Роль классного коллектива в развитии ребенка

Роль классного коллектива в развитии ребенка thumbnail

8

hello_html_m6d42acec.jpg

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 86»

Доклад

«Роль классного руководителя

в формировании детского коллектива

в начальной школе»

Учитель: Г. В. Соловьева

Нижний Новгород

2019

Детей нет – есть люди,

но с иным масштабом понятия,

иным запасом опыта, иными

впечатлениями, иной игрой чувств.

ПОМНИ, что мы их не знаем.

Ш.А.Амонашвили

Школьный коллектив – это второй коллектив, в котором живёт ученик при условии, если он посещал детский сад. Разумеется, задача учителя – сделать всё, чтобы этот «сырой» материал превратился в замечательную «фигуру». И с первых дней обучения начинается кропотливая, целенаправленная работ по формированию, а затем развитию детского коллектива.

Цель работы по формированию классного коллектива: формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива.

Требуется решить следующие задачи:

1 класс

  Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности,  строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

  — обеспечить успешную адаптацию обучающихся на первом этапе образования;

 — обеспечить положительный эмоциональный настрой обучающихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

 — создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  — нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

   — формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

 — использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

 —  привлечь родителей

2 класс

 Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

  — создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

  — воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, минигруппе, коллективе;

  — нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное      старание и труд;

 — формировать у детей способности стремиться к здоровому образу   жизни; 

   — использовать разнообразные формы организации работы с детьми

 3 класс

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

 — совершенствовать познавательную активность обучающихся;

 — нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

 — создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности обучающихся класса;

 — использовать разнообразные формы организации работы с детьми

 4 класс

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

— обеспечивать устойчивую потребность у обучающихся к совершенствованию способностей;

— поддерживать увлеченность обучающихся различными видами внеурочной деятельности;

— обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях

  Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни. 

Взаимодействие между обучающимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.     

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.  

Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д.

Основным видом деятельности для школьника является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлено на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей.

Именно поэтому, различные формы коллективного сотрудничества обучающихся в учебном процессе приобретают все большее значение. Широкое распространение в школе получили групповые формы учебной работы, когда в рамках уроков класс делится на небольшие группы, по 3-5 человек, и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы. Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельность со своими. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинных коллективистических мотивов поведения.

Включение учащихся в общественно-полезный труд позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т.д.

Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Он не может нормально жить и развиваться, если не удовлетворяются его потребности, например, в движении, в игре, в знаниях, эстетических впечатлениях, в общении с другими людьми. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности, это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.

В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания обучающихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Свои традиции есть и в нашем классе: день именинника, календарные праздники (день учителя, праздник осени, 8 марта, день защитника отечества, новый год, масленица), экскурсии, викторины, конкурсы.

Бесспорное значение для сплочения коллектива имеют семейные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья», «У самовара я и моя мама») и др. Особое значение уделяется театральной деятельности обучающихся, которая, как ничто иное сплачивает детей. Здесь можно увидеть ребёнка совсем с другой стороны, которая ранее никогда не проявлялась. А это очень важно для учителя. Реализация этой деятельности проходит через постановку спектаклей, на которые дети с удовольствием приглашают не только своих близких, но и друзей.

Вместе с тем большое значение для формирования сплочённого коллектива являются различные психологические тренинги. И т.к. это дети младшего возраста для них важна тактильная чувствительность. Вспомните, наши «классные» дети и, в своё время собственные, очень любят ходить, держа кого – то за руку. Поэтому на первых этапах я организую такие упражнения:

Читайте также:  Влияние сказок на личностное развитие ребенка

«Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим я.

«Кто быстрее?»

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Игры на сплочение коллектива

Построиться в шеренгу по:

• росту;

• цвету волос;

• алфавиту имен;

• размеру ноги;

по наличию братиков и сестрёнок и т.д..

Посчитай. Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача — найти сумму всех чисел и назвать результат.

Что такое? Командам раздаются карточки с названиями 3—4-х предметов. Задача для каждой команды:

после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)

• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.) и т.д.

Дети проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит учитель. Ведь специфика начальной школы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с нами.

Сплоченность и сформированность детского коллектива  зависит не только от перечня запланированных мероприятий, психологических тренингов, а в первую очередь от личностных качеств учителя.

Перечень заповедей классного руководителя, в соблюдении которых и проявляется его личность.

 Заповеди классного руководителя: 

  • Будь требователен к себе

  • Владей грамотной речью

  • Показывай пример во всём

  • Не будь равнодушным

  • Доверяй, но проверяй

  • Пообещал – сделай

  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив

  • Будь добрым, но не добреньким

  • Умей поставить себя на место ребёнка

  • Помни: максимум поощрения, минимум наказания

  • Не заводи любимчиков

  • Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.

  • Давай воспитаннику посильные задания.

  • Сумей смотреть с родителями в одну сторону.

