Роль музыки во всестороннем развитии ребенка

Роль музыки во всестороннем развитии ребенка thumbnail

Валентина Коморная
Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии дошкольника

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей с самого раннего возраста. Важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду, — она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Музыкальное воспитание на ребенка — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке, это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание является всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1. Воспитывать любовь к музыке.

2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений.

6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Успешное значение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т. е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том,что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.

Воспитание музыкальной культуры дошкольников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку — вот главная задача родителей и педагогов, которая является актуальной и сегодня.

Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов

музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве, и в жизни. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Для музыкальной педагогики важными вопросами являются проблемы музыкальных способностей дошкольников, их музыкальных потребностей и эмоциональной сферы, музыкальной диагностики как проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма детей. Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность — комплекс способностей человека, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма, составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Именно наличие их у каждого наполняет

слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству, что способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и духовной культуры.

Читайте также:  Иом карта развития ребенка

Источник

                                                               Кузнеченкова Татьяна Викторовна,
                                                     музыкальный руководитель ГБДОУ № 62
                                                       Кировского района Санкт-Петербурга

 
 Музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», писал о музыке В.А. Сухомлинский.
 Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, носят общий характер и помогают детям успешно овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих педагогов музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам.
 Музыкальное воспитание решает не только эстетическую задачу, оно стимулирует общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
 Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, учит доброте и умению сочувствовать другим людям. Музыкой можно регулировать процессы возбуждения и успокоения. Недаром испокон веков, укладывая ребенка спать, ему напевают колыбельную песню, тихую, спокойную, ласковую. Поэтому, если ребенок возбудился, ему можно сеть нежную, ласковую песню, а если ребенок грустит, достаточно спеть веселую песенку.
 Для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог сохранить в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует более или менее длительного сосредоточенного внимания. Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир.
 Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень
 понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение,
 которое вызвала мелодия.
 Уже в дошкольном возрасте дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты разных образов. Их глаза загораются, когда они слышат плясовую, улыбаются  и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского. Удивительно, но прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Этому есть научное объяснение – музыка развивает пространственное восприятие.
 Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание и сердечно — сосудистую деятельность, улучшает дикцию и формирует правильную осанку. По сути, пение – это отличная дыхательная гимнастика. Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей.
 Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.
 Детей обязательно нужно приобщать к классической музыке – она является лучшим средством для музыкотерапии.  Детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально. Регулярное прослушивание классической музыки, оказывает терапевтический эффект, заметно развивает умственные и коммуникативные  способности ребенка.
 В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой
самовыражения. В дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют
в различных импровизациях. Ребенок эмоционально, непосредственно преобразует жизненные впечатления, применяет действия по собственному замыслу, становится автором игр, сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.
 Таким образом, музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности ребенка, делает его духовно богатым, чутким к красоте в искусстве и в жизни, творчески активным, развитым интеллектуально и физически.
 

Источник

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

24 «Берёзка» комбинированного вида

ИСТТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

« Значение музыки во всестороннем развитии дошкольников»

Составила:

музыкальный руководитель

Будницкая Елена Александровна

2016 г

Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта и оказывает огромное влияние на мысли, чувства, настроение. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка. Также, можно сказать, что воспитательные возможности музыкального искусства безграничны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности.

         На занятиях музыкой используются различные виды музыкальной деятельности. Их влияние  на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах:

1) физиологический — положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

Читайте также:  Роль игры в развитии речи ребенка раннего возраста

2) психологический-музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка , способствует коррекции познавательных, коммуникативных, а также речевых нарушений развивая дыхание, голос, артикуляционную моторику, нормализуя темп речи, динамику, исправляя недостатки восприятия и звукопроизношения.

          3) педагогический- посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В  процессе  любой  деятельности  ребенок  осваивает  определенные внешние  действия,  которые  ведут  к определенному внешнему результату, и  внутренние,  психические  действия,  которые  составляют основу содержания  психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).  Музыкальная  деятельность  так  же  состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними, предметными:  ребенок  поет,  двигается,  дирижирует,  играет  на  инструменте  и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной    настроенностью,   сравнивает   сольное   и  хоровое  звучание,  прислушивается   к  собственному  пению.  Если  действие  повторяется     многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Таким образом, происходит развитие всех высших психических функций.

Музыкальная деятельность ребенка имеет большое влияние на развитие  разговорной речи ребенка. Прослушивание музыкальных произведений развивает слуховое и фонематическое восприятия; пение – развивает артикуляционную моторику, речевое дыхание, звуковысотный слух; ритмическое чувство формируется в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, в пении. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. – это расширяет активный и пассивный словарь ребенка, его представления об окружающем мире.

Наиболее близко и доступно детям-пение. В процессе пения происходит развитие артикуляционной моторики. Пение способствует формированию кинестетической и кинетической основы движения при образовании звуков, а впоследствии и всех артикуляционных позиций. Работа в песне над интонационной выразительностью, динамикой, темпом, дикцией, дыханием улучшает и общее звучание разговорной речи. Кроме этого пение развивает координацию голоса и слуха.

Также, очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Ведущим видом деятельности на музыкальных занятиях является восприятие. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, предшествует и сопутствует всем видам  музыкальной деятельности. Развитие музыкального восприятия – это часть развития восприятия в целом. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не следствие возрастного созревания человека – это следствие целенаправленного воспитания. Задача педагога в том, чтобы постепенно, с приобретением музыкального и речевого опыта,  ребенок учился воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения».

Одновременно с этим, ребенок обогащает свой словарный запас, активизируется его мыслительная деятельность, расширяется кругозор, формируется эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, средствами музыкального воспитания можно решить следующие задачи:

1) коррекционные:

— развитие слухового и зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений;

— формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

2) оздоровительные:

— укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

— развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

— развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

— развитие быстроты двигательной реакции;

3) образовательные:

— обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

— развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

— формирование мыслительных умений и действий;

4) воспитательные:

— воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры;

— эстетическое отношение к окружающему;

— развитие чувств, эмоций высшего порядка;

5) развивающие:

— познавательную активность;

— устойчивый интерес к деятельности;

— саморегуляцию и самоконтроль деятельности;

— внимание, память, мышление;

— ориентировку в пространстве.

Но гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные возрасту ребенка, активизируются все творческие возможности растущего человека  и создана благоприятная среда не только в учебное время, но и в семейном кругу. Музыкально-эстетическое образование на уроках музыки только начинается. Необходимо, чтобы родители интересовались, что и как ребёнок делал на занятии, с какими новыми произведениями, композиторами, песнями он познакомился, повторяли пройденный и, вместе с ребенком искали дополнительный материал. Это дополнительно активизирует развитие ребенка .

Источник

Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка подростка

Значение музыки в развитии детей

Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский

Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка — это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.

Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка.Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

— Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн — чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

— Бетховен, Шуберт, Брамс — чтобы успокоиться;

— Бах от напряжения в отношениях;

— Моцарт, Лист, Хачатурян — для поднятия жизненного тонуса, активности;

— Чайковский, Бетховен — поднимает настроение;

— Бах, Гайдн — уменьшают злобность;

— Чайковский, Дебюсси, Мендельсон — концентрация внимания.

Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.

Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен — классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.

Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

Влияние музыки на развитие ребенка

Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!

Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.

Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко — Вивальди и Баха — содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.

Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы — пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.

Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.

Источник