Роль родителей в развитии ребенка говорить

Консультация для родителей на тему:

«Роль родителей в развитии речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет  дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше  вы  научите  ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.На что же следует Обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк. Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы —  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи Взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрос­лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

Читайте также:  Анкетирование на выявление развития ребенка

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются  зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.        

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

 И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

 Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка.

 «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

 Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с  нами

Эй, а где ж улыбка?

 Зубки и «прилипка».

 «Гармошка».  Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

 Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

 И кисть уволок.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

 И края приподними.

 Оближем верхнюю губу —

 Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

 Кто любит варенье,

Делает движение —

 Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ.

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

 За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

 Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

 И покажем трубочки.

 «Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед

Посмотрите,  это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

«Дом»

Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«ЗАЙЧИК»

Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях).

«строим дом»

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым). Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

 Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

 Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

 Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт — Петербурга

Статья на тему:

«РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»

Автор: воспитатель средней группы                                                                               ГБДОУ д/с №90 Калининского района Санкт-Петербурга,                                            Шкилева Маргарита Григорьевна

                                                               «Воспитание человека начинается

                                                                          с его рождения; он ещё не говорит,

                                                                   ещё не слушает, но уже учится.

                                                                    Опыт предшествует обучению»

Жан-Жак Руссо

Довольно часто мы с вами слышим фразу: «Всё начинается с семьи», и это действительно так, поскольку воспитание ребёнка начинается в раннем детстве, ещё до того момента как малыш поступил в детский сад. Многие навыки приобретаются в семье — это и манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и манера общения с близкими людьми, традиции семейного воспитания, совместные праздники и развлечения, культура общения, навыки правильной речи и другие. Речь малыша подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр.

Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни, однако важнейшим периодом его развития считается период дошкольного детства, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения, культуры речи. Зачастую, даже нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью, этому есть несколько причин. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата, отклонение в развитии зубов и многое другое. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы, но особое внимание следует обратить на слух, поскольку именно ему принадлежит важнейшая роль в овладении звуками. Слыша речь взрослого, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает сам произносить их, и даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий (включение на полную громкость телевизора, компьютера, планшета), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их. Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос.

Читайте также:  Устав детского центра развития ребенка

Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но бытует мнение  о том, что звукопроизносительная сторона речи дошкольника, развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослого, позволяя ребёнку самостоятельно, постепенно, овладевать правильным произношением, однако в действительности, невмешательство в процесс формирования детской речи очень часто влечёт за собой отставание в развитии. Закреплённые в детстве речевые недостатки тяжело преодолеваются в последующие годы, поэтому так важно, чтобы семья старалась воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни малыша. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой, будет формироваться его собственная. Родители должны знать и понимать какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребёнком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестёр, товарищей, с которыми малыш часто общается. Основной ошибкой взрослых является переделывание слов под детский язык, что влечёт за собой отставание в речевом развитии. Если взрослые не следят за своей речью, то до слуха ребёнка многие слова доходят искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «штанники» вместо «штаны», «кофочка» вместо «кофточка» и т.д.), что в дальнейшем будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Особенно чётко следует произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова («луноход», «бор», «горница» и др.), объясняя ребёнку их значение. Обращаясь непосредственно к малышу, вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Очень важно приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.      

К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово, очень часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово, лучше дать образец его произношения. Читая ребёнку книги, родители нередко предлагают ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.      

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова. При проведении развивающих занятий с детьми важно стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот грузовик, а что у него есть?» — «Кабина, руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор…» Когда вы вместе с ребёнком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему разнообразные вопросы, например: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов, закрепляются в словесных играх. Спросите у ребёнка: «Что бывает высоким?», «Что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» или: «Что бывает широким?», «А что шире – ручеёк или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Гладким? Круглым? Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно. Двух-трёхлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребёнок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребёнок её заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребёнок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам, например: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.      

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные игрушки. Ребёнку четырёх-пяти лет можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придётся внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Постепенно можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — ёлочка — корзинка — грибок — ёжик). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Читайте также:  Центр развития ребенка радуга пермь

«Вспомни случай»

Выберите с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнка трудно чем-то занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

 Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что ещё можно о нём рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом, например, из детского журнала. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чём рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Некоторые истории вам придётся рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика.    

В процессе общения взрослым необходимо помогать ребёнку овладевать речью, в итоге к шести — семилетнему возрасту, ребёнок уже будет располагать большим словарным запасом и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционно принятых форм общения, — разговор, рассказ, игра, чтение художественной литературы и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Развивая общение, взрослый не просто учит ребёнка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители.

Литература:

  1. Косинова Е. М. Уроки логопеда – М.: Эксмо, 2009. 193 с.
  2. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144 с.
  3. Светлова И. Е. Домашний логопед – М.: Эксмо, 2007. 249 с. 
  4. Стародубова Н. А. Теория и методика речи дошкольников – М.: Академия, 2013. 256 с.
  5. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности – М.: Сфера, 2010. 176 с.

Источник