Роль праздников в эстетическом развитии ребенка

Роль праздников в эстетическом развитии ребенка thumbnail

РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эстетическое развитие дошкольников- актуальная и наиболее интригующая проблема психолого- педагогической науки. При всём многообразии исследований и практических решений по проблеме эстетического воспитания она остаётся неисчерпанной и интересной для новых поколений исследователей.

В настоящее время расширяется круг инновационных методик, технологий и образовательных программ, нацеленных на эстетическое развитие дошкольников. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий организации детских праздников в ДОУ как средства эстетического воспитания остаётся актуальным.

Современные педагоги дошкольных учреждений боятся самостоятельно придумывать и проводить праздники, ссылаясь на отсутствие музыкального образования. Им легче развивать детей посредством рисования, театрализованных игр или приглашения артистов театра, цирка и филармонии.

В связи с данной проблемой была проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому развитию на материалах праздников в условиях детского сада. Так как с детьми в ДОУ работают по Программе «Успех», которая предполагает проведение различных праздников и досугов, то мы решили провести экспериментальную работу в новой форме- подготовив нетрадиционные праздники, с обязательным привлечением родителей воспитанников. Здесь важно учесть, что для успешной реализации проекта было необходимо тесное, доброжелательное общение с родителями, основанное на творческом сотрудничестве. В течении полугода, кроме обязательных и календарных праздников и развлечений с детьми мы показали две театрализованные постановки, провели два концерта, семейный творческий конкурс и музыкально- литературную гостиную.

Для успешной реализации проекта был составлен план проведения праздников написаны сценарии праздников, подобраны методики для обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет выявления уровня эстетического развития, а также было проведено диагностическое исследование до и после экспериментальной работы с детьми и проанализированы полученные результаты.

После завершения эксперимента мы пришли к выводу, что сочетание различных видов искусства, используемых в подготовке и проведении праздников оказали особое влияние на детей и их эстетическое развитие.

Разучивая стихи, песни, танцы, рисуя декорации и подготавливая костюмы к выступлениям, дети получили не только практический опыт и определённые знания, но и наслаждение от происходящих событий. Это помогло им расширить кругозор, развить память, мышление, воображение и речь. А праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей- все эти важные факторы эстетического развития помогли каждому ребёнку прочувствовать, понять себя, и выявить творческие наклонности.

У детей на достаточно высоком уровне сформировались убеждения и суждения, которые имеют непосредственное отношение к эстетическому восприятию произведений искусства и явлений общественной жизни, представления о будничных и праздничных днях. Дети показали эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Они стали внимательнее относиться к окружающим людям, появилось стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Именно подготовка к празднику воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности и пользоваться ими.

Конечно, не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Важно учитывать и то, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя и родителей, которые в сотрудничестве с детьми должны терпеливо преодолевать трудности и все вместе получать эстетическое наслаждение как результат деятельности.

Как мы видим, эстетическое развитие играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. А развлечения и праздники, которые любят все дети без исключения, ненавязчиво, но эффективно помогают развитию эстетического вкуса личности.

Библиографический список

  1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. И др. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие / Т. И. Бабаева. — СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2011. — 592с.

  2. Малыгина А. Н., Коваль А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 995-997

  3. Федина, Н.В. и др. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект М.: Просвещение, 2015. — 235 с.

  4. Шаехова, Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. – № 9. – С. 32.

  5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. – 260 с.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка com

Источник

Аносова Елена Владимировна

МКДОУ д/с №331 г. Новосибирск

воспитатель

РОЛЬ ПРАЗДНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эстетическое развитие дошкольников- актуальная и наиболее интригующая проблема психолого- педагогической науки. При всём многообразии исследований и практических решений по проблеме эстетического воспитания она остаётся неисчерпанной и интересной для новых поколений исследователей.

В настоящее время расширяется круг инновационных методик, технологий и образовательных программ, нацеленных на эстетическое развитие дошкольников. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий организации детских праздников в ДОУ как средства эстетического воспитания остаётся актуальным.

