Роль творчества в развитии личности ребенка ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник научной педагогики в России, ознакомиться с его работами весьма ценно для специалиста в сфере дошкольного образования. Одной из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Под народностью Ушинский понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества. Он требовал, чтобы дети ,начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Ушинский доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове.
Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, нерасчлененность разных видов творчества. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями. Иными словами, народное творчество таит в себе мудрость поколений. Изучение народной культуры- ключ к культурному генофонду и раскрытие огромного потенциала личности.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т.к., расширяя представления ребенка об окружающей действительности, он развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что принято называть духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и прочее. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, а движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. В игровой деятельности мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память, а так же внимание. К сожалению, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо, в том время, как это необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. В подвижных же народных играх воспитываются еще и психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить, ведь они:
- Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
- Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
- Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
- Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
- Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
- Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
- Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
- Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и развивает в детях культурные, социальные и духовные ценности .
Источник
Константин Дмитриевич Ушинский — российский педагог, основоположник научной педагогики в России. К.Д.Ушинский внес особый вклад в развитие отечественной педагогики. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.
Одной из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Под народностью Ушинский понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Исходя из этого, Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».
Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове. Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли.
Ушинский указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. Большое значение в первоначальном обучении родному языку Ушинский придавал и другим произведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, — строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Среди наук, изучающих человека, Ушинский выделял физиологию и особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями. Среди учебных предметов народной школы он особенно ценил родной язык.
Одним из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей.Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский говорил, что привычки укореняются повторением какого-нибудь действия; что нельзя торопиться при укоренении привычек, ибо закреплять сразу много привычек — значит заглушать один навык другим; что следует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей.Ушинский выступил против тех педагогов, которые считали задачей педагогики всячески облегчать процесс учения. Такую практику школьной работы Ушинский язвительно назвал «потешающей педагогикой», обусловливающей «такое препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове». При такой организации обучения ученики постепенно приобретают «гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая».Стремлениям педагогов всячески облегчить процесс обучения он противопоставил твердое убеждение в том, что учение есть труд, и труд серьезный. Ушинский хотел, чтобы все учение и жизнь учеников было организовано разумно. Не нужно надрывать сил ученика в умственной работе, необходимо не давать ему засыпать, необходимо постепенно приучать его к умственной работе. «Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд». Ушинский придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время. С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей, но нужно следить, чтобы ребенок никогда ей не пресыщался и привык, мало-помалу, без труда и принуждения покидать ее для работы.Наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников Ушинский считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. Родители должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении ребенка дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский — человек XIX века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век.
Школьные реформы XIX века
19 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому «Положению» цель начальных народных училищ определялась так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались закон божий, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, церковное пение. Все преподавание должно вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся. Принимались в народные училища дети всех сословий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допускалось совместное обучение. Обучение в начальных училищах могло быть платным или бесплатным. Обычно обучение было бесплатным.
Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники или же светские лица. От духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадежность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ только по предоставлении удостоверений о их подготовленности, нравственности и благонадежности.
Источник
Он указывал на большое значение
произведений народного творчества в
деле воспитания и обучения детей. На первое
место ставил он русские народные сказки,
подчеркивая, что в силу особенностей
развития своего воображения дети очень любят сказки.
В народных сказках им нравится динамичность
действия, повторение одних и тех же оборотов,
простота и образность народных выражений.
Большое значение в первоначальном
обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал
и другим произведениям русского народного
творчества — пословицам, прибауткам и
загадкам. Русские пословицы он считал
простыми по форме и выражению и глубокими
по содержанию произведениями, отразившими
взгляды и представления народа — народную
мудрость. Загадки доставляют, по его мнению,
уму ребенка полезное упражнение, дают
повод к интересной, живой беседе. Поговорки,
прибаутки и скороговорки помогают развить
у детей чутье к звуковым краскам родного
языка.
2.2 Воспитательная
роль сказок
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими
попытками народной педагогики. Восторгаясь
сказками как памятниками народной педагогики,
он писал, что никто не в состоянии состязаться
с педагогическим гением народа. То же
самое следует сказать о сказках и других
народов.
