Роль музыки в эмоциональном развитии ребенка
Влияние музыки в развитии
эмоциональной и творческой деятельности детей.
Пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребенок посещал музыкальную школу, но сегодня большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребенку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому языку и математике, отдают ребенка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и музыка в частности занимают далеко не первое место. Значительно более важной, с точки зрения родителей, является возможность получить профессию, способную в дальнейшем прокормить ребенка и его семью.
Поколения, жившие в XVII – XIX вв. относились к творческому развитию детей более серьезно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на инструментах, танцам. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребенок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях.
Занимаясь детским музыкальным воспитанием, родители делают для своего ребенка огромное по важности дело. Во – первых, ребенок приучается к постоянному труду, усидчивости, учится терпению: ведь овладеть знаниями и стать музыкантом — дело нелегкое. Во – вторых, ежедневное погружение в мир прекрасной музыки развивает духовный мир ребенка, делает его богаче. В – третьих, многие дети, получившие музыкальное воспитание, эмоциональнее и интеллектуальнее более развиты.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не нова, но она по – прежнему актуальна, и всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Дошкольный период – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений музыкально – эстетического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать, передавать через музыкальные инструменты и музыкальные спектакли различные эмоциональные состояния героев.
Дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в музыкальном – психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка это искусство эмоционально по своему содержанию. Взаимосвязь прогрессивных изменений личности и музыкально – эмоциональном развитии, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном и нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального воспитания
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыкальные занятия наиболее глубоко захватывает ребенка и организует его эмоциональное восприятие. В общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы дошкольника является условием его успешного музыкального – творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения. Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания ребенка, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном периоде. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулирующие его высшие психические функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности и единства интеллекта.
Воспитание через занятия музыкой – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы не подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – эмоциональные восприятия. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.
В последние годы появляется все больше детей с нарушением психика – эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном возрасте и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, можно утверждать, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, является актуальной и важной.
Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, т.к. психологические особенности детей 3-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуется так называемое «эмоциональное насыщение». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить музыкальные занятия в детском саду. На сегодняшний день для детей в системе образования представлен широкий спектр видов музыкальной деятельности, такие как слушание и восприятие музыки, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, музыкально – образовательная деятельность. Одним из наиболее востребованных видов музыкальной деятельности является пение, так как пение одно из самых любимых видов музыкальной деятельности у детей.
Чувства и настроения, вызванные музыкальными занятиями, придают движение, эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи, музыкально – двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях остаются на всю жизнь.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальных занятиях.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мышление, слух и мелкую моторику пальцев рук. Способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
• музыкальные занятия
• театральная деятельность
• выступления на праздниках
• кружковая работа.
Я, на протяжении всей работы в дошкольном заведении занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Источник
Роль музыки в обогащении
эмоционального опыта ребенка
В дошкольном возрасте процесс развития ребенка может быть охарактеризован как процесс активного вхождения в социум, в культуру и на этой основе – самоидентификации собственного «Я», своих возможностей и способностей. Иными словами, ведущей линией развития в эти годы становятся процессы социализации и культурации. Ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С.Выготский), познает мир человеческих отношений и способов выражения эмоций.
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка, поскольку музыка и есть собственно эмоция. Для характеристики эмоций ребенка-слушателя воспользуемся классификацией типов эмоций В.Н.Холоповой, которая выделяет:
эмоции как чувство жизни;
эмоции как фактор саморегуляции личности;
эмоции восхищения мастерством искусства;
изображаемые в музыке эмоции;
природные эмоции музыки.
Процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд. Музыка может окружать ребенка постоянно, не ограничиваясь рамками специально организованных форм. Примерный список музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса, представлен в таблице.
Примерный музыкальный репертуар
для организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Утренние часы приема детей | — «От улыбки» / В.Шаинский – М.Пляцковский — «Настоящий друг» /Б.Савельев – М.Пляцковский — «Ничего на свете лучше нету» / Г.Гладков – Ю.Энтин — «Голубой вагон» / В.Шаинский – Э.Успенский |
Утренняя зарядка | — «Песенка про зарядку» / Г.Гладков – Г.Остер «В траве сидел кузнечик» / В.Шаинский – Н.Носик — «Вместе весело шагать» / В.Шаинский – М.Матусовский — «Пластилиновая ворона» / В.Шаинский – Э.Успенский |
Одевание на прогулку | «Облака» / В.Шаинский – С.Козлов — «Какой чудесный день» / А.Флярковский – Е.Карганова — «Неприятность эту мы переживем» / Б.Савельев – А.Хайт — «Непогода» / Н.Лев – М.Дунаевский |
Тихий час | — «Спи, моя радость, усни» / В.А.Моцарт — «Колыбельная Умки» / А.Флярковский – С.Свириденко — «Перепелка» / И.Черницкая – Н.Сушева |
Игровая деятельность | — «Песенка Чебурашки» / В.Шаинский – Э.Успенский — «Подарки» / В.Шаинский – М.Пляцковский — «Бу-ра-ти-но» / Е.Крылатов – Ю.Энтин — «В мире много сказок» / В.Шаинский – Ю.Энтин |
Занятия по изобразительной деятельности | — «Шелковая кмисточка» / Ю.Чичков – М.Пляцковский |
Занятия по экологическому воспитанию | — «Кто же такие птички?» / А.Журбин – Б.Заходер — «Одуванчики» / В.Герчик – Р.Горская — «Доброе лето» / В.Ивнникова – Е.Авдиенко — «Лесной колокольчик» / В.Иванникова – И.Башмакова |
Занятия по математическому развитию | — «Дважды два – четыре» / В.Шаинский – М.Пляцковский — «Песенка треугольников» / Л.Шеврин – В.Житомирский — «Мишка с куклой пляшут полечку» / М.Качурбина – Н.Найденова |
Занятия по развитию речи | — «Слова» / В.Шаинский – Р.Рождественский |
Занятия по трудовому воспитанию | — «Всем на свете нужен дом» / И.Ефремов – Р.Сеф — «Птичий дом» / Д.Кабалевский – О.Высотская — «На даче» / В.Витлин – А.Пассова |
Процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребенка, а педагог помогает установить ему эти связи, то это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность воспитателя и психолога детского сада. Только знание и понимание ребенка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребенок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своем эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.
В процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении – качественно записанной, либо в «живом» исполнении музыкального руководителя. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребенок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной деятельностью.
В процессе слушания музыки ребенок воспринимает изображаемые в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделен определенным эмоциональным состоянием. Если перед педагогом стоят задачи представить с помощью музыки тот или иной образ, то с этими задачами лучше справятся программные произведения. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой детской музыки – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми.
Эмоциональным состоянием наделены и непрограммные образы. Широта использования музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса воспитателя. Так, например, музыка композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) может использоваться для передачи нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса рисует яркие человеческие переживания.
В процессе слушания музыки ребенок воспринимает природные эмоции музыки. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая воздействует на эмоции человека. Причем, что чрезвычайно важно для растущего человека, в музыке, если речь идет о хорошей музыке, это позитивные эмоции. Поэтому чем устойчивее будет связь и взаимодействие ребенка и музыки, тем успешнее будет его эмоциональное развитие.
(по статье А.Гогоберидзе, В.Деркунской)
Источник
Светлана Анатольевна Свистунова
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников
Предлагаю вниманию коллег хорошую статью.
Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников
Эмоциональная сфера дошкольника — важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение детей, она очень важна для их психического и соматического здоровья.
В контексте гуманистической педагогики музыкальное развитие, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.
Педагоги обратили внимание на то, что музыкально — игровая деятельность развивается эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.
С помощью музыки дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализует творческий потенциал.
Любовь к музыке не может возникнуть сама собой, этому нужно учиться у взрослых. Воспитание любви начинается с чувства, вызывающего эмоциональную отзывчивость и желания исполнять предложенные педагогом музыкально — ролевые игры.
Работа над созданием сценария праздника или театральной постановки начинается со знакомства детей с художественным произведением, затем беседой об образах героев и распределением ролей. Для выразительности образа педагоги подбирают музыкальное сопровождение, песенный репертуар, танцы, игры и оркестровые аранжировки. Что развивает эмоциональную отзывчивость в виде исполнительства и творчества.
Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей, создает основу для эмоционального контакта взрослых и детей.
Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Готовя детей к восприятию музыки, развиваем слуховой опыт, эстетический вкус, общую культуру и эмоциональную отзывчивость. В процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений, соответствующих опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа в мажорных произведениях как классической, так и эстрадной и детской музыки. Знание и понимание детей группы позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. В данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагогов детского сада.
Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»— произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др. Эмоциональное состояние отражают и не программные пьесы.
Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера расширяются, появляются тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные. Эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются, дети учатся различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Музыка- интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир.
Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, дети сообщают воспитателю и сверстникам о своём видении изображаемых в спектаклях образах и эмоциональных состояниях. Если настроение не весёлое, они предпочитают музыку негромкую, плавную, а когда им хочется повеселиться, просят «включить» танец или марш.
Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении, при этом испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
В работе с детьми в процессе восприятия музыкимогут быть использованы следующие виды деятельности: словесное, вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и темброво-инструментальное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.
Чтобы эмоционально переживать музыкальное произведение, учим детей анализировать, обращать внимание на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. В процессе слушания музыки дети осознают собственное эмоциональное состояние, углубляют эмоциональное восприятие, воспринимают средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт детей. Педагог ведет работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально- образное содержание музыки.
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост детей.
Не маловажное значение в театральной деятельности имеет умение детей мелодично исполнять песни осознавая характер исполняемого образа и мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа и ритмического рисунка). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук, танцевальных и образных движений.
Активная природа детей находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, дети конкретизируют музыкальный образ художественных произведений, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для них средством передачи характера образа.
Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, лишь в этом случае можно говорить о слитности движений и их выразительности.
Организация взаимодействия детей с искусством помогает выражать свои эмоциии чувства близкими ему средствами: словом, звуками и движениями.
Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.
При подготовке статьи были использованы материалы Е. Еремеевой, Н. Калуновой, И. Новоскольцевой.
Источник