Современные педагоги дошкольных учреждений боятся самостоятельно придумывать и проводить праздники, ссылаясь на отсутствие музыкального образования. Им легче развивать детей посредством рисования, театрализованных игр или приглашения артистов театра, цирка и филармонии.

В связи с данной проблемой была проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому развитию на материалах праздников в условиях детского сада. Так как с детьми в ДОУ работают по Программе «Успех», которая предполагает проведение различных праздников и досугов, то мы решили провести экспериментальную работу в новой форме- подготовив нетрадиционные праздники, с обязательным привлечением родителей воспитанников. Здесь важно учесть, что для успешной реализации проекта было необходимо тесное, доброжелательное общение с родителями, основанное на творческом сотрудничестве. В течении полугода, кроме обязательных и календарных праздников и развлечений с детьми мы показали две театрализованные постановки, провели два концерта, семейный творческий конкурс и музыкально- литературную гостиную.

Для успешной реализации проекта был составлен план проведения праздников написаны сценарии праздников, подобраны методики для обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет выявления уровня эстетического развития, а также было проведено диагностическое исследование до и после экспериментальной работы с детьми и проанализированы полученные результаты.

После завершения эксперимента мы пришли к выводу, что сочетание различных видов искусства, используемых в подготовке и проведении праздников оказали особое влияние на детей и их эстетическое развитие.

Разучивая стихи, песни, танцы, рисуя декорации и подготавливая костюмы к выступлениям, дети получили не только практический опыт и определённые знания, но и наслаждение от происходящих событий. Это помогло им расширить кругозор, развить память, мышление, воображение и речь. А праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей- все эти важные факторы эстетического развития помогли каждому ребёнку прочувствовать, понять себя, и выявить творческие наклонности.

У детей на достаточно высоком уровне сформировались убеждения и суждения, которые имеют непосредственное отношение к эстетическому восприятию произведений искусства и явлений общественной жизни, представления о будничных и праздничных днях. Дети показали эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Они стали внимательнее относиться к окружающим людям, появилось стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Именно подготовка к празднику воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности и пользоваться ими.

Конечно, не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Важно учитывать и то, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие воспитателей, музыкального руководителя и родителей, которые в сотрудничестве с детьми должны терпеливо преодолевать трудности и все вместе получать эстетическое наслаждение как результат деятельности.

Читайте также:  Творческое развитие для ребенка 4 лет

Как мы видим, эстетическое развитие играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. А развлечения и праздники, которые любят все дети без исключения, ненавязчиво, но эффективно помогают развитию эстетического вкуса личности.

Библиографический список

Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. И др. Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие / Т. И. Бабаева. — СПб.: Изд-во Детство-пресс, 2011. — 592с.

Малыгина А. Н., Коваль А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 995-997

Федина, Н.В. и др. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект М.: Просвещение, 2015. — 235 с.

Шаехова, Р.К. ФГОС и проблемы нравственного воспитания современного ребенка // Управление ДОУ. – 2013. – № 9. – С. 32.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Академия, 2002. – 260 с.

Источник

Роль праздников и развлечений в развитии художественного-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.

В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Праздник, — это не только очередной повод для того, чтобы позвать родителей в гости в детский сад. На празднике дети не только показывают свои таланты, но и учатся. Хорошо подготовленное выступление придает детям решительности, уверенности в своих силах, раскрывает, развивает скрытые таланты. Кроме того, навык выступления пригодится им при учебе в школе, а также при общении со сверстниками. Проведение различных утренников помогает деткам развиваться, формирует их личности, учит быть разными, вживаться в роли. Развивается память, ведь надо запомнить свои слова, что за чем идет, песни и движения танцев. Так как все подготовлено в игровой форме, деткам самим нравится участвовать, они горят желанием показать себя с самой лучшей стороны.

Источник

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 137 «Чижик»

г.о. Тольятти

Консультация для воспитателей

Праздники – важное звено эстетического воспитания.

Музыкальный руководитель высшей категории Акимова С.В.

Праздники являются одним из общих звеньев в общей цепи эстетического воспитания.

Мы стремимся различными средствами сделать детскую жизнь радостной, красивой, обогатить детей художественными впечатлениями. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов искусства. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры.

