Бассейн для развития речи ребенка

Бассейн для развития речи ребенка thumbnail

Снежанна Мещерякова
Консультация «Значение плавания для развития ребенка с нарушением речи»

Здоровье детей в последнее время вызывает беспокойство у родителей. За последнее время произошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей. Очень много у детей – нарушение речи. Она – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Как известно, нарушение речи — сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека.

Основной признак тяжелого нарушения речи — ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Детям трудно выполнять движения по словесной инструкции. Ребята отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны, прыжки на правой и левой ноге, отбивание мяча, ритмичные движения под музыку. Можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитиинесовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Как можно раньше у ребенка необходимо выявить нарушение речи, чтобы быстрее начать лечение, и достигнуть эффективности терапии. Активное лечение в виде индивидуальной терапии обычно начинается в возрасте ребенка от 2 до 4 лет. Ранние дошкольные годы, когда речевые навыки не сформированы полностью, являются критическим периодом для становления нормального языка и речи. Хотя многие люди знакомы с использованием бассейна для проведения лечебной физкультуры, большинство удивляются, узнавая о преимуществах воды для улучшения развития речи. Плавание — выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык — базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. Главным направлением этой работы является снижение монотонности процесса обучения плаванию, мышечного тонуса, увеличение двигательной активности, закаливания. На занятиях по плаванию и физической культурой даёт возможность использовать нетрадиционные для этой образовательной деятельности оздоровительные формы и методы работы:

1. Дыхательная гимнастика

Она играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, так как дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Для того чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.

Дыхательная гимнастика уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма. Во время плавания при выполнении вдоха и выдоха (если выдох выполняется в воду) человеку приходится прикладывать несколько большие усилия, чем во время дыхания на суше, нагрузка на дыхательные мышцы возрастает. Вот почему плавание является и прекрасным средством тренировки дыхательного аппарата, постановки глубокого ритмичного дыхания.

2. Психогимнастика

В логопедической группе имеются дети, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость. Именно этим детям на помощь приходит психогимнастика. Это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Для детей подбираются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

3. Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж

Известно, что у детей с ОВЗ наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика имеет лечебный характер. На ладошках есть проекции всех внутренних органов. И все эти игры не что иное, как массаж.

4. Динамические паузы, логоритмические упражнения

Неподвижный ребенок не обучается! Динамические паузы развивают психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга, тонизируют весь организм.

5. Релаксация

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть, как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Надо научить детей управлять своими чувствами и эмоциями – для воспитания у них уверенности в себе.

6. Подвижные игры.

Игра – это основной вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок познает окружающий мир, в том числе учится ориентированию в пространстве. Передвигаясь в пространстве, ребенок познает отношение между предметами и определяет свое собственное положение к ним.

В игре ребенок получает много положительных эмоций.

Совокупный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре и плавании. Дети нуждаются в двигательной активности, поэтому с желанием выполнять задания педагога.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную патологию речи ни к коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции они хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Читайте также:  История развития ребенка форма 112 у 2016

Работа инструктора по физической культуре и по плаванию для каждого ребенка помимо общих занятий в группе у детей с ОНР должна нести в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.

Литература

1. В. А.Доскин Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов по физической культуры. М.:Просвещние,2002

2. Е. В. Климова, И. Н. Гребенникова Особенности занятий по физической культуре с детьми с имеющими нарушениями осанки и дефекты речи // Адаптивная физическая культура. -2009 -№2(38)

3. 2. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина “Обучение плаванию в детском саду”, М. “Просвещение”, 1991

4. Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в детском саду”, Санкт-Петербург “Детство — Пресс”, 2003.

Источник

Ирина Гурова
Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой деятельности обуславливаются органическим поражением центральной нервной системы. Они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребёнка с окружающими.

Формирование полноценной речевой деятельности у данной категории детей – это сложный процесс, который должен сочетать лечение, логопедическое воздействие, коррекцию психофизического и личностного развития.

Каждый специалист, работающий с детьми этой категории, заинтересован в поиске наиболее оптимальных средств специального обучения в работе по совершенствованию методов коррекции и компенсации патологии речевого развития дошкольников. Одним из эффективных средств решения коррекционных задач в работе с детьми является «пальчиковый бассейн».

