Роль ползания в развитии ребенка

Роль ползания в развитии ребенка thumbnail

Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи — врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.

Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое — в левой.

Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.

Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.

Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.

Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с  большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.  

На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…

Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.

В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру.  Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.

Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.

Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.

Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.

Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.

Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….

Источник

Картинка найдена на просторах интернета.

Среди современных родителей существует тенденция к раннему развитию ребенка. С года учим буквы и цифры, готовим к школе с пеленок. Многие родители стремятся, чтобы их малыш поскорее сел, встал, пошел, начал читать и писать.

Мы считаем, не стоит торопиться. Всему свое время. Есть определенные последовательные этапы развития, которые ребенок проходит в первый год жизни. Именно в первый год очень важно правильное моторное развитие, освоение всех этапов движения, в том числе, ползание.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка с рождения

Бытует мнение, что ползание это какой-то несовершенный вид движения, и некоторые родители даже с гордостью говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел.

Подобное мнение ошибочно. На первом году жизни ребенка его развитие называют психомоторным, т.е. развитие крупной и мелкой моторики напрямую связаны с развитием когнитивных функций, речи, интеллекта ребенка – закладывается фундамент на много лет вперед. Все дети индивидуальны, кто-то пополз уже в 5 месяцев, кто-то в 8. Это нормально. Но если после 8 месяцев ребенок не делает попыток ползти, стоит присмотреться, возможно, обратиться за консультацией к специалистам.

Для чего ребенку ползать? Давайте поговорим более конкретно.

  • Ребенок начинает думать, куда и зачем ему ползти, принимает самостоятельные решения, учится ориентироваться в пространстве.
  • Малыш ползает так – левая рука – правая нога, правая рука – левая нога, так называемое перекрестное движение регулируется противоположными полушариями. Улучшается взаимодействие между двумя полушариями мозга, развиваются ассоциативные связи.
  • Развивается зрительное и слуховое восприятие.
  • Сенсорное развитие – ребенок соприкасается с разными поверхностями, исследует окружающие предметы
  • Развивается способность координации в пространстве – в будущем очень влияет на способность к чтению и письму и в целом на развитие речи ребенка.
  • Укрепляется мышечный каркас – профилактика возможных проблем с осанкой

Конечно, мозг ребенка может компенсировать многие пробелы в естественном развитии, в том числе и пропуск этапа ползания. Но если родители понимают значимость этого этапа, то, скорее всего, помогут малышу, немного подтолкнут его. Главное, убедиться, что мышцы малыша уже достаточно развиты.

Как стимулировать ребенка к ползанью.

  • Почаще выкладывайте ребенка на пол. Пол – лучший тренажер для ползания. Кровать мягкая и не способствует развитию навыка ползания, а еще и опасна для подвижного ребенка. Манеж сильно ограничивает пространство, не дает стимула для его исследования.
  • Интересные яркие игрушки привлекут внимание и будут стимулом, ребенок всеми силами будет стараться добраться до них.
  • Личный пример — самое лучшее средство – ползайте с малышом, будет здорово, если есть старшие братья или сестра – пример детей более заразителен.

Не секрет, что наша взрослая жизнь связана с недостатком движения, сидением в офисе, машине. Для родителей ползание также прекрасная гимнастика, которая разгружает позвоночник, позволяет лучше циркулировать крови.

Ползайте со своими малышами – радость общения и прилив новых сил обеспечены.

Была ли статья полезная для Вас? Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал.

Задавайте вопросы — обязательно ответим или подготовим соответствующий материал на интересующую Вас тему.

Статья учимся ползать на сайте первой школы для современных родителей first.school.

Источник

Некоторые специалисты утверждают, что у ребенка, который пропустил этот этап или проскочил его слишком быстро, могут возникнуть трудности с формированием речи, трудности с обучением в школе, нарушения в координации. Почему все специалисты говорят, что ползание очень важный этап в развитии ребенка до года? 

Они правы и не правы одновременно. На самом деле ползание можно сравнить с обучением в школе. Все учились в школе, но у всех разный уровень знаний. Так и с ползанием – важен не сам факт, важно качество прохождения этого этапа. Именно как ползал ребенок влияет на его развитие и его успешность в дальнейшей жизни. Есть много примеров, когда успешный человек не ползал и наоборот. 

Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассматривать ползание целостно. В этот период ребенок не только осваивает некоторый моторный акт, но и обогащается эмоционально, приобретает умения недостижимые для него раньше. Теперь по порядку. 

✔Моторика. 

В развитии моторики ползание дает возможность ребенку подготовиться к ходьбе. Он научается выносить ногу от бедра, отрабатываются отношения правая рука – левая нога, нарабатываются ротационные движения позвоночника. Приобретение этих навыков дает возможность ребенку быстрее освоить ходьбу. Не раньше пойти, а встав на ноги, уже уметь ходить. Ходить ребенок учится именно в ползании. Но как ни странно именно в моторном отношении пропуск ползания не является критичным. Ребенок немного больше обучается ходить, если не ползал (дольше мучает родителей, чтобы они его водили за руки), но в дальнейшем справляется со всеми трудностями. Только очень опытный специалист по моторным проявлениям может определить, что человек не ползал в детстве, А если он занимался спортом или танцами – это практически невозможно определить. 

Но человек целостный и развивается не частями. Одновременно развиваются сенсорные системы, эмоции и процессы мышления ребенка. Именно в этих областях ползание является ключевым этапом в развитии ребенка. 

✔Сенсорные системы. 

У ребенка постоянно расширяется активное зрительное пространство. Это дает возможность ребенку заинтересоваться игрушкой, которая находится дальше его вытянутой руки. Это ребенок научается делать раньше, чем научается ползать, но если раньше он добирался до игрушки с помощью родителей, то в момент ползания он впервые это делает сам. Все мы имеем опыт в своей жизни, когда сами в первый раз сделали что-то новое. Все мы помним ту радость, когда САМ. И ребенок тоже испытывает кайф от самостоятельного делания. Это мощнейшая мотивация для дальнейшего развития. Возникает уверенность в своих силах. 

Когда ребенок ползает его зрительное пространство развивается определенным образом. Ребенок смотрит вперед и одновременно вынужден отслеживать пространство на полу. Куда встает рука и нога. Иначе он будет спотыкаться и падать. У ребенка формируется зрительное пространство, которое является базовым для дальнейшей жизни. Если провести линии от глаз к руке и предмету, на который ребенок смотрит, то хорошо видно, что угол вертикального взора равен 90 гр. 

Читайте также:  Влияние творческой деятельности на развитие ребенка

Такой угол позволяет в дальнейшем при ходьбе видеть куда встанет нога. 

Сидя за партой, ребенок может спокойно видеть доску пред собой и тетрадь. Для ребенка, который пропустил ползание в развитии, это очень тяжело и он постепенно начинает ложиться на парту. 

При постепенной вертикализации формируется навык переноса информации из горизонтальной плоскости в вертикальную. Именно этот навык нужен в обучении для списывания с доски. Если этот навык не наработан, то при списывании ребенок может менять буквы местами, пропускать цифры в задании. Можно приводить еще массу примеров, но очевидно одно, что ползание является очень важным этапом подготовки ребенку к обучающему процессу. 

✔Психо-эмоциональное развитие. 

Еще более важным в ползании для меня является психическое и эмоциональное развитие ребенка. Именно в этот момент ребенок самостоятельно впервые достигает предмета. САМ. Это истинное удовольствие. У ребенка появляется возможность самостоятельно добираться до предметов и изучать их. Не то, что мама с папой дали, а то, что интересно именно ему. Такого не происходит, если ребенок сразу пошел. Точнее происходит значительно позже. Если ребенок сразу пошел, то скорость его передвижения очень высока для малыша. Он еще не умеет так быстро ориентироваться. Садиться он не научился и достать предметы с пола можно только упав на попу. А как дальше встать? Нужно звать на помощь и опять зависимость. 

Ползающий ребенок в реализации своих интересов значительно успешней. Он может доползти до кухонного шкафа, чтобы узнать зачем мама так часто туда заглядывает и вынуть из него все. Потом вместе с мамой будет убирать. И как бы ребенок не нашкодил, он сделал новое и маму это радует. Эмоции очень важны для ребенка в это время – это двигатель его развития. 

