Роль социального педагога в развитии ребенка

Роль социального педагога в развитии ребенка thumbnail

Социально-педагогическая работа с детьми

В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической, социальной жизни. Сегодня можно предвидеть, что эти изменения приведут к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь скажутся на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи. В связи с этим возникла острая потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождение социальной педагогики как науки и области педагогической практики.

В педагогической сфере еще в 60-70-е годы были предприняты попытки ввести специалистов, непосредственно сориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, клубов, комнат школьника и др.). Уровень развития социальной педагогики на этом этапе может быть обозначен как организационно-эмпирический.

На рубеже 70-80-х годов общественная потребность, достижения и опыт практической работы в социуме вывели проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-экономических и молодежных жилых комплексов, разновозрастных объединений по месту жительства, клубов по интересам формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, межведомственного подхода. Изменился характер взаимодействия школы с другими институтами (от организующего – к педагогическому центру микрорайона).

Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, специально сориентированных на социально-педагогическую работу с детьми как самостоятельную профессию. Функции данной работы растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, к тому же функционально крайне слабо связанными между собой.

Провозглашение в официальной педагогике и однозначное трактование в практике тезиса «школа – центр микрорайона» привело к «замыканию» на школе многих вопросов социально-педагогической работы в социуме без дополнительного ресурсного обеспечения. Работая в очень напряженном режиме, педагогические коллективы многих школ смогли добиться нравственного, культурного, педагогического оздоровления социальной среды, что благотворно сказывалось на детях и их семьях и, в свою очередь, помогало повышать уровень и качество обучения. Однако объективно при этом на школу перекладывались многие семейные функции и задачи, что вело к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждения от целенаправленной работы по социализации детей, их миграции в общество как полноправных и полноценных его граждан.

Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно новому уровню развития социально-педагогической работы: от отдельных очагов передового опыта – к выходу на государственный уровень решения проблемы, к созданию системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированная Россией 13 июля 1990 года, подтверждает три основных права ребенка: право на выживание, право на развитие и право на защиту. Однако реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Все эти проблемы можно сгруппировать по двум основным направлениям:

· правовой вакуум, юридическая неразрешенность многих важных вопросов детства в современных условиях;

· организационный хаос на всех этажах социального управления в вопросах социально-педагогической работы с детьми.

Социально-педагогическая работа с детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено «вневедомственностью» детства. Вместе с тем объективность такова, что каждый ребенок, за исключением специальных случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом.

Роль социального педагога в работе с детьми

Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.

Особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу. Было бы ошибочно сводить функции социального педагога к деятельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в реальных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.

Функции, специализация и направления социально-педагогической работы с детьми

Образовательно-воспитательная . Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона-семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Диагностическая. Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка зависит от

Организаторская . Организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ.

Прогностическая и экспертная . Разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур;

социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей;

экспертиза аналогичных документов и материалов.

Организационно-коммуникативная . Включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная . Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Социально-компенсаторная . Разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.

Посредническая. Осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

Специализация. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли, причем умение выступать в различных ролях определяет уровень его профессиональной компетентности.

Профиль социально-педагогической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума – города, района, села, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов. Наиболее распространенными и востребованными в нынешних социальных условиях является социальный педагог, специализирующийся на социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Семейные социальные педагоги составляют кадровую инфраструктуру медико-психолого-педагогической службы помощи в социуме.

Могут быть выделены, например, социальные педагоги-организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. Практикой показана нецелесообразность каких-либо ограничений и рекомендаций извне в данных вопросах. Эти подходы определяются в зависимости от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфики, характера выявленных проблем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты социально-педагогической деятельности интегрированы в лице общинного социального педагога, который является по сути профессиональным проводником социальной политики.

Важен сам принцип соотношения базовой конструкции социально-педагогической службы со специальными учреждениями, где работают социальные педагоги, сориентированные на определенную сферу социума (общеобразовательное учреждение, детский сад, специализированное учреждение и т.д.) или на работу с определенными категориями (дети, молодежь, семья, группы риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).

