Роль музыки в развитии ребенка в школе

Роль музыки в развитии ребенка в школе thumbnail

Аухадеева Г. А.

МБОУ г. Черногорск «Средняя общеобразовательная школа №5»

Роль музыки в воспитании и развитии школьника

Музыке отведена особая роль в воспитании детей, ведь именно музыка как вид искусства, позволяет открывать человеку возможность познания мира во всем его проявлении и многообразии, формируя творческие способности, музыкальное мышление и воображение ребенка.

С этим искусством ребенок начинает знакомиться с первых дней своей жизни, а целенаправленное музыкальное воспитание дети сначала получают в детском саду, а в последующем и в школе. Сила музыкального воздействия неоспорима, именно поэтому музыка выступает одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания и развития детей, средством формирования их личности.

Конечно, каждый ребенок по-своему выражает свой интерес к музыке, отдавая предпочтения тем или иным музыкальным жанрам, произведениям и композициям. Процесс приобщения ребенка к музыке можно сравнить с приобретением навыков и умений чтения, письма и рисования, внимательно слушая, ребенок постепенно учиться узнавать и оценивать музыку, отмечать динамическое изменение представляемых образов и сюжетов. В результате у ребенка вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность контакта с музыкой, а художественные и эстетические образы и переживания со временем усложняются и дифференцируются.

Восприятие музыки всегда тесно связано с познавательными процессами личности человека, от школьника оно требует сообразительности, внимательности, наблюдательности, умения мыслить и фантазировать. Большое значение в деле формирования и приобщения ученика к сфере музыки отводится музыкальным занятиям, реализующимся в условиях конкретных образовательных учреждений (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования). Цель музыкальных занятий состоит в организации многогранного познавательного процесса, развивающего художественный и эстетический вкус школьников, воспитывающего любовь к музыкальному искусству с формированием нравственных качеств личности и активного отношения к окружающему миру.

Роль музыки в формировании личности школьника, ее духовного облика состоит, прежде всего, в мировоззренческом и нравственном становлении человека, в воспитании его чувств и эмоций, представлений и убеждений. Это связано, прежде всего, с развитием фантазии, ведь музыка является своеобразным воплощением творческой натуры каждого человека. Расширяя творческие задатки и способности личности ребенка, происходит формирование и развитие потребностей школьника в искусстве и творческом поиске.

В современное время приобщение к искусству музыки во всех его проявлениях позволяет школьнику самостоятельно ориентироваться в музыкальном разнообразии, способствует распознаванию и оценке подлинного искусства.

Конечно, не каждый ученик в будущем станет музыкантом, но, говоря, о задачах преподавания музыки в образовательных учреждениях, нужно сказать, что воспитание музыканта не является первостепенной и единственной задачей педагогов. Приоритетное значение в этом отношении отводится именно правильному восприятию музыки, расширению детского кругозора, обогащению существовавших музыкальных представлений, развитию творческих способностей школьника.

Музыка в системе общественного развития всегда сохраняет и передает будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. Познание культурного наследия не только развивает умственные способности детей, но и, служит источником его накопления и нового культурного воплощения.

Список используемых источников

1. Абудеева Н. Б. Музыка. Художественно-образное развитие школьников / Н. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. – М.: Учитель, 2010. 160 c.

Источник

МАСЛЯЕВА А. И.

«Значимая роль музыки в жизни ребенка»

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.  Как представить современного человека без музыки? Для меня это невозможно. Сегодня музыка присутствует в каждом нашем дне, она его наполняет и создает настроение, а для многих становится спутником жизни.                         Музыкальная культура приобретает роль некой социальной идентификации, особенно если говорить о молодежи. Привязанность к определенному музыкальному стилю, направлению, исполнителю создает ощущение принадлежности к общности, объединенной единой ценностью. Музыкальные произведения диктуют молодым людям манеру поведения, тип одежды, одним словом, стиль жизни. Музыка формирует внутренний мир личности, взаимодействие социальных общностей, взаимного притяжения или отчуждения людей. Что, в общем-то, было и раньше.                           Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому, что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, грусти, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Музыка сопутствует современному молодому человеку повсюду: дома, в метро, автомобиле, в кафе, на улице и т.д. Она сопровождает  торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе музыка помогает найти ритм, в печали и радости – излить чувства, в походе – преодолеть усталость. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе и кино. Более того, музыкальное искусство обладает только ему присущим свойством отражать в абстрактной звуковой форме духовный настрой каждой эпохи, её духовное «ядро». Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках…»                    Д. Д. Шостакович.

