Развитие ребенка нетрадиционными способами

Наталья Малахова
Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных способов изодеятельности

Цель: повысить компетентность родителей по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми среднего возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в условиях ДОУ и семьи. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

Задачи:

1. Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.

2. Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования

3. Показать, что использование нетрадиционных способов изображения формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие.

4. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетическому творчеству.

5. Приобщение к изобразительной деятельности ребенка в условиях семьи.

Форма проведения: презентация, информационно — практическая.

Участники: родители, воспитатели.

Предварительная работа:

Изучить научно-методическую литературу по теме.

План:

1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

3. Творческая минутка.

4. Выставка рисунков родителей. Обмен мнениями, оценка родителями эффективности собрания.

5. Подведение итогов.

Ход собрания

I. Вступительная часть

Добрый день, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования.

— Для начала мне бы хотелось услышать, как Вы понимаете, что такое рисование?

Простым языком можно ответить «рисование — это изображение какого-либо предмета или образа на чём-нибудь и чем-нибудь.

— А что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

Нетрадиционное рисование-это искусство изображать предметы и образы не основываясь на традиции.

— А как Вы считаете, рисование важно для развития детей?

На самом деле рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. От рисования ребёнок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать, анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается фантазия; рисование даёт возможность закрепить знание о цвете и форме.

— Поднимите руки, пожалуйста, у кого дети не любят рисовать.

— А Вы принимаете участие в рисовании с детьми?

-А чем рисуют Ваши дети?

-Как часто рисуют Ваши дети дома?

Можно сделать вывод, что Вы достаточно уделяете время рисованию, Вы поощряете творчество своих детей. Что очень радует!

Дошкольникам очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используятрадиционные методы рисования: карандаши, фломастеры, кисти. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно, совершенно не используя кисти, а заменить их на другие предметы. Это и есть «нетрадиционное рисование»! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям достичь желаемого результата. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышает интерес к художественной деятельности, развивает психические процессы. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают еёсвойства: густоту, твёрдость, вязкость.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных интересных вещей — зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д. Вышли погулять, присмотритесь,а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами оказывается можно рисовать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя». Можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, ослабляет возбуждение слишком эмоционально расторможенных детей, увлекает, а чем сильнее ребёнок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много. Каждая из этих техник- маленькая игра. Их использование позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Я хочу предложить вам просмотреть презентацию, в которой вы увидите, насколько интересен, разнообразен мир изобразительной деятельности. Вы не только будете ознакомлены с ними, но и попробуете самостоятельно выполнить творческую работу. (Показ презентации)

Творческая минутка.

А теперь я предлагаю Вам окунуться в мир детства, где Вы сможете стать для своих детей единомышленниками, партнёрами, друзьями. Вам нужно только немного пофантазировать и нарисовать иголки ёжику смятой бумагой. Но перед началом работы нам нужно сделать массаж рук. Читается стихотворение:

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка ушаковой

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Отвечают на что похожа их смятая бумага)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Рисовать сейчас начнём!

Выполнение работ. Опускаем смятую бумагу в краску и примакиваем к изображению ежа, имитируя иголочки.

(Проводится мастер – класс с использованием нетрадиционных техник рисования.)

А сейчас мы поучимся рисовать, используя нетрадиционные техники и различный материал.

«Веселые ладошки».

•Материалы: простой карандаш, краски, кисти, палитра, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы бумаги.

Способполучения изображения: прикладываем левую ладонь на лист бумаги (ладонь можно повернуть, передвинуть) и обводим каждый пальчик простым карандашом. Убираем ладонь. А теперь пофантазируем, представим, подумаем и дорисуем недостающие детали. А теперь раскрасим свой рисунок.

• Показ образцов (Веселые ладошки).

«Кляксография с трубочкой».

Материалы: бумага, краски, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способполучения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовывают.

Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.

Давайте посмотрим, что у Вас получилось. Вот видите, без особых усилий и художественного мастерства, у вас получились замечательные рисунки. А представляете как радуется Ваш малыш, когда у него из простого получается такая красота!

Заключительная часть.

А теперь, когда вы сами попробовали такой необычный вид деятельности, скажите, что вы почувствовали, испытали?

Данный вид деятельности не только увлекателен, но и помогает вашим детям раскрыться, научиться фантазировать, быть творческой личностью.

