Роль педагога в развитии речи ребенка
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
детский сад №13 «Искорка»
Сообщение
к педагогическому совету
на тему: «Роль воспитателя в развитии речи детей».
подготовил:
воспитатель детского сада
№13 «Искорка»
Москвина Н.В.
г. Людиново 2014 год
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком в саду является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.
Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ним, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только красивой, с ясным и отчетливым произношением, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Педагог должен разговаривать понятно и доступно, короткими фразами, а громоздкими и витиеватыми, правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова – сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «значит»), исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.
Вводя новое слово, воспитатель объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяет круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения.
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение – это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а не правильное произношение может взять за эталон.
Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого воспитания взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной критикой, могут закрепиться, стать привычкой в более взрослом возрасте.
Интонационная выразительность речи – важный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель должен стараться разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем снова перестают слушать.
Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушиваться в слова, вникнуть в смысл того, о чем они говорят. Поэтому с детьми лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды. – это утомляет и взрослого, и детей.
Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительной речи.
Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка;
- Иметь ясную, отчетливую речь, то есть хорошую дикцию;
- Использовать в своей речи литературное произношение;
- Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности;
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
- Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом ребенка;
- Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.
Источник
Наталия Телешева
Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речидва важных требования:
1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
2. она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы ком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению,очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Речевой образец воспитателя как в повседневном общении,так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Образец используется:
• при работе с картинкой;
• при пересказе;
• при рассказывании из личного опыта;
• для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.
Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна
Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с до школьниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый может быть вызван. «
Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.
К ним мы относим:
1. разговор с детьми
2. поручения и задания
3. беседы
4. рассказывание
5. чтение
6. письма
7. заучивание стихотворений.
Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
Список использованной литературы
1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
3. Столяр А. А. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.
4. Тихеева. Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
Источник
Неоспоримо важная роль в речевом развитии детей отводится воспитателю дошкольной организации. Учитель-логопед занимается развитием и совершенствованием речевого общения, а воспитатель закрепляет полученные детьми навыки. Воспитатель выполняет коррекционные и общеобразовательные задачи.
Работа воспитателя должна носить многоаспектный характер и направлена на развитие как речевых, так и вне речевых процессов. Особую роль в коррекционно-развивающей работе воспитатель должен отводить развитию мыслительных операций и высших психических функций. Такой подход создает необходимую почву для формирования речи.
Немаловажно создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, сформировать правильное отношение дошкольников друг к другу и к окружающим, развить этические и нравственные представления.
Мотивировать ребенка на дальнейшее занятие помогает фиксация на успехах, поэтому воспитатель должен крайне внимательно относиться к психическому состоянию ребенка, обозначать все положительные изменения на каждом занятии. Такое поведение помогает стать ребенку более уверенным в своих силах, перестраивает отношение дошкольника к своему дефекту, к самому себе и к окружающим.
Не менее важной задачей воспитателя становится ежедневное наблюдение за речевой деятельности дошкольников, контроль, направленный на правильное использование поставленных и исправленных учителем-логопедом звуков и усвоенных грамматических форм. Если имеется необходимость, воспитатель исправляет неправильные моменты в речи ребенка. В связи с этим, речь самого воспитателя должна служить неоспоримым примером для дошкольников с общим недоразвитием речи, она должна быть четкой, хорошо интонированной, внятной и выразительной.
В обязанности воспитателя входит наблюдение за тем, на каком уровне закрепления звуков находится дошкольник и как он ими пользуется в повседневной жизни.
Процессы развития речи и развития мелкой моторики взаимосвязаны, поэтому воспитатель в течение дня должен предлагать детям различные игры, развивающие тонкие движения пальцев – складывание мозаики, застегивание и расстёгивание пуговиц, занятие с сенсорными ковриками, рисование пальчиковыми красками.
Пополнение, уточнение и активизация словаря детей является важной задачей в коррекционной работе воспитателя. Воспитатель находится с детьми в разнообразной обстановке: в раздевалке, спальне, игровой, в умывальной комнате, поэтому, работая с дошкольниками в течение дня, в отличие от учителя-логопеда, он имеет возможность постоянно активизировать и закреплять новые слова, вводить их, тем самым, в самостоятельную речь.
Еще одна важная задача – это систематический контроль за поставленными звуками и за грамматической правильной речи детей.
