Роль спорта в развитии личности ребенка

Роль спорта в развитии личности ребенка thumbnail

                                                                                                                                           Ю.И. Миляев,

                                                                                                              учитель физической культуры,

                                                                                                                    МБОУ СОШ №3 (г. Бийск)

Роль физической культуры в развитии личности ребёнка

Одной из важных проблем, стоящих перед общеобразовательными учреждениями в настоящее время, является создание условий по формированию физической активности школьников, правильному отношению к своему здоровью. Эта проблема может решаться различными социально-педагогическими средствами и методами, при этом следует учитывать разные факторы, которые могут способствовать формированию физической активности детей и подростков.

Поскольку ключевой проблемой педагогической теории и практики является проблема личности, её развитие в специально организованных условиях, то процесс социализации ребёнка приобретает определённую остроту, который  протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Процесс формирования и развития ребёнка, его становления как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой, оказывающей на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство: факторы, которые значительно влияют на социализацию всех живущих в определённых странах. Третья – мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу проживания, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Четвёртая – микрофакторы – факторы, влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют: семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников; общественные, государственные, религиозные и частные  организации.

Общеобразовательные учреждения могут оказывать своё влияние и помощь в формировании становления личности ребёнка, только в четвёртом факторе. Реализация на практике новых принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. Тенденциями для ухудшения состояния здоровья школьников являются: интеллектуализация и интенсификация учебного процесса; информационная перегруженность; психоэмоциональная напряжённость; нерациональная организация внеурочной деятельности; слабый индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

Хронические заболевания школьников Алтайского края и города Бийска остаются неизменными. За последние годы произошла небольшая рокировка в наиболее встречающихся заболеваниях. Так, например, нарушения желудочно-кишечного тракта с лидирующей позиции опустились на третью строчку, за счёт переоборудования школьных столовых и введения более качественного горячего питания детей. Нарушения костно-мышечной системы и нарушения остроты зрения постоянно меняются местами, потому что длительные статические нагрузки и компьютерная зависимость дают отрицательный эффект здоровью учащихся.

Общеобразовательные учреждения, которые ставят перед собой цели обеспечивающие учащимся возможность сохранять здоровье за период обучения, формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, а также их рациональное использование, будут всегда занимать лидирующие позиции в своих регионах и пользоваться большим спросом.

Здоровым стилем школьника принято считать: режим учёбы без перегрузки; организация свободного времени с преобладанием движений; личная гигиена и правильное питание; отсутствие травматизма и соблюдение техники безопасности; здоровые привычки и физическая активность. Установлено, что у детей, занимающихся физической культурой вне учебных занятий в школе, свободное время более насыщено музыкой, техническим творчеством, чтением литературы, кино и выставками.

Проблемами общеобразовательных учреждений в настоящее время являются: дефицит профессионалов; слабая материально-техническая база; загруженность преподавателей «бумажной» работой и отчётами; сдвоенные уроки физической культуры; отставание 5-классников в усвоении «Программы по физической культуре»; отношение к «Физической культуре», как к предмету с рейтингом 1.

Актуальными решениями существующих проблем могло бы быть выполнение следующих пунктов: привлечение молодых специалистов и умение сохранять «золотой запас»; приобретение качественного, а не количественного инвентаря; возвращение учителям физической культуры приоритета практики, а не теории; участие в грантовых проектах и строительство новых спортивных объектов; пересмотр базисного плана, не ущемляющего учителей начальных классов и возвращение преподавания уроков физической культуры учителям-профессионалам; определение достойного рейтинга, значимости и сложности урока «Физическая культура».

Источник

Людмила Сотникова
Роль физической культуры и спорта в развитии личности

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Читайте также:  Ребенок 6 месяц развития ребенка

Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно создает и творит культуру, раскрывая в ней собственные сущностные силы, формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания — значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.

Физическая культура — особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.

В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она, с помощью своих специфических средств и методов, позволяет раскрывать потенциальные возможности человека.

Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.

Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека.

Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.

Физическая культура представляет собой единство практической и психической деятельности. В процессе этой деятельности человек вступает в связи и отношения с общественной и природной средой. Чем универсальнее будут его связи, тем более всесторонне и гармонично будет развит человек, тем универсальнее будут его связи со средой.

Функции физической культурыможно разделить на 4 группы:

1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, противодействие и сдерживание процессов инволюции и т. д.).

2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).

4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

5. Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.

В обществе физкультура является важнейшим средством воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственной и общественной организации в области физической культуры и спорта (ФКС). На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которое охватывает все слои общества. Существующие государственные системы программно — оценочных нормативов к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения.

Обязательные занятия физкультурой по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, армии, на предприятиях и др. — в режиме рабочего дня (производственная гимнастика, физкультурные паузы и т. п.). Для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и др. созданы коллективы физической культуры.

Основными задачами физическоговоспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных умений и навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально — волевых качеств.

«Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования,задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью».

Физическое воспитание — одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим, трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека.

