Роль театра в развитии речи ребенка

  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1692

Консультация для воспитателей:

«Роль театра в развитии речи дошкольников».

                                                                      Подготовила

                                                                      учитель-логопед

                                           Ададурова Виктория Валерьевна

                                 Москва,  2013 г.

       Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. 

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

  • психофизические способности (мимика, пантомимика),
  • психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),
  • речь (монолог, диалог),
  • творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). 

Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

  • словаря;
  • грамматического строя;
  • диалогической и монологической речи;
  • совершенствованию звуковой стороны речи.

В играх драматизациях решаются следующие задачи:

  • обогащение знаниями, умениями, навыками;
  • развитие интереса к литературе и театру;
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
  • формирование норм поведения;
  • воспитание морально-волевых качеств личности;
  • закрепление навыков правильной речи;
  • усвоение богатства родного языка;
  • усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
  • активизация и пополнение словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие тонкой моторики рук.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с  удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой  и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.                

            Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды  как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (инсценировка стихов А. Барто) Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращается внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки окружающего мира и звукоподражательные  с различной интонацией, развивают речевое дыхание. Над работой над интонацией и силой голоса используются чистоговорки. слова  (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша- наша каша хороша и т.д.).

Читайте также:  Развитие ребенка рост вес возраст

В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.              

Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи (под просодикой следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация), ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.    

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра — эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей.

Театрализация играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память).  Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости и агрессии.

Можно использовать следующие виды театра:

Пальчиковый театр.  

Театр би-ба-бо.

Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу (мягкие, резиновые игрушки).

Театр-оригами. Дети совместно с воспитателями складывали из цветной бумаги персонажи, которые прикрепляются на доске магнитиками.

Театр на фланелеграфе.

Театр из ложек. Герои сказок сделаны из  ложек.

Театр из стаканчиков. Дети сами придумывают персонажей и рисуют своих героев маркерами на одноразовых стаканчиках.

Театр на магнитиках.

Театр из прищепок.

Настольный театр.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС», 2003г.

2. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

3. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003г.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001г.

7. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004г.

Источник

Елена Ленденева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, овладение навыками практического общения в жизненных различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей.

Театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных для детей дошкольного возраста, что позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений и тем самым решать задачи речевого развития. В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию. Во-первых, всех сторон речевого развития, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой).

Читайте также:  Кошелева эмоциональное развитие ребенка

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т. д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы Это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.

Планирование моей работы с детьми по развитию Речи через театрализованную деятельность основано на системе игровых тренингов, которые рекомендуется проводить во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми.

Структура тренинга включает в себя:

• приветствие, направленное на объединение детей, создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя;

• основную часть, которая включает в себя дидактические игры, упражнения, беседы, инсценирования;

• разминку, направленную на снятие мышечного напряжения, развитие умений владеть своим телом, развитие мимической и эмоциональной палитры, жестикуляции;

• заключительную часть, предусматривающую закрепление содержания основной части, переход к последующему материалу.

Последовательность решаемых задач, использование методов и приемов представлены в следующем варианте системы занятий.

Занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа. Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

Читайте также:  Неваляшка для развития ребенка

познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами,потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка», разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый, перчаточный театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Обращаю вниманию на то, как нужно эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Добиваюсь что бы дети выразительно проговаривали слова в чистоговорках, меняя силу голоса. (например «Ри-Ри-РИ – прилетели снегири.») — с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.

Все эти игры и упражнения позволяют расширить словарный запас детей. Так же большое внимание уделяю выразительности речи. Закрепляется умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит» и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки».

Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок».

«Заюшкина избушка»

Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи А. Барто и т. д.

В группе имеется театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

пальчиковый театр;

театр би-ба-бо;

настольный театр;

плоскостной театр;

перчаточный театр;

театр ряженых;

театральные шапочки, маски.

Все находятся в доступном для детей месте. В определенных коробочках,с надписями из символов. Чтобы дети могли взять нужный им материал.

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю и родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки сцнеария приглашаем родителей принять участие.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Работа по театрализованной деятельности будет проводиться и дальше. Планирую провести с родителями мастер- класс по изготовлению кукол- марионеток, что бы пополнить театральный уголок.

Основная трудность в работе по театрализованной деятельности это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения, скованность. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Воспитатель МКДОУ Кутуликский д/с №3 Ленденева Елена Васильевна, Иркутская область Аларский район

Источник