Сказки, являясь художественно-литературными
произведениями, одновременно были для
трудящихся и областью теоретических
обобщений по многим отраслям знаний.
Они — сокровищница народной педагогики,
более того, многие сказки суть сочинения
педагогические, т.е. в них содержатся педагогические
идеи.
К.Д.Ушинский был о сказках настолько
высокого мнения, что включил их в свою
педагогическую систему. Причину успеха
сказок у детей Ушинский видел в том, что
простота и непосредственность народного
творчества соответствуют таким же свойствам детской
психологии. «В народной сказке, — писал
он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ
рассказывает детям свои детские грезы
и, по крайней мере, наполовину сам верит
в эти грезы». Попутно следует отметить
весьма показательный факт. Мысли Ушинского
о сказках по своему характеру очень близки
к высказыванию о них К.Маркса. Во введении
«К критике политической экономии» К.Маркс
писал, что причина популярности сказок
среди детей состоит в соответствии между
наивностью ребенка и безыскусственной
правдой народной поэзии, в которой нашло
свое отражение детство человеческого
общества. По мнению Ушинского, природные
русские педагоги — бабушка, мать, дед,
не слезающий с печи, понимали инстинктивно
и знали по опыту, какую огромную воспитательную
и образовательную силу таит в себе народная
сказка. Как известно, педагогическим
идеалом Ушинского являлось гармоническое
сочетание умственного и нравственно-эстетического
развития. По твердому убеждению великого
русского педагога, эта задача может быть
успешно выполнена при том условии, если
в воспитании будет широко использован
материал народных сказок. Благодаря сказкам,
в душе дитяти с логической мыслью срастается
прекрасный поэтический образ, развитие
ума идет дружно с развитием фантазии
и чувства. Ушинский детально разработал
вопрос о педагогическом значении сказок
и их психологическом воздействии на ребенка;
он решительно ставил народную сказку
выше рассказов, опубликованных в образовательной
литературе специально для детей, ибо
последние, как считал великий педагог,
все-таки подделка: детская гримаса на
старческом лице.
2.3 Основы теории
дошкольного воспитания
К. Д. Ушинский, обосновав идею
народности, отвечал: «Воспитание, созданное
самим народом, основанное на народных
началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях»
Зная народные обычай, обряды,
традиции, ученый выступал за народное
воспитание, так как оно, по его мнению,
является живым образцом в процессе народного
развития. Использование народной педагогики
в общественном и семейном воспитании
укрепляет и развивает в человеке, по словам
К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание
и народный характер.
Огромное воспитательно-образовательное
значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию
детской игры, подтвердив ее научно-психологическими
данными.
Он отмечал, что в психической
жизни ребенка дошкольного возраста большую
роль играет воображение. Это объясняется
тем, что у него недостаточны опыт и знания,
не развито логическое мышление.
Но Ушинский правильно указывал что воображение
ребенка и беднее и слабее, и однообразнее,
чем у взрослого человека. Характерной
чертой детства является разорванность
верениц представлений, быстрота перехода
от одного порядка мысли к другому. «Движение
детского воображения напоминает прихотливое
порхание бабочки, а уже никак не могучий
полет орла».
Живость детского воображения
и вера детей в реальность собственных
представлений и созданных образов является
психологической основой детской игры. «В игре ребенок
живет, и следы этой жизни глубже остаются
в нем, чем следы действительной жизни,
в которую он не мог еще войти по сложности
ее явлений и интересов… В игре дитя, уже
зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями».
К.Д. Ушинский подчеркивал влияние
на содержание детской игры: она дает материал
для игровой деятельности детей. Игры
изменяются с возрастом детей в зависимости
от детского опыта, умственного развития,
руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают
бесследно, а находят свое проявление
в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании
поведения детей имеют общественные игры
и их направленность, указывал Ушинский:
«В играх общественных, в которых принимают участие многие
дети, завязываются первые ассоциации
общественных отношений».
