Роль народного творчества в развитии ребенка

                                                       СТАТЬЯ

«Роль народного творчества в воспитании ребёнка дошкольного возраста»

                   Соломина Татьяна Игоревна,                                                                МБДОУ Краснозоренский  детский сад, воспитатель                                                                                       п. Красная Заря.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Важным средством нравственно-эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа. Приобщаются к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребёнок получает от общения с ним удовлетворение и эмоциональный заряд.                                                     Отрадно, что за последние годы значительно усилился интерес к этому виду искусства. Неисчерпаемы его воспитательные возможности. В процессе знакомства с народным искусством. Кроме решения эстетических задач, таких как развитие умения видеть красоту, создавать и беречь её, проявлять творческую активность. Важно развивать и психологические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (память, мышление, воображение, познавательную и эмоционально -волевую сферы), а также решать задачи нравственно-патриотического воспитания: уважение к своему народу. К труду народных мастеров. Любовь к своему краю, Родине, Отчизне.                                                                                            Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. А ведь именно сейчас. Когда подвергается глумлению и извращению всё народное, чистое, доброе. Ознакомление с народным творчеством, народными промыслами – дело чести любого здравомыслящего гражданина страны. Ведь именно сейчас людям. А особенно детям. Нужна информация об её истории. Её богатой духовной жизни. О народных традициях и быте, ремёслах.                      Каждый стремится познать окружающий мир. А знакомство с ним начинается с самого близкого – со своего дома, улицы. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему глубоко любить свою Родину. Надо знать не только настоящее, но и прошлое.                                                                               Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Как одевались? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Нам нужно стремиться к тому,  чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества.                                                                                                  Наш детский сад знакомит детей с календарно-земледельческими праздниками, связанными с проводами зимы, перелётом птиц и таянием снега, расцветов земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. В своих утренниках, праздниках и развлечениях мы используем обрядовые песни, танцы, хороводы, заклички и т. д.,.                                                                  Создали мини-музей «Изба» с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетёные корзины, вышитые полотенца и т.п.  Для праздников подбираем народные костюмы, в чём активно помогает районный дом культуры. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми- забавами. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создаёт благоприятный климат. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.                                                                                  Человек во все времена старался украсить свой быт. Любое ремесло. Дойдя до вершины, становится искусством. Так вот и возникли народные промыслы. Славилась земля наша русская своими мастерами и умельцами.      « Не то дорого, что красного золота, а то,  что народного мастерства» — гласит народная пословица.                                                                                                     С помощью родителей организовываются выставки рушников, половиков,  накидушек. Дети, не видя это в повседневном обиходе, неподдельно радуются, рассматривают, затем отражают увиденное в рисунках и играх.  Перед уходом в школу наши воспитанники имеют представление о ремёслах народных мастеров земли русской, уважение к народным промыслам, фольклору, используют элементы ручного труда. Родители отдали  в наш музей прялки,  кудель, убранство кровати, предметы быта, вышитые образцы одежды.                                                                                                                 Яркие впечатления на детей всегда производит народная игрушка, дымковская, филимоновская,  ливенская, или яркие иллюстрации, фотографии с крупными изображениями подлинных игрушек . Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Дети лепят по подобию, радуются полученному результату. Навыки, полученные детьми в процессе занятий, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу и по оформлению.     Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнеснецов, творчество которых основано на национальных традициях. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте.                                                                                        Помогая детям овладевать некоторыми навыками и приёмами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия. А также уметь рисовать узоры по мотивам росписей.                                             Проводим мастер-классы, круглые столы, приглашаем учителей рисования и черчения Краснозоренской СОШ. В процессе обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации используем следующие приёмы:                                       — создание игровой ситуации в начале образовательной деятельности и во время проведения анализа детских работ;                                                                                                                                     — сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;                               — использование очерчивающего жеста (для выделения элементов. Определения их расположения и последовательности выполнения узора);                         — показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;                                                                                                  — сочетание различных видов изобразительной деятельности (лепка с последующей росписью).                                                                                            Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать. Как мастер. Не выходя за пределы традиций промысла. Создаёт каждый раз новое, неповторимое произведение. Поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают. С детьми старшего дошкольного возраста проводим занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, по готовому эскизу предлагаем нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи. Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее помогает использование музыки. Элементы театрализованной деятельности. Ведь от того, настолько мы будем эмоциональны. Как организуем эту работу, во многом зависит, сможем ли мы воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.                                                        Ребёнок узнаёт, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. В старшей и подготовительной группе у детей, под влиянием обучения, появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех,  с которыми их знакомили. Знания, полученные детьми, расширяют возможности самостоятельной деятельности. Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведёт к тому. Что ребята довольно легко берутся за их воплощение.                                                                                                              

