Роль родного языка и речи в развитии ребенка презентация

Роль родного языка и речи в развитии ребенка презентация thumbnail

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА  И РЕЧИ  В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей

(СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ развитием сознания познанием окружающего мира развитием личности в целом Родной язык является средством овладения знаниями , изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

развитием сознания

познанием окружающего мира

развитием личности в целом

Родной язык является средством овладения знаниями , изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи » (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел

к следующему выводу:

« Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи »

(Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

И. А. Зимняя , анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные в) личностные функции человека В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство : общения как формы социального взаимодействия; присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка). Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми . Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

И. А. Зимняя , анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).

Это характеристики, обеспечивающие:

а) социальные,

б) интеллектуальные

в) личностные функции человека

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство :

  • общения как формы социального взаимодействия;
  • присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
  • приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми . Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека . Эти характеристики определяют язык как средство: номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; опосредствования высших психических функций человека; развития познавательных интересов; удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы). Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека .

Эти характеристики определяют язык как средство:

  • номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
  • обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
  • опосредствования высших психических функций человека;
  • развития познавательных интересов;
  • удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка . Здесь он выступает в качестве средства: осознания человеком собственного «Я» рефлексии, самовыражения и саморегуляции. Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания . Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки , которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка .

Здесь он выступает в качестве средства:

  • осознания человеком собственного «Я»
  • рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности.

В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей.

Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания .

Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки , которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.

Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик

Функциональные характеристики родного языка

1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)

2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции

4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач

3. «Личностные» характеристики языка

9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная.  Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания. Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная.

Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции . Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции .

Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств.

В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.

Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.

Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания.

Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.

Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева , что « хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом ( Бог-Творец , создатель мира ) человеческого в человеке » (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378). Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение

Читайте также:  Центр развития ребенка возрождение

А. Н. Леонтьева , что « хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом ( Бог-Творец , создатель мира ) человеческого в человеке »

(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378).

Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Источник

1. РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

2. План:

• 1. Язык — средство овладения
знаниями.
• 2. Функциональные
характеристики родного языка.
• 3. Национально-культурная
функция языка.
• 4.Эстетические функции языка

3.

Овладение родным языком, развитие речи
является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве
и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и
обучения детей
(СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

4.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
развитием сознания
познанием окружающего мира
развитием личности в целом
Родной язык является средством овладения
знаниями, изучения всех учебных дисциплин в
школьном и последующем образовании.

5.

На основе длительного изучения процессов
мышления и речи Л. С. Выготский пришел
к следующему выводу:
«Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и
формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости
от речи»
(Выготский Л. С. Умственное
развитие в процессе обучения).

6.

И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно
выделяет три группы функциональных
характеристик языка (в широком смысле).
Это характеристики, обеспечивающие:
а) социальные,
б) интеллектуальные
в) личностные функции человека
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е.
социализации;
3) приобщения
к
культурным,
историческим
ценностям
(общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и
социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной
функцией речи.

7.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых
реализуются интеллектуальные функции человека.
Эти характеристики определяют язык как средство:
номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и
уточнения понятийного аппарата человека;
опосредствования высших психических функций человека;
развития познавательных интересов;
удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма
существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности
вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий
фактор умственного развития человека.

8.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка.
Здесь он выступает в качестве средства:
осознания человеком собственного «Я»
рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в
самопознании личности.
В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в
нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного
воспитания.
Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки,
которые при правильном воспитании становятся эталонами его
собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

9.

Специфику проявления названных характеристик при
овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик
Функциональные характеристики родного языка
1. Средство общения, форма социального
взаимодействия
1. Характеристики, отражающие
2. Средство присвоения общественно-исторического
социальные функции человека
опыта, социализации личности
3. Средство приобщения к культурным, историческим
ценностям (общеобразовательное значение языка)
4. Средство соотнесения с предметной
действительностью через номинацию, индикацию
5. Средство обобщения, формирования,
2. Характеристики, посредством
дифференциации, уточнения понятийного аппарата
которых реализуются интеллектуальные 6. Средство опосредствования высших психических
функции
функций человека
7. Средство развития познавательного интереса
8. Средство решения коммуникативных,
познавательных задач
9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия
3. «Личностные» характеристики языка 10 Средство выражения себя (самовыражения) и
саморегуляции

10.

В этом смысле А. А. Леонтьевым
выделяется еще одна функция языка
– национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах
К. Д. Ушинского, показавшего
национальные особенности родного языка и
его роль в воспитании национального
самосознания.
Язык является фундаментальным основанием культуры в
широком понимании. «Присваивая» общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок овладевает
языком как частью национальной культуры.

11.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в
его эстетической функции.
Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это
формирование эстетических чувств.
В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека,
искусство.
Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно
воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу,
искусству.
Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного,
способен вызывать эстетические переживания.
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования
языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического
отношения к языку.
Особое значение для эстетического развития имеют художественное
слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих
детей.

Читайте также:  Развитие творчества ребенка в дошкольном возрасте

12.

Вместе с тем, говоря о роли языка и
речи в развитии личности ребенка,
следует помнить предостережение
А. Н. Леонтьева, что «хотя языку
принадлежит огромная, действительно
решающая роль, однако язык не
является демиургом (Бог-Творец, создатель мира)
человеческого в человеке»
(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы
развития психики. – М., 1981. – С378).
Творцом человека выступает конкретная предметнопрактическая деятельность, в процессе которой люди
взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Источник

Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей1.

              Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»1.

       Структурно — логическая схема 1. Роль языка в формировании личности (Стерликова В.В.).

hello_html_m2cf37554.png

     Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка(в широком смысле).Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.

       В первую группувходят характеристики, согласно которым язык – средство:

1) общения как формы социального взаимодействия;

2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;

3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.

Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;

5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;

6) опосредствования высших психических функций человека;

7) развития познавательных интересов;

8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:

9) осознания человеком собственного «Я» и

10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

          Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.

Функциональные характеристики родного языка

       В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

      В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Читайте также:  Нормы роста и веса при развитии ребенка

1 Выготский Л.С. Умственное развитие в процессе обучения. М.; Л., 1935.

РБ — расширяющий блок

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему: «Овладение родным языком детьми младшего дошкольного возраста»

МБДОУ «Чайка» Тема: «Овладение родным языком детьми младшего дошкольного возр...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

МБДОУ «Чайка» Тема: «Овладение родным языком детьми младшего дошкольного возр

Описание слайда:

МБДОУ «Чайка» Тема: «Овладение родным языком детьми младшего дошкольного возраста» Выполнила воспитатель : Жукова Елена Гарьевна

2 слайд

Основания избранной темы: К сожалению, в настоящее время существует проблема:

Описание слайда:

Основания избранной темы: К сожалению, в настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Я работаю с детьми младшей группы. В моей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. Поэтому возникла необходимость заниматься проблемами речи. Основания ,избранной темы:

3 слайд

Актуальность: Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего, полноценного ра

Описание слайда:

Актуальность: Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Актуальность:

4 слайд

Цель: Создание условий для воспитания свободной личности, способной к полноце

Описание слайда:

Цель: Создание условий для воспитания свободной личности, способной к полноценному общению. Цель:

5 слайд

Задачи: Развитие связной и разговорной речи детей, вступать в контакт с окруж

Описание слайда:

Задачи: Развитие связной и разговорной речи детей, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, использую речевые средства. Создание речевой среды, которая дает образцы языка. Развитие речевой активности детей через все виды деятельности. Обеспечение оптимальных, психологических, комфортных условий воспитания и обучение детей моей группы с учетом их способностей и интересов. Повышение психолого-педагогогической культуры и воспитательной компетенции родителей, побуждение их к общему и речевому развитию ребенка в семье . Задачи:

6 слайд

Работа с детьми: Нод. Дидактические игры. Фольклор Наблюдения в природе Худо

Описание слайда:

Работа с детьми: Нод. Дидактические игры. Фольклор Наблюдения в природе Художественная литература Кружковая деятельность Работа с детьми:

7 слайд

Дидактическая игра: Опыт работы с детьми показал , что формирование выразител

Описание слайда:

Дидактическая игра: Опыт работы с детьми показал , что формирование выразительной речи у дошкольников лучше всего осуществлять с помощью игры. В игровых ситуациях дети чувствуют себя уверенней и полнее раскрывают свои творческие возможности.

8 слайд

Чудесный мешочек:

Описание слайда:

Чудесный мешочек:

9 слайд

Хороводные игры:

Описание слайда:

Хороводные игры:

10 слайд

Сюжетно-ролевые игры:

Описание слайда:

Сюжетно-ролевые игры:

11 слайд

Подвижные игры:

Описание слайда:

Подвижные игры:

12 слайд

 Уголок дидактических игр

Описание слайда:

Уголок дидактических игр

13 слайд

Роль родного языка и речи в развитии ребенка презентация

14 слайд

Все игровые материалы и пособия находятся в доступном месте для детей, функц

Описание слайда:

Все игровые материалы и пособия находятся в доступном месте для детей, функциональны, востребованы детьми в самостоятельных, свободных видах детской деятельности.

15 слайд

Фольклор:

Описание слайда:

Фольклор:

16 слайд

Потешки при режимных моментах: «Водичка, водичка, умой мое личико» Баю-бай, б

Описание слайда:

Потешки при режимных моментах: «Водичка, водичка, умой мое личико» Баю-бай, баю-бай, ты ,собачка ,не лай»

17 слайд

Роль родного языка и речи в развитии ребенка презентация

18 слайд

Пальчиковые игры:

Описание слайда:

Пальчиковые игры:

19 слайд

Роль родного языка и речи в развитии ребенка презентация

20 слайд

Художественная литература:

Описание слайда:

Художественная литература:

21 слайд

Роль родного языка и речи в развитии ребенка презентация

22 слайд

Инсценирование: Лучшему пониманию произведений устного народного творчества,

Описание слайда:

Инсценирование: Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок, авторских стихотворений ,помогает инсценирование с помощью игрушек настольного театра

23 слайд

Хорошо инсценируются русские народные сказки : «Репка», «Колобок», «Теремок»

Описание слайда:

Хорошо инсценируются русские народные сказки : «Репка», «Колобок», «Теремок»

24 слайд

Уголок театрализованных игр:

Описание слайда:

Уголок театрализованных игр:

25 слайд

Наблюдения – метод чувственного познания природы. Через наблюдения стараюсь

Описание слайда:

Наблюдения – метод чувственного познания природы. Через наблюдения стараюсь подвести ребёнка к пониманию природы стараюсь научить слушать её, сопереживать ей, учить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. После таких наблюдений дети делятся впечатлениями много рассказывают об увиденном.