Игры и упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн» увлекательны. Они всегда обеспечивают положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка. Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы. Действительно, занимаясь с «пальчиковым бассейном», дети с различными нарушениями в развитии всегда чувствуют себя комфортно, с желанием проявляют творческую активность. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития.

«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6-8 см (2;17). Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, детские надувные бассейны. Кроме сыпучих веществ для оборудования «пальчиковых бассейнов» педагоги применяют шарики, гладкие камешки, мелкие игрушки…

Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. С помощью «пальчикового бассейна» в игровой форме можно решать и другие коррекционные задачи, причём некоторые из них одновременно.

Сама по себе возможность погрузить свои руки в ёмкость с фасолью, горохом, крупой, разноцветными шариками и т. п. очень заманчива для ребёнка, вызывает восторг. Очень часто ребёнок не нуждается в инструкции, когда играет с «пальчиковым бассейном». Играя самостоятельно, выполняя несложные движения руками (перебирая, сжимая в кулачках, перетирая фасоль между ладошками, закапывая руки и др., ребёнок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Имеет смысл показать ребёнку дополнительные возможности подобных игр: раскопать ямку, закопать её, спрятать руки, положить их на дно, «пройтись», «поскользить» ладошками (кулачками) по поверхности «бассейна», выполняя движения в разных направлениях, «прошагать» по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри. Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью. Вот некоторые из них.

«Повар» Ребёнок выполняет круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки: «Варим, варим, варим щи! Щи у Вани хороши.»

«Солим щи» Ребёнок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами: «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши.»

«Где наши ручки?» Педагог предлагает ребёнку спрятать обе руки в «бассейн», закопать их поглубже, подержать в покое, а затем достать:

«Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек…

Вот, вот наши ручки,

Пляшут наши ручки!»

Можно попросить ребёнка выполнить определённое действие в «бассейне» только правой или левой рукой. В таких упражнениях развивается умение ориентироваться на собственном теле.

В процессе игр для развития моторики с «пальчиковым бассейном» можно решать задачи по развитию слухового внимания. Сыпучие вещества «звучат» по- разному. В ходе упражнений целесообразно привлекать внимание ребёнка к этим звукам. Особенно детям нравится слушать, как «звучит» фасоль. Эти звуки хорошо сравнивать со звуками воды. Вот некоторые игровые упражнения.

«Море шумит» Ребёнок осуществляет движения руками внутри «бассейна» слева направо и слушает, как «шумит море». Если это делать с разной скоростью, то «море» будет шуметь по-разному.

«Ручеёк» Ребёнок проводит ладонью или пальчиком по поверхности «бассейна» и слушает, как «журчит ручеёк».

«Тучка и дождик» Ребёнок держит фасоль (горох, сильно зажав её в кулачке, т. е. с напряжением. Это «тучка». Затем кисть постепенно расслабляется и фасоль медленно падает на поверхность «бассейна». Это «дождик». Внимание ребёнка привлекается к издаваемым при этом звукам. Кисть можно раскрывать с разной скоростью, или вначале медленно, а потом быстро. Соответственно, «капли» будут падать медленно или быстро:

Читайте также:  Центр развития ребенка преображенская площадь

«Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.»

«Ливень» Ребёнок набирает фасоль (горох) двумя руками, держит некоторое время. Затем через щёлку между ладонями выбрасывает её и слушает получающиеся при этом звуки.

Когда все эти движения и соответствующие звуки усвоены детьми, можно поиграть в «Звуковые загадки». Один ребёнок выполняет движение, а остальные угадывают, на что похож звук: на шум моря или журчание ручейка…Какой дождь прошёл: мелкий или крупный? Дети по очереди могут загадывать загадки друг другу.

Очень увлекают детей игры, в которых одинаковые небольшие ёмкости с крышками, например, бутылочки, наполняются разным количеством фасоли. При этом все бутылочки при потряхивании будут звучать по-разному. С ними проводится всем известная игра «Угадай по звучанию». Варианты этой игры с использованием «пальчикового бассейна» очень разнообразны. Так, один из интересных вариантов игры – «Парные звуки». Для этой игры создаётся набор ёмкостей, среди которых имеются «одинаковые по звучанию». Ребёнок подбирает пары, потряхивая ёмкости, прислушиваясь к издаваемым при этом звукам.

