Роль воспитания в развитии ребенка кратко

Роль воспитания в развитии ребенка кратко thumbnail

Не все родители до конца понимают роль воспитания в развитии ребенка. Многим удобно считать, что способности и черты характера ребенка заложены генетически и родители мало что могут сделать. Однако роль родителей в воспитании ребенка очень велика, они могут не только обучить его различным навыкам и умениям, но также привить правильные привычки, манеры поведения и сформировать характер. Конечно, воплощение системы воспитания в жизнь требует ежедневных усилий и терпения со стороны родителей, однако развитие детей стоит таких усилий.

Роль взрослого в развитии ребенка

Роль родителей в развитии ребенка

Чтобы понять, насколько важна и многогранна роль родителей в развитии ребенка, давайте перечислим лишь некоторые области, которые могут развиваться в процессе воспитания:

  • развитие моторики;
  • движения и двигательные навыки;
  • развитие речи;
  • духовное развитие;
  • социальное поведение;
  • обучение (развитие концентрации, мотивации, упорства);
  • самосознание.

У родителей, которые понимают важную роль воспитания в развитии ребенка и ежедневно прикладывают усилия для формирования личности своего малыша, обычно вырастают дети, легко находящие контакт с коллективом, редко конфликтующие в детсаду, школе и во взрослой жизни.

Что могут сделать родители для развития своего ребенка? Существуют некоторые общие методики, которые способствуют развитию:

  • Развивающий игровой процесс. Так как основным способом обучения малыша является игра, родители должны обучать малыша различным играм, предоставлять ему возможность достаточно играть со сверстниками и пр. Хорошо, если в жизни малыша присутствует множество подвижных игр на свежем воздухе (бег, скалолазание, прыжки, катание на коньках и пр.).
  • Обучающие занятия. Организуйте учебный процесс ребенка, помогайте усваивать школьную программу. Запишите ребенка в секции, развивающие умственные и спортивные способности малыша: лепка, танцы, легкая атлетика, гимнастика, плавание и пр.
  • Ежедневная разработка мелкой моторики. Чем больше ребенок работает руками, тем больше развивается мелкая моторика. И в этом случае очень важна роль взрослого в развитии ребенка. Малыш не может самостоятельно обучиться мастерству, поэтому родители должны учить кроху работать с ножницами, делать аппликации, шить, рисовать, лепить, чертить и т.д.
  • Повседневные обязанности. Правильное воспитание просто невозможно представить без приучения к труду. Роль взрослого в развитии ребенка заключается и в том, чтобы он не только научился трудиться, но и полюбил трудовой процесс. В семье, где с удовольствием и радостью трудятся, дети с желанием выполняют свои обязанности по дому, охотно помогают взрослым. На самом деле даже маленькие дети способны выполнять множество заданий: вытирать пыль, мыть пол, накрывать на стол, намазывать масло на хлеб, складывать свои вещи и убирать игрушки и т.д.

Но на этом роль родителей в развитии ребенка не заканчивается. Основной задачей семьи является обучение ребенка правильным, гармоничным отношениям. Роль воспитания в развитии ребенка заключается в том, чтобы обучить правильным основам поведения в семье и в социуме. Ребенок безошибочно считывает модель семейных отношений. Поэтому родители должны постараться, чтобы их модель поведения была как можно ближе к идеалу:

  • Мама – терпеливая, мягкая, добрая, эмоционально привязанная к детям, заботливая и внимательная ко всем членам семьи, всегда готова поддержать.
  • Папа — самостоятельный, умный, сильный, работоспособный, уверенный, энергичный, заботящийся о семье.

Родители должны проявлять доброту, любовь и терпение не только по отношению к ребенку, но и друг к другу. Самое большое воспитательное действие имеет личный пример родителей, а не количество прочитанных нотаций и обучающий речей.

Следует учитывать, что для воспитания ребенка большое значение имеет пример обоих родителей. Как мать, так и отец необходимы малышу. И если важность роли матери общепринята и понятна многим, то роль отца в развитии ребенка многими преуменьшается. На самом деле от матери ребенок никогда не воспримет стереотип мужского поведения. Поэтому давайте обсудим, что может сделать мужчина в воспитании своих детей.

