Роль семьи в умственном развитии ребенка

Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – мы родители,

А все остальное – потом!

Р.  Рождественский

Появление ребенка с нарушениями развития становится крайне интенсивным опытом для семьи, практически разбивая, «взламывая» сложившиеся в семье представления о себе, разрушая ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь. Как рассказать про этот путь? Как сделать понятными и видимыми те внутренние процессы, которые происходят во время этого путешествия? Как заметить изменения? Где искать силы для преодоления трудностей? Как увидеть горизонты, которые могут быть открыты?

В нашей стране, несмотря на сложные обстоятельства, многие семьи с течением времени уже начинают справляться с отчаянием. Они ищут, где ребенку может быть оказана помощь, соответствующая их представлениям о его нуждах, собирают информацию о методах воспитания и обучения особых детей, находят единомышленников и позитивные истории о людях, столкнувшихся со сходными проблемами. Все больше людей оставляют ребенка с нарушениями в семье и постепенно справляются с ситуацией. Хотя, конечно, надо сказать, что периоды отчаяния могут возвращаться. Но все же в большинстве случаев семья научается принимать эти состояния и справляться с ними, и строить свою жизнь дальше. Большую роль может сыграть здесь поддержка близких, других семей, специалистов. Со временем приходит ощущение, что на ситуацию можно влиять. Вместе с тем можно говорить о том, что и само общество делает первые шаги к пониманию нужд таких детей и их семей и обеспечению их прав на достойную жизнь внутри общества.

Можно сказать, что сложившаяся на сегодняшний день социальная ситуация в нашей стране – отсутствие системы помощи, информации, поддерживающих служб – «работает» скорее на стороне отчаяния. Большинство семей остаются один на один с проблемами, в лучшем случае получая более или менее адекватное медицинское лечение и маленькую пенсию. Более того, представители медицинских, образовательных и социальных служб настойчиво убеждают родителей отказаться от особого ребенка и сдать его в интернат, рисуя мрачные перспективы жизни его и семьи.

Внутри семьи часто устанавливается «политика молчания». Обсуждение трудностей и тяжелых переживаний связаны с резким возрастанием тревоги. Иногда у членов семьи возникает опасение: если начать говорить и обсуждать беспокоящие темы, то это может поставить под угрозу само существование семьи. Тревога бывает настолько интенсивной, что отнимает все силы и на общение их просто может не оставаться. Мне известно много историй семей, где родители никогда не обсуждают между собой или с другими детьми, что они чувствуют в связи с проблемой. Но эти чувства есть. Молчание способно разрушить близость и доверие между людьми.

Другой аспект изоляции – ощущение, что нигде и ни у кого нет такого горя, и никто не может понять, что значит иметь такого ребенка. Часто возникает чувство острого, предельного одиночества. Собственная боль настолько сильна, что это как бы стирает осознание того, что в жизни окружающих, близких и далеких, боль тоже может присутствовать. Что вокруг много людей, которые переживают не менее сильное горе, например смерть или тяжелую болезнь самых дорогих людей и другие серьезные проблемы. Но это как бы выпадает из сознания, закрывая возможности даже гипотетического объединения с другими людьми. Так, не только внешняя социальная среда оказывается недружественной человеку, но и сам он не чувствует близости с другими людьми, удаляется от них, закрывается в собственных переживаниях.

Куликова Т.А. в работе «Семейная педагогика и домашнее воспитание» (1999) отмечает, что в последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи – все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Таким образом, ученые встречаются со многими трудности в изучении современной семьи.

Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она часто беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации.

Как специалисты, мы можем создавать возможности для появления новых связей или обновления уже имеющихся для преодоления одиночества, нового переживания общности, понимания и сопереживания другим. Особую роль в этом процессе могут сыграть семейное консультирование и родительские группы, где создается особое пространство диалога, в котором опыт и переживания людей могут быть приняты, разделены с другими.

Часто родители приходят на первые встречи с рассказом о том, что они не способны влиять на ситуацию и бессильны что-либо изменить. Семейное и индивидуальное консультирование, участие в родительских группах и занятиях с ребенком, привлечение к обсуждению коррекционно-развивающих программ позволяют обнаруживать и развивать те части историй о себе и своей жизни, где инициатива, ответственность, способность действовать и сила обретают большее место. Вместе с тем хотелось бы сказать, что инициатива и ответственность, особенно когда они только начинает появляться, очень хрупки и требуют особой поддержки со стороны окружающих.

В связи с этим всё большую роль приобретает оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семья, у которых есть ребенок с проблемами в развитии. В настоящее время уже существует психологическое консультирование таких семей, хотя, по нашему мнению, дефектолог должен уметь оказывать грамотную психолого-педагогическую помощь, в достаточной степени владея темой и будучи в курсе новых направлений в развитии психологического консультирования. Это вызвано самой жизненной необходимостью, когда к нему приходят родители с детьми, у которых стоит диагноз «интеллектуальная недостаточность», звучащий для них как страшный приговор и являющийся сильным стрессовым фактором, неблагоприятно отражающимся и на всей семье в целом, и на каждое ее члене в отдельности.