Воспитатель обязан исправлять ошибки дошкольников не только в процессе занятия, но и в течение всего дня. Исправления должны быть доброжелательными и корректными.
Воспитатель должен знать несколько правил, касающихся исправления ошибок во время занятия.
1.Занятие имеет ограничение по времени, поэтому долгие объяснения в процессе НОД неуместны.
2.Ошибки нужно исправлять, привлекая внимание всех детей.
Развитие высших психических функций, а именно памяти и внимания, тесно связано с развитие речи и является важной коррекционной задачей для воспитателя. Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей.
Неоспоримо важно совершенствовать словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, т.к. развитие мышления влечет за собою развитие речевых навыков.
Коррекционная работа воспитателя должна включать в себя развитие артикуляционной моторики. Артикуляционную гимнастику следует проводить утром и после дневного сна в течение 3-5 минут.
Решая коррекционные задачи, воспитатель не должен забывать об общеобразовательных: обучение по всем разделам Программы, воспитание по всем разделам Программы, работу с родителями.
Автор: Денисова Надежда Михайловна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Дюймовочка», г. Луховицы, Московская обл., Россия
Статья размещена в авторской редакции
ПЛАН
проведения конкурсов для педагогов
на 2015 год
План конкурсов
для детей на 2015 год
Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?
Источник
Роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков дошкольников
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем,что дети да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.
Развитие речи включает в себя умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д.
Статистические данные свидетельствуют о том, что многие дети нуждаются в помощи логопеда и большинство старших дошкольников не владеют звуковой культурой (плохая дикция, неправильное произношение), не умеют, что называется, двух слов связать, внятно рассказать даже о том, что произвело на них большое впечатление.
А ведь правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.
Конечно, основную помощь детям с различными речевыми нарушениями оказывает логопед, но и роль воспитателя в формировании правильных речевых навыков весьма существенна.
Но для того, чтобы чему – то обучать детей, воспитателю нужно поработать над собой:
1) Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения.
2) Воспитателю следует помнить о том, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Поэтому:
-Воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.
-Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова.
-Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль, способствуют лучшему усвоению речи.
-Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже самому взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь : она надоедает.
-Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи. Необыкновенно быстро.
-Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональная, выразительная и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиваться тахилалия (ускорение речи) , логоневроз и даже заикание.
3) Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи – и уже усвоенные детьми и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь ).
4) В процессе речевого общения с детьми воспитатель должен использовать и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.
-Меткий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями (круглый, большой);
-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием ( веселый, грустный, злой, ласковый);
-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
-помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
-являются образцами поведения детей;
-выполняют социальную, воспитывающую функцию.
5) Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приемом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими–то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого она материала сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, теплая, новая.
-Когда дети умываются, можно говорить о том, что они моют( лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода(холодная, теплая), какое мыло(душистое, ароматное, белое), вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками).
-Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как ее расставляют на столы.
6) На занятиях и вне их воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда. Когда ребенок не знает, как выразить свою мысль. Поправлять ребенка, если он разговаривает слишком громко.
Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. При исправлении ошибки не следует повторять ее – нужно предложить ребенку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
7) Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры. Спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не всегда все дети охотно участвуют в играх :речевая активность у одних больше, у других – меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогом.
-В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?».
8) При подготовке утренников особое внимание надо уделить детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтоб его группа была лучшей…
Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стих дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе).
9) Для полноценного речевого развития ребенка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то пострадает их ребенок. Воспитатель знакомит родителей с играми. Игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне»
Например:
-Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку), «Волшебные палочки»(из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребенка:
« Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща), «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Можно играть в «сладкие, кислые, соленые, горькие слова).
Игры с целью развития грамматического строя речи
«Приготовим сок» ( Из яблок, груш, вишни сок какой?. И наоборот: апельсиновый сок из чего?)
-По дороге в детский сад, из детского сада «Я заметил», «Волшебные очки», «Доскажи словечко»
Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи дает полноценное речевое развитие ребенка.
10) Развитием речи в логопедической группе занимается и логопед, и воспитатель. Темы занятия воспитателя и их задачи совпадают с логопедическими занятиями. Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создается благоприятная основа для эффективного развития ребенка, что в итоге способствует овладению речью.
Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
11) Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве.
12) А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к родному языку.
Источник