Роль отца в развитии ребенка

Несмотря на то, что чувство отцовства приходит к мужчинам не так быстро как к женщинам, отец сильно влияет на развитие ребенка с самого рождения. Даже если мужчина не сразу включается в процесс воспитания, он может многое сделать для поддержания гармоничной атмосферы в семье, которая благотворно влияет на кроху. Не зря существует такая поговорка, что лучшее, что отец может подарить своему ребенку – это счастливую и любящую маму. Если мужчина поддерживает, любит и заботится о матери своего ребенка, он уже немало делает для развития своего малыша. Однако этим конечно не ограничивается роль отца в развитии ребенка. Отец в семье может сделать многое для развития своих детей:

  • Отец оказывает большое воздействие на гендерное развитие малыша. Именно благодаря общению с папой и мамой малыш идентифицирует себя, осознает свой пол.
  • Папа является не только родным человеком для малыша, но и служит образцом мужчины, представителем мужского начала и символом мужественности. Также отец помогает ребенку полнее формировать представление о самом себе и окружающих людях.
  • Папа гарант спокойствия и защищенности семьи, папа олицетворяет порядок и дисциплину.
  • Многие отцы имеют врожденное чувство защиты жены и детей. Также мужчина может передать мужскую модель поведения сыну и заложить представления о мужском поле у дочери.
  • Отец является первым источником, из которого ребенок узнает о мире, технике и труде. Папа ориентирует ребенка в выборе процессии и формирует социальные цели и идеалы. Если благодаря матери ребенок усваивает принципы человеческой любви и эмоциональной привязанности, то благодаря отцу вливается в человеческое общество. Отец помогает ребенку противостоять агрессии окружающих и групповому давлению.
  • Авторитарность отца позитивно влияет на умственные способности детей.
Читайте также:  Роль комплекса оживления для развития ребенка

Конечно, чтобы роль воспитания в развитии ребенка была положительной, и отец и мать должны обладать хорошими личностными качествами.

Источник

вероника нитченко
Консультация для родителей на тему: «Значение воспитания для формирования личности ребенка».

Образование и воспитание является основным источником, от которого зависит будущее человека и всего поколения.

У человека начинается жизнь в семье. Где и зарождаются основы характера у ребенка. Это первые уроки любви, веры, милосердия. Здесь открываются главные источники будущего счастья и несчастья. Родители должны не только дать жизнь ребенку, но и открыть своим детям путь к любви и вере. Таким образом, организация семейного воспитания зависит от правильного устроения самой семьи.

Для этого педагогу необходимо знать основы устроения семьи:

1. необходимо воспитывать и обучать детей в образовательных учреждениях совместно с родителями. При этом педагог должен иметь представление о принципах устроения семьи и развития отношений в них.

2. воспитывать у детей развитие правильного отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родными и по мере взросления дать детям представление о том, что такое семья и для чего она существует.

Проблема воспитания детей в семье является главной проблемой педагогического воспитания. Педагогическая система раскрывает основные принципы, методы и средства, которые могут достигнуть высоких результатов в трудном деле воспитания. Но при этом необходимо учитывать правила и принципы устроения семьи в целом, исполнения своих обязанностей. Очень многое зависит от того, какие взаимоотношения между всеми членами семьи, а также насколько они могут помогать друг другу. И первый пример – это родители. Ребенка связывает строй жизни в семье, общие беды и радости, совместные праздники, семейные традиции. Главное в семье это духовные и его ценностные представления. От того, какими вырастут дети, какими их воспитают в семье – во многом зависит их жизнь, облик общества, в котором им суждено жить и трудиться.

Образование и воспитание в семье помогут усовершенствовать нравственные идеи, укрепить семейные устои, уклад жизни общества в целом.

Формирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализация и результат воспитания. Главная роль в личностном формировании принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье ребенок видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, ребенок не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Первый аспект представляет собой окружающий мир. Другой состоит в развитии чувств, поведении ребенка.

Воспитание и развитие личности ребенка имеют ситуативный характер, которые напрямую связаны с настроением родителей и ребенка. В момент становления личности ребенок особенно заинтересован в изучении собственного поведения и поведения окружающих его людей, он задает много вопросов касательно поступков и ждет на них исчерпывающих и правдивых ответов. В момент становления и развития личности ребенка родители должны относиться с пониманием к его любопытству. Ребенок должен сформировать понятия о личностных качествах человека и перейти к овладению навыками и умению.