Читайте также:  Этапы развития ребенка от рождения до года

Психологическое консультирование – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей оптимальной модели (Ткачева В.В., 1998). Поэтому консультант (или учитель-дефектолог) должен особенно тщательно соблюдать этические принципы при общении с членами семьи ребенка: 

  1. доброжелательность и безоценочное отношение к ним, помощь и понимание, отказ от восприятия человека на основе стереотипов и предрассудков;
  2. ориентацию на нормы и личность родителей (умение взглянуть на ситуацию его глазами, встать на его позицию);
  3. обязательное соблюдение конфиденциальности;
  4. разграничение личных и профессиональных отношений; если же отношения перерастают в личные, неформальные, целесообразно передать клиентов другому специалисту;
  5. включенность родителей в процесс консультирования (замотивированность на сотрудничество с консультантом, помогающего делать небольшие открытия о себе и мире);
  6. запрет давать советы, нужно подвести родителей к решению проблемы, сориентировать на принятие собственной ответственности за происходящее.

Единой системы по классификации стилей семейного воспитания на настоящий момент еще не сложилось, поэтому рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в работах авторов, исследующих данную проблему. В России в 1976 г. в автореферате диссертации к.м.н. «Семья и умственно отсталый ребенок» Майрамян Р. Ф. (1976)  доказал, что матери подвергаются длительному психогенному стрессу. Проблемы, которые испытывают родители, возникают на нескольких уровнях: психологическом, соматическом и социальном (Ткачева, 1999).

В соматическом плане наблюдаются нарушения деятельности коронарной системы, раннее старение организма, онкология, крапивница, зуд, нарушения терморегуляции.

На психологическом уровне это проявляется в понимании родителями необратимости умственной отсталости, что приводит к стойкой депрессии и нарушениям невротического характера (истерия, слезы, сниженный фон настроения), т.е. весь спектр стрессовых переживаний. Невротические и депрессивные переживания на протяжении жизни с больным ребенком с годами трансформируются в стойкие личностные черты.

В рамках специальной психологии в 1999 г. первое психологическое исследование семей было проведено В.В. Ткачевой. В результате ею были выделены три психологических типа родителей:

  1. Авторитарные.
  2. Невротические.
  3. Психосоматические.

Рассмотрим более подробно характеристику личностных особенностей каждой группы родителей.

1. Авторитарные родители.

Такие родители имеют сильный тип реагирования на проблемы и стремятся к ее разрешению. В одном из ста случаев происходит отказ от ребенка как вариант разрешения данной проблемы. Однако основная масса такого типа родителей принимает ребенка, но не его дефект, вследствие чего начинают борьбу с дефектом, с помощью специалистов стремятся установить точный диагноз. Всю ответственность за преодоление проблем возлагают на себя. В учреждениях нередко отличаются неадекватным поведением и негативным отношением к специалистам. Недовольство проявляется в агрессии, конфликтной позиции. Но благодаря таким родителям многие проблемы, связанные с положением детей-инвалидов, начинают в нашей стране решаться. Главной целью этих родителей является оказание помощи ребенку.

В статье С.А. Сошинского – инициатора создания «Курсов для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами» (Справочник по психиатрии, 1985), взявшего на воспитание мальчика-аутиста, – рассматривается опыт решения социальных проблем. Опыт же таков, что все они решаются только под давлением снизу, то есть со стороны тех, кто лично включен в проблему, для кого ребенок-инвалид не абстрактная единица, а человек, личность. Обычно, это родители, объединенные в общественные организации, а затем и в ассоциации таких организаций. Так до сих пор в нашей стране, так было и в западных странах – США, Германии, других, – несколько раньше нас.

Одной из первых родительских организаций в России была созданная в 1989 году при НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики) общественная организация родителей «Добро», для помощи аутичным детям. Главнейшей задачей ее было именно представлять и отстаивать права детей с аутизмом. То есть, решать те самые проблемы, о которых я говорил. Спасти детей от сиротства, помочь их развитию, морально помочь семьям, создать среду общения, обеспечить отдых, отстаивать права аутичных детей на внимание государственных учреждений, на государственную помощь, дать им возможность учиться.

В том же году появился «Центр лечебной педагогики» в Москве, также как общественная организация родителей и педагогов. Стали появляться и другие родительские организации, в других регионах и в связи с другими заболеваниями детей. Например, в Петрозаводске родительская организация «Особая семья» возникла уже в 1991 году. А в 1992 году тринадцать родительских организаций Санкт-Петербурга объединились в городскую ассоциацию («ГАООРДИ»). Сейчас эта ассоциация включает уже 75 родительских объединений.

