Роль воспитания в процессе развития личности ребенка

Роль воспитания в процессе развития личности ребенка thumbnail

Воспитание
предполагает целенаправленную
деятельность общества по управлению
процессом развития человека через
включение его в различные виды социальных
отношений в учебе, общении, игре,
практической деятельности.

Для
осуществления такой деятельности
общество использует все имеющиеся в
его распоряжении средства – искусство,
литературу, массовые средства
распространения информации, учреждения
культуры, учебные заведения, общественные
организации. [5, с. 520]

Воспитание
рассматривает свой объект одновременно
в качестве своего субъекта. Это означает,
что целенаправленное влияние на детей
предполагает их активную позицию.

Воспитание
выступает как этическое регулирование
основных отношений в обществе; оно
должно способствовать реализации
человеком себя, достижению идеала,
который культивируется обществом.
Воспитание исходит из качеств общественной
морали, и эти качества получает индивид
в процессе воспитания. В своем единстве
развитие и воспитание составляют
сущность формирования человека. [2, с.
100]

Воспитание
предполагает вооружение человека
определенной суммой общественно-необходимых
знаний, умений и навыков, подготовку
его к жизни и труду в обществе, к соблюдению
норм и правил поведения в этом обществе,
общению с людьми, взаимодействию с его
социальными институтами. Иными словами,
воспитание должно обеспечивать такое
поведение человека, которое будет
соответствовать нормам и правилам
поведения, принятым в данном обществе.
Это не исключает формирования
индивидуальных черт и качеств личности,
развитие которых обусловлено как
индивидуальными задатками человека,
так и теми условиями, которые может
предоставить ему общество для развития
этих задатков. [5, с. 520]

Воспитание
— это очень важный фактор, оказывающий
большое влияние на развитие и формирование
личности человека.

Важнейшие
закономерности и факторы развития и
формирования личности можно рассматривать
как внешние и внутренние.

К
внешним относятся совокупное влияние
вышеназванных сред и воспитания. [1, с.
78]

К
внутренним факторам – природные
потребности и влечения, потребности в
общении, альтруизме, доминировании,
агрессивности и специфические социальные
потребности – духовные, творческие
потребности, нравственно–ценностные,
потребности в самосовершенствовании,
интересы, убеждения, чувства и переживания
и так далее, возникающие под воздействием
среды и воспитания. В результате
комплексного взаимодействия этих
факторов происходит развитие и
формирование личности. [2, с. 101]

В
процессе развития сложно найти период
равномерного влияния всех факторов.
Как правило, наблюдается поочередное
или групповое их преобладание

Внешние
факторы формирования личности, проявляясь
через сильное биологическое начало
(имеем в виду и изначальную духовную
субстанцию), обеспечивают развитие,
совершенствование. Не всегда в достаточной
степени биологическое в человеке
подчиняется внешним факторам развития.
Видимо, некоторый генетический атавизм
имеет место в биологическом развитии.
[5, с. 521]

Педагогическая
практика знает немало примеров, когда
великолепные условия жизни и воспитания
не давали положительных результатов,
или, с другой стороны, в тяжелейших
семейных, социальных, бытовых условиях,
в условиях голода и лишений (годы войн),
но при правильной организации
воспитательной работы, создании
воспитательной среды достигались
высокие позитивные результаты развития
и формирования личности. [6, с. 215]

Педагогический
опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает,
что в первую очередь формирует личность
система отношений, складывающаяся у
личности со средой и окружающими ее
людьми, создаваемая родителями и
педагогами, взрослыми. [6, с. 215]

Воспитание
может рассматриваться и как составная
часть влияния социальной среды на
человека, но оно является вместе с тем
одним из факторов внешнего воздействия
на развитие человека и формирование
его личности. Отличительной особенностью
воспитания является, кроме его
целенаправленности, и то, что оно
осуществляется лицами, специально
уполномоченными обществом для выполнения
этой его социальной функции. [2, с. 102]

Развитие
ребенка происходит в условиях многообразных
отношений положительного и отрицательного
характера. Система педагогически
обоснованных воспитательных отношений
формирует характер личности, ценностные
ориентации, идеалы, представления,
мировоззрение, чувственно-эмоциональную
сферу. Однако не всегда ребенок
удовлетворен правильно организованной
системой отношений.