Таким образом, главная роль семьи в жизни человека является та часть общества, где ребенок формирует первые знания, в котором он учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания. Главную роль семейного воспитания в

формировании характера, взглядов играет самовоспитание и жизненный опыт. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи. И воспитывая своих детей, родители воспитывают самих себя. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если родители пытаются навязывать ребенку свои взгляды, представления, интересы, полное отсутствие заинтересованности к его жизни, то формируются неуверенность в себе, несамостоятельность и у ребенка не может формироваться личность как устоявшегося человека. Поэтому родители должны проявлять к детям внимательное, заботливое отношение, c любовью и готовностью помочь ему, поддержать в трудных ситуациях.

Источник

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Роль
воспитания в развитии личности……………………………………………………..3

Роль
обучения в развитии личности…………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………………………………….7

Источники…………………………………………………………………………………………………9

Введение

Обучение и
воспитание — два параллельно существующих,
взаимосвязанных процесса в педагогической
деятельности. На практике их невозможно
разделить. Действительно, учитель ведет
урок природоведения. Он вывел детей на
экскурсию в лес для ознакомления с деревьями;
ученики узнают названия деревьев, учатся
распознавать их по форме листьев, по цвету
коры и т. д. В то же время учитель обращает
внимание на красоту природы, на многообразие
жизни в лесу. Он, таким образом, и учит
детей, и воспитывает. Не случайно в педагогике
появилось понятие «воспитывающее обучение»
(обучение, при котором достигается органическая
связь между приобретением учащимися
знаний, умений, навыков и формированием
их личности).

Духовное богатство
личности, ее взгляды, потребности и интересы,
направленность и разнообразные способности
во многом зависят от того, в каких условиях
протекает их формирование в детские и
юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно
становится личностью под воздействием
ряда факторов. Выделяются три генеральных
фактора, влияющие на развитие человека:
наследственность, среда и воспитание.
Их можно объединить в две большие группы:
биологические и социальные факторы. К
биологическим факторам относится наследственность,
а к социальным – среда и воспитание. Однако
и обучение, не относящееся к генеральным
факторам, играет большую роль в развитии
личности.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка в первый месяц жизни

Роль
воспитания в развитии личности

Воспитание
как целенаправленный процесс должно
обеспечивать поведение человека в соответствии
с нормами и правилами, принятыми в данном
обществе, и вместе с тем способствовать
формированию индивидуальных черт и качеств
личности. Воспитание оказывает большое
влияние на развитие человека и формирование
его личности. Однако сила его воздействия
зависит от целого ряда обстоятельств
и прежде всего от характера влияния, идущего
от среды, а также от наследственности.

Особую роль
в развитии человека и формировании его
личности играет взаимодействие воспитания
с влиянием микросреды — семьи и ближайшего
окружения. Изучение и учет этих влияний
позволяет понять особенности поведения
каждого ребенка. В случае обнаружения
неблагоприятной домашней обстановки,
отражающейся на развитии, успеваемости
и поведении ребенка, воспитатель может
и должен вмешиваться в семейное воспитание:
повлиять на родителей, обратиться в общественные
организации по месту их работы. Одновременно
он усиливает индивидуальный подход к
ребенку, организует необходимую помощь
в занятиях и т. д.

Воспитатель
должен также знать и ближайшее окружение
ребенка вне школы, так как порой оно может
оказывать нежелательное влияние на детей
и подростков. В настоящее время проводится
большая совместная работа школы и общественности
по месту жительства учащихся с целью
организации культурного досуга детей
и подростков, более широкого вовлечения
их в спорт, в разнообразные кружки, занятия
техническим творчеством.

Школа все больше
превращается в центр воспитательной
работы и пропаганды педагогических знаний
среди родителей и общественности. Следует
отметить, что дошкольные учреждения также
играют большую роль в пропаганде педагогических
знаний и педагогическом просвещении
родителей.

