Роль танца в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль танца в развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Среди множества форм художественного воспитания детей занятия танцами занимают особое место. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Творческие коллективы хореографической направленности являются одним из самых популярных и востребованных обществом направлением досуговой деятельности, дополнительного образования и профессиональной ориентации подрастающего поколения. Детям интересно и весело танцевать, они, таки образом, раскрываются, расслабляются.

Остановимся подробнее на том, какую пользу приносят занятия танцами.

Роль танцев в развитии ребенка

  • Умственное развитие

Многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебы, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребенок развивает свои нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то каждый шаг дает органам чувств все больше преимуществ в восприятии окружающей информации. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует пространственное мышление и способствует развитию речи. Ритмика, пластика совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

  • Физическое развитие

Танцы помогают научить детей заботе о своем теле и учат ценить его. Дети, которые занимаются хореографией, имеют хорошо развитую мышечную систему, правильно держат осанку, не страдают сколиозом и обладают красивой походкой. При постоянных занятиях улучшается работа легких и сердца, укрепляются сосуды, развивается координация движений, моторика, гибкость и пластика, физическая выносливость. Танец является хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывает профилактическое воздействие на сердечно — сосудистую, дыхательную и нервную систему детского организма, позволяет поддерживать гибкость позвоночника, содействует подвижности в суставах, развивает ловкость. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат и развивается координация.

  • Расслабление

Танец можно использовать как средство для расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения.

  • Музыкальные способности

Хореография является эффективным инструментом в улучшении музыкального слуха и чувства ритма.

  • Творческое мышление

Танцевальное искусство стимулирует развитие творческих способностей, эстетического вкуса и артистизма. Такие занятия помогут ребенку научиться применять свое креативное мышление, а также воплощать свои мысли в искусстве.

  • Коммуникативные способности

Занимаясь танцами, ребенок учится общаться со своими сверстниками, а также в процессе занятий осваивает хорошие манеры.

  • Личностные качества

Сила воли. Занятия хореографией развивают целеустремленность, упорство и настойчивость, ведь чтобы получить результат, необходимо терпение и старание. Ребенок также становится более собранным и дисциплинированным. 

Уверенность. Большинство взрослых и подростков испытывают страх при выступлении перед аудиторией. При посещении танцев, ваш ребенок станет выступать перед друзьями и семьей, а, возможно со временем, по мере его успехов в танцевальной карьере, будет выступать перед более широкой публикой. При каждом удачном выступлении у ребенка будет все больше развиваться уверенность в себе.

Ответственность. Занятия хореографией всегда требуют ответственности, а также посвящения себя танцам. Посещая танцы, со временем ребенок поймет значение обязательств перед чем-либо или кем-либо. Это весьма ценный жизненный опыт, который человеку может пригодиться в любой сфере и поможет ему добиться успехов в жизни.

  • Уважение к искусству

Танцы для детей – это не просто серия движений, которые подобраны под музыку, они представляют собой намного более широкое понятие. Занятие любым видом танцев помогает ребенку в изучении различных культур и расширении общего кругозора.


Когда начинать заниматься танцами?

По мнению хореографов наиболее оптимальный возраст для начала танцевальных занятий – 6-6,5 лет. Особенно это касается спортивных танцев, так как организм и тело ребенка должны достаточно окрепнуть, чтобы выдерживать непростые физические нагрузки. Если вам не терпится отдать малыша в детский танцевальный кружок раньше 6 лет, определить его готовность помогут следующие вопросы:

  1. Может ли ребенок выносить физические нагрузки? Как он предпочитает проводить свободное время: играть в активные или пассивные игры?
  2. Хорошо ли у него развита координация движений и концентрация внимания?
  3. Получится ли у малыша понимать команды тренера и выполнять их?
  4. Насколько хорошо у крохи развита память и музыкальный слух?
  5. Если ли у него самого желание заниматься танцами?

В случае положительных ответов, можно отдавать малышей в танцевальные кружки уже в дошкольном возрасте, но, принимая это решение, желательно посоветоваться с опытным педагогом, хореографом, а также выбрать наиболее интересный для вашего ребенка вид танцевальной деятельности. В нашем развивающем центре «Летиция» есть занятия по танцам и ритмопластике для детей от 4 до 11 лет. Первоочередной задачей наших преподавателей является раскрытие и развитие индивидуального потенциала и способностей каждого ребёнка. Важным является приобщение ребёнка к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, а также его гармоничное развитие в целом.

Занятия хореографией и ритмопластикой в «Летиции», которые ведут опытные хореографы с многолетней практикой работы с детьми, всегда проходят в увлекательной игровой форме и очень нравятся нашим учащимся и их родителям. Обязательной составляющей этих занятий являются открытые уроки, показательные выступления и активное участие детей в различных праздниках, где они имеют возможность продемонстрировать все то, чему они научились у наших замечательных педагогов за отчетный период.

