Индивидуальная работа логопеда с ребенком 5 лет
Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно — ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.
При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.
Основной целью индивидуальных занятий учителя-логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.
Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий — формировать звуковую сторону речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Планирование
индивидуальной лого-коррекционной работы
c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)
1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка,при помощи:
— логопедический массаж, который осуществляет логопед;
— самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;
— массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;
— артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;
1.2.Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;
1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;
1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи: устранение сма-занности;
1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.
1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.
2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения):
2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;
2.2. Определение последовательности работы над звуками: свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;
2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;
2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;
2.5.Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;
2.6. Дифференциация поставленных звуков;
2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.
3.Развитие общей и мелкой моторики:
3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например: «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор — Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
4.Формирование фонематического восприятия:
4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы — В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
5.Формирование фонематического слуха:
5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор — В. И. Селеверстов.
6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи:
6.1.Словообразование и словоизменение:
— формирование обобщающих понятий по лексическим темам;
— подбор слов – антонимов;
— подбор слов – синонимов;
— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;
— образование названий детенышей;
— образование относительных притяжательных имен прилагательных;
— преодоление конструктивного аграматизма;
— формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;
— употребление существительных в косвенных падежах;
— образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;
— согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;
— образование относительных и притяжательных прилагательных;
— согласование количественных числительных с именами существительными;
— согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;
— понимание и употребление простых и сложных предлогов;
— уточнение грамматического значения слова.
7. Развитие лексической стороны речи:
7.1. Расширять предметный словарь;
7.2. Расширять словарь признаков;
7.3. Расширять глагольный словарь;
7.4. Формирование структуры значения слова;
7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;
7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
8. Формирование связной речи:
8.1. Составление различных форм расширенных предложений;
8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;
8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;
8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;
8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;
8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);
8.8. Формировать умение составлять пересказ;
8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;
8.10. Развитие связной монологической речи;
8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;
8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
9.Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:
9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);
9.2.Развитие зрительного восприятия:
— узнавание контурных изображений предметов;
— узнавание силуэтов предметов;
— узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;
— собирание разрезных картинок.
9.3.Развитие мышления:
— формирование обобщений;
— исключение четвертого лишнего;
— установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;
9.4. Развитие пространственных представлений;
9.5. Развитие временных представлений.
10.Воспитание самоконтроля за речью:
В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.
Источник
План самообразования учителя-логопеда МАДОУ №248 г. Казани
на 2018-2023 гг.
Губернаторовой Марии Георгиевны
Цель: повышение своего профессионального уровня, компетентности, педагогического мастерства.
Задачи:
• изучение современных технологий, методов, приемов и подходов к коррекции речи у детей с ТНР в соответствии ФГОС;
• внедрение в логопедическую работу средств ИКТ на всех этапах развития речи;
• использование в коррекции звукопроизношения логопедического и зондового массажа;
• использование «хромотерапии» в логопедической работе с детьми с ТНР;
• планирование форм и методов работы с родителями детей с ТНР;
• участие в семинарах-практикумах, конкурсах, педсоветах;
• обмен опытом с коллегами;
• прохождение курсов повышения квалификации;
Тема: Использование информационно коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: Создание системы работы по использованию ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в логопедической группе в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
▪ изучить специальную методическую литературу по данной теме;
▪ изучить существующие методические приёмы по использованию ИКТ на логопедических занятиях;
▪ разработать и приобрести методические и дидактические материалы по выбранной теме;
▪ разработать календарно-тематические планирования и коррекционные логопедические программы для различных групп речевых нарушений;
▪ внедрить современные образовательные технологии в коррекционный процесс с целью более эффективного преодоления нарушений устной и письменной речи и повышения мотивации обучающихся;
▪ планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Источники профессионального развития: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Представление материала: открытое занятия с применением ИКТ, выступления из опыта работы на МО учителей-логопедов.
Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персональной страницы на сайте и размещение методических разработок. Итог — обобщение опыта работы по данной теме.
Срок работы над темой: 2018-2022 учебные годы.
Актуальность выбранной темы:
Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, моторных и сенсорных функций, пространственных представлений, приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к материалу, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать их развитие осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Подача материала в коррекционной развивающей деятельности должна быть более индивидуализированной. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной речи не теряет своей актуальности.
