Роль старшего поколения в развитии ребенка

Роль старшего поколения в развитии ребенка thumbnail

Семья — это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

Начало дискуссии. Какой из двух позиций вы придерживаетесь?

Позиция 1. Существует распространенное мнение о том, что помощь старшего поколения молодой семье оказывает благоприятное воздействие на ее воспитательный потенциал.

Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите свою сигнальную карточку.

Позиция 2. Существует и прямо противоположная позиция: родители должны воспитывать детей сами, так как старшее поколение не всегда благоприятно воздействует на ребенка. Кто из вас поддерживает эту позицию, поднимите карточку.

Присутствующим предлагается объединиться в 2 группы, в зависимости от того, кто какой позиции придерживается. Каждая группа обсуждает и формулирует свои мнения.

А сейчас предлагаем обменяться мнениями по данному вопросу.

Примерные вопросы дискуссии:

  • В чем вы видите ценность участия бабушек и дедушек в семейном воспитании внуков?
  • Зависит ли, на ваш взгляд, характер педагогического воздействия со стороны старшего поколения от совместного или раздельного проживания с внуками?
  • Отчего, на ваш взгляд, больше всего дети капризничают с бабушками и меньше всего слушаются их?
  • Почему от бабушек и дедушек менее всего исходит запретов, а используемые чаще  связаны с безопасностью ребенка ( не брать ножницы, спички и т.д.)?

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты.

Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!» А опыт выращивания своих собственных детей дает им основания думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.

Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего, акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение. Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой или с ними обоими.

Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания, необходимо развернуть именно в сторону ребенка. Давайте попробуем понять его. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли я сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?» И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — понимание ребенка, принятие его тайн и детских озабоченностей.

Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и повести, наконец, в зоопарк.

Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им, опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот. К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимоотношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, что не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно — к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного рода, то другого. Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут.

Читайте также:  Роль искусства в развитии ребенка консультация для родителей

Выделяют  три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая».

«Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т. е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье — воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания — единственный вид совместной деятельности.

Исторический экскурс

 В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», — говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.

 По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

В завершение разговора о воспитательной роли бабушек и дедушек, хочется еще раз отметить те позитивные действия по отношению к ним, которые могут демонстрировать представители среднего поколения — мамы и папы. Они влияют на становление ребенка, поскольку позиция родителей по отношению к своим родителям формирует основной психологический скелет. Это сотрудничество, сотворчество в воспитании всех членов семьи. Взаимопонимание, взаимоподдержка, сформированные у ребенка с малых лет, безусловно, скажутся на качестве его взаимоотношений не только со старшим поколением, но и со сверстниками в дальнейшем. Толерантность по отношению к родителям мужа или жены тоже будет присутствовать.

Читайте также:  Программы с картинками для развития памяти у ребенка

Нельзя забывать о том, что ребенок не понимает сложностей семейных родовых взаимоотношений. Необходимо помнить о различиях в мировоззрении и психологической реакции на реалии современной жизни, которые демонстрирует старшее поколение, и относиться к этому уважительно и с пониманием.

Опросник для молодых родителей «Бабушка и дедушка в семье».

Выберите, пожалуйста, один из трех вариантов ответа на каждый вопрос и обведите его в кружок.

  1. Если Ваши дети захотели мороженное ли конфеты, как вы думаете, бабушка и дедушка удовлетворят их желание?

А. если это перед едой, то нет;

Б. да, но лишь изредка;

В. Почти всегда.

2.  Дети разбрасываю вещи, игрушки. Как поступят бабушка и дедушка?

А. сделают замечание;

Б. потребуют немедленно все собрать;

В. Сами приведут все в порядок.

3.  Как поступят бабушка или дедушка, если их внуки употребят какие-то обидные и грубые слова?

А. запретят впредь говорить так;

Б. если это случится еще раз, то накажут;

В. Сделают вид, что не слышали, или попытаются обратить все в шутку.

4.  Как дедушка или бабушка воспитывают у внуков стремление к труду?

А. личным примером;

Б. требовательно;

В. Стремятся освободить их от труда.

5.  Как они поступают, если дети просят купить им какую-нибудь игрушку?

