Роль социализации в развитии ребенка

Роль социализации в развитии ребенка thumbnail

Важность социализации в жизни ребенка.

На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.

В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений и интерпретируется разными авторами неоднозначно. Возникновение термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно сознательному плану. Подобные воздействия исходят от семьи, детского сада, школы и других институтов социализации и носят воспитательную направленность.

Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения ребенка к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же ребенок усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения, то речь идет о процессе десоциализации личности. Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы ребенок, в будущем, как член этого общества :

  • успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
  • создал прочную семью (семейная социализация);
  • компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
  • стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации. Жизненный опыт родителей, так же, как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности.

На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации.

Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую («если мама сказала, значит, так и есть»). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик).

Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.

    Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, но и создаются условия для реализации ребенка себя как личности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются базовые составляющие психологического здоровья, поэтому успешное проживание этого периода жизни чрезвычайно важно для последующей социализации. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

С самого раннего возраста у ребенка начинает вырабатываться представление об окружающем мире посредством контакта с родителями и другими значимыми для него людьми, формируется самооценка.

Когда ребенок еще не в полной мере владеет речью, основным источником информации о его физическом и моральном состоянии для окружающих являются его эмоциональные реакции. Однако в период дошкольного детства, большинство родителей начинают обращать пристальное внимание преимущественно на когнитивное развитие ребенка (развитие памяти, мышления, внимания), порой игнорируя его эмоциональный фон. До этого периода особенности эмоциональной жизни характеризовали обстоятельства ситуации, в которую включен ребенок в настоящий момент: обладание желанным предметом, успешная игра, помощь со стороны взрослого или ее отсутствие. Ребенок способен отвлечься от актуальной ситуации, у него появляются переживания, с ней не связанные: предвосхищение результата, реакции окружающих на его действие. Ребенок эмоционально переживает не только настоящий момент, но и то, что еще предстоит ему сделать. Также в этом возрасте значительно расширяется и круг эмоций, присущих ребенку. Агрессия, сочувствие другому, тревожность, сопереживание — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием (мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с осваивающимися моральными нормами).

Таким образом, социализированность ребенка-это результат усилий семьи, педагогов, психологов и других специалистов, она возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка в первые дни беременности

Источник

Ребенок приходит в данный мир, как говорится, tabula rasa (то есть «чистый лист»). И именно от того, как малыша воспитать, и будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни. Именно поэтому в данной статье подробно будет рассмотрена такая проблема, как социализация ребенка.

социализация ребенка

Терминология

Изначально, естественно, нужно определиться с теми терминами, которые будут активно использоваться на протяжении всей статьи. Итак, социализация ребенка – это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.

Если говорить в общем, то социализация – это процесс усвоения ребенком социальных норм, ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.

Структурные компоненты

Также важно отметить, что социализация ребенка состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Стихийная социализация. В таком случае речь идет о процессе саморазвития малыша под влиянием объективных обстоятельств. Проконтролировать данный компонент очень тяжело.
  2. Относительно направляемая социализация. В таком случае речь идет о тех нюансах, которые предпринимает государство для решения задач, напрямую влияющих на человека. Это различного рода экономические, организационные и законодательные меры.
  3. Относительно контролируемая социализация. Это все те духовные и культурные нормы, созданные государством в целом и обществом в отдельности.
  4. Сознательное самоизменение человека. Однако надо отметить, что данный пункт социализации не свойственен детям. Он, скорее всего, относится в большей степени к взрослым людям. Минимум – к подросткам, которые пришли к выводу, что нужно что-то менять в своей жизни.

Этапы социализации

Также надо отметить, что социализация ребенка состоит из ряда важнейших этапов, которые отличаются в зависимости от возраста крохи:

  1. Младенчество (возраст малыша до первого года жизни).
  2. Раннее детство, когда крохе от 1 до 3–х лет.
  3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).
  4. Младший школьный (6-10 лет) возраст.
  5. Младший подростковый возраст (это примерно 10-12 лет).
  6. Старший подростковый (12-14 лет) возраст.
  7. Ранний юношеский возраст (15-18 лет).