Читайте также:  Дворец развития ребенка в ростове

Источник

Мы все знаем, как важно прививать детям любовь к спорту. Физическая активность может предотвратить ожирение и уменьшить тревогу и стресс. Перед миром стоят новые задачи по сохранению и улучшению здоровья людей. Образ жизни и повседневные привычки постоянно меняются, иногда в худшую сторону. Мы сталкиваемся с новыми пандемиями неинфекционных заболеваний, таких как ожирение, болезни сердца и кровеносных сосудов, диабет, рак, остеопороз, аутоиммунные заболевания. Многие из этих заболеваний вызваны недостаточной физической активностью, однако профилактических программ, направленных на изменение этой ситуации, не так много.
Виновато неудовлетворительное питание. Если программы средств массовой информации, совместно с организаторами любительского спорта, смогут повысить информированность местного населения, больше детей и молодежи будут заинтересованы в спорте и улучшении своего питания. Научные исследования показали, что дети, занимающиеся организованными видами спорта, как правило, более здоровы, имеют лучшие социальные навыки и более успешны в школе.

Цивилизованное общество и общество ответственности

Действительно ли мы заботимся о будущем наших детей? Мы должны действовать и посвятить себя развитию и популяризации спорта. Спорт учит детей не только стремиться к победе, но и принимать поражения. Спорт учит детей честной игре в игре и в жизни. Спорт помогает развивать дружеские отношения и создает реальное человеческое взаимодействие. Люди, занимающиеся спортом, имеют более здоровые привычки питания, меньше курят, меньше употребляют алкоголя и меньше устают. Спортивные программы помогают молодым людям развивать свои социальные навыки, способствуют командной работе и самодисциплине. Спорт приносит пользу обществу и оставляет его с менее негативными явлениями, ведущими к меньшему уровню преступности. Все это, как для взрослых, так и для детей, ведет к позитивному отношению к жизни.
Всемирный спортивный конгресс в Арнеме в 2002 году был посвящен теме «Спортивное сообщество сталкивается с новыми социальными вызовами, такими как здравоохранение, справедливость, толерантность и охрана окружающей среды, поиск разумного ответа на массовый и элитный спорт». После Конгресса мировые организации на национальном и международном уровнях начали предпринимать серьезные шаги по продвижению спортивных мероприятий среди детей. Не только через школьную систему, но и через местные общины для повышения осведомленности родителей. В настоящее время последняя инициатива Всемирной организации здравоохранения направлена на включение физической активности в число приоритетных задач. Цель этого проекта заключается в противодействии росту неинфекционных заболеваний как в развитых, так и в развивающихся странах. Это новый вызов и огромная возможность для спортивного движения в целом, особенно для доступности спорта для всех. На уровне местных сообществ необходимо создавать более активные программы по вовлечению молодежи, широкому спектру видов спорта, а не только популярных «приносящих доход».

Здоровые дети учатся

Физическая активность детей влияет на их здоровье и предотвращает определенные риски, которые могут также повлиять на их здоровье во взрослом возрасте. Медицинские эксперты посоветовали снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у детей в будущем. По мнению исследователей Норвежской школы спортивных наук в Осло, каждый ребенок должен заниматься, по крайней мере, командным или индивидуальным спортом по своему выбору. Вместо того, чтобы один раз в год заниматься умеренной физической активностью, дети должны тренироваться не менее 90 минут в день, говорит руководитель исследования Ларс Бо Андерсен.
В 2008 году д-р Луис Сардинья из Инженерного факультета в Лиссабоне, Португалия, провел исследование и изучил связь между физической активностью и силой костей у группы детей в возрасте в среднем 10 лет. Согласно его исследованиям, мальчикам и девочкам необходимо не менее 25 минут интенсивной физической нагрузки в день, чтобы кости становились крепче. Детство и пубертатный являются решающими периодами для развития костной массы и силы.

Исследователи также указывают на связь между астмой и недостаточной физической активностью. Ученые считают, что неактивные дети не дышат достаточно глубоко и регулярно, чтобы помочь им расширить дыхательные пути и тем самым сделать их менее восприимчивыми к астме. Исследование, проведенное в Университете Глазго, показало, что дети, проводящие больше времени перед телевизором, подвержены большему риску развития астмы, чем дети, которые более активны. У детей, которые смотрят телевизор более 2 часов, вероятность заболевания астмой в два раза выше, чем у детей, которые смотрят меньше телевизора. Это не означает, что астма вызвана непосредственно телевидением, но она отражает образ жизни ребенка в целом.

Важно отметить, что здоровая привычка заниматься спортом длится всю жизнь. Активный образ жизни помогает предотвратить избыточный вес, проблемы со спинным мозгом, высокое давление и многие заболевания.

Лучшие дисциплины

Спорт — это лучшее средство для снятия стресса. Сегодня дети находятся под постоянным давлением со стороны школы, семьи и общества. Физические усилия улучшают концентрацию детей и обучают их дисциплине и рациональному использованию времени. Дети-спортсмены часто добиваются больших успехов в школе и, вполне возможно, в жизни.

