Роль средств массовой информации в развитии личности ребенка

Роль средств массовой информации в развитии личности ребенка thumbnail

От автора: Статья Лауреат международной конференции: Россия, г. Новосибирск 6 февраля 2014 г. см.: — URL: (17).pdf

Влияние средств массовой информации на развитие личности  ребенка

В. П. ТруфановаО. А. Плотникова

В нашей реальной действительности много времени люди уделяют своей карьере, улучшению своего материального достатка, а семья и воспитание детей перестают занимать важное место в жизни человека. Сегодня родители мало уделяют времени своему ребенку. Поэтому на воспитание детей начинает влиять не его мать и отец, а телевизор, который по большому счету хорошему научить их не может, как и заменить родителей. И ученые в области психологии обеспокоены, что мы можем в скором будущем получить поколение неуправляемых, агрессивных и жестоких людей с деформированной психикой [8]. Большую роль в этой деформации сознания ребенка играют и средства массовой информации. Неокрепшая или еще несформированная психика ребенка часто не готова выдержать информационную атаку. Понимание бережного отношения к становлению личности приходит в процессе изучения психологии человека.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному пониманию личности. Одна из таких самых распространенных концепций в психологической науке принадлежит американскому психологу, представителю эго-психологии Э. Эриксону. Он связывал личностное становление с эпигенетическим  принципом генетической предопределенности стадий развития, формирующих целостность личности. Э. Эриксон выделил восемь кризисов формирования человека. По данным его исследований, самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности. Первые стадии обусловлены исключительно общением взрослых людей с ребенком, в первую очередь матери. После чего, главными становятся отношения в семье и позиция отца и матери по отношению к ребенку. Затем возрастает роль учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка [16].

В возрасте от 3 до 11 лет у детей развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки [10]. И в этот период, когда ребенок только начинает формироваться как личность, на него влияют не только его родители, что должно быть как само собой разумеющееся, а телевидение создает образ окружающего мира. Излишний просмотр телевизионных программ, создает у детей тревогу и волнение. В последствии такая ситуация вызывает замену индивидуального мышления на групповое, формируется зависимость. В результате этого просмотр телевизора тормозит личностное развитие ребенка, его способности мыслить самостоятельно.

Дети как самые восприимчивые и некомпетентные  зрители переживают наибольшее воздействие со стороны визуальных средств массовой информации. Так 20%  детей в возрасте от 9 месяцев замедляются в развитии, если их родители замещают живое общение телевизором.  Если дети продолжают смотреть телевизор, то к 3 годам они отстают от сверстников уже на  год. По данным статистики, мальчики и девочки в возрасте от 4 до 10 лет смотрят телевизор около 2,5 часов в день; от 11 до 14 лет – 3 часа в день. Старше 15 лет – 4 часа в день. С этого возраста девочки тратят на просмотр телевизора на полчаса больше мальчиков. Американские психологи вычислили: подростки к двенадцати годам становятся свидетелями 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению [12].

Исследования психологов доказали, что в наше время 25% детей в возрасте четырех лет переживают нарушения речевого развития. Для сравнения,  в середине 70-х годов XX века дефицит речи рассматривался только у 4% детей того же возраста [11].

Средства массовой информации, в частности телевидение, являются одним из влиятельнейших институтов социализации личности человека. По результатам проведенного анализа в России и за рубежом можно говорить о наличии координации между стремлением к просмотру сцен насилия и порождающимся агрессивным поведением среди молодежи [7].

Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел  первые опыты, связанные с  влиянием средств массовой информации на поведение человека. В исследованиях участвовали дети от 3 до 7 лет. Им показывались короткометражные мультфильмы, в которых взрослый человек негативно обращался с куклой Бобо. После просмотра этих сцен детям давалось время на игру в пределах 10–20 минут, а исследователь в это время сосредоточенно наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их действия и поступки. По результатам этого опыта было выявлено, что часть детей повторяли поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии [3].

Доктором психологических наук, профессором Л. Н. Матвеевой из МГУ было проведено исследование: подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ фиксировали наиболее интересные для них моменты с помощью  датчиков. В результате опыта, высокий интерес у испытуемых вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер.  При просмотре телевизора  человек воспринимает в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишается способности отличить их от более тонких чувств [9].

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка с рождения

По мнению ученых, огромное количество детей под влиянием западной кинопродукции, становятся жестокими, дерзкими и грубыми людьми, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств [2]. Враждебность на экране телевизора делает детей более агрессивными по отношению к другим людям и к неодушевленным предметам. Дети начинают воспринимать насилие как приемлемый способ разрешения конфликтов.

Многие телевизионные передачи формируют у детей равнодушие к злу и отсутствие сострадания к другим людям или неодушевленным предметам. В мультфильмах, телепередачах все проблемы и конфликты в большинстве решаются силовыми методами, и дети беспечно их копируют.

