет ходить, а его опорно-двигательный аппарат еще не готов. Вот тут ваша спина скажет вам: «До свиданья, увидимся у мануального терапевта!». Рекомендации все те же: не поднимать наверх и не помогать ходить, чаще садиться на пол, стимулировать ползание, спокойно выдерживать вопли и требования — здоровье важнее.

Я предложила маме проводить час перед сном в Алешиной комнате, в основном обнимаясь и ласкаясь. И укладывать его долго, не стремясь сбежать. Потому что это основная причина его плохого поведения: он все время вас караулит, чтобы мама была рядом и не уходила, а вы все время стараетесь поскорее сбежать, чтобы заняться своими делами. Не сказать, что Алеша сразу стал как шелковый, все же у мальчика есть проявления СДВГ, но дело явно пошло на поправку.

! На приеме мама с сыном 4 лет. Постоянные истерики, от мамы не отходит, цепляется за ноги, приходит ночью, ноет, постоянно требует внимания. Мама истощена, есть еще 1,5-летняя малышка. Оказалось, что в раннем младенчестве Алеши родители с месяца приучали его спать отдельно, в другой комнате. «Свекровь сказала, так лучше для всех, мы будем высыпаться, он быстрее отучится от ночных кормлений. Но он кричал ночи напролет до полугода. Потом привык, но днем стал невыносим, все время бдит, не отпускает меня никуда, даже в туалет!».

Ох уж эти гаджеты!

Второе мое наблюдение касается новых реалий: гаджетов и соцсетей. Когда я начинаю расспрашивать мам, чем им так мешает младенец на руках, оказывается, что мама-то хочет спокойно пообщаться в сети, а малыш не дает. Крохе без вашего внимания становится скучно, грустно, неудобно, и он опять хочет к вам. И даже когда мама вроде бы занимается ребенком, но в руке у нее смартфон, малыш не получает внимания и начинает капризничать, стараясь переключить маму на себя. Та злится, сажает его в стульчик, сует в руки игрушку. Ребенок повышает громкость — и через пять минут мы имеем полноценный скандал в благородном семействе.

! Маме-кудеснице удается удерживать ребенка на коврике или в стульчике, только если непрерывно и заинтересованно общаться с ним. Редко малыши сами послушно играют в кубики, хотя бывают и исключения. Как это примерно может выглядеть? Вы готовите, вещая в режиме «в эфире Детское Радио», каждые две минуты подкладываете крохе новый предмет, присаживаетесь рядом, весело что-то воркуете и не забываете повеселить и пощекотать малыша. Идете ванную? Пусть малыш проползет этот метр, ведь так намного интереснее.

Развивающие занятия для детей
Развивать малыша, четко следуя какой-то одной методике, вовсе не обязательно. Большую пользу принесут комплексные развивающие занятия для детей.

Ребенок растет, как цветок: хорошо удобрите почву и будете регулярно поливать — получите роскошную розу. Но не сразу. Младенец, напитавшийся вашим вниманием и уверенный в собственной безопасности, в должный момент станет играть самостоятельно и будет отпускать вас не только в туалет, но и в соцсети. Но это произойдет только если он будет абсолютно уверен, что вы никуда не денетесь.

Для ребенка важно ваше присутствие рядом, ваше внимание. Это не значит, что вы должны быть постоянным аниматором и транспортным средством. Ищите способы обращаться с малышом, чтобы он получал ваше тепло и заботу, но не висел на вас круглосуточно.

Текст: Катерина Демина, психолог

Источник

Маленьким ручкам — особое внимание!

Ручки малыша — это один из самых мощных «инструментов » знакомства с окружающим миром, развития собственных возможностей и познания себя.

Уделяя внимание крошечным пальчикам и ладошкам своего ребёнка, вы тем самым развиваете его интеллект и эмоции.

Развитие движения рук происходит от плеча к кисти.

Уже во время своей внутриутробной жизни, малыш учится двигать своими ручками, а с 7-го месяца берет и подносит их ко рту и сосёт палец, сжимает и разжимает кулачки.

У новорождённого ладошки сжаты в кулачки, ручки согнуты в суставах и прижаты к телу. Это не должно вас беспокоить, т.к. тонус мышц-сгибателей рук и ног у младенцев остаётся повышенным примерно до 3-х мес., что является физиологической нормой.

Но, не смотря на это, можно уже сразу давать малышу возможность для тактильных ощущений: Не пользуйтесь одеждой с зашитыми рукавами или варежками -царапками, лучше аккуратно подстригите ноготки, ведь в такой одежде малыш полностью лишается возможности «ручного знакомства с миром». А ведь оно должно происходить постоянно — при кормлении кроха трогает тёплую мамину грудь, при общении на ручках — ваши волосы или одежду, лёжа касается прохладной простынки. Можно подносить к ладошкам разные материалы: гладкие и шершавые, деревянные и пластиковые и т.п. Трогая их, в мозг ребёнка поступают сигналы, тем самым хоть и не осознанно, но мозг работает и развивается.

двухмесячные ручки. Пальчики пока не очень послушны, но у малышей кому не одевали варежки, ладошки с 2 месяцев уже раскрыты, а не сжаты в кулачок.

Читайте также:  Ребенок в 1 год не говорит что делать

Движения рук пока хаотические, поэтому самое время дать дальнейший стимул к развитию ( нацеливание ): Положите поперёк кроватки перекладину, на которую можно подвешивать разные игрухи. Ребёнок будет счастлив, когда ему удастся попасть по ним рукой. Интерес вызовет любая игрушка или вещь, издающая звук при касании: пластиковая погремушка, колокольчик, детский бубен, небольшая мягкая игрушка со звоном внутри, крупные деревянные бусы.

