Роль воспитания в развитии и формировании личности ребенка

Роль воспитания в развитии и формировании личности ребенка thumbnail

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Роль
воспитания в развитии личности……………………………………………………..3

Роль
обучения в развитии личности…………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………………………………….7

Источники…………………………………………………………………………………………………9

Введение

Обучение и
воспитание — два параллельно существующих,
взаимосвязанных процесса в педагогической
деятельности. На практике их невозможно
разделить. Действительно, учитель ведет
урок природоведения. Он вывел детей на
экскурсию в лес для ознакомления с деревьями;
ученики узнают названия деревьев, учатся
распознавать их по форме листьев, по цвету
коры и т. д. В то же время учитель обращает
внимание на красоту природы, на многообразие
жизни в лесу. Он, таким образом, и учит
детей, и воспитывает. Не случайно в педагогике
появилось понятие «воспитывающее обучение»
(обучение, при котором достигается органическая
связь между приобретением учащимися
знаний, умений, навыков и формированием
их личности).

Духовное богатство
личности, ее взгляды, потребности и интересы,
направленность и разнообразные способности
во многом зависят от того, в каких условиях
протекает их формирование в детские и
юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно
становится личностью под воздействием
ряда факторов. Выделяются три генеральных
фактора, влияющие на развитие человека:
наследственность, среда и воспитание.
Их можно объединить в две большие группы:
биологические и социальные факторы. К
биологическим факторам относится наследственность,
а к социальным – среда и воспитание. Однако
и обучение, не относящееся к генеральным
факторам, играет большую роль в развитии
личности.

Роль
воспитания в развитии личности

Воспитание
как целенаправленный процесс должно
обеспечивать поведение человека в соответствии
с нормами и правилами, принятыми в данном
обществе, и вместе с тем способствовать
формированию индивидуальных черт и качеств
личности. Воспитание оказывает большое
влияние на развитие человека и формирование
его личности. Однако сила его воздействия
зависит от целого ряда обстоятельств
и прежде всего от характера влияния, идущего
от среды, а также от наследственности.

Особую роль
в развитии человека и формировании его
личности играет взаимодействие воспитания
с влиянием микросреды — семьи и ближайшего
окружения. Изучение и учет этих влияний
позволяет понять особенности поведения
каждого ребенка. В случае обнаружения
неблагоприятной домашней обстановки,
отражающейся на развитии, успеваемости
и поведении ребенка, воспитатель может
и должен вмешиваться в семейное воспитание:
повлиять на родителей, обратиться в общественные
организации по месту их работы. Одновременно
он усиливает индивидуальный подход к
ребенку, организует необходимую помощь
в занятиях и т. д.

Воспитатель
должен также знать и ближайшее окружение
ребенка вне школы, так как порой оно может
оказывать нежелательное влияние на детей
и подростков. В настоящее время проводится
большая совместная работа школы и общественности
по месту жительства учащихся с целью
организации культурного досуга детей
и подростков, более широкого вовлечения
их в спорт, в разнообразные кружки, занятия
техническим творчеством.

Школа все больше
превращается в центр воспитательной
работы и пропаганды педагогических знаний
среди родителей и общественности. Следует
отметить, что дошкольные учреждения также
играют большую роль в пропаганде педагогических
знаний и педагогическом просвещении
родителей.

Таким образом,
воспитание находится в тесном взаимодействии
со всеми видами влияний, идущих от среды,
играя при этом ведущую роль как в использовании
благоприятных социальных условий, так
и в устранении или ослаблении влияния
неблагоприятных воздействий, идущих
в отдельных случаях от семьи или ближайшего
окружения вне школы.

Воспитание
— процесс двусторонний. Оно достигает
должного эффекта, если воспитанник понимает
и принимает требования воспитателя, стремится
активно их выполнить. В основе формирования
такого отношения лежит понимание ребенком
разумности предъявляемых ему требований,
их справедливости, обоснованности.