Ученые из Американской медицинской ассоциации провели исследования в области влияния средств массовой информации на развитие ребенка.  За годы обучения в школах, дети видят по телевидению 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Исследователи сделали заключение, что некоторые телевизионные программы распространяют непристойности и разврат: в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь, партнеры не состоят в браке [1].

После просмотра подобных передач и фильмов ребенок не может разделить виртуальную реальность от действительности, и воспринимает такое поведение как план для подражания, результатом чего станет формирование жестокого стиля мышления и отрицание семейных ценностей. Исследования социологов свидетельствуют, что 58% молодых людей стремятся подражать поведению актеров, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% подростков готовы совершить противоправные действия, основываясь на их действия и поступки [6].

В каждом ребенке формируются определенные стереотипы. Рекламные ролики отображают непристойные образцы поведения – ее герои, неприличны, двусмысленны, агрессивны. Телевидение ограничивает свободу и работу мышления ребенка и отрицательно сказывается на его интеллекте. Стремление равняться на общепринятые образцы делает детей марионетками в руках рекламы. Телевизионная информация имеет большую силу внушения. Если взрослые люди в состоянии провести границу между реальным и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам спокойно и выдержанно его воспроизводить.

Помимо психического влияния средств массовой информации на ребенка существует еще и угроза его физическому здоровью. На неокрепший организм действуют излучения, исходящие от экрана, мелькание ярких пятен, частая смена изображений. Излучение имеет аккумуляционный характер, что оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему[5].

Часто меняющиеся изображения негативно влияют на зрительный аппарат ребенка, на работу сердца и мозга, ослабляют внимание. Реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров или продукции сомнительного качества.

Офтальмологи утверждают, что к восьми годам происходит полное формирование хрусталика глаза, и  до этого возраста ребенку противопоказано смотреть на экран телевизора. При просмотре телевизионных программ, глаза  человека совершают неощутимые скачки, так называемые саккады. Нормой принято считать  — от 2 до 5 в секунду. Число саккад при воздействии на глаза человека телевизора  резко снижается [13].

Ученые Университета Монреаля, исследовательского центра университета Сент-Жюстин и Университета Мичигана провели изучение среди 1314 детей. Оно осуществлялось в рамках долгосрочного анализа развития детей в канадской провинции Квебек. Исследователями проводился опрос родителей на предмет того, сколько времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев и 53 месяцев, оценивались успехи в учебе, психологическое состояние, физическое здоровье и индекс массы тела. По результатам исследования, просмотр большого количества телевизионных передач в детском возрасте, позднее в жизни приводил к таким итогам [15]:

— снижение на 7% интереса к школе;

— снижение на 6% успеваемости по математике;

— снижение на 10% надругательств и оскорблений со стороны других учащихся;

— снижение на 13% физической активности в выходные дни;

— повышение на 10% перекусов между приемами пищи;

— повышение на 5% массы тела;

Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической пассивности в более позднем возрасте. Просмотр телевизора забирает время, снижает  развивающую деятельность, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам упражнения массажи

Средства массовой информации оказывают в большой степени болезнетворное влияние не только на психику детей, но и на их физическое здоровье. Просмотр телевизора ухудшает поведение детей из-за нарушенного режима их дня и недостатка сна. Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок отдохнул, у него хорошее настроение, он активен и деятелен, в противном случае, он будет капризен, вял или, напротив, перевозбужден.

Ученые из Японии провели исследование, в результате которого выяснили, что дети, которые ложатся спать после полуночи, как правило, плохо себя ведут. Самое спокойное поведение и отсутствие излишней импульсивности показали  дети, чей сон составляет не менее 8-ми часов в день[14]. Строгое и четкое регламентирование времени, отведенного на просмотр телепередач, в значительной мере принесет пользу ребенку, избавит его от пагубных последствий излучения от телеэкрана.

  По данным ВОЗ требования к организации кинопросмотра для детей таковы [4]:

  • Младенцы и ранний возраст (0-3 года) – полный запрет просмотра телевизора;
  • Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день;
  • Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30 – 50 минут в день;
  • Старшие школьные возраста (11 – 18 лет) – 1-3 часа в день.

Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети преобладающее количество времени просиживают у телевизора, ограничивая процесс развития, что дается человеку только в детстве.

Таким образом, средства массовой информации оказывают пагубное влияние, как на психику детей, так и на их физическое здоровье, являются средством манипуляции, а так же способом для развития агрессивности. Поэтому для того, чтобы избежать деформирования психики у детей, необходимо соблюдать установленные нормы и правила, ограничивающие просмотр телевизионных передач.