И так:

Использованием нетрадиционных техник способствует:

— снятию детских страхов;

развивает уверенность в себе, своих силах;

развивает пространственное мышление;

— учит детей свободно выражать свой замысел;

— учит работать с разными материалами;

— во время работы дети получают удовольствие.

Наша встреча подошла к концу.

Спасибо, что приняли участие в родительском собрании, надеюсь, что вы узнали что-то новое и полезное для себя и ваших детей. Надеемся, что после сегодняшней нашей встречи вы чаще будете с детьми заниматься творчеством.

— Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.

Источник

Практически все дети любят рисовать. А рисование нетрадиционными способами вызовет у детей ещё больше позитивных эмоций. С помощью такого рисования у ребёнка происходит развитие фантазии, творческих способностей, мышления, воображения, проявление индивидуальности, а так же мелкой моторики, изучение и закрепление понятий о цвете, форме, знакомство с различными материалами.

Рисование пальчиками

Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги (для самых маленьких лучше взять А3 или рулон старых обоев)

Рисование пальчиками это весело, интересно, а самое главное полезно для развития мелкой моторики и освоении понятия о цвете. Такой вид рисования подойдет для самых маленьких художников с 10-11 месяцев.

Рисование ладошками

Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги, кисть

Отпечатки ступнями

Материалы: пальчиковые краски, лист бумаги, кисть

Ниткография

Материалы: лист плотной бумаги, нить, акварель или гуашь, посуда для окрашивания нити, кисть

  • нарезать нить по 30-40 см несколько штук;
  • положить в посуду для окрашивания (кончик нить должен быть снаружи);
  • выбрать цвет и кистью нанести краску на нить;
  • сложить лист пополам, на одной из сторон разложить нить (сухие кончики вывести вниз листа);
  • плотно прижать две стороны листа и аккуратно вытянуть нить;
  • открываем лист и фантазируем

Монотипия

Материалы: лист бумаги, кисть, краски, вода

  • сложить лист бумаги пополам;
  • на одной половине нарисовать предмет;
  • складываем лист вдвое;
  • дорисовываем согласно творческому замыслу.

Штампики из овощей и фруктов

Читайте также:  Марина суздалева система развития ребенка от а до я

Материалы: любые овощи и фрукты, лист бумаги, кисть, гуашь

Отпечатки листьев

Материалы: листья, лист бумаги, кисть, гуашь или акварель, вода

  • на листик от дерева (или другого растения) нанести краску кистью;
  • сделать отпечаток на листе бумаги;
  • дорисовать согласно творческому замыслу.

Рисование ватными палочками

Материалы: ватные палочки, лист бумаги, краски

Штампики из пластилина

Материалы: пластилин, лист бумаги, краски, кисть, небольшой кубик, стека

  • пластилин нанести на небольшую твёрдую поверхность (например кубик);
  • стекой изобразить на пластилине желаемый узор;
  • нанести краску на получившийся штампик из пластилина;
  • сделать отпечатки согласно творческому замыслу.

Кляксография

Материалы: лист бумаги, кисть, акварельные краски, трубочка от сока (метод растекания), вода.

Капельный метод:

  • набрать кистью краски;
  • разбрызнуть акварель над листом бумаги;
  • дорисовывать согласно творческому замыслу

Метод растекания:

  • на бумагу нанести большую кляксу;
  • с помощью трубочки раздуть краску по бумаги;
  • дорисовывать согласно творческому замыслу

Рисование набрызгом

Материалы: краски (акварель или гуашь), бумага, старая зубная щётка или расческа, вода, трафареты, шаблоны, стеки или плоская палочка.

  • на зубную щётку или расчёску нанести немного краски;
  • на лист бумаги по желанию приложить трафарет или шаблон;
  • стекой провести по поверхности щётки, брызги полетят на бумагу;
  • направлять брызги в разных направлениях в зависимости от творческого замысла.

Рисование солью

Материалы: соль, плотный лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, клей ПВА

  • нарисовать рисунок на бумаге клеем;
  • посыпаем получившийся рисунок солью;
  • раскрашиваем рисунок нужными цветами;
  • дать просохнуть

Таким же образом можно рисовать не только солью, но и манкой.

Рисование мятой бумагой

Материалы: бумага, посуда для смешивания цветов, вода, краски (акварель, гуашь подойдет и пастель)

  • в посуду набрать немного тёплой воды и добавить выбранную краску;
  • подготовить кусочки мятой бумаги (среднего размера);
  • опустить комочек в воду, подождать несколько секунд;
  • нанести на бумагу.