Социальный педагог – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.

Социальный педагог – своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответствующими специалистами.

Местом работы социального педагога могут быть:

· социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов и пр.);

· социальные службы специализированных учреждений (семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в развитии и др.);

· социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы);

· службы культурного досуга (подростковые клубы, Дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

· валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы).

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица образовательных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социально-педагогической помощи, детских и молодежных общественных организаций, фондов. Более конкретный ответ на этот вопрос также заложен в специфике региона, области, района, города и определяется степенью развитости системы социальных служб, уровнем управления ею. 

Мировая практика социальной работы показывает, что наиболее экономичным и гуманным является территориальный подход к созданию межведомственной системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению, где работают профессиональные социальные педагоги и социальные работники, максимально приближены к семье, поэтому наиболее соответствуют особенностям и нуждам социума, каждого конкретного человека. При таком подходе учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммунального и т.п. обслуживания работают как «открытые» социально-педагогические системы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме. 

Наиболее эффективной и экономичной является организационная форма управления межведомственной системой социально-педагогических служб, развивающаяся снизу вверх, по территориальному принципу. Она максимально приближена к семье и поэтому наиболее соответствует особенностям и нуждам социума, конкретной личности. При таком подходе сами учреждения (образования, здравоохранения, культуры и т.д.) работают как открытые системы.

Находясь в статусе штатного работника образовательных учреждений, социальный педагог выступает их полномочным представителем в социуме по месту жительства. По мере совершенствования управленческих структур, развития муниципального, общинного самоуправления социальные педагоги решением местных администраций постепенно могут быть выведены из подчинения ведомственного учреждения и переданы непосредственно в ведение соответствующих социально-педагогических служб.

Читайте также:  Какие бывают патологии в развитии ребенка

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении:

· помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка;

· помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;

· привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;

· распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

· консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса, воспитания детей в семье и т.п.;

· выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

· помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

Если должность социального педагога вводится в штат общеобразовательного учреждения, то администрация данного учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума; конкретизирует функции классного руководителя, педагога дополнительного образования, старшего вожатого, воспитателя и методиста, психолога и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм взаимодействия с социальными педагогами. 

Так, например, взаимодействие социального педагога и классного руководителя может осуществляться в следующих направлениях: взаимоинформация о конкретном ребенке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания; совместная работа по планированию воспитательного процесса с детьми и родителями, оказанию помощи семье, использованию ее воспитательного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций, внеклассных и внешкольных дел; совместный анализ результатов проводимой работы.

Источник

Роль социального педагога  в службе ранней помощи.

Последние исследования, представленные на портале Министерства здравоохранения, свидетельствуют, что сильно возросло количество рожденных детей, имеющих перинатальное поражение центральной нервной системы разной степени выраженности. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5% — 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, за 2010-2011 г. только 10% старших дошкольников, 4 % подростков соответствуют возрастным нормативам, отсутствие своевременной коррекционной работы  приводит к развитию стойких нарушений в будущем. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих систем организма, в первую очередь нервной (Г.В. Яцык, О.Г. Приходько). В связи с этим одной из форм оказания своевременной психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семьям,  имеющим ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском возникновения нарушения  Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своим приказом № 817 от 15.12.2006 узаконило открытие структурных подразделений Службы ранней помощи при государственных образовательных учреждениях. Одной из проблем, является необходимость  укомплектованности дошкольных учреждений квалифицированными специалистами, которые могли бы своевременно оказывать помощь и психологическую поддержку родителям в снижении  риска негативной социализации ребенка в ДОУ.

 К нам в структурное подразделение Служба ранней помощи (СРП), за период 2011-2012г., обратилось 47 семей,  из них 20 были рекомендованы игровые сеансы в Центре игровой поддержки  ребенка ДОУ, для адаптации к детскому саду. По результатам проведенного  обследования 26 детей было зачислено в СРП, 16 детей поступило в основную группу, 10 в группу пролонгированного консультирования.