Дети знакомятся с нашим национальным богатством, устным народным творчеством, сами сочиняют сказки, драматизируют их. Помогает богатый фольклорный материал – это сказки, загадки, пословицы, поговорки, народные игры, считалки.                                                                                                     Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина также считали, что фольклор даёт прекрасные образцы русского языка, подражая которым. Ребёнок успешно учится родному языку.  В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения часто сопровождаются весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками,  жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор. Народные игры образны, поэтому привлекают детей дошкольного возраста.  Фольклорные произведения доставляют ребёнку радость,  активизируют мышление, речь, память, воображение.  Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребёнка.                                                           Влияние фольклора на творческое развитие, несомненно, велико. И наш опыт показывает, что такая деятельность с использованием элементов ручного труда, фольклора открывает перед детьми большие возможности для развития инициативы. Будят положительные эмоции, вдохновляют,  активизируют детскую мысль. Использование изделий народных промыслов, фольклора обогащают наш досуг, способствуют созданию доброжелательной атмосферы в группе.                                                                                                         Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, небылички, подговорки,  басенки. Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Источник

Роль фольклора в развитии детей

Консультация.

 Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает — народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

 В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества — фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным.

 В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

 Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

 Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

 Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения — мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша.

Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в «сороку-ворону, которая кашку варила» или в «ладушки-ладушки». Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом «закреплять пройденный материал», ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.

Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

Источник

наталья волкова
Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.»

В. А. Сухомлинский.

Речь — чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство, оно имеет огромное значение на развитие речи ребёнка.

Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки — все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи.Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Знакомить детей с лучшими образцами устного народного творчества нужно начинать как можно раньше.

Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому — устное народное творчество называют словом «фольклор»,которое произошло от соединения двух английских слов: folk – народ, lore – мудрость.

Детский фольклор состоит из:

Потешек;

Песенок;

Прибауток;

Закличек;

Пестушек;

Колыбельных;

Считалок;

Пословиц и поговорок;

Скороговорок;

Загадок;

Сказок;

Хороводных игр.

Уместно прочитанные : потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно- гигиеническим навыкам. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение «Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т. д. Дети знакомятся с первыми сказками («Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок» и т. д.). Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать. Потешки–песенки-приговорки, сопутствующие игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

Кормление -очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Хорошо успокаивает и развивает речь и мелкую моторику пальцев рук малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)

А зовут его …

Колыбельные песни – песни, исполняемые при укачивании ребенка. Назначение их – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка. С ними начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запомнить слова и формы слов.

Заклички – это стихотворные обращения к природе, небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей. В основном они сопровождаются различными игровыми действиями.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Загадки– краткое образное определение предмета или явления. Один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Загадка может представлять собой и простое описание предмета. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Народная сказка – выдуманный рассказ о каких-либо событиях. Сказки открывают малышу новый мир, наполненный богатством слов и выражений, поэтичностью языка, художественной выразительностью. Сказки учат морали, впервые знакомят с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, хитрость и глупость, смелость и трусость. Герои четко поделены на положительных и отрицательных. Поступки характеризуют каждого из них, благодаря чему малыш начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Сказки лучше не просто читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает им понять содержание сказки, отношение к ее персонажам.

Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности,происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.

Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления младших дошкольников с культурными ценностями общества.

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни. Роль фольклора в развитии и воспитании детей с раннего возраста огромна и очень важна.

«Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего.»

А. М. Горький.

Источник