А. обещают, но не спешат с покупкой;

Б. все зависит от ее стоимости;

В. Сразу же исполняют желание внуков.

6.  Учат ли бабушка или дедушка своих внуков отличать хорошее от плохого?

А. всегда объясняют;

Б. ругают;

В. Считают, что когда внуки подрастут, то сами во всем разберутся.

7.  Внуки, вытирая пыль, случайно разбивают любимую вазочку бабушки. Как она отреагирует?

А. поможет собрать осколки;

Б. строго отчитает;

В. Запретит впредь вытирать пыль.

8.  Каково отношение бабушки и дедушки к проявлению самостоятельности у внуков?

А. поощряют с малых лет;

Б.им нравиться это качество;

В. Считают, что внуки еще слишком малы.

9.  Внукам предстоит вместе с воспитателем убирать мусор на участке детского сада. Что в таком случае скажут им бабушка или дедушка?

А. посоветуют быть старательными;

Б. Вообще не обсуждают этот вопрос;

В. Будут ворчать, что уборка участка – не их дело.

10. Внуки в чем-то провинились. Как реагируют на это бабушка или дедушка?

А. ругают;

Б. наказывают тем, что лишают какого – то лакомства или запрещают делать то, что нравиться.

В. Оправдывают.

Источник

«Жили-были дед да баба, и была у них внучка Машенька» — так начинаются все русские народные сказки. Дедушки и бабушки издавна занимались воспитанием внуков — отец с утра до вечера работал, а мать хлопотала по хозяйству. В современном мире мало что изменилось… Так что же происходит с детьми, когда их по воле случая воспитывают не мама и папа, а бабушки с дедушками?

Помощь и поддержка старшего поколения в воспитании детей порой просто неоценима. Ведь, благодаря ей, мама может работать и успешно конкурировать с коллегами-мужчинами в плане достижения карьерных высот. Родительские собрания вообще можно назвать собраниями бабушек и дедушек — они, как правило, составляют 2/3 пришедших в класс «родителей».

И всё-таки хорошо это или плохо, когда малыш отдан на попечение бабушки? Как такое воспитание скажется на будущем ребёнка, на формировании его личности и способностей? Может, правы женщины, которые жертвуют карьерой ради того, чтобы самим воспитать своего малыша?

Живущие здесь и сейчас

Как это часто бывает, у этой проблемы есть две стороны. Прежде всего, МирСоветов рассмотрит положительные стороны участия бабушек в воспитательном процессе.

Часто ли вы наблюдали такую картину: молодые мама и папа ведут ребёнка из детского сада, малыш оживлённо щебечет, ему не терпится поделиться переполняющими его впечатлениями, а родители рассеянно кивают и поддакивают, не очень-то вслушиваясь в болтовню любимого чада?

Всё дело в том, что взрослый человек живёт «здесь и сейчас». Его мысли обращены к конфликтам прошедшего рабочего дня и новым делам, запланированным на завтра. Поглощённость профессией — это нормально! Даже мысли домохозяек переполнены планами на будущее: купить продукты, придумать меню на завтра, съездить с подругой на распродажу — всего не перечислишь…

А пожилые люди живут в том же временном пространстве, что и дети. Они совмещены во времени, бабушка помнит, что малыш рассказывал накануне, какие занятия прошли сегодня, какие отношения складываются в группе. Там, где мама лишь изображает интерес, бабушка искренне сопереживает внуку.

Другой важный плюс бабушкиного воспитания — её богатый жизненный опыт. Родители, заботясь о будущем детей, часто исходят из наивных представлений о том, что могут полностью контролировать жизнь ребёнка. Желая видеть его успешным, они стремятся воспитать исправленный вариант самих себя: видят повзрослевшее чадо наделённым всеми своими достоинствами и без собственных недостатков. В детях, особенно первенцах, мы часто доживаем своё детство. Исполняем свои заветные желания, реализуем личные амбиции, забывая, что ребёнок — индивидуальность, а не пластилин в наших руках. Чадо имеет право на своё детство со своими ошибками, победами, мечтами и разочарованиями.