Его психическое развитие делает мощнейший скачок. Он не просто берет много нового, не просто интересуется тем, что в прямой видимости, но запоминает, что находится за углом. Вчера залез в шкаф, мама сразу бросила телефон и была со мной. Пойду еще раз оторву маму от телефона. Именно так ребенок научается удерживать цель, постепенно увеличивая это время. У него появляется не просто ЗРИТЕЛЬНАЯ опора, но и УМОЗРИТЕЛЬНАЯ. Он представляет образ того, что хочет и сам туда идет. 

Поэтому, для малышовой группы бассейна я так много уделяю внимания моторным навыкам. Моторика первого года – это фундамент всей жизни, это характер, это здоровье и это не просто “переворачивается”, “ползает”, “сидит”, “пошел”. По четвергам группа не только отрабатывает моторику, а отрабатывая, учится думать, принимать решения, отвечать за свои поступки. Характер не лечится. 

В заключении скажу, что не нужно родителям знать всех тонкостей прохождения этого этапа – ребенок сам чувствует важность ползания. Нужно просто принять, что ползать важно. Природа так сделала не просто так. Очень часто дети, которые сами пошли раньше ползания затем начинают ползать. 

Удачного ползания всем грудничкам! 

♦Автор: Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и массажу. Отец 5х детей.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 25 Сен 2018 в 2:27 PDT

Зачем человеку ползать?

Ползание укрепляет костно-мышечную систему, тренирует руки, запястья, локти, плечи и ноги. Ребенок учится балансировать и координировать свои движения, что помогает ему развивать не только мышцы, но и мозг.

Этап ползания влияет в том числе на развитие визуальных навыков. Когда младенцы ползают, они используют так называемое бинокулярное зрение, то есть задействуют оба глаза, чтобы сфокусироваться на одной цели. Ребенок двигается вперед и назад, чередует взгляд вдаль со взглядом на свои руки, что помогает ему в формировании зрительного восприятия пространства. Развитое бинокулярное зрение необходимо для овладения в дальнейшем навыками чтения и письма.

Немаловажную роль ползание играет и для психологического развития, поскольку связано с переживанием различного спектра эмоций — как положительных, так и отрицательных. Когда ребенок начинает двигаться самостоятельно, то ставит перед собой определенные цели, достигает или не достигает их, радуется или расстраивается. Все это влияет на эмоциональное развитие и в конечном итоге помогает формировать самостоятельность и чувство автономии.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 6 Фев 2018 в 7:49 PST

Моему ребенку 5-7-9 месяцев и он еще не ползает, это нормально?

Как правило, период ползания начинается в пределах от шести до десяти месяцев. Есть мнение, что сегодня эти рамки сдвигаются в сторону увеличения возраста, потому что родители, напуганные риском СДВС, стараются пореже выкладывать детей на животы. Хотя выкладывание на живот — это первые тренировки для подготовки малыша к ползанию (о пользе лежания на животе мы писали здесь). Именно лежа на животе ребенок начинает тренировать мышцы рук и спины, которые помогут ему освоить ползание.

Читайте также:  Школа развития личности ребенка

К специалистам педиатры советуют обращаться, если малыш не начал ползать или ходить к 12 месяцам.

Можно ли научить ребенка ползать?

Если коротко – нет. Родители должны, прежде всего, не мешать и помогать. Для начала – почаще выкладывать на живот на подходящей поверхности — не слишком мягкой, чтобы малышу было от чего отталкиваться, но и не на голом полу: это жестко, холодно и пугает бабушку.

Идеальный вариант – детские коврики. Например, игровые гипоаллергенные коврики Parklon созданы специально для малышей, которые учатся переворачиваться, ползать и ходить. Даже лежать на животе на таких ковриках будет интересно – можно разглядывать узоры и заодно тренировать мышцы.

Как только малыш будет твердо стоять на своих двоих (руках), можно заинтересовать его игрушкой. Ведь многим из нас лень двигаться просто так, даже детям.