Далее следуют иные этапы социализации, однако уже не ребенка, а взрослого человека. Ведь согласно Конвенции ООН, ребенком считается человек, который не достиг совершеннолетия. У нас – 18-летнего возраста.

социализация ребенка программа

Факторы социализации

Процесс социализации весьма непрост. Ведь он включает в себя и такое понятие, как факторы социализации. В таком случае речь идет о тех условиях и том поведении общества, которое четко формулирует у ребенка определенные нормы и устои. Подразделяются факторы на четыре огромных группы:

  1. Мегафакторы. Такие, что влияют на всех жителей планеты. К примеру, это космос, мир, планета. В таком случае у ребенка надо воспитывать понимание ценности Земли, то есть планеты, на которой все живут.
  2. Макрофакторы. Охватывают меньшее количество людей. А именно жителей одного государства, народа, этноса. Так, всем известно, что различные регионы отличаются климатическими условиями, процессами урбанизации, нюансами экономики и, конечно же, культурными особенностями. Ни для кого не окажется секретом, что именно в зависимости от исторических особенностей и формируется особый тип личности.
  3. Мезофакторы. Это также социальные факторы, которые сильнейшим образом влияют на человека. Так, это группы людей, разделяемые по типу поселения. То есть речь идет о том, где именно ребенок проживает: в селе, поселке или городе. В таком случае имеют огромнейшее значение пути коммуникаций, наличие субкультур (важнейший этап в процессе автономизации личности), особенности того или иного места поселения. Стоит также отметить, что региональные отличия могут совершенно по-разному повлиять на человека.
  4. Микрофакторы. Ну и последняя группа факторов, которые в наибольшей степени влияют на человека – это семья, микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.

Агенты социализации

Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых агентов. Кто же это такие? Так, агенты социализации – это те институты или группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения.

  1. Отдельные личности. Это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения. Родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.
  2. Определенные учреждения. Это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те заведения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.

Тут также надо сказать еще и о том, что есть подразделение на первичную и вторичную социализацию. Роль же агентов в таких случаях будет существенно разниться.

  1. Так, в раннем детском возрасте, до трех лет, важнейшая роль как агентов социализации отводится отдельным личностям: родителям, бабушкам-дедушкам и ближайшему окружению малыша. То есть тем людям, которые контактируют с ним с самого рождения и в первые годы жизни.
  2. С 3 до 8 лет в работу вступают и иные агенты, к примеру детский сад или иное образовательное заведение. Тут уже на воспитание ребенка, кроме ближайшего окружения, влияние оказывают воспитатели, нянечки, врачи и т. д.
  3. В период с 8 до 18 лет на личность человека огромнейшее влияние оказывают СМИ: телевидение, интернет.

социализация ребенка в доу

Ранняя социализация детей

Как уже было выше сказано, процесс социализации детей состоит из двух основных этапов: первичной и вторичной социализации. Сейчас хочется поговорить о первом важнейшем пункте.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка по неделям узи

Так, в процессе (первичной) ранней социализации именно семья имеет важнейшее значение. Только родившись, младенец оказывается беспомощным и еще совершенно не готовым к жизни в новом для него мире. И только лишь родители и иные ближайшие родственники помогают ему адаптироваться в самое первое время. Стоит отметить, что ребенок после рождения не только растет и развивается, но также и социализируется. Ведь он впитывает в себя то, что видит вокруг: как родители общаются друг с другом, что и как говорят. Это же через время кроха и будет воспроизводить. И если о ребенке говорят, что он вредный, нужно в первую очередь корить не малыша, а родителей. Ведь только они провоцируют свое чадо на такое поведение. Если родители спокойные, не общаются на повышенных тонах и не кричат, малыш будет таким же. В противном случае детки становятся капризными, нервными, вспыльчивыми. Это уже и есть нюансы социализации. То есть ребенок считает, что подобным образом и нужно себя вести в дальнейшем в обществе. Что он со временем и будет делать в детском саду, на улице, в парке или же в гостях.