Бабушки в этом смысле гораздо мудрее. Как правило, их воспитание исходит из индивидуальности ребёнка. Они уже знают, что одни и те же методы воздействия на разных детях скажутся по-разному. Их богатый жизненный опыт объединяет личные родительские наблюдения и случаи из жизни друзей и родных. Там, где родители очень требовательны и прямолинейны, старшее поколение — более терпимо и гибко.

Бабушкина любовь безусловна. Она обожает внука не за то, что хорошо себя вёл, читал стихи перед гостями, выучил все буквы, а просто за то, что он есть! Её готовность разделить интересы внуков, не считаясь со своим личным временем, и является тем волшебным витамином, благодаря которому расцветают творческие способности малыша. Исследования доказали: показатели креативности, оригинальности мышления, умения находить нестандартные решения — у детей, воспитанием которых занимались в большей степени бабушки, значительно выше, чем у их сверстников, воспитываемых мамами и папами.

Читайте также:  Фрейд этапы развития ребенка

Мост от взрослых к детям

Родители вечно спешат. Современная жизнь требует высокого темпа усвоения и переработки информации. Взрослые быстро думают, быстро говорят, быстро делают. А ребёнок, особенно маленький, живёт в гораздо более медленном темпе. И пожилые люди тоже живут не спеша, потому они более понятны и более предсказуемы для ребёнка, чем папа и мама. Бабушка может и пять раз выслушать историю про львят Симбу и Налу, потом несколько раз посмотреть с внуком мультик «Король-лев». С ней подолгу можно обсуждать, как Симба испугался гиен или что Тимон хотел сказать Пумбе.

Так бабушки и дедушки становятся мостиком, соединяющим миры детей и взрослых. Старики не боятся перехвалить внука, оказывают ему эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. Психологи убедились: для развития ребёнка, особенно младшего возраста, чувство безопасности, эмоционального комфорта намного важнее, чем применение новейших развивающих методик.

Другая сторона медали

Однако, как говорится, бабушка бабушке рознь. Во-первых, в наше время далеко не каждая женщина пенсионного возраста ощущает себя бабушкой. Многие продолжают успешно трудиться. Наверное, быть классической бабушкой — особое призвание. А если его нет? Если эта роль навязана обстоятельствами? Или желание заниматься внуками есть, но уже не хватает физических сил для присмотра за шустрым малышом? К сожалению, МирСоветов должен сказать, что в таких случаях отношения бабушки и ребёнка лишены главного — эмоциональной связи. Такое общение приносит больше вреда, чем пользы.

Другая проблема бабушкиного воспитания связана с тем, что в пожилом возрасте заостряются некоторые черты личности, которые были присущи человеку и раньше, но в меньшей степени. Осторожность перерастает в тревожность, бережливость — в скупость, необщительность — в замкнутость и т.д. Один из распространённых среди пожилых людей стилей воспитания — гиперопека: «Не бегай — вспотеешь и простудишься! Не прыгай — ударишься! Не залезай высоко — упадёшь и сломаешь руку!» Так вместо нестандартности мышления у ребёнка развивается тревожность и даже мнительность. Малыш, как старичок, боится всего нового, опасается заболеть, сторонится шумных детских игр и предпочитает сидеть со взрослыми. А разве мы этого хотели?

И третья проблема — огромное количество забот у бабушки-домохозяйки. Ведь порой ей приходится обслуживать всю семью из трёх поколений! Поэтому бабушке проще самой быстренько нарезать салат, постирать трусы или носки — причём обязательно руками, а не в стиральной машинке! — самой полить цветы, помыть посуду, нежели проконтролировать, как с этим справится малолетний внук. В итоге ребёнок привыкает к опеке и не стремится обслуживать себя сам.

В чём правы родители?

Занятые, вечно спешащие родители, напротив, развивают в ребёнке самостоятельность. Можешь застелить постель — вперёд! Пусть не совсем аккуратно, зато мама успела за это время глаза накрасить. Можешь сам отрезать хлеб и намазать его маслом — действуй! А папа пока телевизор посмотрит. Порезал палец? Ничего страшного, заживёт. Залепи пластырем, он в аптечке.