Читайте также:  Формы дефекта развития ребенка

Какая музыка наполняет наш день? Ее сегодня слишком много, точнее, разнообразие музыки впечатляет.  Нужно тщательнее подбирать и продумывать музыку, которую слышит  ребенок. Он ее впитывает и наполняется ею. Какую роль она может сыграть в его жизни? Духовный мир ребенка богат и наполнен, когда он появляется на свет. Это, конечно, мое личное убеждение. И с каждым новым днем его жизни он либо обогащается, либо истощается, не имея необходимой духовной подпитки. Подрастающее поколение проявляет творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у подрастающего поколения универсальные учебные действия.

Процесс детского музыкального творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка – переживание – создание музыкально-игрового образа. Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и её сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врождённая способность, которая может быть развита в дальнейшем.

Понять, какую роль играет музыка в развитии духовного потенциала, помогут следующие высказывания современной молодежи:

«Классическая музыка, бесспорно, возвышает, одухотворяет, приобщает к прекрасному и вечному».

«Музыка повышает уровень эмоционального развития и обогащает духовную культуру…».

«Хотелось больше разобраться в классической музыке, её эволюции в ходе истории… Как композиторы выражали свои чувства в своих произведениях. Также я считаю, что знать основных титанов музыкальной истории просто необходимо».

Формирование духовного потенциала посредством музыкального воспитания — это музыкально-творческий процесс (освоение теоретических основ музыки, восприятие музыки, индивидуальные и коллективные формы художественного творчества), способствующий изменению личностных качеств учащейся молодежи (любовь к ближнему, доброта, общительность, порядочность, уважительность, умение сопереживать). Эффективность данного процесса зависит от интенсивности музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

–  умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

–  умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Таким образом, музыка играет огромную роль в формировании у подрастающего поколения творческой, духовно богатой, всесторонне развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы…  

 Сегодня музыку используют и с целью оздоровления. Музыкальные уроки и песни в некоторых школах России используют как профилактику гриппа и ОРЗ. Врачи и учителя заметили, что для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, когда тренируются и легкие, и гортань. И самое главное: болезнь быстрее отступает, если песню петь хором.              Взаимосвязь между здоровьем и песней в школе объясняют по-разному. Одни говорят о телесной и духовной гармонии, другие — о дыхательной гимнастике. Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать. Вот эти особые упражнения помогают не только певцам дыхание поставить, они вдобавок улучшают самочувствие.

Во времена наших предков роль музыки была огромна. Музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась одна из ведущих ролей в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это может быть связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, говорят российские музыковеды. Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности.                                                                                                                                                        

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка в онтогенезе

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Музыкальное образование подрастающего поколения имеет ряд задач:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Задача же педагога – заинтересовать воспитанников музыкой, эмоционально увлечь их, заразить их своей любовью к музыке.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Проблема репертуара сегодня для нас более чем актуальна. Пожалуй, такого богатого выбора в музыкальных направлениях, количестве певцов и музыкальных подходах не было никогда. Причем все очень доступно, в том числе и ребенку. Но стоит ли давать доступ к любой музыке вашему малышу?

Существует такое понятие, как нравственная суть музыки. Влияние музыки может быть не только положительным, но и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты.                      Приведу пример, пожалуй, одного из исследований, проведенных в музыкальной сфере. Исследователи утверждают, что музыка является эффективным средством регуляции системности работы обоих полушарий мозга. Происходит это таким образом: постоянно изменяющиеся параметры звукового потока (частотные, динамические, тембровые) служат своеобразным сигналом для головного мозга, что ведет к активизации системности работы полушарий. Однако если этот звуковой поток (т. е. музыка) однообразен по акустическим параметрам, а его звуковысотный и динамический спектр беден и не изобилует частыми сменами, контрастами, то результат получится противоположный — он будет способствовать разобщению, нарушению связи между правым и левым полушариями.

Коэффициент вариаций в изменениях энергии звукового потока в разных видах музыки различен. Так, рок-, поп-, диско-музыка имеет коэффициент вариаций не выше 18%, а в некоторых случаях — даже 0,2 и 0,3%. Мелодии этих сочинений в большинстве своем примитивны, имеют ограниченный диапазон, из динамических оттенков предпочтение отдается самым громким (часто на пределе физических возможностей человека). Естественно, что такая музыка не может передать широкую гамму человеческих чувств и эмоций.  Совсем иная картина в произведениях музыкальной классики. Здесь коэффициент вариаций энергии акустического потока очень высок (более 30%), а предельный показатель составляет почти 90%. Эти данные говорят о том, что изменчивость звукового потока в произведениях классической музыки очень велика, столь же высоко его воздействие на мозг. В свою очередь повышение системности работы полушарий мозга влечет за собой активизацию творческих и интеллектуальных способностей человека. Насколько эти факты убедительны и достоверны, судить вам. На мой взгляд, это очевидно. Стоит лишь послушать Шостаковича, например, симфонию №5, и любую эстрадную композицию — и становится понятно влияние разных музыкальных жанров на человека.    Выбирая произведения для прослушивания  важно помнить, что в душе каждого малыша есть искорка любви к прекрасному. Это ещё раз подтверждает большую силу воздействия музыки на человека, на его полноценное развитие  и становление личности.

