Роль речи в развитии ребенка шпаргалка

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Рязанский         государственный университет имени С.А.Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики

 ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОКЛАД

Выполнила: студентка ОЗО (3.0)

группа №4264

отделение «Специальное
(дефектологическое) образование»

Рябова Н.Г.

Рязань
2015

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.

Выделяют 3 функции речи:

• Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

• Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Читайте также:  Статья в журнале развитие ребенка

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируются упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Таким образом, печевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

ЛИТЕРАТУРА

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогичекая академия, 1994. — 216 с.

Источник

1.Естественнонаучные, психологические
и лингвистические основы изучения детской
речи.

Методологические 
основы – учение о взаимосвязи языка и мышления

производственная ДТь 
людей

необходимость обмена совместными 
действиями и мыслями

Мышление как одна
из психических функций — психический процесс
отражения и познания существенных связей
и отношений предметов и явлений объективного
мира.

Язык – СПб выражения,
обозначения мыслей

Речь – СПб формирования
мысли с помощью языка

Естественно-научная
(физиологическая) Павлов

связь двух сигнальных систем

основа: образуются временные 
связи в коре головного мозга.
В результате воздействия на человека
предмета и явления окружающей действительности
слов их обозначающих

Психологическая основа – Леонтьев

речь занимает центральное место в процессе психического развития
ребенка

речь имеет полифункциональный
характер (выполняет несколько функций:
коммуникативная, номинативная (слово 
– средство обозначения предмета),
интеллектуальная) Все функции взаимосвязаны

речь является полиморфной Дтью  (речь м.б. громкая, коммуникативная,
м.б. громкая, но не выполняет роль коммуникативную,
речь м.б. внутренней) Эти формы м. переходить
друг в друга.

2 стороны речи: внешняя 
(звучащая), внутренняя (смысловая)

процесс развития речи не
только количественный, но и качественных изменений.

Лингвистическая основа – учение о языке как знаковой системе

Соссюр рассматривал
язык как универсальную знаковую
систему, имеющую вследствие этого 
четко выраженную структуру. Знак представляет
собой некое целое, являющееся результатом ассоциации означающего
(акустического образа слова) и означаемого
(понятия). Означающее и означаемое неотделимы
друг от друга как две стороны бумажного
листа (мысль — его лицевая сторона, а звук
— оборотная; нельзя разрезать лицевую
сторону, не разрезав оборотную). Кроме
того, язык носит коллективный характер
и коммуникативен по своей природе. Отсюда
и представление о коде как о совокупности
правил или ограничений, обеспечивающих
функционирование речевой деятельности
естественного языка или любой знаковой
системы, то есть коммуникацию.

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка красносельский

учение о типах связных 
высказываний

2.Роль родного языка в развитии
личности ребенка. Функциональные характеристики
языка.

Сила родного языка 
как фактора, развивающего интеллект 
и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его
свойстве быть средством связи между человеком
и окружающим миром, или, как говорят языковеды,
внеязыковой реальностью. Свойство это
объясняется знаковой сущностью языка.
Язык целесообразно рассматривать как
знаковую систему, кодирующую (шифрующую)
окружающую человека действительность
(внеязыковую реальность). Знаки языка
— это морфемы (разные формы одного слова
– морфема бег представлена формами –
бежать, бегу), слова, словосочетания, предложения.

Кроме знаковых элементов, в языке содержатся и внезнаковые
элементы — фонемы (звук а ), просодемы.
Вне языка они ничего не обозначают, но
служат для конструирования языковых
знаков; в лингвистике такие языковые
единицы называют фигурами. Ребенок, обучающийся
речи, должен запомнить (узнавать на слух
и уметь артикулировать) все фигуры —
фонемы и просодемы (силу голоса,  высоту
тона, темп речи, тембр голоса)  родного
языка, чтобы конструировать из них языковые
знаки. Школьник, обучающийся письменной
речи, должен научиться соотносить фонемы
и просодемы своей устной речи с буквами
и другими графическими знаками.

Смысл языковых знаков (морфем,
слов, словосочетаний, предложений) —
это их соответствие предметам, действиям,
признакам, отношениям реального мира,
которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой
знак — значит соотносить определенную
морфему, слово и т. д. с конкретным явлением
действительности. Например, слово книга понимают все говорящие
на русском языке, потому что соотносят
с ним определенную вещь; словоформу в книге (форму предложного
падежа существительного) понимают все
как ответ на вопросы где? в  ч е м?.