Таким образом,
воспитание находится в тесном взаимодействии
со всеми видами влияний, идущих от среды,
играя при этом ведущую роль как в использовании
благоприятных социальных условий, так
и в устранении или ослаблении влияния
неблагоприятных воздействий, идущих
в отдельных случаях от семьи или ближайшего
окружения вне школы.

Воспитание
— процесс двусторонний. Оно достигает
должного эффекта, если воспитанник понимает
и принимает требования воспитателя, стремится
активно их выполнить. В основе формирования
такого отношения лежит понимание ребенком
разумности предъявляемых ему требований,
их справедливости, обоснованности.

Наибольшая
активность личности в воспитательном
процессе отмечается тогда, когда ученик
начинает серьезно задумываться над самовоспитанием,
разрабатывает программу своего совершенствования,
мобилизует свою волю. Затрачивая специальные
усилия по выполнению этой программы,
он сам активно формирует свою личность.
Естественно, интерес к самовоспитанию
и самосовершенствованию может возникнуть
только по достижении уже известного уровня
нравственного развития, при пробуждении
самосознания. Очень важно и развитие
умения сравнивать свое поведение, особенности
своего характера и личные качества с
поведением и чертами характера других
людей. Немалое значение имеет и наличие
у человека своего идеала, на который ему
хочется равняться. Важна постановка человеком
личных общественно значимых целей в жизни,
выработка стремления добиваться их выполнения,
развитие у себя необходимых для этого
качеств. Подобная зрелость и степень
самосознания обычно связываются с юношеским
возрастом, но могут проявляться уже и
у подростков.

Главное, что
характеризует результаты воспитания,
— это обеспечение общего развития человека,
формирование направленности его личности,
развитие у него духовных потребностей
и интересов.

Роль
обучения в развитии личности

Проблема соотношения
обучения и развития является не только
методологически, но и практически значимой.
От ее решения зависит определение содержания
образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что
под обучением следует понимать не процесс
«передачи» готовых знаний от учителя
к ученику, а широкое взаимодействие между
обучающим и обучающимся, способ осуществления
педагогического процесса с целью развития
личности посредством организации усвоения
обучающимся научных знаний и способов
деятельности. Это процесс стимулирования
и управления внешней и внутренней активностью
ученика, в результате которой происходит
освоение человеческого опыта. Под развитием
применительно к обучению понимают две
разные, хотя и тесно взаимосвязанные
друг с другом категории явлений: собственно
биологическое, органическое созревание
мозга, его анатомо-биологических структур
и психическое (в частности, умственное)
развитие как определенная динамика его
уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное
развитие зависит от биологического созревания
мозговых структур, и этот факт необходимо
учитывать в ходе осуществления педагогического
процесса. Вместе с тем органическое созревание
мозговых структур зависит от среды, обучения
и воспитания. Именно поэтому, когда мы
говорим об умственном развитии, то имеем
в виду, что умственное развитие происходит
в единстве с биологическим созреванием
мозга.

В психолого-педагогической
науке сложилось по меньшей мере три точки
зрения на соотношение обучения и развития.
Первая, и наиболее распространенная,
заключается в том, что обучение и развитие
рассматриваются как два независимых
друг от друга процесса. Но обучение как
бы надстраивается над созреванием мозга.
Таким образом, обучение понимается как
чисто внешнее использование возможностей,
которые возникают в, процессе развития.
В. Штерн писал, что обучение следует за
развитием и приспосабливается к нему.
А поскольку это так, то не надо вмешиваться
в процесс умственного созревания, надо
не мешать ему, а терпеливо и пассивно
ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие
идет по своим внутренним законам, поэтому
обучение может только несущественно
замедлить или ускорить этот процесс.
Однако, например, пока у ребенка не созрело
логическое операторное мышление, бессмысленно
обучать его логически рассуждать.

