Роль общения в развитии ребенка младшего школьного возраста

Ермакова Елена
Общение и его особенности в младшем школьном возрасте

При поступлении ребёнка в школу он включается в процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения, благодаря которым развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.

У первоклассников в период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников,не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой».

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё «сам по себе». Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведённый Я. Л.Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого-нибудь лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не предлагает её товарищу сам. Он отдаёт ручку учительнице, которая и передаёт её ученику». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознаёт,можно выразить так: «Я и моя

учительница».

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесниками, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований, проведённых Коломинским Я. Л., показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного возраста. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других.Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

С 8 до 11 лет дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребёнком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так дети, получающие при социометрических исследованиях наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»)характеризуется рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией, большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.

Дети, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе,также обладают некоторыми общими характеристиками: они имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, капризны, грубы, замкнуты, плаксивы; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Все эти перечисленные качества имеют определённые особенности проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учёбе. Для популярных мальчиков большое значение имеет и физическая сила, ловкость.

Для первоклассников с низким социометрическим статусом характерны следующие особенности: неопрятность, плохая учёба и поведение, непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые проявляются внешне, но и по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии выбора несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте стоит общественная активность, организаторские способности, и по-прежнему – красивая внешность. В этом возрастеприобретают значимость и некоторые личностные качества: самостоятельность, честность. На второй план отходят показатели, связанные с учением.

Для «непривлекательных»третьеклассников наиболее существенны такие черты: пассивность, недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников, отражают особенности восприятия или другого человека. это связано с общими закономерностями развития личности в этом возрасте.

В младшем школьном возрасте своеобразно складываются и первые впечатления о другом человеке. Оно отличается ситуативностью, ориентацией на внешние признаки, физический облик.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста говорит и то, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают те замечания, которые они получают в присутствии одноклассников; они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых сверстников.

Читайте также:  Особенности речевого развития ребенка курсовая

Изменения, которые происходят в этом возрасте, необходимо учитывать при организации воспитательной работы, т. к. психологический климат тесно связан с формами педагогических воздействий. Взаимооценки в основном зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель. Преобладание доброжелательного тона, поощрений, поддержки и т. п., формирует благоприятный фон эмоциональных отношений детей друг к другу. Использование наказания, угроз, насмешек и т. п. порождает недоверие к взрослым, друг к другу и конфликты в коллективе.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных взаимоотношений, как мы уже отметили, решающая роль принадлежит педагогу. Именно педагог в силу своей исключительной значимости для ребёнка может сыграть решающую роль в определении статуса ученика в системе личных отношений.

Если судить по анализу характеристик, которые педагоги дают детям с различным социальным статусом, то видно, что изолированных детей не любят сами педагоги. Учителя вольно или невольно сами способствуют изоляции ребёнка в классе частыми отрицательными оценками, резкими замечаниями. Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребёнка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и поэтому избегают общения с ними. Именно педагог может сыграть решающую роль в выведении из статуса «изолированного» ученика. В каждом конкретном случае линия поведения учителя должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребёнка и т. д.

При изменении позиций непризнанных учеников особо следует обратить внимание на изменение социальных ожиданий. Обеспечив школьнику успех в деятельности, где он по новому раскроется для окружающих, необходимо придать этому успеху гласность. Большую роль здесь должны играть коллективные обсуждения. На них педагог должен максимально использовать свою силу воздействия на коллектив, заострив внимание класса на положительных моментах поведения и деятельности тех, чей статус необходимо изменить. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Именно этот возраст характеризуется стремлением ребёнка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или в случае неудачи, наоборот, чувства неполноценности. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Успеваемость уже отходит на второй план, т. к. дети постепенно начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учёбой.

Задача взрослых – помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников.

Источник

«Общение»

родительское собрание

Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения ребёнка с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности учащегося.

Ход собрания

I. Вводная часть.

1. Приветствие. Напишите пожелание на листочке не указывая имен. (все собрать в корзинку)

2. Организационный момент.

— Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

-Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

-А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

-Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.

-Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для нас, и для самих родителей.

— Тема нашего родительского собрания звучит следующим образом «Общение в семье и школе». Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их общении, воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.

II. Тренинговое задание «Ребенок»

— Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут …… Проживите день с маленьким ……

— Утром мама подошла к ……. и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание…..   …… стало так грустно, что его не понимают…

— Оторвите кусочек от мальчика.

— Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул ……., закричав на него, что тот не садится завтракать… На душе у …… стало еще грустнее…

— Оторвите кусочек от мальчика.

— Позавтракав, …… собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это … не прибавило…

Читайте также:  Статьи про развитие ребенка

— Оторвите кусочек от мальчика.

— На крыльце школы ……. встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель ……. так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш ….. мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

— Оторвите кусочек от мальчика.

— А на уроке сегодня была контрольная работа. ….. так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало…

— Оторвите кусочек от мальчика.

— Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел ….. домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира… Дверь была открыта, ….. страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама…

— оторвите кусочек от мальчика.

А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день.

 Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака.

А с чего начался день?

Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки.

— Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. 

Каждый день любого человека, в том числе и ребёнка, наполнен общением. А что такое общение?(время для высказываний родителей)

Презентация.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.

Общение – сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение – важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через других людей.

Какие средства общения вы знаете? (ответы родителей)

Средства общения:

  • Лингвистические: речевые
  • Визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика
  • Паралингвистические: характеристики голоса, интонации и т.п.
  • Экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи
  • Пространственно-временные: дистанция, время, ситуация и т.п.