Наибольшая
активность личности в воспитательном
процессе отмечается тогда, когда ученик
начинает серьезно задумываться над самовоспитанием,
разрабатывает программу своего совершенствования,
мобилизует свою волю. Затрачивая специальные
усилия по выполнению этой программы,
он сам активно формирует свою личность.
Естественно, интерес к самовоспитанию
и самосовершенствованию может возникнуть
только по достижении уже известного уровня
нравственного развития, при пробуждении
самосознания. Очень важно и развитие
умения сравнивать свое поведение, особенности
своего характера и личные качества с
поведением и чертами характера других
людей. Немалое значение имеет и наличие
у человека своего идеала, на который ему
хочется равняться. Важна постановка человеком
личных общественно значимых целей в жизни,
выработка стремления добиваться их выполнения,
развитие у себя необходимых для этого
качеств. Подобная зрелость и степень
самосознания обычно связываются с юношеским
возрастом, но могут проявляться уже и
у подростков.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка в младенческом возрасте

Главное, что
характеризует результаты воспитания,
— это обеспечение общего развития человека,
формирование направленности его личности,
развитие у него духовных потребностей
и интересов.

Роль
обучения в развитии личности

Проблема соотношения
обучения и развития является не только
методологически, но и практически значимой.
От ее решения зависит определение содержания
образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что
под обучением следует понимать не процесс
«передачи» готовых знаний от учителя
к ученику, а широкое взаимодействие между
обучающим и обучающимся, способ осуществления
педагогического процесса с целью развития
личности посредством организации усвоения
обучающимся научных знаний и способов
деятельности. Это процесс стимулирования
и управления внешней и внутренней активностью
ученика, в результате которой происходит
освоение человеческого опыта. Под развитием
применительно к обучению понимают две
разные, хотя и тесно взаимосвязанные
друг с другом категории явлений: собственно
биологическое, органическое созревание
мозга, его анатомо-биологических структур
и психическое (в частности, умственное)
развитие как определенная динамика его
уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное
развитие зависит от биологического созревания
мозговых структур, и этот факт необходимо
учитывать в ходе осуществления педагогического
процесса. Вместе с тем органическое созревание
мозговых структур зависит от среды, обучения
и воспитания. Именно поэтому, когда мы
говорим об умственном развитии, то имеем
в виду, что умственное развитие происходит
в единстве с биологическим созреванием
мозга.

В психолого-педагогической
науке сложилось по меньшей мере три точки
зрения на соотношение обучения и развития.
Первая, и наиболее распространенная,
заключается в том, что обучение и развитие
рассматриваются как два независимых
друг от друга процесса. Но обучение как
бы надстраивается над созреванием мозга.
Таким образом, обучение понимается как
чисто внешнее использование возможностей,
которые возникают в, процессе развития.
В. Штерн писал, что обучение следует за
развитием и приспосабливается к нему.
А поскольку это так, то не надо вмешиваться
в процесс умственного созревания, надо
не мешать ему, а терпеливо и пассивно
ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие
идет по своим внутренним законам, поэтому
обучение может только несущественно
замедлить или ускорить этот процесс.
Однако, например, пока у ребенка не созрело
логическое операторное мышление, бессмысленно
обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся
второй точки зрения, сливают обучение
и развитие, отождествляют тот и другой
процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа
теорий (Коффка и др.) объединяет первые
две точки зрения и дополняет их новым
положением: обучение может идти не только
вслед за развитием, не только нога в ногу
с ним, но и впереди развития, продвигая
его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно
новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он
обосновал тезис о ведущей роли обучения
в развитии личности: обучение должно
идти впереди развития личности и вести
его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский
выделил два уровня умственного развития
ребенка. Первый уровень актуального развития
как наличный уровень подготовленности
ученика, который характеризуется тем,
какие задания он может выполнить вполне
самостоятельно. Второй, более высокий,
уровень, который он назвал зоной ближайшего
развития, обозначает то, что ребенок не
может выполнить самостоятельно, но с
чем он справляется с небольшой помощью.
То, что сегодня ребенок делает с помощью
взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра
он будет делать самостоятельно; то, что
входило в зону ближайшего развития, в
процессе обучения переходит на уровень
актуального развития. Так и идет развитие
личности по всем направлениям.