С целью развития у детей пальцевого гнозиса эффективны игры на выполнение статических упражнений внутри «пальчикового бассейна». Ребёнку нужно опустить руку в «бассейн» и изобразить что-то из пальчиков (создать позу) по заданию. Создание каждого образа можно сопровождать коротким стихотворением. После выполнения задания внутри «бассейна» ребёнок вынимает руку и проверяет себя визуально. Вот некоторые из упражнений.

Зайка

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальцы сжаты в кулак. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперёд. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

«Я снесла тебе яйцо».

Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении (5;7-21).

Наиболее часто используются в работе с детьми игры и упражнения на поиск различных предметов внутри бассейна Именно эти игры и упражнения наиболее увлекательны для детей и могут преследовать разнообразные цели. Так, их можно использовать с целью развития стереогноза, слухового и зрительного внимания и памяти, мышления, закрепления навыков счёта, уточнения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития слоговой структуры слова, автоматизации звуков, их дифференциации на слух и в произношении и др. Невозможно перечислить и описать все возможные варианты игр и игровых упражнений на поиск предметов внутри «бассейна». В качестве примера приведу только некоторые из них.

«Рыбаки» Морские гладкие камешки перемешиваются с фасолью (горохом). Камешки – это рыбки. Они плавают в море. Ребёнок должен найти как можно больше камешков, т. е. «поймать как можно больше рыбок». В игре могут участвовать несколько детей. После игры подсчитывается количество пойманных рыбок.

«Покормим птичек» Взрослый предлагает детям найти в «бассейне» фасоль определённого цвета, например, белую для белого игрушечного гуся, или найти горох среди фасоли для петушка… Сначала дети собирают фасоль (горох) в ладошку, а потом насыпают её в тарелочку или мисочку.

«Угадай игрушку» Взрослый прячет в «бассейне» одну игрушку или предмет. Ребёнок находит её и называет. Можно спрятать не одну, а несколько игрушек и попросить ребёнка найти конкретную по инструкции или достать все либо в произвольном порядке, либо в порядке, названном взрослым. Игрушки могут быть подобраны соответственно теме занятия. При этом, конечно, инструкции будут разными, например:

«Найди все предметы. Овощи положи на поднос, а фрукты на тарелку. Расскажи…»

«Найди все предметы и сосчитай их».

«Найди и назови только предметы, в названии которых есть звук [c]». (Собака, слон, лиса)

«Найди игрушку и скажи, где находится звук [л] в её названии: в начале, середине или конце?» (Лошадь, белка, волк, козёл)

«Доставай предметы из «бассейна» по одному. Те, в названии которых слышим [ш], складывай в мешок, а [с] – в сумку». (Кошка, лошадь, машина; лиса, собака, слива)

«Найди и определи количество слогов в слове».

«Найди предмет и назови его ласково». (Чашка – чашечка, тарелка – тарелочка)

«Найди животное и назови его детёнышей». (У кошки котята. У коровы телята)

«Найди и сравни». (Яблоко гладкое, а лимон шершавый)

«Найди предмет и придумай предложение о нём» и т. д. и т. п.

Дети лучше усваивают забавное, интересное. «Пальчиковый бассейн» помогает превратить традиционные задания в необычные и увлекательные для них. «Пальчиковый бассейн» можно применять в работе с детьми раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста. Логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя могут использовать его в соответствии со своими учебными планами, учитывая взаимосвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития детей.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1г9мес

2. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М. : Гном-Пресс, 1999.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. : Изд. центр «Академия», 2001.

4. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.

Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаБассейн для развития речи ребенкаБассейн для развития речи ребенкаБассейн для развития речи ребенка

Источник

        Коррекция нарушений речи у дошкольников на занятиях по плаванию.