Средства общения:

  • Неречевые: позы, жесты, мимика, взгляд
  • Речевые: речь, интонация, темп речи, тембр голоса

Общение может быть непосредственным ( «прямой» диалог, разговор по телефону» и опосредованное (письма, записки, интернет, факс, SMS)

Какова роль общения в жизни человека? (ответы родителей)

— Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека

— Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности

— Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека

— В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, установление межличностных отношений, обмен информацией

— Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.

— Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека.

Правила эффективного общения:

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

  • ребенок убедится,что вы его слышите;
  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глазки говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите : «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»

Тренинговое задание «Как сделать общение полезным?».

— На звездочках напишите, что можно сделать для того, чтобы общение стало полезным для ребёнка.

— беседовать на интересующие темы, рассказывать о путешествиях, рассуждать о планах на каникулы или выходные, …

Подведение итогов. Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка?(Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

— У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (стикеры), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу).

— Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?.

Читайте также:  Правовые основы жизнедеятельности и развития ребенка

— Уважаемые родители, в начале нашего собрания вы написали пожелания. Мы возвращаем их вам. (раздать пожелания, зачитать)

. Сейчас мы вас попросим написать свои отзывы о собрании. Они могут быть как позитивные, так и негативные, возможно вы выразите какие-нибудь свои впечатления и пожелания. Нам будет интересно любое ваше мнение.

Выражаю вам огромную благодарность, что вы сегодня нашли время и посетили школу. Надеемся на скорую нашу встречу с вами, на сотрудничество со школой. Давайте наших детишек будем воспитывать вместе.

Источник

Особенности общения детей младшего школьного возраста

Границы младшего возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6-7 лет  до 9-10 лет. Начало обучения в школе ведёт к новой социальной ситуации развития ребёнка, когда он имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Главной ведущей деятельностью у ребенка — становится учебная.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста является появление произвольности действий, выделение внутреннего плана действий и рефлексии как умения разумно анализировать свои поступки и суждения с точки зрения соответствия их замыслу и условиям деятельности. Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них учёбы и игры, слабо выраженное разграничение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя норм и ценностей.

Эмоционально-смысловой доминантой общения является содержание основных сфер деятельности младших школьников: познания, деятельности, игры. С переходом ребёнка в новую социальную ситуацию, связанную с  началом обучения, ребёнку необходимо понять и усвоить нормы нового вида общения — общения в процессе учебной деятельности. Кроме того, ему следует определить своё отношение к людям, взрослым и сверстникам, которые его окружают в школе, и установить с ними контакты.

Со взрослыми ученики начальной школы общаются преимущественно в семье и в школе: в процессе учебной работы, информирование о своих делах и делах класса, запрашивание у взрослых информации по конкретным вопросам, запрашивание у взрослых оценки своего поведения. Общение со взрослыми возникает и в ситуации разрешения конфликтов.

Очень значимо общение с учителем, причем оно практически не выходит из ролевых рамок. Именно поэтому и взаимоотношения «учитель — ученик» складываются преимущественно в зависимости от выполнения ребенком своей ученической роли: исполнительности, аккуратности, прилежания, поведения и, конечно же, успеваемости. Оценка учителя в значительной степени определяет и взаимоотношения ребят, и статусную структуру класса — от самых популярных в классе «любимчиков» до изолированных и пренебрегаемых. 

Благополучие в общении со взрослыми внушают ребёнку уверенность и в успехе общения со сверстниками.

Контакты детей друг с другом возникают в связи с предыдущим опытом общения, пространственной близостью,  в связи с совместной деятельностью и игрой. Межличностное общение в классе имеет инструментально-конкретный и ситуативный характер, т.е. возникает по поводу игры, урока и т.п.

Словарь младших школьников достаточно богат, но умение вести диалог развито слабо. Типичным для них является информационный диалог, диалог дискуссионного типа вести не умеют.

Структура круга общения младших школьников не очень устойчива. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе, к третьему классу наблюдается рост устойчивости предпочтений.

В 1-2 классах общение со сверстниками тесно связано с учебными достижениями. К 3-4 классу значимой и авторитетной фигурой для младшего школьника становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого  школьника личностных достоинств и форм поведения партнёра по общению. В этот период идёт формирование социального престижа ребёнка.

Но, к сожалению, в этот период жизни  у младших школьников возникает немало трудностей. Многие из них связаны с общением в группе сверстников.

Анализ школьной практики  в работе Н.Е.Колодий показывает распространенность у младших школьников негативных стереотипов, снижающих эффективность межличностного общения, учебной деятельности: стереотипы полоролевого поведения (мальчики и девочки дразнят друг друга и обижают), неадекватного разрешения конфликтов (драки, жалобы учителю), негативной самопрезентации (употребление ненормативной лексики, грубость, громкий голос и др.), негативного восприятия сверстников (придумывание прозвищ), психологической отверженности и др.

     В начальных классах происходит много конфликтов на почве дисциплинарных требований или в играх.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы можно прийти к следующим выводам.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

Поэтому так важно целенаправленно, систематически и последовательно учить детей навыкам эффективного общения, умению слушать и слышать другого, умению понимать чувства и настроение другого, умению быть внимательным к окружающим, умению осмысливать свои  поступки и поступки другого, умению конструктивного разрешения конфликта и преодоления негативных стереотипов общения.

Источник