Источник

Роль танца в развитии музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста

       Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения. Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

Читайте также:  Режим жизни детей как условие гармоничного развития ребенка

       В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость. Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на концертах, эстраде, её слушают. Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Первая живёт в народе. Как и в старину её играют на народных инструментах, под неё танцуют.

       Танцевальная музыка, которую сочиняют композиторы, называется профессиональной. Она делится на оригинальную (сочинённую самим композитором) и обработка народных танцев. В своих истоках танец всегда был и остаётся народным. Именно это и привлекает композиторов. Они часто используют народные танцевальные мелодии в своих произведениях – операх, балетах, сюитах, симфониях.

       В мире существует огромное количество танцев. Условно их можно разделить на культовые, сценические и бытовые. Культовые и сценические можно видеть по телевидению. Для их исполнения необходимо особое место (сцена, храм) и специальная подготовка. Бытовые танцы делятся на народные и бальные. Они существуют для тех, кто любит танцевать.

       Бальными называются все танцы, исполняемые в массовом порядке на танцах, дискотеках, вечерах. Как и многое другое, балы остались в далёком прошлом. Но без них трудно себе представить творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Тургенева… Бал был часть культуры 18-19 и начала 20 веков. Бальные танцы состоят из специально придуманных движений и фигур, которые чередуются в определённом, заранее расписанном порядке. Почти все бальные танцы имеют народные корни, но, став частью придворных праздников, они сильно изменились по сравнению со своими предками. Примерами творческого долголетия могут служить все следующие танцы: менуэт, гавот, жига, экосез.

       В 19 веке на смену старинным танцам пришли новые: вальс, галоп, полька, краковяк, тарантелла, болеро, мазурка. В начале 20 века в Россию пришли чарльстон, фокстрот, танго. Вслед за ними – рок-н-рол, твист, шейк.

       На занятия в разных группах мы знакомим детей с элементами:

классического танца,

русского народного танца,

танцев народов мира,

спортивных танцев,

танцевально – игрового творчества,

детского современного танца, основанного на естественных движениях.

       В зависимости от цели и возраста детей могут использоваться различные виды танцевального искусства. Так, например, для совершенствования моторики, чёткости и плавности движений, формирования осанки наиболее эффективным будет использование элементов народного танца, хореографической гимнастики. Для психологической разрядки, поднятия общего тонуса, снятия напряжения обычно используются детские современные танцы. Очень важно, чтобы все дети в танце были эмоционально раскрепощены, передавали своё внутреннее состояние, «заражали» друг друга энергией танцевальных движений.

Классическая музыка и танец. Движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей ещё в Древней Греции. Считалось, что такие занятия приносят духовное и физическое здоровье. При восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки раскрывает свою высочайшую художественно – эстетическую ценность. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», «первый вальс, ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Русский народный танец. Народное творчество, или как его принято называть – фольклор, неисчерпаемый источник добра, любви, мудрости людской. Это мощное средство воспитания. Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так много о Родине, о ее людях, и ни разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца. В глубокое прошлое уходит история танца, но и сейчас, на пороге третьего тысячелетия, интерес к этому прекрасному виду искусства не угасает. Русское народное танцевальное искусство по праву считается высокохудожественным. Из поколения в поколение сохранялись и с любовью передавались его лучшие образцы. Народные мелодии и песни отличает разнообразие красок, яркость образов и простота форм. Хореография народных танцев богата задорными и выразительными движениями.

Среди плясуний плавно и несмело плывет девчонка в гулкой тишине,

Задумчивая, словно лебедь белый, красивая, как вишня по весне.

Она не знает, что промчатся годы, и к ней придут и слава, и почет.

По всей России водят хоровод — в кругу их эта девушка плывет.

                                                                                                         (А. Дементьев)

       На международных фестивалях танцев Россию в первую очередь представляют русские народные танцы: хоровод, пляска и перепляс. Эти танцы были распространены почти по всей Древней Руси и служили не только развлекательным целям. Именно на танцах молодые люди присматривали себе невест. Хоровод представлял собой массовый танец, обладающий обрядовой составляющей. В нём нет ограничений по полу, возрасту и по количеству участников. Пляска – неотъемлемая часть праздничных гуляний. Женская пляска отличается величавостью и плавностью, мужская – сильными, быстрыми, иногда даже резкими движениями.

       В современном мире русский народный танец не теряет актуальности. В традиционный танец отлично вписываются современные элементы брейк – данса или хип – хопа, а сам танец всегда открыт для импровизации.