Источник

спорт в жизни ребенка

Многие знают, что спорт в жизни ребенка играет очень важную роль. Но очень часто наши дети попадают в спортивные команды с другими детьми, с которыми им сложно находить общий язык. Дети бывают разные, одни любят просто похулиганить, а другие могут проявлять жесткое отношение к другим детям. И с ними действительно сложно общаться, не только взрослым, а и сверстникам. Также в спортивных командах бывают ребята, у которых аутизм или другие проблемы. Им в свою очередь сложнее дается занятие спортом.

Читайте также:  Развитие ребенка ком состав числа

Но в какой бы ситуации вы ни оказались, важно помнить, что роль спорта в жизни детей занимает высокое место. Дети любого возраста и с любыми недостатками должны заниматься спортом. Он способствует правильному физическому развитию ребенка и помогает ему лучше адаптироваться к обществу.

1) Спорт в жизни ребенка — это развитие очень полезных качеств!

Многие дети, особенно младшего возраста, чувствуют себя неуверенно, когда их просят что-то сделать, а их родителей нет рядом. У них ещё мало опыта в той или иной сфере, но спорт — это совсем другой мир. Там нет родителей, которые бы следили за каждым их шагом и говорили что им нужно делать. В спорте все немного по другому. Детям приходится учиться во время игр и принимать спонтанные решения для себя и своих товарищей по команде. Им нужно уже в этом возрасте проявлять свои лучшие качества, показывать свой характер и стараться быть лучше других для того, чтобы их заметили.

Поначалу для них это будет действительно сложно, но после нескольких удачных попыток, они начнут чувствовать себя более уверенными и с каждым разом у них будет получаться все лучше и лучше. Я сейчас говорю об их уверенности в принятии индивидуальных решений. Для детей, которые боятся что-то сделать, когда их просят принять решение, это действительно большая победа.

роль спорта в жизни детей

2) Успех — это усердная работа

Очень часто дети в раннем возрасте уже начинают ругаться, чтобы выглядеть старше и круче в глазах других, но эти слова ни как не сказываются на их результатах в спорте и в командных играх.

Единственный способ, чтобы достичь успеха в спорте — это усердная работа, большое желание и готовность выполнять то, что говорит тренер. Для многих ребят командные виды спорта имеют большое значение для их развития. Потому что если они усердно тренируются и достигают определенных результатов, то выглядят в глазах сверстников как люди, которые уже достигли чего-то и это будет давать им мотивацию для дальнейших побед как в спорте, так и в жизни.

3) Благодаря спорту мы становимся более ответственными

Командные игры и соревнования делают человека более ответственным и серьезным, так как в данном случае они несут ответственность за своих партнеров по команде и за общий результат. Спорт позволяет детям научиться принимать критику без споров и конфликтов. Ведь если они будут спорить с тренером каждый раз, когда им дают обратную связь на их действия, то тренер начнет меньше обращать внимание на них, и соответственно они не будут развиваться.

Большинство тренеров предпочитают тяжелую работу и анализ над ошибками, а не талант. Да, это хорошо, когда у ребенка с малого возраста есть очень хорошие способности в каком то виде спорта, но если они не будут работать над собой и не будут развивать эти способности, то ничего не достигнут.

4) Для детей с недостатками спорт не простое занятие

Спорт в жизни ребенка с физическими или умственные недостатки может быть действительно не легким занятием. Все из-за того, что их в некоторой степени ограничивают и не допускают к общим группам. Например, дети с аутизмом занимаются по совсем другому графику, чем их сверстники. И даже если они и допускаются в общую группу, то тренера уделяют им значительно меньше времени и внимания.

Дети с физическими недостатками проводят мало времени на поле в командных играх и как следствие, их родители и вовсе забирают из спорта. И действительно очень жаль, что в наших странах так мало внимания уделяется этой проблеме. По правде говоря, спорт и физические нагрузки полезны каждому человеку.

спорт в жизни детей

5) Спорт развивает настойчивость

Спорт в жизни ребенка развивает такое важное качество, как настойчивость. Из-за того, что определенные виды спорта или занятия подходят не всем ребятам, у многих не получается, потому что они раньше этого не делали. А когда пробуют и снова не достигают результата, то как следствие они все бросают. Родителям в данном случае нужно постараться убедить ребенка продолжать заниматься и извлекать уроки с этих неудач. Они должны понять, что поначалу это нормально, если что-то не получается, такое происходит у многих других рябят. Но со временем все будет меняться, они начнут получать больше опыта и соответственно их результаты будут улучшаться.

6) Нужно научиться общаться с разными людьми

Если у вас спокойный ребенок, не хулиганит и ведет себя примерно, то ему будет сложно общаться с детьми, у которых нет такого воспитания. Им нужно стараться находить общий язык с разными людьми. Это могут быть дети с физическими или умственными недостатками, ребята которые не уверенны в себе и боятся заговорить с кем-то или подружится. Вы должны объяснить им, что навыки общения пригодятся во взрослой жизни, а в юные годы, они могут принести пользу в достижение спортивных результатов.

Как мы с вами поняли, спорт в жизни ребенка имеет очень важное значение и чем раньше вы начнете знакомить его с различными видами спорта, тем быстрее он начнет развиваться в других жизненных сферах.

Источник