Читайте также:  Презентация на тему развитие ребенка в утробе матери

Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив и отзывчив на все, что дается в яркой, увлекательной форме, а потому праздники являются могучим воспитательным средством. Они не только доставляют детям радость, но и обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор: дети приобретают новые знания, закрепляют уже имеющиеся.

В играх, танцах, театрализациях и закрепляются, и развиваются творческие способности детей. В процессе подготовки и отработки праздничных номеров и на утренниках дети стремятся к тому, чтобы выступление их было слаженно, интересно, красиво, выразительно. У них развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности, воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи. Если при разучивании песни, танца или другого номера кто-либо отстает в движении, пении, забывает текст и дети замечают, что это нарушает общий ансамбль, снижает качество исполнения, они помогают отстающему и в большинстве случаев успешно. Если дети сами не вызываются оказать помощь отставшим, им предлагает это сделать педагог.

Во II младшей  и средней группах отмечаются следующие праздники: Осенний, Новый год, 8 марта; в старших и подготовительных группах  добавляются также 23 февраля День Российской Армии», 9 мая День Победы, а в подготовительных – выпуск детей в школу.

Бывают праздники, связанные с внутренней жизнью группы: вместе отмечаются Дни рождения детей, устраиваются концерты, для малышей – кукольный театр, для старших – театрализации сказок.

На осеннем празднике можно провести игру «Осень спросим» или показать музыкально-ритмические упражнения с ветками ярких осенних листьев; в программу весеннего праздника включить  игру, связанную с прилетом птиц, прочитать стихи о весне, показать упражнения или игру с цветами.

На празднике Новый год разворачиваются сказочные сюжеты, появляется основной персонаж – Дед Мороз, любимец детворы, приходят лесные обитатели, прилетают снежинки, прибегают лыжники, конькобежцы, герои современных сказок, мультфильмов, которых так ждут дети поколения NEXT. Все действия объединяются вокруг елки и Деда Мороза. Ребята участвуют в хороводах, в играх с Дедом Морозом, в сюрпризах, небольших инсценировках.

При составлении праздничной программы важно предусмотреть участие всех детей. Необходимо при распределении ролей между детьми учитывать их индивидуальные способности, склонности и интересы.

Родители также могут принять участие в подготовке к празднику. Они помогают в украшении, оформлении стенгазеты, изготовлении костюмов. Очень часто в нашем детском саду практикуются показы видеороликов: «Как мы готовимся к праздникам», непосредственно перед утренником просматриваем на интерактивной доске различные этапы подготовки детей и взрослых.

 Родители – желанные гости на празднике; администрация и воспитатели приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Присутствие родителей на утреннике радует детей, а также дает большое удовлетворение взрослым: они знакомятся с развитием детей, проникаются общим весельем и радостью. После праздника просматриваем записанный на диск или флеш-карту видеоматериал, что помогает учесть ошибки и промахи, допущенные во время утренника.

Музыка на празднике занимает ведущее место. Подбору музыки уделяется большое внимание. Хорошая музыка и качественное исполнение ее способствует развитию художественного вкуса детей, а также вызывает у них положительный отклик и эмоции. Современные аудионосители (музыкальные центры, микрофоны и т.д.) помогают специалистам вывести музыкальное сопровождение на новый высокохудожественный уровень).

Музыка должна соответствовать общему характеру и содержанию праздника и отдельным его моментам. Музыка чередуется с художественным словом (дети читают стихи, загадки, ведущий дает пояснение к происходящему действию). Бывает так, что идя навстречу желаниям родителей, которые требуют, чтобы их дети непременно читали стихи на празднике, воспитатель перегружает программу. Этого не следует делать. Лучше предоставить возможность на одном празднике прочитать одним детям, на другом – другим.

К праздничным дням украшается зал, групповые комнаты и другие помещения детского сада.

Праздник окончен, но впечатления от него еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими друг с другом, с воспитателями, с родителями. Чтобы сделать глубже эти впечатления, музыкальный руководитель и воспитатели дают детям для игр праздничные атрибуты, детали костюмов; по желанию детей повторяют на занятиях некоторые праздничные песни, игры, танцы, инсценировки.

Источник