Читайте также:  Периодизация развития ребенка по эльконину

       Происхождение русского народного танца связывают с религиозными обрядами, климатическими условиями проживания и особенностями жизненного уклада.

Танцевально – игровое творчество.

       Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте трёх – пяти лет потребность ребёнка проявить себя в творчестве огромна. Творчество – это не удел избранных, а норма для каждого малыша. Поэтому главная задача детского сада – как можно раньше определить направленность личности и создать условия для самовыражения детей, дать им возможность проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.

       Наиболее привлекательным для детей является танцевально – игровое творчество – синтез музыкальных образов и выразительных движений тела. В основе его лежит восприятие музыки. Многообразие настроений, музыкальных красок стимулируют фантазию ребёнка, помогают его воображению создать какой-то сюжет. Здесь важно всеми возможными средствами способствовать индивидуальному раскрытию детьми содержания музыкального произведения. После того, как музыка хорошо осмыслена детьми, когда они почувствовали красоту мелодии, метро — ритмическую пульсацию, различные оттенки настроений, можно предлагать им импровизировать, создавать танцевально – пластический образ.

Танцы народов мира.

       В мировой танцевальной культуре существует много народных танцев, оставивших заметный след. Однако, не так много танцев с течением времени сумели сохранить высокий уровень популярности. Национальный греческий танец сиртаки можно смело отнести к такому танцу, который донёс свою славу до наших дней.

       Сиртаки – популярный греческий танец, чудесная, заводная мелодия, поднимающая настроение. Сиртаки являются одним из символов Греции.

       Танец появился ещё в древней Греции, как вид сценических выступлений. В то время он был важной составляющей театрального представления. В каждом жанре имелся самостоятельный танец. Танцоры древнего сиртаки основной упор делали на движения ногами. Ноги были обуты в специальные сандалии с железными накладками, которые при ударах об пол издавали ритмические звуки.

Спортивные танцы.

       Так мы условно называем и ритмическую гимнастику, и упражнения со спортивными предметами (мячи, ленты, обручи, и различные перестроения, которые мы используем как на спортивных праздниках, так и на других мероприятиях. Например, перестроения с флажками можно использовать на празднике, посвящённому Дню Защитника отечества; ритмическая гимнастика применима для любого праздника. А на мероприятиях, посвящённых Олимпиаде, просто не обойтись без упражнений и танцев со спортивными предметами.

Детский современный танец.

       Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский современный танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

       Современный танец в отличие от классического танца впитывает все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок нашему времени. Современный танец это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело обрело свой полноценный язык. Современный танец убеждает в том, что искусство есть продолжение и познание себя.

       Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца. Он живет и активно развивается наряду с другими видами хореографического искусства. Существуют различные школы, группы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем танца. Ведь современная хореография – это, прежде всего, авторская хореография. Она стремится выразить все устремления сложного противоречивого внутреннего мира человека, помогает понять самих себя.

3аключение.

       Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения. У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.

       Психологи отметили, что работа позволила скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни. Многие выпускники поступают в музыкальные школы, а танцами продолжают заниматься в танцевальных коллективах.

Источник

Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторенне развиваются. О том, чем же полезны занятия танцами для дошкольников, а также в каком возрасте можно отдавать ребенка в школу танцев, мы поговорим с Вами сегодня.

Физическое развитие

Дети, которые регулярно занимаются танцами, обладают крепким здоровьем. Грамотно подобранные физические нагрузки и активность способствуют:

  • Укреплению всех групп мышц;
  • Формированию правильной осанки;
  • Развитию выносливости;
  • Улучшению работы сердца и легких, укреплению сосудов;
  • Развитию координации движений, «мышечной памяти»;
  • Развитию гибкости и пластики;
  • Развитию ловкости и быстроты реакции.

Правильное выполнение танцевальных движений требует немалых физических усилий, но, в отличие от спорта, танцы практически не травмоопасны и не имеют противопоказаний.

Физическое развитие

Интеллектуальное развитие

Может казаться, что активные виды деятельности мало влияют на интеллектуальное развитие детей. Но это совершенно не так! Заучивание движений и их комбинаций отлично тренирует память дошкольников, а необходимость постоянно следить за музыкой, педагогом и товарищами прекрасно развивает внимание. Танцевальные занятия формируют пространственное мышление, кроха быстрее учится воспринимать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «сбоку», «посередине», «над», «под», «перед», «за» и так далее. Чтобы перевоплатиться в образ, необходимый для танца, ребенок активно использует воображение. В целом, интеллект – это способность приспосабливаться к новым условиям и быстро обучаться. На занятиях дети не только исполняют заранее подготовленные танцы, но и часто импровизируют. Познавая себя и возможности своего тела, малыш создает фундаментальную базу для новых открытий.

