Роль родительской компетентности в развитие ребенка

Роль родительской компетентности в развитие ребенка thumbnail

Роль родителей в развитии

у ребёнка социальной компетентности

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.Чаще всего это описывается как некоммуникабельность, т. е. как гипоактивность. Проявлением неуверенности может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. hello_html_m194650ee.jpg

Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.

Компоненты социально компетентного поведения:

— умение сказать «нет»;

— умение выражать желания и требования;

— владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

— выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:

1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.

2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.

3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.hello_html_5b36fab3.jpg

С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем.

«И в кого только он пошёл?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургическиеоперации и т. д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.

Вариант 4. Объясняем.

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка. Будьте здоровы!

Педагог-психолог Е.П.Загвозкина

Источник

Роль родителей в развитии

у ребёнка социальной компетентности

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать с собой, с социумом, с внешним миром. Если точно следовать этимологии выражения «социальная неуверенность», то нужно говорить только о дисгармоничном взаимодействии ребёнка с социумом.

Читайте также:  Средства физического воспитания обеспечивающие гармоничное развитие ребенка

Чаще всего это описывается как некоммуникабельность, т. е. как гипоактивность. Проявлением неуверенности может быть и гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.

Одна из важнейших задач родителей – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. И если он недополучает её по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, что он не может быть сильным как психически, так и физически.

Компоненты социально компетентного поведения:

— умение сказать «нет»;

— умение выражать желания и требования;

— владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор;

— выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Социально компетентное поведение характеризуют следующие факты:

1. Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.

2. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления; контролировать своё состояние и освободиться от социального страха в общении с другими.

3. Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

4. Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения за счёт других. Представлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5. Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

Итак, основными факторами, способствующими выработке социальной уверенности у ребёнка являются: пример родителей общения с другими людьми; искренний интерес к ребёнку и его проблемам; оказание ребёнку психологической поддержки.

С расширением круга общения, посещением разнообразных кружков ребёнок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов – бранные слова. Услышав от своего ребёнка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем.

«И в кого только он пошёл?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребёнок сам их забудет, родители от части правы. Но какая гарантия, что, однажды забыв эти выражения, ребёнок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придёт к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться – язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом всё труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургическиеоперации и т. д. в этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребёнка начнётся истерика.

Вариант 4. Объясняем.

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и чёткой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребёнок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твёрдым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребёнку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребёнок будет пускать его в ход всё чаще и чаще. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребёнка. 

Будьте здоровы!

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сабинский детский сад общеразвивающего вида №2 «Эллуки»

п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района

Республики Татарстан»

«Повышение родительской компетентности в воспитании детей» 

(мастер-класс на педсовете)

Читайте также:  Развитие ребенка при кривошее

                                                           Киямова Гузель Наилевна

п.г.т. Богатые Сабы

2018

Мастер-класс «Повышение родительской компетентности в воспитании детей» 

Уважаемые  коллеги.

Я рада  всех вас видеть сегодня здесь.

 Мне очень хочется подарить вам свою улыбку. А сейчас и вы подарите друг другу  улыбки. Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребенку  необходим родительский пример.

Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.  Мы  убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции. 

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В. Леви)

В настоящее время родители включены в государственно — общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.

Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.

Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Родительство не профессия, а сложное многогранное социально – психологическое явление. На формирование компетентности родителей влияют самые разные факторы: культурно – исторические, социально – экономические, этические, психологические и др.

Е. П. Арнаутова рассматривает природную и социальную составляющие родительской компетентности. Природная компетентность «разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода… связана с такими понятиями, как природная чувствительность (способность чувствовать другого как самого себя, эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность». По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно – нравственные традиции общества. Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним «совместный язык», видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка. Родительская компетентность – это сочетание знаний, чувств и действий.

Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско – родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи. Поэтому помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются:

— взаимоуважение и взаимодополнение;

— диалог;

— единство целей;

— координация усилий;

— сотворчество в воспитании.