  • Люби детей, чего бы тебе это ни стоило

Функции классного руководителя:

  • «контролер», обеспечивающий включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с обучащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);

  • «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование обучающихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи обучащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

  • «нравственный наставник», содействующий соблюдению обучащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между обучащимися, так и между обучащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с обучащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

  • «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);

  • «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об обучающихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

  • «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем обучающихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

  • «фасилитатор», оказывающий помощь обучащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с обучащимися).

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

Планируя работу коллектива, учителю важно учитывать интересы детей.

И, каким бы ученик не был в учебе – отличником или «серым троечником» — он, для нас, яркая индивидуальная школьная личность. Сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают не только дети, но и родители.

Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме – плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

«Слово – ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»

Л.Н.Толстой

Вы думаете, «классным» быть легко?

Не спать от мыслей долгими ночами,

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,

Чужой бедой болеть однажды.

Да, может «классным» быть легко,

Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №15 Советского района Волгограда»

Доклад

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

 Подготовила: Костина О.Ю.,

учитель начальных классов

г. Волгоград 2016

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива.

     Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.), в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.

Читайте также:  Цели и задачи в творческом развитии ребенка

      Коллектив — это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения — отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.

     Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень — деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.

    Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса, соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это наставником должно моментально пресекаться.

     Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнять следующие задачи:

1. Создать  условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

    В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Доминирующий фактор сплочения:

  • общие интересы;
  • стремление приспособиться в специфических условиях;
  • авторитет лидера;
  • наличие социальных норм.

Строя свою работу, классный руководитель опирается на принцип  сотрудничеста:

  • безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

        — диалогичность в общении;

         — отсутствие страха;

  •  использование чувства юмора;
  • отсутствие сделать ошибку и признать её.

     Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме — плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.

     Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

  1. открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
  2. осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
  3. сотворчество (сотрудничество в творчестве);
  4. успешность (с использованием инструмента оценки);
  5. свобода выбора;
  6. целевая направленность на конкретный результат дела;
  7. привлекательность деятельности.

    Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности 

Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение  получают групповые формы учебной работы.

  • организация самоуправления

Одним из помощников в  организации жизни класса является самоуправление. В своей работе с детьми именно развитию самоуправления в классе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Ребята в начальной школе любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Если у  младших школьников  это желание поддерживается классным руководителем, всячески поощряется  самостоятельность, инициатива, то и в средней школе дети с удовольствием будут участвовать в жизни и класса и школы.

  • организация работы с родителями;

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе  играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее, сплоченнее.

  • организация традиций коллектива;

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив — это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе..  Добрые традиции,  развиваются, закрепляются и передаются из года в год. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
  • внеурочная деятельность

Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают дети:экскурсии, походы, праздники. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы.

     Классный руководитель должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, — это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка в доу по фгос по программе детство

— «Песчаная россыпь» — бывает в коллективе, что каждый как песчинка: и вроде все вместе, и а то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей.

— «Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

— «Мерцающий маяк» — формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.

— «Алый парус» — дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

— «Горящий факел» — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Критерии коллектива:

  • групповая направленность;
  • способность группы к самоуправлению;
  • подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

  • интеллектуальная коммуникативность

(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);

— эмоциональная коммуникативность(общение и поддержка в радости и горе);

—        волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)

Показатели развития коллектива:

  • мобильность;
  • товарищеские взаимоотношения;
  • мажорное мироощущение;
  • ответственность за коллективное дело;
  • самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей

    Основная цель педагога — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся.

Влияние педагога на формирование и изучение личности ребёнка.

    Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

   Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность.            Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок. Пробовать, как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.

    Чтобы лепить, надо знать свойства материала — изучить душу ребенка.

Пути изучения:

а)        личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой, не только с мамой в школе;

б)        изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка, дежурство по школе;

в)        присутствие на уроках других учителей;

г)        просмотр ученических сочинений на свободную тему;

д)        психологические эксперименты (редко и осторожно).

е)        индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личности:

  • Поручения, их проверка и помощь в выполнении.
  • Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.
  • И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.
  • Вести дневники наблюдений.

Необходимо остерегаться ошибок:

  • Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.
  • Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.
  • Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.
  • Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:

  • установление личных контактов;
  • изучение учащихся;
  • реализация индивидуального подхода;
  • средства индивидуального воздействия;
  • выстраивание программы личностного роста ребенка;

Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:

  • строить отношения с учениками необходимо на основе высоких    этических норм;
  • требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;
  • в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;
  • избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;
  • помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям;

Заключение

     В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

1.«контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);

2.«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

3.«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

4.«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на

основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);

5.«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

6.«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

7.«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

     Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

                                Список использованной литературы

  1. Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. — 2009. — №12. — с.33-40.
  2. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. — 2008. — №9. — с.33-35.
  3. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко — М.: Педагогика, 1983.-386с.
  4. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1990. — 286с.
  5. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова — М.: АРКТИ, 2008. -310с.
  6. News. 1 September, ru

Источник