С 3-х месяцев можно в ручку крохи вкладывать небольшой поролоновый мячик (его удобно сжимать и разжимать пальчиками). Есть так же полунадувные резиновые мячики с бубенчиком внутри. Ребёнок быстро поймёт и будет извлекать из него звук треся его.

Важная веха первых месяцев — ручки научились попадать в ротик. Чтобы кроха постоянно не грыз только свой кулачок (что, кстати, нельзя запрещать ему делать), можно вкладывать ему в руку безопасную погремушку. Только выбрать эту погремушку надо внимательно: она должна быть не покрашена, лучше из дерева или колечки — прорезыватели из латекса.

4-5 месяцев. Происходит важный этап знакомства со своим телом — малыш находит свои ножки. Лёжа на спине, он с большим удовольствием и увлечением захватывает свои ступни ладошками и тащит их в ротик. Пальчики рук ловко знакомятся с каждым пальчиком ноги.

Никогда не мешайте крохе, пусть он делает это столько, сколько считает нужным.

В этом возрасте дети хватают предметы двумя руками, трясут погремушкой, водят пальчиком по поверхности игрушки, всячески ощупывает и исследует их.

Уже можно не вкладывать ему в руку погремушку. Положите его на животик, а рядом игрушку, пусть пробует сам взять её. Мозг в это время усиленно работает. Ещё бы надо оценить расстояние, нацелиться и совершить хватательный манёвр!

Если с малышом ранее занимались — у него это обязательно получится в 4 месяца.

Самое время для юного исследователя сшить небольшие разноцветные мешочки и наполнить их разными крупами — гречка, пшено, фасоль, горох. Не сильно наполняйте их, т.к. содержимое должно хорошо прощупываться. Давайте эти мешочки ребёнку и он двумя ручками будет с интересом их переминать и сравнивать .

Предлагайте малышу игрушки с разным захватом и из разного материалла — деревянная погремушка, резиновый мячик, латексное кольцо, небольшая мягкая игруха со звуком, шуршащие игрушки, пупырчатые прорезыватели.. Очень нравится ребёнку трогать и грызть узелочки. Для этого свяжите несколько цветных верёвочек 3-4мя узелками. Все игрушки должны быть чистыми, периодически постиранные с детским мылом. Можно завести спец. коробочку с крышкой и хранить там не использованные в данный момент игрушки, а так же можно легко взять эту коробочку с любимым набором собой, если едите в гости.

С 4-х мес. ребёнка очень порадует развивающий коврик с разнообразием материаллов, звуков, цветов, с небьющимся пластиковым зеркальцем. Он уже может всё ощупывать и сравнивать.

А так же спец. развивающий переносной турничок. Сверху подвешены разные звучащие игрушки, а по бокам вращающиеся предметы. Он будет с восторгом играть и ручками и ножками.

С 5-до 6 мес малыш будет пробовать встать на четвереньки, раскачиваться и даже ползти попой вперёд. К этому времени ручка должна быть хорошо натренированна, ведь сделать всё это он сможет только, если будет иметь опору на раскрытую ладонь.

После 6 месяцев родителям нужно способствовать развитию не только общему движению руки, но и мелкой моторики пальчиков.

С этого возраста нужно преобретать более сложные игрушки: с вращающимися деталями и предметами, игрушки с оттягивающимися конечностями, с пружинящими крупными кнопками, после нажатия на которые происходит какое-то действие (детский музыкальный центр), или такие развивалки как на длинном шнурке нанизаны деревянные предметы — малыш должен перемещать их по очереди с одного края на другой. ит.п.

Если, например, надеть браслетик на запястье, то малышу придётся подумать как его снять, а заодно и развить поворотные движения кисти.

И конечно, обязательны всевозможные пальчиковые игры с весёлыми пальчиковыми стишками, когда взрослый задорно произнося стишок, нежно крутит кисть малыша, водит пальцем по ладошке, перебирает пальчики малыша, загибает в кулачок, поочерёдно массирует каждый пальчик, дотрагивается кончиком своего пальца до кончиков пальцев ребёнка и т.д. и т.п.

В возрасте 6 мес занимайтесь ежедневным весёлым массажем кисти рук и пальчиков, каждой фаланги — разминайте и поглаживайте в течении 2-3 минут.

С 10 месяцев покажите ребёнку активные упражнения для всех пальцев рук с достаточной амплитудой: хлопайте в ладоши, следуя вашему примеру пусть дотрагивается до своей головы, ушек, носа, давайте катать пальчиками деревянные шарики и кольца различного диаметра, разминать шарики из тёплого теста. Начинайте собирать пирамидки, перекладывайте из одной коробочки в другую разнообразные предметы — мелкие игрушки, карандаши, большие пуговицы. Пусть ребёнок старается брать 2-мя пальчиками (показывайте и поощряйте результат)

Всё действия с мелкими предметами должны проходить под вашим неусыпным контролем!

Благодаря этим не хитрым, но очень полезным занятиям, кисти рук и пальчики малыша приобретают гибкость, хорошую подвижность, исчезает скованность движений. Пальчиковые занятия благотворно влияют на развитие ребёнка в целом и на развитие речи в частности, подготавливают маленькую ручку к рисованию .

Источник