Какая же она, социализация ребенка в семье? Если сделать небольшой вывод, то всем родителям надо напомнить: нельзя забывать о том, что ребенок впитывает все, что видит в семье. И это же он перенесет в свою жизнь в дальнейшем.

Несколько слов о неблагополучных семьях

Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если агенты будут соответствовать общественно приемлемым нормам. Именно тут и возникает проблема неблагополучных семей. Так, это особый, структурно-функциональный тип семьи, который характеризуется низким социальным статусом в самых различных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что такая семья очень редко выполняет возложенные на нее функции относительно ряда причин: в первую очередь экономических, но также и педагогических, социальных, правовых, медицинских, психологических и т. д. Именно тут чаще всего возникают всевозможные проблемы социализации детей.

Средства

Процесс социализации настолько сложен, что включает в себя множественные нюансы и элементы. Так, отдельно также надо рассмотреть еще и различные средства социализации детей. О чем же в таком случае идет речь? Это набор необходимых элементов, которые являются специфичными для каждого отдельно взятого общества, социального слоя, а также возраста. Так, это, к примеру, способы ухода и вскармливания новорожденного, формирование гигиенических и бытовых условий, продукты материальной и духовной культуры, которые окружают ребенка, набор как позитивных, так и негативных санкций в случае того или иного поступка. Это все и является важнейшими средствами социализации, благодаря чему ребенок и усваивает всевозможные нормы поведения, а также ценности, которые ему пытаются привить окружающие.

воспитание и социализация ребенка

Механизмы

Разбираясь, как проходит социализация личности ребенка, стоит также уделить внимание механизмам ее работы. Так, в науке различают их два основных. Первый из них – социально-педагогический. К данному механизму относят:

  1. Традиционный механизм. Это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения: семьи и родственников.
  2. Институциональный. В таком случае задействуется влияние на ребенка самых различных общественных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своего развития.
  3. Стилизованный. Тут уже идет речь о влиянии субкультуры или иных особенностей (к примеру, религиозных) на развитие ребенка.
  4. Межличностный. Ребенок усваивает нормы поведения, принципы благодаря общению с определенными людьми.
  5. Рефлексивный. Это уже более сложный механизм самоидентификации себя как единицы большого целого, соотношение себя и окружающего мира.

Еще один важнейший механизм социализации ребенка – социально-психологический. В науке он подразделяется на следующие элементы:

  1. Подавление. Это процесс исключения чувств, мыслей, желаний.
  2. Изоляция. Когда ребенок старается избавиться от нежелательных мыслей или ощущений.
  3. Проекция. Перенесение определенных норм поведения и ценностей на другого человека.
  4. Идентификация. В процессе ее ребенок соотносит себя с другими людьми, коллективом, группой.
  5. Интроекция. Перенесение ребенком на себя установок другого человека: авторитета, идола.
  6. Эмпатия. Важнейший механизм сопереживания.
  7. Самообман. Ребенок заведомо знает о неправильности своих размышлений, суждений.
  8. Сублимация. Полезнейший механизм перенесения потребности или желания в социально приемлемую реальность.

процесс социализации детей

«Сложные» дети

Отдельно нужно пару слов сказать и о том, как проходит социализация детей с ОВЗ (то есть с ограниченными возможностями здоровья). Изначально надо отметить, что важнейшее значение тут имеет первичная социализация крохи, то есть все то, что будет происходить дома. Если родители к ребенку с особенными потребностями относятся как к полноценному члену общества, вторичная социализация будет не такой сложной, как это может быть. Конечно же, будут трудности, ведь особенных детей нередко негативно или просто настороженно воспринимают сверстники. К ним относятся не как к равным, что крайне негативно влияет на формирование личности ребенка. Стоит отметить, что социализация детей с ОВЗ должна проходить практически так же, как и в случае с самым обыкновенным здоровым малышом. Однако могут потребоваться дополнительные средства. Главные проблемы, которые могут на таком пути возникать:

  • Недостаточное количество необходимых вспомогательных средств для полноценной социализации (элементарно, отсутствие пандусов в школах).
  • Недостаточность внимания и общения, если речь идет о детках в ОВЗ.
  • Упущения на этапе ранней социализации таких детей, когда они себя начинают воспринимать совершенно не так, как это должно быть.
Читайте также:  Понятие кризисного развития ребенка

Важно также отметить, что в таком случае с детками должны работать специально для этого обученные педагоги, которые способны учитывать потребности и, главное, возможности таких особенных детей.

