Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве thumbnail

 «Роль матери и отца  в развитии ребёнка раннего возраста»

Цель: содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребёнка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального благополучия семьи.

Задачи: раскрыть особенности влияния родителей на психическое развитие детей раннего возраста; определить разницу отцовского и материнского воспитания; помочь родителям лучше понять своего ребёнка; выработать эффективные навыки взаимодействия с ребёнком раннего возраста.

Ход встречи.

1. Вступительное слово.

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что у нас есть- о наших детях. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем даётся легко.

Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребёнка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми; родителями и педагогами- должны установиться дружеские , тёплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.

  1. Игра «Давайте познакомимся»

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребёнка. Его эмоции формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, ещё не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому, роль родителей в эмоциональном состоянии ребёнка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чём разница между материнским и отцовски воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако, с эволюционной точки зрения функция матери состоит в адекватной заботе о потомстве. Плюс к этому добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребёнком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребёнка(кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить.. Отцовская любовь не является врождённой, а формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребёнок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально- полезных целей и идеалов.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у людей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать- отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребёнка. Если родители относятся с уважением к ребёнку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребёнок чувствует собственную ценность, значимость. В то время, как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.

  1. Методика «Ладошка» (изучение межличностных связей в семье)

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто выражают свои чувства и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить тёплое, сердечное отношение к ребёнку) для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребёнку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они

идут рядом и даже не разговаривают., как будто папа просто сопровождает ребёнка.

Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение — всё несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь родителей к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребёнку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребёнка- их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал»

Ещё одна негативная черта нашей традиции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребёнка складывается представление об отце как о человек, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения ( в отличие от матери), низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребёнок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребёнку не содержат в себе даже намёка на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребёнок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растёт уверенность в том, что его не принимают, не одобряют и в конечном счёте он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.

4. Тест «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности вашего общения. Части ли вы употребляете такие по смыслу выражения?

  1.  Какой ты у меня молодец.
  2.  Ты способный, у тебя всё получится.
  3.  Ты невыносим.
  4.  У всех дети, как дети, а у меня…
  5.  Ты мой помощник.
  6.  Вечно у тебя всё не так.
  7. Сколько раз тебе повторять.
  8. Какой ты сообразительный.
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей.
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.
Читайте также:  Роль загадок в развитии ребенка

Если вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13 то начислите себе 1 балл.

Если вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14 то начислите себе 2 балла.

Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов. Между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребёнку

13-14 баллов Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибким со своим ребёнком.

5 Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.

6 «Социальное развитие ребёнка в семье, или Выходной день с малышом» ( лекция –диалог)

Как известно понедельник – день тяжёлый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговорами.

В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям ещё слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядочную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые. В результате появляется тот самый «тяжёлый понедельник». Кроме того не всем детям удаётся адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребёнка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых они должны вовремя накормить и уложить спать ребёнка, погулять и поиграть с ним – словом соблюдать привычный режим дня малыша, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребёнка.

Как проходит выходной детей Вашего малыша? (высказывания родителей)

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень активным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребёнка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда: длительный просмотр телевизора в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно к липах, сопровождаемое громкой музыкой нередко провоцируют нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не даёт ребёнку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, ещё не сформировавшейся психике.

  • Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественный мультфильмы  с чёткой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
  •  Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребёнку тоже должна помочь мама:» Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А это кто к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка», для этого полезно иметь любимые мультфильмы на  дисках.
  • Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям, начиная с 3-х лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи.
  • Если вы заметили, что вечером ребёнок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером прочитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошёл день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
  • Никогда не оставляйте ребёнка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит.

День, наполненный событиями утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребёнок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеётся и , даже, зевая во весь рот не может уснуть. Привычный режим дня, приятные, понятные ребёнку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение родителей с ребёнком настоящим праздником.

Источник

                                           Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

Согласно М. Мид, отцовство является социальным изобретением. Оно появилось позднее института материнства, когда на заре человеческой истории самцы столкнулись с необходимостью кормить самок и детёнышей. Эта функция и поныне является определяющей для мужчин во всём мире.

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость её наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познания о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Л. Греймс отмечает: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

В одном из Московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределяли между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае — только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца — лёг на диван и скачал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провёл всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие, и в самых общих словах: «Ходят на работу», «Зарабатывают деньги», «Ругают маму», «Наказывают».

Читайте также:  Как заполнить индивидуальную карту развития ребенка

В самом деле, современный папа часто становится для ребенка чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый дет, где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор. По существу, работ, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребёнка. Отец — не партнёр, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться»,- часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, являются стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребёнком первого года жизни: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите? Играете ли вы с ним? В какие игры?». Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает. Вот подрастёт, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело».

 Установка на отстранённость часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности.

Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры проявятся впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, отсутствии у ребёнка доверия и привязанности к отцу.

По результатам психологических исследований, младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечаются единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребёнка.

Отцы, у которых установились крепкие эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своих детей, которые больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение. Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них тёплые, разносторонние взаимоотношения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания — следовательно воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С.Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черту своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте (13 — 15 лет) она должна приучить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение её действиям, способностям, внешности.

У девочек, воспитывающихся без отца, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, её феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками (Бютнср).

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающая постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребёнка.

Источник

Анастасия Нургалиева
Роль матери и отца в развитии ребенка

Консультация для родителей на тему:

«Роль матери и отца в развитии ребенка».

Семья — это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условие его физического и психологического, эмоционального развития.

Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого

ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог

уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи

занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и

развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.

Роль матери.

С давних пор уход за ребенком и его воспитание возлагается в основном на плечи

матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность. Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его

жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку, внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети

вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать

ошибок.

Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.

Читайте также:  Почему ребенок отстает в развитии речи

Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и

ребёнка?

предоставляйте ему свободу выбора действий, занятий, игрушек, партнеров по игре;

уважайте право ребёнка на собственное мнение, проявления самостоятельности;

будьте внимательны к малышу.

Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе. Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к ребёнку

позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в

освоении окружающего мира.

Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает,

берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и

окружающих людях. Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.

Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного

формирования личности.

Роль отца.

Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.

Роль отца в воспитании сына и дочери различна.

Роль отца в воспитании сына.

Папа в жизни мальчика очень важен, потому

что он является для него примером правильного мужского поведения – в

отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает

чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря

способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине

рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится

отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.

Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по

сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и

излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным.

Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это

и есть главные задачи воспитания сына отцом.

Роль отца в воспитании дочери.

Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу,

девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим

мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе,

воспитывая тем самым в ней женское достоинство.

Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане

эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной

экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности

способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку

спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы,

не страшиться трудностей.

Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность,

выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у

девочки. Так,отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда:

«Хозяюшка растет!»,а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем,

займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к

детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если

у ребенка что-то не получилось,она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый

лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не

понимают».

Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не

даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами

неудач.Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки

опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и

делай еще попытку, все получится!».

Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно,

чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление

мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен

на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин

лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации,

они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин — явные

превосходства в речевом развитии, в интуиции.

Таким образом, для успешного гармоничного развития личности

ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и

отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком

— два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать

минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой

минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте

уверенны — Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком,

умеющим преодолевать трудности и не страшиться жизненных препятствий!

Памятка для родителей

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок — это самая большая ценность в вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3. Понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.

4. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.

5. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

6. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

7. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.

8. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.

9. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.

10. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

11. Больше играйте со своими детьми, читайте книги, разучивайте стихотворения, общайтесь!

Желаем Вам успехов в развитии ребенка!

Источник