Роль сказки в творческом развитии ребенка

Фатимет Такахо
Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников

Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать как воспитатели, так и родители для развития воображения детей.Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте.Например: «Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику одному ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей…». Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки.

Можно использовать хорошо известные малышу сказки и придумывать разные варианты их окончания. Чем могла кончиться сказка «Курочка Ряба», если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула бы золотое яичко? Что бы дед с бабой с ним сделали? Или оттуда вылупился бы золотой цыпленок?

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько речевых игр на основе детских сказок, способствующих развитию творческого воображения ребенка.

1. Игра «Сказочные карты»

Описание: приготовьте карты с изображением сюжетов со сказочными персонажами из разных сказок – 10-15 карт.

Правила игры: играть может от 2 и более детей. Дети садятся за стол и по очереди берут из колоды по 1 карте. Ребенок описывает сюжет, который изображен на карте и придумывает продолжение (1-2 предложения). Следующий ребенок берет карту и описывает сюжет, который изображен на его карте и придумывает продолжение (1-2 предложения). Так продолжают, пока не закончатся все карты в колоде. Каждая новая игра получается у детей интереснее предыдущей, речь становится увереннее, а воображение богаче.

Несколько раз поиграйте вместе с детьми. И вам больше не придется думать, чем занять ребенка.

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему… Баба Яга.И говорит Баба Яга Колобку: «Садись ко мне в ступу, уж я тебя прокачу!». Не захотел Колобок и покатился дальше. Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему… Красная Шапочка. «Куда катишься, Колобок? Пойдем со мною к бабушке». И покатился Колобок за Красной Шапочкой.Вдруг навстречу им идет Снежная Королева и плачет от злости: потерялась она, не может найти Северный полюс. Хочет заморозить Колобка с Красной Шапочкой, но… Откуда ни возьмись, идет Емеля, а в руках у него щука. «По щучьему велению, по моему хотению превратись Снежная королева в…» Русалочку. Не успел Емеля вымолвить эти слова, как Русалочка вильнула своим хвостом и уплыла себе в синее море…

На основе этой игры можно изготовить еще несколько подобных игр, только подобрать сюжеты из других сказок или другие персонажи. Сказкиможно объединить по темам: «Русские народные сказки», «Сказки Пушкина», «Сказки дедушки Корнея», «Сказки о животных» и другие.

2. «Поле чудес»

Круг делится на 8-12 долей. В каждой доле сюжет из сказки. Посередине прикреплена стрелка («волчок»). Где остановится стрелка, о том сюжете и фантазируем. Один сюжет может повториться несколько раз, но связь с предыдущим будет другая.

3. «Сочинение групповой сказки»

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую.Это могут быть:

4. «Сказки «наизнанку»

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т. п.

5. «Сказки «задом наперед»

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

6. «Сказки «из собственного опыта»

Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.

7. «Сказка со «сменой места действия»

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

8. «Перевирание сказки»

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.

Ребенок: Не желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама… и т. д.

9. «Салат» из сказок

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

10. «Сказочная путаница»

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…» и т. д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Читайте также:  Центр развития ребенка дельфин

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5- 7 лет

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Игра. Творческие игры».

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр которые могут использоваться для развития воображения у детей дошкольного возраста.

3. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

4. Игра — упражнение «Три краски»

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок»

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка»

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу»

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Источник

«Роль сказки в развитии творческих способностей детей»

 «Детство — это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка — надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».

Д. Родари.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она — универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

Читайте также:  Развитие ребенка через рукоделие

Поэтому тему, над которой я работаю: «Роль сказки в развитии творческих способностей детей», считаю очень важной.

Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

Главным считаю в своей работе — это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности.

Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.

Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.

Для этой цели в группе устроен уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок «Тридесятое царство». В сказочном уголке полумрак, загораются весёлые разноцветные огоньки, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания домовёнка Кузи, который сопровождает в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.

Слушая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором, включается в такую ситуацию, что вынужден принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными — это помогает не только в развитии речи, но и развитии творческого мышления. Для того чтобы активизировать детей, выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использую карточки-символы:

  1. красный — радуюсь,
  2. синий — мне жалко,
  3. жёлтый — хочу помочь,
  4. белый — справедливо,
  5. чёрный — несправедливо.

Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».

Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев.

«Всё можно улучшить и изменить» — творческий девиз наших занятий. Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

  1. К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…»
  2. К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот — три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».

Таким образом, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.

Так, не дочитав сказку до конца, предлагаю другую развязку: «Галчёнок-хромоножка барахтался в пыли, за ним гонялась кошка, а мы домой ушли».

Спрашиваю: «Правильно поступили ребята, которые ушли домой? А что бы вы сделали на их месте?» Иногда прочитав сказку, даю несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как, маленькие дети часто просто запоминают правила поведения. А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения — «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?»:

  1. «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»
  2. «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? — может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку».
  3. «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
  4. «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?»
  5. «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»?

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.

Читайте также:  Речь ребенка как показатель ее общего развития

Не случайно говорится: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству.

При подготовке к театрализации я использую с детьми различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

  1. рубить дрова;
  2. волочить «тяжелый» ящик;
  3. нести очень «тяжёлый» чемодан;
  4. дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;
  5. передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
  6. передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;
  7. передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его, развернуть и съесть конфету);
  8. «съели кислый лимон» (морщатся);
  9. «рассердились на драчуна» (сдвинули брови);
  10. «встретили друга» (улыбнулись);
  11. «испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот);
  12. «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
  13. «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом);

Эти упражнения позволяют детям научиться, легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения:

— «расцвели, как цветы»;

— «завяли, как травка»;

— «полетели, как птицы, как раненая птичка»;

— «идёт медведь по лесу»;

— «крадётся волк за зайцами»;

— «жук упал,  и встать не может».

Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:

1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;

2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях. В играх-драматизациях я использую сказки постепенно:

1 этап. Знакомлю детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Часто местом знакомства со сказкой становится «Русская горница». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитые рушники создают атмосферу старины, когда тихо потрескивали дрова в печке, тускло горела свеча; бабушка, сидя за прялкой, начинала рассказывать удивительные истории. Дети не только знакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, живо представляют себе события сказки.

2 этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу.

Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.

4 этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных.

Провожу с детьми дидактические игры по мотивам сказок: «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку», «Придумай продолжение сказки», «Чудесное превращение точки», которые развивают фантазию, воображение, учат пользоваться предметами-заместителями.

В результате дети придумывают собственные истории, изображают любимые сказки. Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомлю детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол-бибабо, на фланелеграфе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Куклы бибабо, пальчикового театра позволяют усложнить движения кисти.

Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы и действуют, но для многих детей это серьёзное испытание, им легче говорить от лица куклы. Персонажами сказок в нашей группе становятся и совсем необычные предметы: старый пень, комнатные растения, шишки, тарелка с ложкой.

Взаимодействие с такими предметами, придумывание своих историй помогает стимулировать мышление детей, активизирует речь. С такими «героями» сказки мне легче объяснить детям, что неприятного произошло у нас в группе, показать «со стороны» переживания: «Про то, как тарелка с ложкой поссорились в стране Посудии», «История жизни старого пня».

Переживания куклы ближе и понятнее ребёнку, потому что кукла в этом огромном мире маленькая, как и он сам, и ребёнок, может её «защитить».

Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

Источник