Роль эмоций в развитии речи ребенка

Роль эмоций в развитии речи ребенка thumbnail

Роль эмоциональной сферы в развитии речи дошкольника

М. Морозова,

г. Екатеринбург, МБДОУ

Аннотация, ключевые слова:

В статье представлен опыт работы логопеда по речевому развитию дошкольников. Особый акцент автор статьи сделала на роли эмоциональной сферы в речевом развитии детей.

Дошкольное детство – это особый период В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.

Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Как показывает опыт работы в ДОУ, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна. Наши дети познают мир через яркие образы. Многие свойства, обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Ф.А. Сохин неоднократно подчеркивал, что получаемые ребенком новые впечатления, знания, представления останутся «невыразимыми» в речи, если они не закрепятся в слове.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения. В период дошкольного детства, на примере персонажей литературных произведений дети учатся определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок, выражать своё отношение к делам и поступкам –это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Самый лучший способ – это игры построенные на сюжетах разных художественных произведений. Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики.

Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения. Герои сказок помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. В игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления.

Яркая демонстрация горя и радости – в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Читая ребенку произведение (или отрывок), где Федора переживает уход посуды (мы предлагаем найти карточку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок находит карточку с изображением радости).

Сказка С. Михалкова «Три поросенка», ярко описывает эмоции страха. Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» — эмоции гнева. Эти же сказки можно показать, как театрализованное представление. В возрасте 2,5-4 лет, дошкольники очень любят что-то изображать, и это положительно влияет на эмоциональное развитие и как следствие развитие речи дошкольников.

Мною сделана подборка игр, которые позволяют ребенку понять, как связаны между собой различные настроения:

Игра «Настроение»: ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый — злой;

веселый — грустный; ясный — мрачный; тихий — громкий; красивый—страшный; теплый — холодный; сильный — слабый; молчаливый — общительный.

Игра «Расскажи стихотворение»( чистоговорку, пословицу) следующим образом: громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Зеркало»: предложить ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»- громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.

Игра «Повтори фразу»: предложить ребенку произнести фразу (например: «У меня есть собака»), радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Так же положительную динамику дают психогимнастические упражнения (по Е.А.Пожиленко). Они не только укрепляют и стимулируют мышечный аппарат, но и способствуют развитию пантомимических и мимических движений, например в рамках лексической темы «Дикие и лесные животные» дети с помощью педагога изображают походку и движение диких лесных животных (зайца, лисы, медведя, волка, белки), а затем рассказывают по каким признакам узнали животное.

Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре дети через восприятие и последующее обсуждение произведений, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра и в себя.

Использование методов и приёмов, направленных на развитие эмоциональной сферы и обогащению процесса коммуникации детей с нарушением речи благотворно влияет на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживанием других людей, способствует компетентности в межличностных отношениях между детьми. Происходят положительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.

Список литературы

1.И.Ю.КондратенкоФормирование эмоциональной лексики у дошкольников С.Петербург «Каро» 2008г

2.Е.В. Каракулова «Коррекция системного недоразвития речи с учётом формированияэмоциональной сферы у дошкольников» г.Екат-бург 2012г.

3. Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с ОНР». С-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.

4.1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

5. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов

6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985

Источник

Тема выступления из опыта работы: «Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик

Поделись  улыбкою своей        

И она не раз к тебе ещё вернётся

Сегодня, в современном мире, в круговороте пестреющих как листы отрывного календаря событий, где идет борьба  за материальное благополучие и духовную удовлетворенность,  нам взрослым хочется быть причастным к чуду счастья. Мы хотим  иметь семью, где рожденный малыш будет доставлять нам приятные хлопоты, радость и быть опорой в старости.