Список литературы: Американская медицинская ассоциация. /Официальная статистика: губительное влияние на психику СМИ. 2001 г. — [электронный ресурс] Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М.: Издательство МНЭПУ, 1995. – 111 с.Бандура, Альберт. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер.с англ. Серия: Психология, XX век Издательство: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 510 с. – Данные ВОЗ по требованию к организации телепросмотра для детей. — [Электронный ресурс]Виленчик М.М. Отдаленные последствия воздействия излучений.  М.:  Энергоатомиздат, 1987 г.  Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально — психологический анализ феномена. // СоцИс. — №8/2001. — 62-68 с.Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, 2010 г. –254 с.Матвеева Л. Опыт: влияние телевизионных фильмов на психику детей. МГУ. Москва. 2006 г.; Матвеева Л. В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации.Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Москва, 2003. – 688 с. //Библиотека Гумер — [электронный ресурс] Официальная статистика./ Телевизор в жизни ребенка, 2010 — [электронный ресурс] Пархомчук Г. Дети и телевизор: пути решения проблемы. Москва,  2009 г. — 63 с. — Портал о здоровье и личностном росте. Влияние компьютера на ребенка. — ила телевидения (обзор семинара).  // ПОЛИС.- № 6/1994 — с. 20-26.Телевидение противопоказано детям. /ООО «КМ онлайн» 

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В последнее время в современном обществе остро встал вопрос о влиянии социума на развитие личности. Актуальность и важность данной проблемы связана с тем, что именно в ходе социального развития человек активно усваивает социальный опыт, а также систему социальных связей и отношений, и в последствии воспроизводит все это в своей жизни. В ходе этого процесса и в итоге социального развития им также приобретаются качества, ценности, убеждения и общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в данном обществе. Этот процесс происходит в действительности как постепенное расширение по мере овладения человеком новых сфер общения, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции с ярко выраженными качествами. И поскольку каждый человек живет среди других людей, его долг и обязанность — считаться с окружающими. Живущий в обществе человек не может быть свободен от общества. И его общественная ценность в значительной мере определяется тем, насколько он как личность «вписывается» в это общество, отвечает его требованиям.

Читайте также:  Литература развитие ребенка с рождения до года

Исходя из вышесказанного, можно выделить множество различных факторов, обуславливающих данный процесс, но наиболее важным, помимо семьи и образовательных учреждений, по нашему мнению, являются средства массовой информации. Тысячу лет назад человек владел все лишь четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации, а в последнее время темпы «размножения» нарастают лавинообразно. Сейчас широко распространено телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь и т.д. Причем, к концу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные, что, с нашей точки зрения, негативно отразилось на формировании ценностных ориентаций современных детей.

Особое место среди многочисленных видов средств массовой информации занимает телевидение и компьютеризация, в силу их возможного наглядно-образного восприятия, и как следствие более сильного эмоционального влияния на ребенка. Именно они являются мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и педагогике. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.). Вопрос о влиянии средств массовой информации, а именно телевидения, вызывает множество дискуссий, и в настоящее время существует две точки зрения на эту проблему:

  • средства массовой информации оказывают позитивное влияние;
  • средства массовой информации оказывают негативное влияние.

Сторонники первой точки зрения отмечают исключительную роль средств массовой информации в способе познания мира, в обеспечении динамики и статики общества, и поддержании социального взаимодействия. Тогда, как сторонники второй точки зрении считают средства массовой информации мощной разрушительной силой подвергающей человеческую личность к насилию, созданию фальсификации, манипуляции сознанием, принуждения и побуждения к агрессивным действиям.

Особо актуально стоит данная проблема в детском возрасте, так как именно в этот период мозг наиболее восприимчив к воздействию средств массовой информации. В настоящее время дети большую часть своего времени проводят у экранов телевизоров, так именно оно в отличие от других видов масс-медиа, представляет собой часть домашней обстановки. Наиболее сильный эффект телевидения заключается в его общедоступности, что влечет за собой множество проблем, одной из которых является сведение до минимума личностных взаимодействий внутри семьи и сообщества. Отсюда несомненным является наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми так популярными в детской среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей детской среды.

Современное телевидение, а также компьютерные игры и Интернет в большей своей степени насыщенны актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в современных мультипликационных фильмах, которые транслируются по телевидению, а также в детских компьютерных играх, в которые любит играть каждый современный российский ребенок, дети видят акты насилия, агрессии, ложь, предательство, убийство и еще массу всего негативного. Именно зарубежная продукция, а также аналог нашей современной популярной детской мульт-индустрии вытеснили практически всех традиционных героев отечественных «мультиков», которые несли добро, радость, любовь и взаимопомощь всем близким, а также еще массу всего положительного.

Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, нежели ранее. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему пришли. Именно эти новые средства массовой информации оказывают особенно большое влияние на развитие, ценностные ориентации и становление личности современных детей, воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным общественным проблемам. Таким образом, влияние средств массовой информации оказывает огромное влияние на развитие личности современного ребенка, поэтому оно должно корректироваться влиянием других общественных институтов, таких как семья, школа, социальное окружение, и корректироваться людьми, отвечающими за выпуск данной продукции в массы.

Источник