Перспективный план профессионального развития
на 2018-2023 учебный год
на 2018 -2019 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (в течение года);
Ознакомление с инновационными, нетрадиционными методиками, ИКТ (Сентябрь);
Изучение психолого-педагогических основ использования нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста (Октябрь);
Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в логопедической работе (Ноябрь);
Подготовка буклета по теме: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений» (Декабрь);
Подготовка мастер-класса для педагогов «Использование нетрадиционных методов развития речи у детей дошкольного возраста». Обучение и использование в практике по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР навыков логопедического и зондового массажа; (Январь-Февраль);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи детей дошкольного возраста (Март-Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май).
на 2019-2020 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (В течение года);
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста (В течение года);
Корректировка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи детей дошкольного возраста (Сентябрь);
Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр в логопедической работе. Проведение логопедических занятий с использованием ИКТ (Октябрь, в течение года);
Приобретение логопедических компьютерных программ и игр (В течение года);
Изготовление картотек по использованию самомассажа в логопедической работе (Ноябрь-Декабрь);
Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района на тему «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе (Январь-Февраль);
Подбор логоритмических игр и упражнений (Март);
Изучение и использование в логопедической работе методов «хромотерапии» с детьми с ТНР для более эффективной коррекции эмоциональной сферы, психических процессов, поведения и речи (В течение года);
Проведение открытого занятия с использованием интерактивной доски, методов «хромотерапии» с участием родителей «Встречаем весну со Смешариками» (Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май).
на 2020-2021 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (В течение года);
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста (Октябрь, в течение года);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников (Сентябрь-Октябрь);
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме (В течение года);
Проведение занятий с использованием ИКТ (В течение года);
Проведение мастер-класса для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (Октябрь-Ноябрь);
Стендовая информация «Артикуляционная гимнастика для детей», «Правильное использование компьютера ребенком» (В течение года);
Подготовка картотеки «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики» (Декабрь);
«Круглый стол» для педагогов по теме «Роль компьютера в речевом развитии ребенка» (Январь-Февраль);
Проведение открытого урока с использованием интерактивной доски на тему «Дикие и домашние животные» (Март);
Проведение открытого развлечения с участием родителей по теме «Весна» (Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май).
на 2021-2022 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (В течение года);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников (Сентябрь-Октябрь);
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме (В течение года);
Проведение занятий с использованием ИКТ (В течение года);
Проведение мастер-класса для родителей «компьютерные мультимедийные игры и развивающие методики для детей» (Октябрь-Ноябрь);
Стендовая информация «Дыхательная гимнастика», «Играем пальчиками-развиваем речь (В течение год);
Разработка и оформление рабочих тетрадей по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР. (Декабрь);
Прохождение семинаров, курсов по теме «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда» (Январь-Февраль);
Проведение логопедических игр с использованием компьютерных программ (Март-Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май);
на 2022-2023 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов. (В течение года);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников (Сентябрь-Октябрь);
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме (В течение года);
Проведение занятий с использованием ИКТ (В течение года);
Выступление на семинаре-практикуме для слушателей ИРО РТ «Психолингвистический подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР (Октябрь);
Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологий (Октябрь-Ноябрь);
Открытое мероприятие для родителей «Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает» (Декабрь);
Открытый урок по теме «Путешествие по компьютерной стране» (Январь);
Систематизировать практический материал «Развивающие компьютерные игры» (В течение года);
Выступление на МО с темой «Плюсы и минусы в общении с компьютером» (итоговые результаты использования ИКТ на логопедических занятиях) (Февраль);
Памятка для родителей «Правильное использование компьютера ребенком» (Март);
Разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание и размещение методических разработок (В течение года);
Подготовка отчета по теме «Использование информационно коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе » на 5 лет (Апрель-Май).
Планируемые результаты:
Использование информационно-коммуникационных технологий предполагает:
• удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
• оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, воспитателей, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
• создание, копирование, редактирование, тиражирование материала для занятий, бланков заданий и пр.
• создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Проработанная литература:
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2012г.
2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011г.
3. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей // М.: МИФИ, 2012, с 186-187.
4. Богатырева Ю.И., Косарев М.И. «Информационные технологии в научной деятельности». – М., 2010 г.
5. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал «Логопед»,- 2014, 2, С22.
6. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логопедических задач // Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ,2012, с 26-27.
7. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология.- 2014, № 3, с 47-55.
8. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы». Журнал «Логопед» №5, 2008г.
9. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. – 2012, № 5, с 27.
10. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.
11. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2011г.
12. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда.- М.: ТЦ Сфера, 2009, 224 с.
13. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 2013, № 7, с 41-49.
Источник