Возникает вопрос о специфике работы с родителями  детей раннего возраста, а также о специфике работы в консультативном режиме со стороны социального педагога в сотрудничестве  с  педагогом-психологом, поэтому в нашем дошкольном учреждении комбинированного вида № 497 создана Служба ранней помощи.  В связи со спецификой контингента детей  в штатное расписание включена должность социального педагога.

        Работа с семьей в службе ранней помощи начинается с этапа диагностики и заполнения документации. На этом  этапе принимает активное участие социальный педагог. Одна из первых задач социального педагога заключается в том, чтобы определив социально-экономический статус семьи с помощью анкет и опросников разработанных институтом раннего вмешательства в Санкт-Петербурге и представленных  в Индивидуально- ориентированной коррекционно-развивающей программе «Лекотека».   Выявив социально-психологические потребности семьи,  имеющей ребенка с проблемами в развитии, важно понять какие виды помощи необходимо предоставить такой семье. Сюда может быть включена и психолого-педагогическая помощь, и юридическая консультация со стороны социального обеспечения, консультации медицинских специалистов. В данном случае социальный педагог выступает как посредник, который связывает семью с необходимыми ей специалистами и консультантами.

Стилистика семейного воспитания и взаимодействия с ребенком, применяемая в семьях детей с теми или иными нарушениями развития,  может компенсаторно способствовать социально-психологической адаптации детей с нарушениями развития. Для социального педагога важно научить мать искать правильные пути воспитания и видеть в своем сыне или дочери не только задержку развития, но и, то положительное, что есть в каждом ребенке. Также, важно понимать,  что формирование социального взаимодействия между детьми, взрослыми и его семьей есть важная задача для социального педагога и для службы ранней помощи в целом.

Говоря о службе ранней помощи, необходимо помнить, что работа с детьми раннего возраста проводится обязательно совместно с родителями, и вмешательства, которые организует специалист, предполагают,  прежде всего,  участие в игровом сеансе родителей, а также применение полученных навыков в домашних условиях.  Одна из главных задач социального педагога  состоит в том, чтобы активизировать родителей на максимально эффективное взаимодействие с детьми в игровом сеансе, а также  активизировать взаимодействие между родителями и специалистами на группе. Примером такой группы может быть конспект игрового сеанса, в котором прописаны следующие виды активности социального педагога:

  1. помощь родителям в организации направленной игровой активности ребенка
  2. психологическая и эмоциональная поддержка родителей
  3. методическое и психолого-педагогическое сопровождение семьи (телефон горячей линии, буклеты, памятки, сайт ДОУ, учреждения здравоохранения и социального обеспечения)
  4. интеграция деятельности родителей и педагогов
Читайте также:  Использование дидактической игры как средство сенсорного развития ребенка

Цели и задачи детско-родительской группы:

  • формирование доброжелательности и закрепление навыка приветствия и прощания
  • умение слушать и слышать инструкции взрослого
  • ориентация на других детей в группе
  • структура занятия как стержень для формирования произвольного поведения

 Подобного рода взаимодействие может быть  организовано в структуре игрового сеанса:  

  1.  C помощью хороводных игр: «Мы гуляли далеко, мы гуляли близко….», «Пузырь…», «Шел король по лесу….», «Карусели….», «С горки ах, на горку – ух…..», «Ходим, ходим хороводом….»