К.Д. Ушинский, в отличии от Фребеля
и его последователей, возражал против
излишнего вмешательства воспитательницы
в детскую игру. Он считал игру самостоятельной,
свободной детской деятельностью,
имеющей важное значение в развитии личности:
«Игра есть свободная деятельность
дитяти… В ней формируются все стороны
души человеческой, его ум, его сердце,
его воля». Воспитательница должна доставлять
материал для игры, заботиться о том, чтобы
этот материал содействовал выполнению
поставленных задач воспитания. Время
для детских игр в детском саду должно
отводиться сообразно возрасту: чем меньше
ребенок, тем больше времени должен он
проводить в игре. И в дошкольном возрасте
надо стремиться к тому, чтобы ребенок
никогда не пресыщался в игре и мог легко
прервать ее для работы. Дошкольники тоже
должны трудиться.
К.Д. Ушинский рекомендовал
широко использовать в воспитательной
работе с детьми дошкольного возраста
народные игры; «Обратить внимание на эти народные
игры, разработать этот богатый источник,
организовать их и создать из них превосходное
и могущественное воспитательное средство
— задача будущей педагогики», — писал
он. Этот завет Ушинского стремились выполнить
русские передовые деятели дошкольного
воспитания.
Большое воспитательное значение,
указывал Ушинский, имеют игрушки. «Дети
не любят игрушек неподвижных… хорошо
отделанных, которых они не могут изменить
по своей фантазии…- писал он. — Лучшая
игрушка для дитяти та, которую он может заставить
изменяться самым разнообразным образом».
«Дитя искренно привязывается к своим
игрушкам, — замечал Ушинский, — любит их
нежно и горячо, и любит в них не красоту
их, а те картины воображения, которые
само же к ним привязало. Новая кукла, как
бы она ни была хороша, никогда не сделается
сразу любимицей девочки, и она будет продолжать
любить старую, хотя у той давно нет носа
и лицо все вытерлось».(1, стр. 2)
Ушинский обосновал с точки
зрения психологии важнейшие дидактические
принципы воспитывающего обучения: наглядность,
систематичность и последовательность,
основательность и прочность усвоения
учащимися учебного материала, разнообразие
методов обучения.
Он изложил в соответствии с
научными достижениями того времени психологические
основы дидактики — теории обучения.
Он дал ценнейшие указания, как надо в
процессе обучения путем упражнения развивать
активное внимание детей, как надо воспитывать
сознательную память, закреплять в памяти
учащихся учебный материал путем повторения,
которое является органической частью
процесса обучения. Повторение, считал
Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить
забытое (это же плохо, если что-нибудь
забыто), но для того, чтобы предупредить
возможность забвения»; всякий шаг вперед
в деле обучения должен опираться на знания
пройденного.
Целью воспитания, считал Ушинский,
должно быть воспитание нравственного
человека, полезного члена общества. Нравственное
воспитание занимает главное место в педагогике
Ушинского, оно, по его мнению, должно быть
неразрывно связано с умственным и трудовым
воспитанием детей.
Важнейшим средством нравственного
воспитания Ушинский считал обучение.
Он утверждал необходимость теснейших
связей между воспитанием и обучением,
доказывал важнейшее значение воспитывающего
обучения. Все учебные предметы обладают,
утверждал он, богатейшими воспитательными
возможностями, и все, кто причастен к
делу воспитания, должны помнить об этом
при всех своих действиях, во всех непосредственных
отношениях с учащимися, воспитанниками.
Одни из средств нравственного воспитания Ушинский
считал убеждение, при этом он предостерегал
от назойливых наставлений и уговариваний,
которые часто не доходят до сознания
детей.
К.Д. Ушинский придавал важное
значение формированию у детей привычек.
Он установил важную закономерность в деле воспитания
привычек: чем моложе человек, тем скорее
в нем укоренятся привычка и тем скорее
искореняется, и чем старее привычки, тем
труднее их искоренить. Ушинский выдвинул
ряд ценных советов по воспитанию полезных
привычек у детей. Он говорил, что привычки
укореняются повторением какого-нибудь
действия; что нельзя торопиться при укоренении
привычек, ибо закреплять сразу много
привычек — значит заглушать один навык
другим; что следует как можно чаще использовать
приобретенные ценные привычки. Ушинский
доказывал, что при формировании привычек
ничто так сильно не действует, как пример
взрослых, и что при этом вредна частая
перемена воспитателей.