Дети, которые остались без родителей

Отдельного внимания заслуживают дети-сироты при рассмотрении этапов социализации такого ребенка. Почему? Все просто, ведь у таких малышей первичным институтом социализации является не семья, как это должно быть, а специальное учреждение – дом малютки, детский дом, интернат. Стоит отметить, что это порождает возникновение множественных проблем. Так, изначально такие крохи совершенно в неправильном ключе начинают воспринимать жизнь как она есть. То есть с самого раннего возраста ребенок начинает составлять себе определенную модель поведения и последующей жизни по типу той, что он видит на данный момент. Также процесс воспитания и обучения дети-сироты проходят совершенно по-иному. Таким крохам намного меньше уделяется личного внимания, они получают меньше телесного тепла, ласки и заботы с самого раннего возраста. А все это неукоснительно влияет на мироощущение и формирование личности. Специалисты уже давно говорят о том, что выпускники подобных заведений – школ-интернатов, в итоге оказываются малосамостоятельными, неприспособленными к жизни в обществе вне стен образовательных учреждений. У них нет тех основных навыков и умений, которые позволят правильно вести хозяйство, распоряжаться материальными средствами и даже собственным временем.

проблемы социализации детей

Социализация малыша в садике

Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели. Их цели:

  • Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы).
  • Продумывание видов и форм педагогической деятельности. То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д.
  • Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.

Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ – это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.

Детская и взрослая социализация: особенности

Рассмотрев особенности социализации детей, хочется также все сравнить с подобными процессами у взрослых людей. В чем же есть отличия?

  1. Если говорить о взрослых, то в процессе социализации у человека меняется поведение. У деток же происходит корректировка базовых ценностей.
  2. Взрослые люди способны оценивать то, что происходит. Детки же просто усваивают информацию, безоценочно.
  3. Взрослый человек способен различать не только «белое» и «черное», но еще и различные оттенки «серого». Такие люди понимают, как нужно вести себя дома, на работе, в коллективе, исполняя определенные роли. Ребенок же просто подчиняется взрослым, выполняя их требования и пожелания.
  4. Взрослые люди в процессе социализации овладевают определенными навыками. Стоит также отметить, что только сознательному взрослому человеку подвластны процессы ресоциализации. У детей же социализация формирует только лишь мотивацию к определенному поведению.

Если социализация не удается…

Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели. Почему же иногда социализация бывает неудачной?

  1. Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
  2. Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
  3. Одна из причин неудачной социализации – госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
  4. Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.

условия социализации ребенка

К вопросу о ресоциализации

Рассмотрев различные социальные факторы – движущие силы процесса социализации ребенка, стоит также пару слов сказать еще и о такой проблеме, как ресоциализация. Как уже выше было сказано, детям данные процессы неподвластны. Это верно, однако если говорить о самостоятельности. То есть ребенок сам не может прийти к пониманию того, что его нормы поведения неправильные и нужно что-то менять. Это свойственно только лишь взрослым. Если же речь идет о детях, то тут встает вопрос о так называемой насильной ресоциализации. Когда ребенка просто переучивают тому, что необходимо для полноценной жизни в обществе.

Так, ресоциализация – это процесс усвоения ребенком новых норм и ценностей, ролей и навыков вместо ранее полученных и некоторое время использовавшихся. Способов ресоциализации довольно-таки много. Но все же специалисты утверждают, что именно психотерапия – наиболее эффективный и действенный способ, если говорить о детках. С такими малышами должны работать особые специалисты, и к тому же на это придется потратить немало времени. Однако результаты всегда положительные. Даже в том случае, если нормы и принципы неудачной социализации использовались ребенком на протяжении довольно-таки длительного времени.

Источник