Современная
отечественная педагогика стоит на точке
зрения диалектической взаимосвязи обучения
и развития личности, отводя, согласно
положению Л. С. Выготского, ведущую роль
обучению. Обучение и развитие тесно связаны
друг с другом: развитие и обучение не
два параллельно протекающих процесса,
они находятся в единстве. Вне обучения
не может быть полноценного развития личности.
Обучение стимулирует, ведет за собой
развитие, в то же время опирается на него,
но не надстраивается чисто механически.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 4 года ответы

Развитие, в
частности умственное, в процессе обучения
определяется характером получаемых знаний
и самой организацией процесса обучения.
Знания должны быть систематическими
и последовательными как иерархизированные
понятия, а также в достаточной степени
обобщенными. Обучение должно строиться
преимущественно проблемно на диалогической
основе, где ученику обеспечивается субъектная
позиция. В конечном итоге развитие личности
в процессе обучения обеспечивается тремя
факторами: обобщение учащимися своего
опыта; осознание (рефлексия) процесса
общения, так как рефлексия — важнейший
механизм развития; соблюдение этапов
самого процесса развития личности.

Заключение

На воспитании
и обучении основывается развитие человека.
Они – главная сила, способная «подправить»
недостатки природы и отрицательного
действия среды. Только во взаимодействии
воспитание и обучение могут сформировать
личность как результат всестороннего
развития человека. Обучение является
одним из ведущих средств воспитания,
так как именно оно формирует у человека
систему норм, правил, взглядов, с которыми
он подходит к оценке и анализу явлений
окружающего мира, поступков и поведения
людей и своих собственных поступков.
Обучение носит воспитывающий характер,
что является следствием взаимосвязанности
воспитания и обучения.

Воспитывающий
характер обучения – отчетливо проявляющаяся  
закономерность, действующая непреложно
в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная
функция органически вытекает из содержания,
форм и методов обучения. Обучение воспитывает
всегда, но не автоматически и не всегда
в нужном направлении, поэтому реализация
воспитательной функции обучения требует
при организации учебного процесса, отборе
содержания, выборе форм и методов исходить
из правильно понятых задач воспитания
на том или ином этапе развития общества.
В современных условиях воспитательная
функция предполагает формирование научного
мировоззрения, понимания законов природы,
общества и мышления, формирования отношений
воспитанников к науке, природе, искусству,
труду, обществу, коллективу, самому себе
и другим. Важнейшим аспектом осуществления
воспитательной функции обучения является
формирование мотивов учебной деятельности,
изначально определяющих её успешность.

    В 
процессе обучения необходим не
набор приемов и методов, а гамма влияний,
одновременно воздействующая на память,
на мышление ученика, на его чувства, вызывающая
переживания радости, гнева, боли, удивления,
сочувствия. Воспитательное влияние уроков
зависит не только от методов, но и от форм
организации обучения. При умелом сочетании
общеклассных, групповых и индивидуальных
форм обучения учитель может усилить воспитывающее
влияние содержания обучения на каждого
ученика с учетом его особенностей.

    Полноценное 
интеллектуальное, социальное и нравственное
развитие личности – это результат реализуемых
в единстве образовательной и воспитательной
функций обучения.

Но при процессах
воспитания и обучения необходимо учитывать
и генетические предрасположенности,
т. е. наследственность.

Источники

1) Батурина 
Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую
профессию: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений. М.: Издательский
центр «Академия», 1998. 176 с.

2) Сластенин
В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина.
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
576 с.

3) https://nsportal.ru

4) https://pedagogic.ru

5) https://www.p-lib.ru

Источник

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

непослушный ребенок

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Читайте также:  Интеграция отклонения развитии ребенка

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

воспитание ребенкаИтак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

гитаристОсобенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

спортсменки

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

счастливая семьяПо мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

велосипедисты

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Источник