Педагог – профессионал. Он и выступает инициатором взаимодействия, используя различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольный период, обогащения представлений родителей о возрастных психолога – педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.

Родитель — не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Это удел профессионалов. Поэтому прямой профессиональный долг каждого педагога – помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно, сотрудничать с собственным ребенком.

К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. Учить чему – то взрослого состоявшегося человека, да еще не всегда желающего учиться, — задача не из простых. Первый и главный секрет – уважение и принятие родителей такими, какие они есть. Педагогу важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались. Погружение в мир детства помогает родителям не просто вернуться на «машине времени» назад, но и лучше познать жизнь своего ребенка (ведь пять дней в неделю по 10 – 12 часов дошкольник проводит именно в детском саду, осознать, что детский сад – это серьезно. Это не просто место, где присматривают и ухаживают и где можно оставить ребенка, пока родитель занят на работе. Детский сад – огромный пласт жизни малыша. Здесь он учится общаться и дружить, познавать весь многогранный мир, становится членом общества и многое другое. Прожив такой день, родители по-новому смотрят и на педагога и на ДОО, и на своего ребенка. А вечером за круглым столом родители имеют возможность поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне. И часто те, кто не посещал в детстве по какой-либо причине детский сад, сожалеют о таком упущении.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам неврология

Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Семинары, родительские собрания, родительские клубы, несомненно, дают много информации о воспитании ребенка. Но этого мало. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Но не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Поэтому важно организовывать практикумы, в которых родители участвуют вместе с детьми в разнообразных видах деятельности. Прежде всего, в игровой. Например: «Моя семья», (веселые старты,мы проводили ко дню семьи, участвовали и дети и родители, после праздника мы наградили всех участвующих, было очень интересно и весело. «Село, где мы живем»-организовали игры с детьми и родителями, оформили стенгазету с фотографиями домов детей, улиц, где дети и родители с удовольствием искали свой дом. «Новогодняя мастерская» — где родители вместе с детьми занимались изготовлением различных елочек, которые получились очень красивые и разнообразные, елочками украсили группу. Провели клубы: «Путешествие в сказкино», «Путешествие в страну игралию». «С детьми играем, ум – развиваем». Родители принимали активное участие, всегда была теплая, дружеская встреча, было всем интересно. Такая деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в отличной от домашней обстановке, поиграть вместе с ребенком, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.

Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей. Где родители совместно с детьми занимаются изготовлением различных поделок: «Что нам осень подарила?» — работ было много, различных и очень интересных. Родители общаются с детьми. А совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят психологи. На встречах родительского клуба в ДОО педагог может помочь родителям сформировать рефлексивную позицию: увидеть свои сильные и слабые стороны как родителя, понять, почему в одних случаях воспитательные приемы срабатывают, а в других – нет.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относится к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Практикум.

Сейчас я вам предлагаю проиллюстрировать   часто встречающуюся модель отношений взрослых и детей. Двое  родителей изображают  родителя и ребёнка. Первый, чтобы показать, что он любящий и понимающий родитель, должен подняться на стул и протянуть руку ребенку. Второй,  стоящий  внизу должен ответить на этот жест. «Ребёнок» застывает, подняв лицо и вытянув руки вверх.

Удобно ли вам? Удобно ли ребёнку?

Исправьте ситуацию, чтобы было удобно и родителю и «ребёнку».

Вывод: Первая причина, которая мешает нам общаться с детьми,  — это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает.

Практическое задание родителям «Загибаем лист»:

Вспомните , когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно?  Возьмите лист бумаги и при каждом сгибе листка вспоминайте негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Давайте попробуем поставить себя на место ребенка, который очень часто  страдает  от  нашего неосознания  его как личности.

Упражнение «Ребенок статуя».

Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.

Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

  1. Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
  2. Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
  3. Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
  4. Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
  5. Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.

Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.

Как помириться? (прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать).

Мы обратились к ошибкам  семейного воспитания,  а теперь давайте рассмотрим  наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше.

Возьмите на столе   листы  бумаги  с нарисованными на них солнышками.
В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).

Заключение.

Уважаемые коллеги, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить.

Источник