Роль социальной среды в развитии ребенка

Роль социальной среды в развитии ребенка thumbnail

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Для человека среда — это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах.

Среда человека — это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей. [8; с. 114]

Рассмотрим макросреду (естественную), социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда — имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда — это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.д.

Психологическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда психологи говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую — к ближайшему.

Социальная среда — понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда — это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может — не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их приемные родители. [3, с. 8]

Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. [6, с. 185]

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». [8, с. 114]

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, и прямохождением. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно — гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются воздействия, направленные на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей дошкольного возраста. [6, с. 185]

Читайте также:  Что такое дисгармоничное развитие ребенка

Развитие и усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая среда создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. [10, с. 110]

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение — совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую — тем самым, сознавая воспитывающую среду.

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности — тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание — это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности — как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни. [10, с. 98]

социальный эмоциональный личность дошкольник

Источник

Возможность использования открытий психоанализа в области педагогики и воспитания манила психоаналитиков. В 1933 г. 3. Фрейд отмечал: «Только одну тему я не могу так просто обойти, не потому что так много понимаю или сам много сделал в ней. Совсем наоборот, я ею почти никогда не занимался. А между тем это так чрезвычайно важно, так много обещает в будущем и, может быть, является самым важным из всего, чем занимается анализ. Я имею в виду использование психоанализа в педагогике, в воспитании будущего поколения. Рад, по крайней мере, сообщить, что моя дочь, Анна Фрейд, видит в этой работе свою жизненную задачу и ликвидирует, таким образом, мое упущение» (Фрейд 3., 1989, с. 392).

Действительно, А. Фрейд одной из первых обратилась к открытиям психоанализа для практики развития и воспитания ребенка, и этот интерес на протяжении всей ее жизни остался устойчивым. В целом ее позиция в этой области, в отличие от позиций других психоаналитиков, характеризуется осторожностью и взвешенностью. Адресованное педагогам и воспитателям изложение психоаналитической теории, к которому прибегла А. Фрейд, отражало страстное желание существенно повлиять на процесс развития маленького человека с целью профилактики неврозов, предупреждения и нивелирования психотравмирующих факторов, не только оказывающих свое патогенное влияние непосредственно в детстве, но и продолжающих питать болезненные проявления в зрелом возрасте. Обсуждение А. Фрейд с психоаналитической точки зрения возникающих в каждодневной педагогической и воспитательной практике проблем означало существенный сдвиг в практическом применении психоаналитической теории и придавало психоаналитическим взглядам прикладной характер.

В 1926 г. А. Фрейд вместе с другими психоаналитиками (Д. Барлин- гем, Е. Розенфельд, П. Блоссом и, позже, Э. Эриксоном — изначально учителями, как и она сама) основывает в Вене небольшую школу для детей от 7 до 13 лет, куда попадают дети родителей, проходивших психоанализ или уже закончивших его. Так открывается пространство для разработки и применения открытий психоанализа в реальной практике образования и воспитания.

Поэтому уже в наиболее ранних произведениях А. Фрейд — «Четыре лекции по психоанализу для преподавателей и родителей» (1930/1991, т. 1); лекции были прочитаны А. Фрейд в 1928 г. в Вене, которые явились результатом проводимой ею практической и исследовательской работы, прослеживается не характерный для классического психоанализа акцент на социально-психологической структуре отношений, прежде всего семейных, и их роли в становлении личности ребенка. В этом смысле А. Фрейд наверстывает некоторые упущения клинического психоанализа. Разработка этих взглядов явилась ответом критикам психоанализа, одновременно выступая развитием и защитой психоаналитического учения.

Внимание не только к фигуре ребенка, но и столь же пристальный интерес к материнской фигуре, а также к семейным отношениям в целом, позволяет А. Фрейд, как мы сейчас сказали, системно описывать как характер развития психики ребенка, так и возникающие нарушения в этом процессе. К примеру, А. Фрейд отмечает, что на втором году жизни ребенок обнаруживает существование других членов семьи (отца, братьев, сестер и др.) и именно этот факт запускает переживания ревности по отношению к ним в силу желания безраздельного обладания матерью. Она считает, что желание смерти братьям и сестрам является естественным для ребенка, и чем больше он дорожит своей матерью, тем естественнее это желание. У его братьев и сестер возникает аналогичное желание по отношению к младенцу, причем чем ненасытное желание малыша единовластно обладать матерью, тем выше интенсивность нелюбви к нему братьев и сестер. Мать же в свою очередь требует, чтобы ребенок расстался со своими враждебными чувствами, научился «делить» маму вместе со всеми детьми и даже любил других домочадцев. Это условие еще сильнее усложняет взаимоотношения детей внутри семьи. Здесь мы видим желание А. Фрейд рассмотреть ребенка внутри некоторой сложной, взаимосвязанной цепи социальных отношений, увидеть их целое. Важно, что А. Фрейд делает это одной из первых среди психоаналитиков. Возможно, так А. Фрейд отвечает и на критику психоанализа А. Адлером.