Чтобы искоренить какую-нибудь
привычку, надо употреблять одновременно
два средства:
1) по возможности удалять всякий повод к
действиям, происходящим от вредной привычки;
2) в то же время направлять
деятельность детей в другую
сторону.
При искоренении дурной привычки
надо вникнуть, отчего она появилась, и
действовать против причины, а не против
ее последствий.
В деле воспитания детей дошкольного
возраста К.Д. Ушинский видное место отводил
природе – «одному из могущественных
агентов в воспитании человека». Природные
явления и предметы рано начинают занимать
ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности.
Наблюдение и изучение родной природы
способствует и развитию чувства патриотизма,
эстетическому воспитанию. С ранних лет
необходимо воспитывать у детей бережное
отношение к сохранению природной среды.
Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую
связь с нравственным воспитанием детей
дошкольного возраста. Детскими чувствами
надо руководить, не насилуя их, указывал
он, надо заботиться о создании окружающей
обстановки, удовлетворяющей эстетическим
и педагогическим требованиям. «Украшайте,
— говорил Ушинский, — комнату дитяти красивыми
вещами, но только красота которых доступна
ребенку».
Ушинский высоко оценивал значение
хорошего пения как одного из средств
эстетического воспитания детей, в то
же время освежающего их жизнь, помогающего объединить
их в дружный коллектив.
Ценным занятием с точки зрения
эстетического воспитания и общего умственного
развития детей считал он и рисование.
Эстетически воспитывают детей,
прививают им любовь к родине также произведения
народного и литературного творчества.
Простые по изложению, доступные для понимания,
художественные рассказы, стихи, статьи,
данные К.Д.Ушинским в «Родном слове»,
служили для миллионов русских детей ценным
средством умственного, нравственного
и эстетического воспитания.
2.4 О семейном воспитании
Для большинства населения
страны Ушинский наиболее естественной
средой воспитания и обучения дошкольников
все же считал семью. В ней дети получают
первые впечатления, приобретают элементарные
знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную
роль в развитии и воспитании личности
ребенка играют родители и воспитатели,
пример их жизни и поведения. «Одна из
первейших обязанностей всякого гражданина
и отца семейства, — писал Ушинский, — приготовить
из своих детей полезных для общества
граждан; одно из священных прав человека,
рождающегося в мире, — право на правильное
и доброе воспитание».
Чтобы выполнить эту ответственную
обязанность и гражданский долг перед
обществом, родители должны проникнуться
стремлением сочетать свое частное благополучие
с общественной пользой. Они должны иметь
педагогические знания, для чего изучать
педагогическую литературу; сознательно
подходить к воспитательному делу, к выбору
воспитателей и учителей, определению
будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль
в семейном воспитании и обучении дошкольного
и раннего школьного возраста Ушинский
отводил матери. Мать ближе стоит к детям,
проявляет непрестанные заботы о них со
дня рождения, лучше понимает их индивидуальные
особенности; если она не занята на работе
вне дома, то имеет больше возможностей
в процессе повседневной жизни влиять
на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности
матери Ушинский придавал общественное
значение. Являясь воспитательницей своих
детей, она тем самым становится воспитательницей
народа. Из этого, говорил Ушинский, «вытекает
уже сама собой необходимость полного
всестороннего образования для женщины
уже, так сказать, не для одного семейного
обихода, но имея в виду высокую цель —
провести в жизнь народа результаты науки,
искусства и поэзии».
Ушинский хотел видеть в лице
матери не только воспитательницу, но
и учительницу своих детей. Учебное пособие
«Родное слово» (год I) и «Руководство
к преподаванию по «Родному слову»
он считал возможным использовать в семейном воспитании
и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.
Заключение
Народное художественное творчество
— составная и неотъемлемая часть общей
духовной культуры народа. Выдающиеся
педагоги прошлого много внимания уделяли
изучению педагогических воззрений
народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики
полагали, что народная педагогика обогащает
науку о воспитании, служит ее опорой и
основой.
Л. Н. Толстой первые в истории педагогики
уделил особое внимание проблеме воспитания
детей дошкольного возраста.
Источник