Цели  и задачи:

  • учить соотносить слова с действием
  • побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания
  • формировать коммуникативные навыки

II.  Кукольных представлений с помощью кукол «Бибабо».

Цели  и задачи:

  • организация направленного внимания ребенка на героев сказки
  • организация произвольного поведения во время спектакля
  • развитие навыка слушания сказки

Используются следующие сказки: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба»

III.  В организации процессуальной игры.

Цели и задачи:

  • подбор игровых средства
  • организация места для игры ребенка с ОВЗ
  • поддержание активности родителей во время игры ребенка с ОВЗ
  • поддержка и расширение игровой рутины совместно с другими специалистами

Групповой игровой сеанс с детьми раннего возраста

   Тема:  «Игрушки»

           Структура игрового сеанса включает несколько компонентов:  индивидуальное и групповое приветствие, музыкально-ритмический блок, двигательный блок, познавательный блок, продуктивная деятельность, ритуал прощания. После окончания игрового сеанса социальный педагог обсуждает с родителями сильные и слабые стороны детей.

  1. Блок приветствие:

Задача:

  • создание  эмоционально-психологического  настроя на сотрудничество
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Индивидуальное приветствие 

«Здравствуй,..(имя ребенка)  здравствуй, милая(ый),

Мы похлопаем в ладоши, здравствуй, (имя ребенка),

Мы похлопаем в ладоши, здравствуй, (имя ребенка)».

                    Под музыкальным  сопровождением

Групповое приветствие:

«Здравствуйте, взрослые, здравствуйте, милые,

Мы похлопаем в ладоши, здравствуйте, взрослые,

Мы похлопаем в ладоши, здравствуйте, взрослые»

Музыкально-ритмический

Хороводы.

Задача: способствовать активному социальному взаимодействию родителей и детей между собой.

«Пузырь»          «Раздувайся пузырь,

                  Раздувайся большой,

                                    Оставайся такой, да не лопайся, шшш…(3 раза)»

«Мы  гуляли далеко…» 

«Мы гуляли далеко,

 Мы гуляли близко,

 Мы летали высоко,

 Мы летали низко

Все слова сопровождаются действиями и музыкальным сопровождением

Шумовой оркестр 

Задача: формировать навыки общения между участниками игрового сеанса, развивать музыкальный слух, ритм.

          Все садятся в круг, каждому ребенку  даются  музыкальные инструменты.

          Звучит  музыка М.И.Глинки «Полька», дети и родители подыгрывают на музыкальных

          инструментах.

  1. Двигательный блок:

Зарядка

Задача: активизировать родителей и детей, помочь им сориентироваться в происходящем и настроиться на рабочий лад.

«Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз сюда, два сюда, повернись вокруг себя,

Раз присели, два привстали,

Раз присели, два привстали,

Сели-встали, сели-встали,

Словно Ванькой — встанькой стали,

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра»  

(под музыкальное сопровождение)

«Полоса препятствий», составленная из мягких блоков,

Задача: учить преодолевать препятствие, воспитывать волевые качества, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Игры на моторное развитие (физкультминутка)

Задача:  учить детей соотносить слова стихотворения с движениями, поддерживать эмоциональный настрой, желание играть.

Подражание движению «бычка» стихотворение  А. Л. Барто

  1. Познавательный блок

Игра: «Игрушки на картинках» 

Задача: учить детей соотносить реальные предметы с картинками, развивать психические процессы  

Материал:  стихи А. Л. Барто из серии «Игрушки», игрушки, картинки

Релаксационные  игры 

Задача: учить родителей  взаимодействовать со своим ребенком, во время игрового сеанса, сохраняя его положительный настрой, обучение новым навыкам.

Ребенку предлагается выбрать куклу (игрушку). Мама тихо напевает колыбельную, под музыкальное сопровождение, укачивая ребенка, в руках которого игрушка.

    5.Продуктивная деятельность 

Лепка из пластилина – «Неваляшка».

Задача: В процессе совместной деятельности развивать мелкую моторику, творческие  способности ребенка раннего возраста.  Соблюдать последовательность лепки, поддерживать интерес ребенка к продуктивной деятельности.

  1. Ритуал прощания

Задача: закреплять положительные эмоции и придавать каждой встрече завершенность действий

«До свидания, до свидания,

  С вами было хорошо,

  До свидания, до свидания,

  Приходите к нам еще»

Источник