Пластилинография

Рисовать пластилином можно в разных техниках: из шариков, жгутиками, методом размазывания и т.д. Подробней о пластилинографии можно узнать здесь.

Гравюра

Материалы: лист основа (для того чтобы сделать основу понадобятся, белый картон,восковые карандаши, если хотите цветной фон, гуашь чёрного цвета,кисть,жидкое мыло), вода, зубочистка или другая острая палочка.

Делаем основу для будущей гравюры:

  • раскрашиваем лист восковыми карандашами, любыми цветами;
  • аккуратно нанести мыло на получившийся фон;
  • после того, как мыло впиталось закрасить чёрной краской.

После высыхания, можно приступать к созданию картины. Взрослый может нарисовать простым карандашом контур, а ребёнок будет его процарапывать.

Фроттаж

Материалы: лист бумаги, карандаши, плоские рельефные предметы

В переводе с французского означает натирание.

  • лист бумаги положить на рельеф;
  • не сильно заточенным карандашом раскрасить лист;
  • рельеф копируется на лист, создавая рисунок.

С помощью этой техники можно создавать удивительные рисунки.

Рисование мыльными пузырями

Материалы: вода, мыльне пузыри (моющее средство или шампунь), красители (лучше пищевые), трубочки для сока, плотная бумага, ложка, стаканчики или тарелочки (если нужны более крупные отпечатки).

  • делаем мыльные пузыри;

смешать 5 частей воды с 1 частью моющего средства;

  • разливаем получившийся раствор на стаканчики (количество стаканчиков соответствует количеству необходимых цветов) и добавляем красители;
  • трубочкой взболтать раствор и не вынимая из стакана дуть в неё;
  • дальше рисуем —

1 способ: прикладываем бумагу к пузырям;

2 способ: ложкой выложить пузыри на бумагу.

Рисование пеной для бритья

Материалы: пена для бритья, кисть, гуашь, лист бумаги, губка, тарелочки (по количеству желаемых цветов).

  • взбить пену, собрать её губкой и добавить в тарелочку с краской;
  • перемешать пену с краской с помощью кисти;
  • кистью нанести окрашенную пену на лист, согласно творческому замыслу.

Рисование вилкой

Материалы: вилка, краски, лист бумаги, плоская тарелочка

  • в плоскую тарелочку налить краску;
  • на вилку набрать краску;
  • плоской поверхностью вилки сделать отпечаток на листе бумаги.

Восковые карандаши + акварель

Материалы: восковые карандаши, кисть, акварельные краски, вода, лист бумаги

  • восковыми карандашами нарисовать желаемый рисунок на листе бумаги;
  • покрыть сверху акварелью.

Рисование отпечатками

Материалы: краски, лист бумаги, кисть, вода, материал с помощью которых будут сделаны отпечатки (например: воздушный шарик, ватные диски, цветы, ракушки, пластиковые стаканчики, воздушно- пупырчатая плёнка)

  • на поверхность, которую будем отпечатывать, нанести краску;
  • отпечатать на лист бумаги, в зависимости от художественного замысла.

рисование воздушными шариками

Рисование губкой (поролоном)

Материалы: губка (поролон), краски, лист бумаги, тарелочки

  • в тарелочку вылить немного краски;
  • поролон обмокнуть в краску и нанести на лист бумаги

Метод штриховки

Материалы: лист бумаги, карандаши, фломастеры или краска

Рисование на земле

Интересное занятие во время прогулки, нужно всего лишь найти небольшую палочку для рисования. Рисунок при желании можно украсить листиками, цветочками и т.д.

Рисование различными техниками это игра для ребёнка. Нетрадиционные техники рисование позволяют детям самовыражаться, раскрепощаться и гармонично развиваться!

Источник

Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Читайте также:  Центр развития ребенка сказка богданович

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему:

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников»

Воспитатель: Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка,которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие — беседа и занятие — наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми — это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

• Игры — соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

• КВН.

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

• Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

• Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

• Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

• Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

• Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер»)

• Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает — не тает, летает — не летает)

• Игры-путешествия.

• Сказки.

• Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

• Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

• Игры типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

• Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы: Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Сравнение.

• Метод моделирования и конструирования.

• Метод вопросов.

• Метод повторения.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Игры-драматизации.

• Сюрпризные моменты.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка (учебные комиксы).

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм: сказка — Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод:

Исходя,из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Источник