По мнению МирСоветов, прекрасно и то, что родители живут перспективой, будущим и потому проявляют настойчивость, приучая сына или дочь преодолевать трудности — делать то, что не хочется. Малыш пыхтит и шмыгает носом: непослушные шнурки на ботинках никак не завязываются. Но мама тверда, как скала: скоро ребёнку в сад, а там шнурки завязывать будет некому.

Суровый папа настаивает, чтобы сын регулярно стирал свои носки и сам клал на батарею обувь и варежки. Забыл? Пойдёшь в мокрых ботинках и грязных носках. «Совсем ребёнка замучил!» — возмущается бабушка. Но отец прав, он не забывает о том, что парню придётся идти в армию, да и в жизни навыки по самообслуживанию пригодятся.

Требовательное воспитание взращивает не только самостоятельность, но и уверенность в себе. У самостоятельного ребёнка лучше развивается интеллект, раскрываются новые способности.

Мы — за мир и дружбу!

Главное в семейном воспитании — единство требований, выдвигаемых разными поколениями, уважение к позиции каждого члена семьи и, разумеется, доброжелательная атмосфера в доме.

Взрослые, договоритесь между собой, чтобы не терзать ребёнка противоречивыми взаимоисключающими задачами!

Допустим, воспитанием внука в семье в основном занимается бабушка. Возможно, это вынужденная ситуация, связанная с тем, что ребёнок часто болеет, посещая детский сад, а маме надо работать. Итак, первое, что должны сделать взрослые — решить, кто и когда будет с ребёнком. Бабушка занимается с чадом днём, мама принимает эстафету вечером, читает книжки на ночь и проверяет уроки, папа три раза в неделю водит в бассейн. Каждый из взрослых может реализовывать свои воспитательные принципы только на «своём участке», не вторгаясь на «чужую территорию». Например, бабушка с внуком гуляет, играет, рисует. Позволяет строить в комнате домик из кресел и подушек, а потом помогает ребёнку навести порядок, разрешает ему выбрать, что будет на обед — словом, развивает в ребёнке творческое начало. Мама просит сына или дочь помочь по хозяйству: накрыть на стол, нарезать хлеб, помыть посуду. А папа занимается закаливанием, обливанием холодной водой и проверяет, как ребёнок собрал школьный портфель и сумку для плавания.

Другая, но не менее важная рекомендация от МирСоветов: ни в коем случае не критикуйте при ребёнке решения другого члена семьи. Это запрещено! Все разногласия надо улаживать в отсутствие ребёнка. И если уж воспитанием в первую очередь занимается бабушка, значит за ней последнее слово в принятии важных решений. Родители должны уступить. Если же их категорически не устраивает «бабушкино влияние», лучше отдать малыша в сад и регулярно брать больничный по уходу за ребёнком или… разориться на няню.

Запомните: наибольший вред ребёнку приносит не потакание бабушки и не строгость родителей, а постоянное несогласие взрослых друг с другом. Ребёнку, в семье которого царит разлад, не в силах помочь психологи. Не пойдут ему впрок и развивающие занятия.

Родители говорят одно, «старики» — другое, ещё и внутри каждого поколения имеются непримиримые противоречия. Но малыш-то любит папу, маму, бабушку и дедушку одновременно! Ему непонятно, кого же слушаться?

Четверти часа достаточно

И ещё. Многие родители остро переживают по поводу того, что мало времени проводят с детьми. А бабушка, которой по необходимости доверили ребёнка, воспитывает по старинке: был бы одет да накормлен, а уж о развивающих занятиях и речи быть не может. Как быть?

Исследования психологов показали, что ребёнок интуитивно подражает тому члену семьи, с кем у него образуется наиболее тесная эмоциональная связь. Если с мамой и папой ребёнку интересно, да при этом ещё и спокойно, если родители так же любят и уважают бабушку, как сам малыш, то и непродолжительное время общения пойдёт на пользу. Скажем, регулярные 15 минут совместного чтения перед сном в некоторых случаях могут быть эффективнее, чем проведённый вместе с ребёнком день. Ведь важно вовсе не количество, а качество времени, проведённого вместе!

mirsovetov.ru

Источник