Читайте также:  Развитие речи значение в развитие ребенка

 Мечты родителей  видеть своего ребенка идеальным во всех отношениях, на мой взгляд, наполнены романтизмом, так как мой жизненный опыт наблюдает оборотные стороны сверкающего лучика  мечты. Это подтверждается тем, что не только в нашей стране, но и во всем мире сегодня в педагогических обществах обсуждаются вопросы глубины содержания образования и воспитания. Для современной эпохи стало характерно понятие «кризис детства», где главным стало потеря идеальной формы понимания нравственных, моральных, этических качеств.  Почему в душе ребенка вместо цветущий розы счастья  растут колючки? Почему взрослым легче и спокойнее,   не замечать причины незаметной внешне, но глубоко-духовной болезни детей. Почему папы самоустраняются от воспитания своих детей?

Список вопросов можно пополнять долго. Чтобы не было таких вопросов нужно  с раннего возраста уделять самое серьезное внимание ребенку, беречь его психику. Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения.  Время диктует свои условия: Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь ясно выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко — буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше ребенок начнет овладевать речью, тем комфортнее он будет себя чувствовать для дальнейшего развития.

«Изучение каждого предмета  передается ребенку, усваивается ими, выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от коренного недостатка при изучении всякого другого предмета… Тут нет педагога с его мимикой и интонацией,  которое могли бы показать, что главное, что второстепенное». (Из книги: «Мудрость воспитания»).

       Эмоции признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку. Так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складываются на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

     Прежде чем приступить к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Это подтверждается на практике  моей работы в ясельной группе  детского сада. Второй год с моими малышами мы занимаемся развитием речи. Их возраст 2-3года, по уровню общения разговорной речью детей можно поделить на три группы: хорошо говорящие; средне говорящие; начинающие. Причин по отставанию детей от своих сверстников в активной речи может быть несколько  субъективных и объективных. Но непреложным остается тот факт, что все мои дети в первую минуту встречи со мной, няней , медсестрами и другими взрослыми ,распахнув глазки ,ждут от нас эмоционального положительного контакта с ними. Поэтому при утреннем приеме  детей уделяю внимание свой речи, чтобы она была яркой, ласковой,  грамотной ,а мимика лица выражала  радость при  встречи с ребенком. Так же обнимаю каждого из них, но не проявляю излишнюю напористость, чтобы ребенок доверился мне и психологически  успокоился  для  приветствия и общения со сверстниками и взрослыми. Здесь же использую и такие приемы, как переодевание в костюмы  сказочных героев, например, в лису, Мальвину, зайчика, Петрушку для полного эмоционального раскрепощения малыша в виде восторга, удивления, узнавания, общения.

   Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно вести себя, а как нельзя. Поэтому обучение малышей развитию речи возможно только в игре и когда затронуты положительные эмоции ребенка, иначе он просто отвернется или уйдет. И еще важным моментом является  то, что занятия  основаны  на подражании взрослому, его движениям, действиям, словам. Когда знакомлю детей с новыми играми, когда учу одевать куклу, убаюкивать зайчика, строить из кубиков, катать машинку за веревочку, умываться, плясать с мишкой и т.д., я осознаю, что ребенок наблюдает за мной, повторяет мои движения, слова, действия, а значит усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становиться более самостоятельным.

Подвижные игры, которые мы проводим, так же дают положительный и эмоциональный настрой. Дети с радостью бегают, прыгают, ползают и здесь же быстрее идет налаживание положительного  контакта между детьми, развивается их речь. Они с удовольствием  помогают зайчику согреть лапки, перейти мышке через ручеек, погулять с куклой в коляске и т. д.

Среди малоподвижных игр, по моему мнению,  достойное место занимают игры «контакт руками». Из этой серии, например, такие как «Хлопушка», «Коготки- царапки», « Найди, где спрятано?»  они помогли  мне наладить с детьми  индивидуальной   длительный контакт для общения.

Провожу с детьми дыхательные упражнения, такие как «Ветерок», «Снежинка», «Кораблик», « открой картинку» для развития высоты и силы голосовых связок.