Функциональные характеристики
языка. Зимняя

  • характеристики, которые отражают социальные функции человека: язык – это средство общения и форма социального взаимодействия. Язык – это средство освоение общественно-исторического опыта и социализации личности язык – это средство приобщения к культурным и историческим ценностям.
  • интеллетуальные: язык – это средство соотношения с предметной действительностью… язык – это средство обобщения, уточнения и дифференциации понятийного аппарата. язык – это средство опосредования ВПФ  человека
  • личностные. язык – это средство развития познавательных интересов. язык – это средство решения познавательных коммуникативных задач. язык – это средство познания себя.

3.   Влияние среды на детскую
речь. Педагогические требования к речи
воспитателя.

Дети, овладевая словом,
постоянно усваивают новые формы 
языка, знакомятся со структурой речи.
Источником слов для детей являются
взрослые, которые входят в их окружение,
и с которыми ребёнок часто общается. Взрослый
может повлиять на язык ребёнка, как в
положительном смысле, так и в отрицательном.
Он имеет самые большие возможности, для
формирования языковой структуры ребёнка.
Поэтому надо понимать, что от вашей речи
зависит речь детей. Дети перенимают абсолютно
все особенности и формы речи у людей,
с которыми они общаются. Поэтому речь
окружающих взрослых, имеет огромное влияние
на детскую речь.

Требов к речи пед:
1содержат, точн, логичн высказываний 2лексич, орфоэпич правельн
высказ, построен содерж речи3выразительность
речи пед 4знание и соблюден правил речевого
этикета

4.Вопросы развития речи детей
в педагогической системе К.Д. Ушинского.«Учение о родном языке», «родное слово»,
«детский мир», «человек как предмет воспитания»Создал
систему обучения родному языку. Положения:

  1. Язык – результат взаимодействия на человека, объективного мира и отношение человека к нему.
  2. Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес.
  3. Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа.
  4. Язык это важнейший народный наставник.

Пед. концепция:

    • роль родного языка в развитии каждого ребенка в системе обучения
    • место родного языка в начальной работе с дошкольниками
    • цели преподавания родного языка
    • дидактические принципы
    • средства обучения родному языку
    • место литературы в обучении родному языку
    • метод обучения через упражнения
    • форма организации обучения – урок

Цели преподавания родного 
языка:

  1. Развивать дар слова.

развивать у детей 
способность самостоятельного развития мысли

  1. усваивать формы языка выработанные народом и литературой
  2. практически усвоить грамматику, логику языка, для того чтобы правильно выражать свои мысли.

Для реализации цели предлагал 
использовать наглядные материалы,
упражнения –придумывание предлож.из данных слов, рассказывание
по картинкам, сравнение предметов (общее,
различия), чтение худ. Произв.

Цели достигаются одновременно,
а не последовательно!

Предложил 2 вида
обучения: 1. систематическое (методическое) с
7 лет в школе. обучения родному языку у
мл. школьников. 2. подготовительный до
7 лет дома или в д/с в шк. вводятся уроки
по 30 минут

5.   Использование педагогического
наследия К.Д. Ушинского в современной
теории и практике развития речи детей
дошкольного возраста. 1824-1870

Читайте также:  Уровни развития личности ребенка

Продолжением прогрессивных педагогических
идей, стала система обучения родному
языку, разработанная выдающимся русским
педагогом К. Д. Ушинским. Материалистические
взгляды великого педагога проявлялись
в понимании исторической и социальной
роли языка и мышления, а также их происхождения.
Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не
есть что-нибудь прирожденное человеку
и не дар, упавший с неба». Это плод долгих
трудов человечества, след духовной жизни
народа. Усваивая родной язык, ребенок
овладевает огромным богатством, испытывает
влияние этого величайшего народного
наставника. Прогрессивным было утверждение
К. Д. Ушинского о необходимости обучения
ребенка именно на родном языке.

К. Д. Ушинский называл 
родной язык «удивительным педагогом».
К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного
руководства со стороны взрослых усвоением
ребенком языка. Оно должно начаться до
школы, ведь ребенок часто не может выразить
свои мысли и чувства в верной языковой
форме, ему нужна помощь педагога.

Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды
К. Д. Ушинского на необходимость «подготовительного»
обучения детей до  поступления в школу.
Подготовительное обучение, в том «числе
развитие языка, должно быть посильным
(до получаса в день), доступным, занимательным,
разнообразным.

В первоначальном обучении
детей родному языку К. Д. Ушинский
видел три цели. Первая — развивать 
дар слова, т. е. умение выражать свои
мысли. Для этого важна наглядность 
обучения, опора на конкретные образы,
воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить
ребенка облекать свои мысли в наилучшую
форму. Идеальными образцами такой формы
служат художественные произведения,
как народные, так и авторские. Ушинский
четко определил требования к отбору произведений
для детей: положительные идеи, художественность,
доступность содержания. Им была впервые
разработана система детского чтения.
В круг чтения детей великий педагог включил
народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы,
произведения русских писателей и свои
собственные. Третья цель — практическое
усвоение грамматики, предшествующее
изучению ее как науки. Этой цели могут
служить разнообразные упражнения — придумывание
предложений с заданным словом, подбор
слов в нужной форме и др. Все три цели
должны осуществляться одновременно.

К. Д. Ушинский сумел претворить
в жизнь свои теоретические взгляды 
на роль художественного слова в 
воспитании детей, создав классические
учебники «Детский мир и Хрестоматия»
(1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы,
рекомендуемой «Программой воспитания в детском
саду» для чтения и рассказывания детям,
включены его рассказы «Умей обождать»,
«Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние
лучи».)

Итак, К. Д. Ушинский обосновал 
ведущую роль родного языка в 
воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный
раздел педагогики. Теоретические и практические
положения великого педагога послужили
основой для появления методики развития
речи детей как самостоятельной науки.

Многие прогрессивные 
взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку
были использованы в дальнейшем в русской
и советской дошкольной педагогике, воплощены
в практике дошкольного воспитания.

6. Основные теоретические положения
методики развития речи детей,  разработанные.
Е.И. Тихеевой. 1867-1944

 обучение речи дошкольников

Принципы: народного воспитания

1937 – «Развитие речи 
дошкольника». Задача: развитие словаря 
ребенка

Задачи обучения:

  1. развитие аппарата речи детей, его гибкости
  2. накопление содержания речи, обогощен.словаря
  3. работа над функциями речи, её #

Факторы развития речи:

    • закономерность развития речи
    • условия в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата

речевая среда дает детям 
словесные формы и образцы 
для подражания

ведущие прц:

  • деятельностный подход к развитию речи (игра, труд)
  • взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умст, соц, эстет, физ, сенс.)
  • наглядности (среди веществ мира)
  • повторения и постепенности (окр. мир, среда, соц.жизнь, природа, дидакт.материал)

Виды занятий по обучению речи: 1. по словарю
2. по живому слову

10.Развития речи детей в процессе
общения со взрослыми и сверстниками (Е.И. Тихеева,
М.И. Лисина).

Цели развития языка – развитие двух сторон языка по культуре
речи: грамотность и целесообразность.

средства: 1. общение со взрослым 2. культура яз.среды
3. обучение 4. виды искусства 5. худ. литература

общение – взаимодействие двух или нескольких
людей, направлены на согласование и объединения
их усилий с целью налаживания отношений.

формы общения ребенка
со взрослым:

ситуативно-личностное (0-1)
Дть ребенка – эмоциональное 
общение Средства – мимика, жесты

ситуативно-деловое (1-3) Дть 
ребенка – предметная Дть  Средства
– вербальные средства, слова

ситуативно-познавательное
(3-6) Дть ребенка – игра, продуктивные виды Дти Средства – речь

внеситуативно-личностное
(5-7) Дть ребенка – Лное общение 
Средства – речь

Культура яз.среда (речевая среда)

  1. Материальная (предметы, игрушки) 2. Социальная (родители, воспитатели)

Требование от педагога:

содержательность речи взрослого, последовательность
и логичность играющих, точность высказываний,
понятность и ясность речи, выразительность
речи

Недостатки речи педагога:

  1. многословность. 2. чрезмерная лаконичность. 3. часть употребления слов с уменьшительно ласкательных суффиксов. 4. небрежное произношение 5. монотонность речи. 6. бедность языка. 7. злоупотребление лишними словами

Источник