Читайте также:  Лекарства для развития ребенка до года

Ученые, придерживающиеся
второй точки зрения, сливают обучение
и развитие, отождествляют тот и другой
процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа
теорий (Коффка и др.) объединяет первые
две точки зрения и дополняет их новым
положением: обучение может идти не только
вслед за развитием, не только нога в ногу
с ним, но и впереди развития, продвигая
его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно
новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он
обосновал тезис о ведущей роли обучения
в развитии личности: обучение должно
идти впереди развития личности и вести
его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский
выделил два уровня умственного развития
ребенка. Первый уровень актуального развития
как наличный уровень подготовленности
ученика, который характеризуется тем,
какие задания он может выполнить вполне
самостоятельно. Второй, более высокий,
уровень, который он назвал зоной ближайшего
развития, обозначает то, что ребенок не
может выполнить самостоятельно, но с
чем он справляется с небольшой помощью.
То, что сегодня ребенок делает с помощью
взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра
он будет делать самостоятельно; то, что
входило в зону ближайшего развития, в
процессе обучения переходит на уровень
актуального развития. Так и идет развитие
личности по всем направлениям.

Современная
отечественная педагогика стоит на точке
зрения диалектической взаимосвязи обучения
и развития личности, отводя, согласно
положению Л. С. Выготского, ведущую роль
обучению. Обучение и развитие тесно связаны
друг с другом: развитие и обучение не
два параллельно протекающих процесса,
они находятся в единстве. Вне обучения
не может быть полноценного развития личности.
Обучение стимулирует, ведет за собой
развитие, в то же время опирается на него,
но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в
частности умственное, в процессе обучения
определяется характером получаемых знаний
и самой организацией процесса обучения.
Знания должны быть систематическими
и последовательными как иерархизированные
понятия, а также в достаточной степени
обобщенными. Обучение должно строиться
преимущественно проблемно на диалогической
основе, где ученику обеспечивается субъектная
позиция. В конечном итоге развитие личности
в процессе обучения обеспечивается тремя
факторами: обобщение учащимися своего
опыта; осознание (рефлексия) процесса
общения, так как рефлексия — важнейший
механизм развития; соблюдение этапов
самого процесса развития личности.

Заключение

На воспитании
и обучении основывается развитие человека.
Они – главная сила, способная «подправить»
недостатки природы и отрицательного
действия среды. Только во взаимодействии
воспитание и обучение могут сформировать
личность как результат всестороннего
развития человека. Обучение является
одним из ведущих средств воспитания,
так как именно оно формирует у человека
систему норм, правил, взглядов, с которыми
он подходит к оценке и анализу явлений
окружающего мира, поступков и поведения
людей и своих собственных поступков.
Обучение носит воспитывающий характер,
что является следствием взаимосвязанности
воспитания и обучения.

Воспитывающий
характер обучения – отчетливо проявляющаяся  
закономерность, действующая непреложно
в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная
функция органически вытекает из содержания,
форм и методов обучения. Обучение воспитывает
всегда, но не автоматически и не всегда
в нужном направлении, поэтому реализация
воспитательной функции обучения требует
при организации учебного процесса, отборе
содержания, выборе форм и методов исходить
из правильно понятых задач воспитания
на том или ином этапе развития общества.
В современных условиях воспитательная
функция предполагает формирование научного
мировоззрения, понимания законов природы,
общества и мышления, формирования отношений
воспитанников к науке, природе, искусству,
труду, обществу, коллективу, самому себе
и другим. Важнейшим аспектом осуществления
воспитательной функции обучения является
формирование мотивов учебной деятельности,
изначально определяющих её успешность.

    В 
процессе обучения необходим не
набор приемов и методов, а гамма влияний,
одновременно воздействующая на память,
на мышление ученика, на его чувства, вызывающая
переживания радости, гнева, боли, удивления,
сочувствия. Воспитательное влияние уроков
зависит не только от методов, но и от форм
организации обучения. При умелом сочетании
общеклассных, групповых и индивидуальных
форм обучения учитель может усилить воспитывающее
влияние содержания обучения на каждого
ученика с учетом его особенностей.

    Полноценное 
интеллектуальное, социальное и нравственное
развитие личности – это результат реализуемых
в единстве образовательной и воспитательной
функций обучения.

Но при процессах
воспитания и обучения необходимо учитывать
и генетические предрасположенности,
т. е. наследственность.

Источники

1) Батурина 
Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую
профессию: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. М.: Издательский
центр «Академия», 1998. 176 с.

2) Сластенин
В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина.
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
576 с.

3) https://nsportal.ru

4) https://pedagogic.ru

5) https://www.p-lib.ru

Источник