Читайте также:  Ребенок рос без развития

Исходя из своих наблюдений, А. Фрейд делает интересное заключение. Она отмечает, что «братья и сестры не испытывают такого острого чувства ревности, когда они меньше привязаны к матери» (Фрейд А., 1999, т. 1, с. 18—19), тем самым подчеркивая, что чувство ревности непосредственно связано с качеством и интенсивностью привязанности, прямо пропорционально их мере. Здесь же А. Фрейд приводит еще один очень важный социологический факт для анализа характера семейных отношений. Она подмечает, что в малообеспеченных семьях, где мать работает и не в состоянии уделять ребенку много внимания и сил, изменения во взаимоотношениях с другими детьми при появлении нового ребенка не столь заметны, не так ощутимы, и феномена ревности не возникает. Более того, отмечается, что в таких семьях «больше любви» между братьями и сестрами, чем в обеспеченных семьях или в семьях со средним достатком, где ребенок рассматривает своих братьев и сестер как очередных конкурентов в погоне за материнской лаской и где господствует явная или скрытая зависть и ненависть. Как известно, 3. Фрейд создавал свое учение на материале изучения пациентов из семей, по крайней мере, среднего достатка. Его дочь открывает, что в бедных семьях дела могут обстоять по-другому. Продолжая мысль А. Фрейд, можно предположить, что и отношение к отцу в таких семьях может быть иным, вплоть до постановки под сомнение всеобщности эдипова комплекса. Кстати говоря, одной из причин отрицания необходимости эдипова комплекса А. Адлером, был, вероятно, тот факт, что его практика захватывала широкие слои населения. Во всяком случае, нужно отметить, что вышеприведенное наблюдение А. Фрейд стимулировало ряд новых культурологических и социологических исследований семьи.

Подчеркнем, что А. Фрейд рассматривает определенный культурный тип семьи с патриархальным укладом и большим количеством детей. В связи с изменением культурной ситуации данный тип семьи впоследствии также трансформировался. В свете этого можно рассматривать последующие описания семейными психотерапевтами «женских семей» бедной негритянской прослойки, трансформаций европейской семьи после Второй мировой войны, а также наблюдения по поводу специфики российской семьи (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, А. Варга идр.).

Эта тема и в дальнейшем является значимой для А. Фрейд. Таким образом, она не только описывает психологию семьи и семейных отношений, но и задает рамки объективного культурологического и социологического взгляда на семейную структуру, будучи у истоков подобного анализа. Чуть раньше эту линию за рамками психоанализа начинает и во времена А. Фрейд продолжает разрабатывать А. Адлер. Интересно, что А. Фрейд никогда не ссылалась на А. Адлера и не полемизировала с ним. Здесь, вероятно, сказывается влияние 3. Фрейда, для которого после раскола в психоанализе А. Адлер стал в чем-то табуированной фигурой. Это, впрочем, характерно и для всего психоанализа.

Итак, попадая в определенную культурную и социальную матрицу, каковой является семья со специфичной для нее взаимосвязью отношений, ребенок проникается ее устройством, что и определяет во многом особенности его внутреннего мира — именно этот вывод можно реконструировать уже из самых ранних текстов А. Фрейд.

Опираясь на исследование «образцовой» структуры семьи того времени, А. Фрейд изучает характер эдипова комплекса, протекающего при благоприятных и неблагоприятных внешних семейных условиях. К примеру, отмечается, что стремление подражать отцу, характерное для детей в возрасте от трех до пяти лет и далее, бывает весьма вредным и «может погубить ребенка», если отец злоупотребляет алкоголем, имеет психические расстройства или его поведение антисоциально. А ситуация развода, когда каждый из родителей обеспокоен тем, чтобы «взять верх над другим», подрывает доверие ребенка к ним и приводит к появлению у него преждевременной критической оценки. Подобные примеры позволяют А. Фрейд заключить, что «все обстоятельства, омрачающие картину образцовой семейной жизни, в то же самое время обостряют внутренний конфликт ребенка» (там же). Именно «обостряют внутренний конфликт», поскольку Анна Фрейд никогда не забывала о внутреннем факторе развития и внутреннем источнике конфликтов.

Источник

Среда: ПРИРОДНАЯ (климат, географическое положение); ПРЕДМЕТНАЯ (горожане, сельчане); СОЦИАЛЬНАЯ (семья, сверстники, соседи, друзья, гос-во); ОБЩЕНИЕ (эмоциональное, вербальное — речь, внеситуативное — симпатии, общение со сверстниками, деловое).

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития. С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

Читайте также:  Центр естественного развития и здоровья ребенка врачи

13.Общение, как фактор развития личности. Любая деятельность более эффективна, если протекает во взаимодействии с другими людьми. Это обстоятельство, в конечном итоге, заставило когда-то людей объединиться. Но для согласования действий появилась необходимость их общения. Затем общение стало не только выполнять функцию согласования действий, но и обмена другой информацией. Именно через него стало осуществляться воздействие одного человека на другого. Вскоре общение становится жизненной потребностью человека. Удовлетворяя ее, он получает возможность осознать себя и свое положение среди себе подобных. В итоге в общении с другими людьми человек также обретает социальные качества, становится личностью в современном понимании этой категории. Однако личность не пассивный объект тех или иных общественных отношений. Она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями. Такие отношения складываются и в ходе воинской службы. Их специфичность также сказывается на развитии личности, формирует у нее своеобразные особенности, сохраняющиеся продолжительное время. Образовавшееся таким образом единство биологического и социального (деятельности и общения) позволяет начать восходящее совершенствование, становление и развитие индивида как личности в целом.

Установлено, что этот процесс начинается с рождения человека и, постепенно ускоряясь, достигает своего апогея к 18-24 годам. Именно в это время человек может резко менять свое отношение к тем или иным явлениям объективного мира, особенно остро переживать моральные потрясения, задумывается о своем месте в происходящих вокруг событиях. К 26-32 годам это развитие постепенно замедляется, и человек считается сформированным как личность.

14.Деятельность, как фактор развития личности. Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Ни один бездельник еще ничего не достиг», «Сколько пота – столько успеха», «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано встает, тому Бог дает». Словом, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. Деятельность – специальная форма отношения к окружающему миру и важнейшее условие существования общества. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяется: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности. Показать растущему человеку полезные, ослабить ложные направления активности – постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период становления подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий. Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием влияний, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.

Источник