Не забывайте о том, что заразителен не только дурной пример, но и вполне хороший – пускай ребенок понаблюдает за ползающими сверстниками, старшими братьями или сестрами. Если такой возможности нет, берите дело в свои руки и показывайте, как ползать. Всячески хвалите и поддерживайте интерес к горизонтальному перемещению.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 3 Июл 2018 в 9:51 PDT

Мой ребенок ползет как-то не так. Это нормально?

Абсолютно. Карен Адольф, доктор философии, адъюнкт-профессор психологии Нью-Йоркского университета, наблюдала 25 уникальных способов ползания, используемых для продвижения ребенка вперед (или назад). Почти половина малышей ползают, отталкиваясь ногами и лежа при этом на животе. Некоторые используют этот способ перемещения вплоть до того, как пойдут, другие – переходят на классическое ползание на четвереньках.

Как создать безопасную среду для ползающего ребенка?

Раз вы уже оказались на полу, то приглядитесь к тому, рядом с чем и на чем ползает ваш ребенок. Есть ли в зоне доступа опасные предметы в виде розеток, бьющихся ваз и грязных носков папы. Подумайте о шкафах, до которых ваш любопытный малыш вот-вот доберется – обезопасьте их содержимое специальными замками на дверцы. Ребенка тоже обезопасьте от шкафов – все острые углы должны стать мягкими. Не забывайте про мелкие предметы, которые так любят не только трогать, но и жевать малыши.

На чем ползать? Диваны и кровати исключаем сразу, падения тут неизбежны. Манеж — вариант для ползания в одиночку, когда маме надо отлучиться на пару минут. Самая подходящая поверхность – пол. Но и тут не все так просто. Не забывайте о том, что поверхность должна быть устойчивой – не скользить и не сминаться. Коврики Parklon, к примеру, имеют противоскользящее покрытие. А еще удерживают тепло, защищая малыша от холода, и смягчают падения, но при этом достаточно твердые, чтобы ребенку было удобно упираться ручками и ножками и не скользить.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 22 Июн 2018 в 12:05 PDT

Ребенок пополз. Теперь мыть полы каждый день?!

Совсем не обязательно. Изолировать ребенка от всей пыли и грязи в доме вы все равно не в силах. Более того, исследования показали, что у детей первого года жизни, сталкивающихся с бытовыми бактериями, микробами животных и пылью, риск развития аллергии и астмы ниже, чем у малышей, живущих в стерильных условиях.

Но убираться все равно придется. Тем более что ребенок вскоре сам станет причиной многих пятен: притащит в комнату банку с краской или ботинок из прихожей, пока мама отвернулась. Кстати, коврикам Parklon такая проблема не страшна – они водонепроницаемые, быстро сохнут и сохраняют цвет после влажной уборки. А еще они помогут сохранить хорошие отношения с соседями, когда ваш юный барабанщик решит продемонстрировать свой новый хит – эти коврики поглощают любой шум, кроме белого.

Ребенок подрастет и что дальше делать с этим ковриком?

Можно продолжить использовать Parklon в детской: как прикроватный коврик, который зимой защитит от холодного пола, или в качестве зоны для игр. Кстати, большинство родителей в качестве одного из достоинств этого покрытия чаще всего называют именно концентрацию детских игр на коврике. Меньше уборки и кубиков конструктора под голыми пятками!

Но радость от ковриков Parklon достанется не только детям, но и уставшим родителям. На нем можно позаниматься йогой, утренней зарядкой или просто с удобством полежать, когда дети наконец уснут, а в квартире будет звенеть долгожданная тишина.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 5 Окт 2018 в 3:23 PDT

Мой ребенок не ползал, а сразу пошел! И что теперь?

По мнению педиатров это нормально. Многие малыши пропускают этап ползания и переходят сразу к хождению. Однако надо помнить, что сесть, поползти и пойти ребенок должен захотеть сам. Ничего страшного, если малыш действительно отказался от фазы ползания и захотел пойти, но если на этом настояли заботливые родственники, решившие, что пора уже взрослеть, то могут возникнуть проблемы.

Ранняя нагрузка на позвоночник вредна для ребенка и чревата проблемами со спиной в будущем.

Так что не торопите вашего малыша. Пускай наползается вдоволь, ведь когда он наконец пойдет, прятаться от него будет еще сложнее.

Роль ползания в развитии ребенка

Источник