Системой
отношений для него не актуализируется
в жизненно необходимую. Формируя
многообразие отношений к реальности,
она иногда не учитывает внутреннее “Я”
индивидуальности, психическое развитие
и условия физического развития, скрытую
внутреннюю позицию воспитуемого. [5, с.
523]

Высокий
результат развития и формирования
достигается, если воспитательная система
в лице педагога обеспечивает тонкое
психолого-педагогическое влияние в
контексте единомыслия с ребенком,
обеспечивает гармонию складывающихся
многообразных отношений, уводит его в
мир духовной деятельности и ценностей,
инициирует его духовную энергию,
обеспечивает развитие мотивов и
потребностей. [5, с. 524]

Читайте также:  Гармоническое физическое развитие ребенка

Но,
в то же время, анализируя закономерности
воспитания как общепланетарного явления,
хотелось бы отметить и то, что осознанное
отношение к своему совершенствованию
и предназначению на Земле — это, пожалуй,
основное объективное условие продолжения
и сохранения жизни. И в этом смысле
воспитание — явление, взращенное и
сохраненное в генетическом коде
человечества.

Важным
фактором в развитии выступает личность
самого ученика (или человека вообще)
как саморегулирующей, самодвижущей,
саморазвивающейся, самовоспитывающейся
персоны. [3, с. 273]

Активность
личности человека видится в двух
аспектах: чисто физическая и психическая.
[1, с. 76]

Эти
два вида активности могут в отдельном
человеке проявляться во множестве
комбинаций: высокая физическая активность
и низкая психическая; высокая психическая
и низкая физическая; средняя активность
и физическая и психологическая; низкая
активность и физическая и психологическая
и ому подобное.

Функция
воспитания в данном случае будет
сводиться к развитию («запуску») в
ребенке механизмов саморегуляции,
самодвижения, саморазвития.

Во
многом – человек творец самого себя.
При том, что определенная программа
индивидуального развития заложена уже
на генетическом уровне (в том числе
физическая и психическая предрасположенность),
за человеком остается право развивать
себя.

Однако
сила его воздействия зависит от целого
ряда обстоятельств, и значение его по
отношению к влиянию среды и наследственности
бывает неодинаковым. [2, с. 104]

Результатом
процесса воспитания должно стать
эффективная социальная адаптации
человека, а также его способность в
определенной мере противостоять
обществу, жизненным ситуациям, которые
мешают его саморазвитию, самореализации,
самоутверждению.

Иными
словами, в ходе воспитания необходимо
помочь человеку определить равновесие
между идентификацией с обществом и
обособлением в нем.

Адаптированный
в обществе человек, не способный
противостоять ему (конформист), является
жертвой социализации. [5, с. 525]

Человек,
не адаптированный в обществе, также
является ее жертвой (правонарушитель,
девиант).

Гармонизация
отношений человека и его окружения,
смягчение неизбежных противоречий
между ними является одной из важных
задач процесса воспитания.

Поэтому
воспитание начинает принимать иной
смысл: не навязывание, не передача
социального опыта, а управление
социализацией, гармонизация отношений,
организация свободного времени. [1, с.
78]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    16.05.20157.71 Mб119Конструкционные стали. Учебное пособие.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

непослушный ребенок

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

воспитание ребенкаИтак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Читайте также:  Ребенок год и восемь развитие

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

гитаристОсобенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

спортсменки

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

счастливая семьяПо мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

велосипедисты

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Источник

Говоря о воспитании, каждый из нас вкладывает в это понятие разный смысл. Одни родители считают, что воспитание ребенка сводится к обеспечению достойных условий жизни. Другие уверенны в том, что воспитывать — значит прививать определенные навыки в нравственной, этической, трудовой и умственной сфере. Кто из них прав, попытаемся разобраться в данной статье.