Источник

Значение уроков музыки

для всестороннего развития и воспитания ребенка

Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта и оказывает огромное влияние на мысли, чувства, настроение. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка. Также, можно сказать, что воспитательные возможности музыкального искусства безграничны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности.

         На уроках музыки используются различные виды музыкальной деятельности. Их влияние  на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах:

1) физиологический — связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

Читайте также:  Упражнения для развития речи и мышления ребенка

2) психологический: музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует коррекции познавательных, коммуникативных, а также речевых нарушений развивая дыхание, голос, артикуляционную моторику, нормализуя темп речи, динамику, исправляя недостатки восприятия и звукопроизношения.

          3) педагогический: посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В  процессе  любой  деятельности  ребенок  осваивает  определенные внешние  действия,  которые  ведут  к определенному внешнему результату, и  внутренние,  психические  действия,  которые  составляют основу содержания  психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).  Музыкальная  деятельность  так  же  состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними, предметными:  ребенок  поет,  двигается,  дирижирует,  играет  на  инструменте  и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной    настроенностью,   сравнивает   сольное   и  хоровое  звучание,  прислушивается   к  собственному  пению.  Если  действие  повторяется     многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Таким образом, происходит развитие всех высших психических функций.

Музыкальная деятельность ребенка имеет большое влияние на развитие  разговорной речи ребенка. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый их них служит средством развития какой-либо речевой способности. Прослушивание музыкальных произведений развивает слуховое восприятие в общем, и, фонематическое восприятия в частности; пение – развивает артикуляционную моторику, речевое дыхание, звуковысотный слух; ритмическое чувство формируется в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, в пении. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. – это расширяет активный и пассивный словарь ребенка, его представления об окружающем мире.

Наиболее близко и доступно детям-пение. В процессе пения происходит развитие артикуляционной моторики. Пение способствует формированию кинестетической и кинетической основы движения при образовании звуков, а впоследствии и всех артикуляционных позиций. Работа в песне над интонационной выразительностью, динамикой, темпом, дикцией, дыханием улучшает и общее звучание разговорной речи. Кроме этого пение развивает координацию голоса и слуха.

Также, очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Ведущим видом деятельности на уроках музыки является восприятие. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, предшествует и сопутствует всем видам  музыкальной деятельности. Развитие музыкального восприятия – это часть развития восприятия в целом. Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не следствие возрастного созревания человека – это следствие целенаправленного воспитания. Задача педагога в том, чтобы постепенно, с приобретением музыкального и речевого опыта,  ребенок учился воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения».

Одновременно с этим, ребенок обогащает свой словарный запас, активизируется его мыслительная деятельность, расширяется кругозор, формируется эмоциональная отзывчивость.

Таким образом, средствами музыкального воспитания можно решить следующие задачи:

1) коррекционные:

— развитие слухового и зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений;

— формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

2) оздоровительные:

— укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

— развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

— развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

— развитие быстроты двигательной реакции;

3) образовательные:

— обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

— развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

— формирование мыслительных умений и действий;

4) воспитательные:

— воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры;

— эстетическое отношение к окружающему;

— развитие чувств, эмоций высшего порядка;

5) развивающие:

— познавательную активность;

— устойчивый интерес к деятельности;

— саморегуляцию и самоконтроль деятельности;

— внимание, память, мышление;

— ориентировку в пространстве.

Но гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные возрасту ребенка, активизируются все творческие возможности растущего человека  и создана благоприятная среда не только в учебное время, но и в семейном кругу. Музыкально-эстетическое образование на уроках музыки только начинается. Необходимо, чтобы родители интересовались, что и как ребёнок делал на уроке, с какими новыми произведениями, композиторами, песнями он познакомился, повторяли пройденный и, вместе с ребенком искали дополнительный материал. Это дополнительно активизирует развитие ребенка и поможет укрепить тесные дружественные отношения с родителями.

Список использованной литературы

  1. 1. Михеева Е.В.: Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия – Москва: Учитель, 2012

2. Н.А.Ветлугина: Методика музыкального воспитания в детском саду – М.,    2001

3. Радынова О.П.: Музыкальное воспитание дошкольников – М., 2001

Источник