В настоящее время в России существуют сотни центров или родительских организаций. Существуют разработки, осуществленные в этих центрах. В обществе постепенно осознается наличие проблемы детей-инвалидов. Опыт объединения родителей больных детей, опыт их взаимопомощи, опыт различных акций, проводимых такими объединениями, работает. Самый факт, что из трех или пяти тысяч участников Рождественских Чтений, проводимых в Москве: в МГУ, в Большом Кремлевском дворце, в Храме Христа Спасителя и в других местах. Организатором Рождественских Чтений является Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других научных и образовательных учреждений.  Семьдесят или восемьдесят человек избрали для себя эту секцию, тему детей-инвалидов, свидетельствует о том, что ситуация в обществе (в отношении детей-инвалидов) сейчас существенно другая, чем была десять лет назад. Это результат именно тех родителей, педагогов, врачей, юристов, которые сделали первые шаги за эти годы, создали первые организации.

СМИ лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые родители. Увидев, где граница возможностей больного ребенка, дети играют с ним в этих границах – они скорректировали свое поведение. У взрослых существуют предвзятые отторжения. Вдруг их здоровому ребенку будет вредно общение с ребенком с ДЦП или умственной отсталостью.

Читайте также:  Создание образовательной среды для развития талантов каждого ребенка

По мнению С.А. Сошинского, «путь каждого объединения родителей детей-инвалидов мог бы стать поводом отдельного описания, книги. Путь начинается с боли, с трагедии детей и родителей, пролегает через трудности социальные и организационные. И это не произвольное желание родителей во что бы то ни стало объединяться, а жесткая необходимость помочь детям. Не “триумфальное шествие” родительского объединения, но постоянная борьба, попытка выжить и помочь» (2007).

Для родителей авторитарного склада характерна опора на собственное мнение, уверенность в своей правоте. По отношению к ребенку они проявляют гиперопеку, порой даже физические наказания. Степень проявления этих качеств зависит от уровня культуры, знаний проблемы особых детей, собственного воспитания.

Также к отрицательным чертам можно отнести, что такие родители любят, когда их хвалят, ставят другим в пример их успехи или целеустремленность, они не терпят прекословия.

2. Невротические родители.

У них наблюдается слабый тип реагирования на проблему, они пасуют перед дефектом ребенка. Случившееся с ними горе представляется для них как непреодолимое и тяжелое. Они не стремятся что-то исправить, помочь («бесполезно», «что есть, то и есть»). В силу собственной слабости такие родители «сбрасывают» с себя проблему, стремятся уйти от ответственности за будущее ребенка, они не могут нести этот груз. Данный тип родителей характеризуется невротичностью, тревожностью, неуверенностью в себе, у их детей фиксируется низкая самооценка, они отличаются тем, что не владеют многими навыками и умениями, которыми могли бы овладеть, из-за того, что родители убеждены, что «бесполезно их чему-либо учить». Тогда как для личности ребенка крайне важна позитивная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. Но родители воспринимают свою жизнь как «загубленную», они – «страдальцы», которые «несут крест», что создает благоприятный фон для речевых расстройств.

3. Психосоматические родители.

Это смешанный тип реагирования на проблему. У данных родителей есть возможность отреагирования проблемы во внешнем плане отсутствует вследствие перекрытия поведенческого канала. Неразрешимость проблемы переносится во внутренний план, происходит переключение с эмоциональных переживаний в психосоматические расстройства. Такие родители ведут себя нормативно, проблемы, поступающие извне, не остаются также на внешнем плане, а переходят на внутренний. Психотравмы являются ядом для их психики, в результате чего развиваются соматические заболевания: слабость нервной системы, длительность эмоциональных переживаний и стрессов, своеобразием характеристик особенностей нервной деятельности, заданных конституционально.

По своим психологическим характеристикам они совмещают авторитарные черты, заботу о ребенке, но, с другой стороны, могут пасовать перед трудностями, у них меньше сил, чтобы бороться за своего ребенка. Такие родители составляют большинство: 55–65 % (2/3), остальные типы распределяются примерно поровну.

Тяжелый дефект ребенка может изменять личностные черты родителей, формировать в них агрессивность, отчужденность, авторитарность, иногда – безволие. Социальная жизнь такой семьи не защищена. Вместе с ребенком мать имеет права, определенные законом, но без юридической поддержки даже не знает о законах. Порой она годами бьется с местными чиновниками за права ребенка. Иногда побеждает – особенно, если объединяется с другими родителями. Но часто победа бывает не полной, и достается дорогой ценой – невозвратимо потерянного для развития ребенка времени. И не каждая мама выдержит такую борьбу.

Источник

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Мытник Татьяна Алексеевна

Мурманск 2017

Содержание

Введение

3

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

4

Советы родителям

8

Список литературы

9

Введение

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Интеллект ребенка — специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи — повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания — восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника — всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Читайте также:  Развитие внимания у здорового ребенка

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения — следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги — обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки — особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).

Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее — антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание — это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи — это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Советы родителям

♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Список литературы

  1. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред.  Р.В.Тонковой-Ямпольской. —  М.:  Медицина, 2003. – 243 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
  4. https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

Источник