Неблагоприятная ситуация со здоровьем подрастающего поколения вызывает справедливую озабоченность у государственных и общественных организаций, родителей  ,педагогов. В настоящее время особенно увеличивается количество детей с нарушениями в развитии речи. Между тем ,как показывают научные исследования и опыт практики, задержки в развитии речи связаны не только с врожденными, но и социально-психологическими причинами: недостатками речевого общения в семье, ограниченностью общения в окружающем социуме, или возникающих в результате сильных стрессовых воздействий (заикание как следствие испуга), а также индивидуальными особенностями ребенка – застенчивостью, скромностью, ригидностью мышления. В связи с этим возрастает роль логопедии, как науки о причинах, симптоматике, течении и средствах коррекции нарушений речи у дошкольников, использование не только медицинских, но и педагогических средств, определенное место среди которых отводится физической культуре. У детей с различными видами речевых нарушений отмечается ряд нарушений психомоторики: координации движений, точности воспроизведения двигательных действий. Важной задачей логопедов, психологов, руководителей по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, является создание таких условий для ребенка, в которых он мог в должном объеме  выполнять свои возрастные социальные функции, не чувствуя себя «ущербным». Это предполагает использование нетрадиционных средств физического воспитания, ориентированных на характер заболевания, особенности развития каждого ребенка. Плавание в данном случае выполняет важную и действенную рекреационно-реабилитационную функцию – оздоровления, расширение двигательного опыта, регулирование психического состояния, профилактики простудных инфекционных заболеваний.

     В представленном сообщении отражен один фрагмент исследования – определить, в какой степени занятия плаванием, а также использование комплекса нетрадиционных средств физического воспитания влияют на оптимизацию психического состояния дошкольников.

   Перед началом занятий по плаванию с дошкольниками проводится собеседование с участием родителей, логопедов, педагогов учреждений дошкольного образования. Уточняется характер речевых заболеваний, уровень предварительной плавательной подготовки, отношение самих детей к предстоящим занятиям по плаванию. Это дает возможность разработать индивидуальные программы сопровождения дошкольников, подобрать конкретные средства для каждого ребенка. На теоретических занятиях особое внимание уделяется формированию мотивации  к занятиям плаванием, сообщаются сведения о положительном влиянии плавания на организм ребенка, профилактике простудных заболеваний. Учитывая специфику заболеваний, при проведении теоретических занятий большое внимание уделялось развитию навыков диалогического общения, групповое обсуждение заданий и способов их решения. В зале «сухого плавания» основные плавательные движения изучаются в форме групповых игр, предполагающие активное общение со сверстниками. Групповым играм уделялось, также большое внимание и при обучении на воде.

    Неотъемлемым элементом предполагаемой методики является применение кислородных коктейлей и фитоаэронизации (введение в организм человека электрически заряженных аэрозолей биологически активных веществ растений органического происхождения). Что в совокупности способствует стабилизации психического состояния дошкольников с нарушением речи.

    Для диагностики эмоционального состояния дошкольников с речевыми нарушениями,  отношения их к занятиям по плаванию нами использовались два теста: цветовой тест Люшера и тест по проявлениям патофизиогномики (Теппервайн, 1995). Эмоциональное состояние изучалось в динамике – в начале и в конце учебного года. Данные тесты широко используются при изучении эмоционального состояния и поэтому не нуждаются в дополнительном обсуждении. Было обследовано 36 дошкольников с нарушениями речевого развития, занимающихся плаванием.

   В начале учебного года из всех обследованных по тесту Люшера только 2 ребенка выбрали красный цвет, характеризующий оживленное, деятельное, воодушевленное самоощущение, способность проявлять высокую активность, в конце года такой уровень состояния проявили уже 11 детей. Мрачное, угнетенное состояние в начале года показали 5 детей, в конце такое состояние не отмечалось ни одного испытуемого. Разумеется, изменение эмоционального состояния у дошкольников в сторону его оптимизации обусловлено множеством факторов: естественным психофизическим развитием и социально – педагогическими воздействиями, но можно полагать, что такие изменения произошли вследствие правильно выбранной методики обучения.

   Изменение эмоционального состояния по проявлениям патофизиогномики, показало возрастание чувства радости от занятий ( от 11,1% в начале года до 52,7% в конце), снижение чувства испуга ( от 41,6% до 13,8%) и гнева (16,6% до 11,1%). Относительно небольшое снижение чувства гнева по сравнению с другими показателями эмоционального состояния требует дополнительного изучения.

   В то же время отмечаются факты, которые требуют дополнительного изучения и обсуждения. Трудно объясним, например, факт возрастания чувства гнева в конце учебного года по сравнению с серединой года ( в середине года такое чувство испытывали лишь 5,5% испытуемых, то в конце года – 11,1%).

   Полученные данные о динамике психического состояния у дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи показывают, что плавание можно широко использовать в качестве рекреационно-реабилитационного действенного средства в работе с данной категорией дошкольников.

Источник