Читайте также:  Пиаже стадии интеллектуального развития ребенка

Художественно-эстетическое развитие

Танцы прививают дошкольникам любовь к искусству, чувство прекрасного, а также открывают перед ними новый способ восприятия мира – через музыку и движения. Многообразие форм передачи чувств формируется благодаря погружению в различные образы. С помощью пластики и художественного движения дети учатся выражать свои творческие задумки, настроения, мысли. У малышей также развивается музыкальных слух и чувство ритма. Танцевальные занятия, несомненно, способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Единство движений и музыки – это особенный способ восприятия мира, который открывается перед малышом во время занятий танцами и остается с ним на всю жизнь.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие личностных качеств

Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе, его эмоциональной сферы, ведь в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств, событий. Благодаря танцам дети узнают себя, хорошо ориентируются в своем внутреннем мире. Кроме того у малышей формируются такие качества, как:

  • Артистичность;
  • Креативность;
  • Навыки публичных выступлений;
  • Активность;
  • Уверенность в себе;
  • Самоконтроль;
  • Дисциплинированность;
  • Целеустремленность;
  • Настойчивость.

Развитие навыков общения

Занятия танцами помогают детям улучшить свои коммуникативные навыки. Малыши обычно без труда заводят новые знакомства, ведь атмосфера, которая царит на танцах, располагает к тесному эмоциональному общению. Даже застенчивые и необщительные дети раскрепощаются и быстро вливаются в коллектив. В основном, танцы – это командная работа, поэтому у дошкольников формируется чувство доверия к окружающим, а также развиваются навыки взаимодействия с другими людьми, умение находить общий язык со сверстниками. На хореографии детей учат выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов, и это очень помогает им лучше понимать, что чувствуют другие люди.

Развитие навыков общения

В каком возрасте можно начинать заниматься танцами?

Каждый родитель хочет, чтобы его кроха активно и полноценно развивался, поэтому практически с самого рождения малыша задумывается о том, в какой кружок отдать ребенка. Большинство секций ведут набор детей старше 4 лет. Но танцы – это именно те занятия, которые подойдут малышам уже с 2-3 лет. Это обуслевлено уровнем физического развития детей данного возраста и их потребностями. В 2 года дети обычно обожают всё, что связано с движением. Они практически без остановки могут бегать, прыгать, преодолевать препятствия. По мере формирования вертибурярного аппарата развивается способность удерживать равновесие. К 3 годам движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. С 4-5 лет дошкольникам доступны сложные двигательные навыки, требующие хорошей физической подготовки, ловкости, гибкости и быстроты реакции. Конечно, дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, не могут освоить сложную хореографию и добиться высоких результатов. Но занятия танцами под руководством профессионального и внимательного педагога позволят малышу проявить себя и полностью удовлетворить свою потребность находиться в движении, а также подготовить базу для будущих побед. Чтобы точно определиться, готов ли малыш к танцвальным занятиям, можно задать себе следующие вопросы:

  • Как ребенок предпочитает проводить свое свободное время? Он любит подвижные или спокойные игры?
  • Как малыш переносит физические нагрузки?
  • Сможет ли он слушать педагога и выполнять его требования?
  • И самое главное: нравится ли ребенку танцевать? Чтобы выяснить это, Вы можете просто понаблюдать за крохой или предложить ему потанцевать вместе с Вами.

Малышей 2-4 лет, наряду со старшими дошкольниками, можно смело отдавать на танцы, так как на этом этапе происходит активное физическое развитие, однако всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Выводы

Когда перед родителями встает выбор, в какую секцию или кружок отдать малыша, многие выбирают именно танцы. И это именно то, что нужно детям раннего и дошкольного возраста. Танцевальные занятия вносят большой вклад в физическое, интеллектуальное, личностное, социальное и эстетическое развитие ребенка. У детей, занимающихся танцами, формируются навыки самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками, слушать преподавателя. Отправляясь в школу, ребенок будет психологически подготовлен к новым для него условиям.

Выводы

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» танцевальные зантия проводятся для мальчиков и девочек от 2 до 7 лет. Воспитанники младшей группы учатся слаженно работать в коллективе и осваивают самые простые движения. Старшие танцоры разучивают более сложные композиции, знакомятся с такими средствами выразительности, как пластика, пантомима и мимика. Кроме художественных моментов мы уделяем большое внимание развитию общей физической подготовки, стимулируем координацию движений, гибкость и выносливость. Мы с уважением относимся к физическим и эмоциональным резервам каждого ребёнка, поэтому в случае необходимости корректируем темп работы, делаем перерывы, даём возможность импровизировать. На наших занятиях малыши получают удивительный заряд положительных эмоций. Приходите и убедитесь в этом сами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник