Роль шашек в развитии ребенка

Роль шашек в развитии ребенка thumbnail

Роль игры в шашки в развитии детей дошкольного возраста.

Для начала погрузимся в историю возникновения шашек, которая  уходит в далёкую древность.

Современное название игры «шашки» (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску — «checkered» — что в переводе означает «клетчатый». Родина игры, подобной шашкам (Алькерк) — Древний Египет, и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э.

У Платона встречается миф о том, как бог Гермес, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год. По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле.  Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина — охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.

Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки — об этом говорят и клетчатые доски, и разделение на «белые» и «чёрные» фигуры, и очерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны — игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в XIX веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.

Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт, в своё время, был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют «draughts» — словом, обозначающим ход королевы в шахматах.

На Руси происхождение истории шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им «ассамблеях» тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя «ассамблею», должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.

Harold James Ruthven Murray, занимавшейся изучением истории шахмат и шашек, пришёл к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно — гораздо медленнее других настольных игр. Об этой игре он нашёл всего несколько упоминаний в период XII – XVI веков. Всё это говорит о том, что игра в этот период была распространена только на территории Англии, Франции и, возможно, Испании (есть упоминания о труде первого пособия о шашкам А.Торквемада, вышедшего именно в Испании в 1547 году, но не сохранившегося до наших дней).

Дошкольное детство – это значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого  приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, ребенок овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста. Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым были выявлены следующие тенденции в развитии знаний у детей:

1.В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

2. Одновременно возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

По мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.

Большая часть детей в дошкольном возрасте очень подвижны и активны, им сложно сосредоточить свое внимание. Благодаря играм в шашки дети учатся быть усидчивыми, терпеливыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.

Читайте также:  Влияние наследственности и среды на развитие ребенка

Игре в шашки рекомендуется обучать ребенка, достигшего 5-6 летнего возраста, так как именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно-образное мышление, что позволяет решать более сложные задачи.

Обучая ребенка игре в шашки, следует помнить два правила:

  1. Не следует торопить  маленького игрока, если он надолго задумался.
  2. Не рекомендуется ругать за непродуманные ходы.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Это игра, и наказания здесь неуместны.

Источник

Ануфриева Надежда
Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста

Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы — чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку стремление к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки!

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки.

Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Как научить ребёнка играть в шашечную игру?

Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.

Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно:

-Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму, доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).

-Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.

-Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки

— Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное. Объясните ребенку смысл игры — уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.

— Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.

— Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.

— Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках.

Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.

Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.

Читайте также:  Критерии раннего развития ребенка

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль шашек в развитии ребенкаРоль шашек в развитии ребенкаРоль шашек в развитии ребенкаРоль шашек в развитии ребенка

Умные, талантливые и сильные духом дети — это залог будущего процветания

нашей страны!

Источник

«Роль игры в шашки и шахматы в развитии детей

старшего дошкольного возраста»

Шашки и шахматы – это не только игры, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в них развивает мышление дошкольника, воспитывает усидчивость, внимательность. Шашки – это целый мир. Мир логики и эмоций, страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В наших силах открыть этот волшебный мир для дошкольников.

История создания шашек и шахмат теряется в глубине веков. На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей.

Игры в шашки и шахматы по праву признаны одними из самых интеллектуальных игр. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умение предвидеть развитие событий. Она развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, целеустремленность. Ребенок становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Подтверждено, что дети, играющие в шашки с 5–7 лет, лучше успевают в школе.

В нашем ДОУ начинают обучение играм в шашки и шахматы с 5 лет. В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, развивается прогностическое и наглядно образное мышления, дети становятся более усидчивыми, и могут заниматься одним видом деятельности 20 — 25 минут, а также способны играть по установленным правилам.

Процесс обучения детей проходит ненавязчиво и интересно, в игровой форме: в виде сказки или в стихотворном варианте. Обучение строится на принципах дидактики, от простого к сложному. Теорию чередуем с практикой.

Во всех старшего группах нашего детского сада созданы все условия для игры в шашки и шахматы: приобретены шахматные столы и наборы шашек и шахмат. Детям очень нравится играть в эти игры и на прогулках. Поэтому в этом году мы изготовили несколько наборов для игры в шашки и шахматы, из бросового материала для выноса на улицу:

шахматные доски можно расположить на столах

или непосредственно прямо на земле

Воспитатели индивидуально занимаются обучением старших дошкольников играм в шашки и шахматы. Ежегодно в саду проходят шашечные турниры в группах, победители групповых турниров играют между собой для определения победителя детского сада.

Далее победитель детского сада отправляется играть на городской шашечный турнир, проходящий традиционно каждую весну в нашем городе.

20 июля ежегодно отмечается Международный день шахмат и шашек. В этом году была организована игра – «Путешествие в Волшебную страну шахмат и шашек», а сопровождали детей в этом увлекательном путешествии Белая и Черная шахматные королевы. Дети выполняли различные задания на закрепление знаний правил игры в шашки и шахматы.

Культура массовой игры в шашки и шахматы утеряна. В век интернета детям интереснее играть в компьютерные игры, погружаться в виртуальный мир. Считаю, что необходимо возродить культуру игры в шашки и начинать с обучения взрослых. Поэтому в этом году мы решили организовать мастер – классы по обучению игре в шашки и шахматы для педагогов и родителей. Увлеченные игрой педагоги и родители, непременно научат этим замечательным играм своих детей и воспитанников, потому что самый действенный способ увлечь детей шашками и шахматами – это увлечься вместе с ними!

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей умения действовать в уме и развитию морально – волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания нашей страны.

Источник

Выступление на тему:

« ШАШКИ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Шашки — увлекательная игра, известная с древних времен. Это мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт, шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

         Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

Шашки  – это  не  только  игра,  доставляющая  детям  радость и  удовольствие,  но  и  действенное,  эффективное  средство их  умственного  развития.  Игра  в  шашки  развивает  наглядно – образное  мышление  дошкольника,  способствует  зарождению  логического  мышления,  воспитывает  усидчивость,  внимательность,  вдумчивость,  целеустремленность.  Ребенок,  обучающийся  этой  игре,  становится  собраннее,  самокритичнее,  привыкает  самостоятельно  думать,  принимать  решения,  бороться  до  конца,  не  унывать  при  неудачах.   

           В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть — это другой вопрос. Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.

Читайте также:  Основные периоды развития ребенка до года

          Поэтому в нашем саду был организован кружок, разработана  и рекомендована Экспертным советом Управления образования  к практическому использованию в дошкольных образовательных организациях  Рузаевского муниципального района Программа по дополнительному образованию «В стране шашек!».

         Целью данной  программы является ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шашки.

  Задачи программы:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

 Программа помогает планомерно и последовательно работать с детьми старшего дошкольного возраста по основам шашечного искусства, способствует правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

В содержание Программы входят следующие  темы:

1.Партии.

2.Ходы.

3.Комбинации.

4. Основные приемы борьбы на шашечной доске: «Делаем наилучшие ходы», «Связывание», «Шашечные окончания», «Размен».

Программа состоит из трех этапов:

Подготовительный этап —  знакомство с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории; начинают тренировочные игры.

 Основной этап —  изучение основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомство с композицией, принятие участие в турнирах.

Заключительный этап –   закрепление полученных знаний, опросы, подведение итогов спортивных выступлений за год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:

        Коллективная. Коллективные игры – вводятся в  начале  обучения  по  каждому  блоку,  они  наиболее  эффективны  в  начале  обучения  т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные  задачи.

        Групповая. Групповая форма организации игровых  партий  также  является  эффективной  формой  детской  деятельности.  Суть организации  заключается  в  игре  одной  группы  детей против  другой  группы  детей.  Такая форма работы с детьми также способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания.  

        Парная. Форма организации работы  самая  распространенная.  Однако  не  следует  торопиться   с  введением  данной  формы.  Уместнее  ее  использовать  тогда,   когда  дети  владеют  элементарными  приемами  игры.

        Турниры. Итоговая форма  по  каждому  блоку,  которая  выявляет  степень   обученности  детей  по  каждому  блоку.

В ходе планомерной работы, уже достигнуты следующие результаты:

               дети умеют ориентироваться на шашечной доске,

  • правильно размещают доски между партнерами,
  • расставляют шашки, различают диагонали, вертикали, горизонтали,
  • применяют на практике правила игры,
  • решают простейшие комбинации,
  • расставляют позиции с заданными условиями,
  • рассчитывают соотношений сил.

Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт занятий построенных на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).

Периодически   проводится диагностическое обследование обучения игре в шашки, суть которого, заключается в следующем:

1.        Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2.        Спрашиваем у ребенка, кто начинает игру первым и почему?

3.         Предлагаем ребенку начать игру, наблюдая за тем, как ребёнок делает ходы.

4.        В игре  создаем такую ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5.  Предлагаем разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6.        Проверяем, как ребенок понимает  преимущества дамки перед обычной шашкой  во время игры.

7.        Если ребенок оставляет партию незаконченной, пытаемся выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

           Программа предполагает использование таких форм подведения итогов, как организация тренировочных туров, викторин, соревнований.

  Социальное партнерство детского сада и семьи  обеспечивает наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка мною используются следующие формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому, какую роль играет интеллектуальное развитие в жизни ребенка- дошкольника.
  • Рубрики в родительских уголках, в которых освещаются проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
  • Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки».

Я считаю, что шашки научат детей элементам импровизации, динамического творчества, а значит прогрессивного развития личности.

Желаем творческих успехов!

Спасибо за внимание!

Источник