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы и личности ребенка до 1 года

воспитание в современном обществе

В Древней Руси понятие «воспитывать» обозначало «вскармливать», «кормить». Раньше, давая ребенку пищу, его «воспитывали». Следовательно, недалеки от истины родители, которые считают пропитание главной родительской задачей.

Однако со временем слово «воспитание» приобрело более широкое значение, которое предполагает воздействие на личность ребенка с целью передачи накопленного опыта и знаний.

Значение воспитания в современном обществе

Итак, какую же роль играет воспитание в становлении личности?

Современная жизнь, насыщенная информационными технологиями и обилием информации, приводит к тому, что молодое поколение теряет многие нравственные ценности, выставляя на первый план материальные блага. В связи с этим роль воспитания в формировании личности становится все более актуальной.

Воспитание как педагогический процесс выполняет следующие функции:

  • Организует целенаправленную деятельность ребенка, в процессе которой формируется его личность;
  • Осуществляет выбор содержания обучения и средств воздействия на развитие личности в том направлении, которое нужно педагогическому процессу;
  • Устраняет негативные воздействия окружающей среды, которые могут отрицательно сказаться на становлении личностных качеств детей.

Главная цель воспитательного процесса заключается в развитии тех задатков и качеств, которыми наградила малыша природа. Его задача – помочь ребенку сформироваться как личность.

Конечно, воспитание не может поменять строение тела ребенка, однако научить следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни, помочь отказаться от вредных привычек ему под силу. С помощью физического развития прививается любовь к спорту, сила, выносливость, способность преодолевать трудности.

преодоление трудностей

Воспитание не может изменить врожденное строение нервной системы, однако оно способно откорректировать силу и динамичность нервных процессов.

Любой маленький человечек наделен талантами и особыми возможностями. Однако смогут ли они развиться, зависит исключительно от воспитания, которое представляет собой целенаправленное воздействие родителей и педагогических работников на еще не сформировавшуюся личность ребенка.

Роль воспитания в формировании личности невозможно переоценить. Правильное воздействие взрослых способно развить самые незначительные природные задатки в настоящие таланты. Отсутствие воспитания или его неправильное использование, напротив, не даст сформироваться возможностям малыша.

Уровни развития

Известный педагог и воспитатель Л. Выготский считал, что воспитание не только должно содействовать развитию ребенка, но и опережать его. Ученый предполагал, что обучение является главным фактором развития личности. В связи с этим положением он выделил уровни развития личности:

  1. Уровень актуального развития. Этот этап в развитии ребенка предполагает выполнение им самостоятельно предложенных заданий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным способностям.
  2. Зона ближнего развития. Учащемуся предлагаются задания, которые он заведомо не выполнит самостоятельно. Следовательно, предполагается, что взрослые будут содействовать малышу в выполнении задания. Однако помощь эта основывается не на готовом решении или преподнесении нужной информации. Взрослый объясняет, направляет, подсказывает. Эти задания предусматривают помощь педагогов или родителей, которая призвана выработать навыки самостоятельной работы со сложными заданиями.

интеллектуальная деятельность

Отсюда следует, что правильно сформировать личность сможет такое воздействие, которое способствует развитию умственных качеств ребенка, побуждает к интеллектуальной деятельности.

Эффективное взаимодействие

Воздействие на сознание только тогда будет эффективным, когда включает ребенка в различные сферы деятельности, помогает его разностороннему развитию.

За время обучения учащийся должен поучаствовать во всех областях общественной жизни:

  • Заниматься трудовой практикой;
  • Совершенствовать физическое здоровье;
  • Развивать интеллектуальные навыки;
  • Участвовать в социальной деятельности;
  • Формировать нравственные качества через приобщение к общественно-полезным делам.

Эффективность воспитания будет зависеть от комплексного и целенаправленного воздействия на личность ребенка.

Важным моментом в становлении личности является тесная взаимосвязь семейного и педагогического взаимодействия. Только совместная деятельность семьи и школы способна дать положительные результаты в деле всестороннего развития ребенка.

Заинтересованность самого ребенка, его активность также будут влиять на процесс воспитания. Именно поэтому важной задачей педагогической деятельности является формирование у учащихся потребности к самопознанию и саморазвитию.

Источник