Развитие речи ребенка тесно связано с эмоциями  во время заучивания потешек, стихов, песен. В связи с этим я разработала свой проект на тему:

«Потешки о животных» и стихи о животных-2010г., а в 2011году разработала другой проект на тему «Цирк». Все это  помогает мне в работе по развитию речи,  как наглядное пособие. Благодаря этому, мы с детьми подражаем голосам  животных, их походке и  повадкам, работаем над мимикой лица.

Читайте также:  Все о развитии маторики у ребенка

Такое перевоплощение дает детям возможность быстрее и непринужденно заучить потешку, стишок и сохранить положительные эмоции.

Большое значение в формировании положительных эмоций и в развитие речи  

имеют наблюдения на прогулке. Через беседу о живой и неживой природе ребенок познает окружающий мир, учиться сравнивать. Здесь по возможности так же использую потешки, стихи, песни, загадки.

Провожу с детьми  игры на сопереживание, сочувствие, оказание помощи, например, «Оторвали мишке лапу», «Доктор лечит больных животных» и др.

 Ценность этих игр в неповторимости эмоциональных  переживаний каждого ребенка в отдельности.

Многое будет зависеть то того,  насколько интересно организованны  сюжетно-ролевые игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. В этих играх ребенок перевоплощается, примеряет на себя роль мамы, папы, парикмахера, ведет диалог со сверстниками, развивает сам сюжет игры. Это помогает ребенку выразить свои эмоции,  обогатить словарный запас слов, строить грамотно речь, находить контакт с детьми.

Важным значением в развитии речи имеют игры на развитие мелкой моторики рук: игры с крупой, фасолью, мозаикой , а так же пальчиковая гимнастика.

Почетное место занимают дидактические игры. Провожу с детьми

игры « Чудесный мешочек», « Кто как кричит», « Чей малыш?» « Фруктовое лото». Добиваюсь от ребенка четкого произношения слов и знакомлю с новыми словами по картинкам.

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому нужно стараться отмечать любые,  даже самые скромные, достижения и успехи.

Таким образом эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных  условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого  взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

В каждом человеке и звере, каждой птице живёт маленький тёплый, солнечный зайчик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром, то в нём, этот солнечный зайчик проснётся, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как всё будет хорошо!

Список рекомендуемой литературы:

*Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.- М..: Просвещение, 1991.

*Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра.- Ростов – на – Дону : Феникс , 2003.

*Щеглова В. Кукольный театр в творческих играх детей // Дошкольное воспитание.-1970.-№5.-с.40-43.

*Бабынина Т.Ф. Игровые пальчики. — Набережные Челны, 2008.

* Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.:Просвещение , 1985

* Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с

* Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.-1987.

Источник

Ирина Давыдова
Эмоции, движения и речь и их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на педагогическом совете

Тема: «Эмоции, движения и речь —

их взаимосвязь в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно- значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами.

Развитие мышления тесно связано с речью.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Речь тесно связана со всеми психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития дошкольников.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей и подростков принимает глобальный характер. В последние годы привлекает большое внимание исследователей вопрос психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Читайте также:  Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы ребенка

Дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. Растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т. д. Речь малышей нередко бывает однообразной: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные и причастия; слабо развита связная речь, умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Развитие речевой деятельности ребенка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.

Итак, установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

Физкультминутка.

(воспитатели,как оказалось, сами с удовольствием участвуют в физкультминутках)

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.

Поэтому с раннего возраста необходимо использовать в педагогической работе пальчиковую гимнастику, игры, направленные на развитие мелкой моторики руки, графические упражнения.

Пальчиковая игра «Паучок»

(любая на ваш выбор)

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Организация различных физических упражнений и подвижных игр, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желания прийти не помощь другу. Установлено, что наиболее сильное влияние на развитие положительного эмоционального фона у детей оказывает физическая активность под музыку.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. Речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.

Упражнение «Словесная карусель»

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Юмористическая пауза. Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Примеры имён:

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к организованной деятельности и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути становления речевых навыков, а, значит и правильного своевременного умственного и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Спасибо за внимание.

Источник