Роль игры в развитии речи ребенка

Роль игры в развитии речи ребенка thumbnail

Любовь Голубева
Роль игры в речевом развитии дошкольника

Речь — это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве [1, с. 18].

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Основой для научного изучения данного вопроса будут служить исследования психологов, педагогов, методистов, которые прямо или косвенно затрагивают тему игры как средства обогащения словаря (Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. А. Сухомлинский, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина и другие авторы).

Игра — основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полу-ченных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей [3, с. 3].

Основными задачами развитияречи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.

Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.

С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры,позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностиче-скую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация дет-ских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы [2, с. 259]:

I. Творческие игры:

1) режиссерские,

2) сюжетно-ролевые,

3) театрализованные,

4) игры со строительным материалом.

II. Игры с правилами:

1) подвижные игры,

2) дидактические игры.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной [4, с. 7].

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [1, с. 69].

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре,анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей [1, с. 68]. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Внимательно изучив и проанализировав литературу по теме исследова-ния, мы осознали, что игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послу-жить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в младшей школе

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». — 2000. — 400 с.

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение. — 2002. — 42 с.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. — 2002. — 200 с.

4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР. — 1958. — 116 с.

Источник

Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому воспитатели строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

  • формирование мотивации к процессу говорения;

  • воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

  • развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

  • пополнение и активизация словаря;

  • совершенствование грамматического строя речи;

  • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;

  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

  • усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

  • воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.

Игры с картинками.

Картинки: молоток, пила, лопата, ложка,

1.«Назови правильно».

Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л.

2.«Что здесь лишнее».

Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.

3.«Что пропало?».

Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.

4.«Закончи предложение».

Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе

5.«Фокус».

Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинки по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает её. Ребенок отгадывает картинку, четко называя её.

Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.

Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником.

Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.

Источник



Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» всегда ассоциируется с чем-то радостным, непредсказуемым. Но игра — это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее огромную массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра — это еще и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и сверстниками, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить…

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все они имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, т. к. абсолютно любая игра развивает психические процессы — познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Так, одним из средств формирования речи у дошкольников является сюжетно- ролевая игра. В процессе сюжетно-ролевой игры детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом, к комментированию своих действий. А это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Читайте также:  Развитие личности ребенка подросткового возраста

Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что в игре ребенок воплощает свои представления, свой взгляд, свое отношение к событию, которое развивается.

Сюжет игры — это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся:

– бытовые (игры в семью);

– производственные, отображающие бытовой труд (больница, парикмахерская и т. п.);

– театрализованные игры. Играя в театр, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки…

Между игрой и речью существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, разрешения конфликтных ситуаций до выхода ребенка из игры. Театрализованные игры обогащают деятельность детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Часто, для закрепления и лучшего усвоения материала тематической недели используют хороводные игры. Например, хороводная игра «Зайка», развивает координацию, ориентацию в пространстве, координацию слов с движениями, способствует работе над темпом и ритмом речи; обогащает двигательный опыт детей; воспитывает желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

– содействует развитию игровой деятельности, выполнению действий в определённой последовательности:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.

Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Например, в подвижной игре, которая проводится на прогулке, в свободной деятельности, дети повторяют четверостишия (метод имитации), при помощи считалки выбирают водящего:

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

В прятки, жмурки, догонялки…

Соберитесь-ка, ребятки.

Будем бегать и скакать –

Силу, ловкость развивать!

Большую роль в становлении речи детей имеют и дидактические игры. При помощи дидактических игр развивается речь, пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В процессе дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием, дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Некоторые словесные игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом», «Дикие животные», «Угадай по описанию» и т. д.

Помогают развивать речь детей хорошо знакомые воспитателю игры: «Чего не стало», «Чего не хватает Кате для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Вы хотите — мы хотим» (на спряжение глаголов) и многие другие.

В словесных играх ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, придумывать рассказы и многое другое.

Все эти игры проводятся в детском саду, начиная со второй младшей группы. Однако языковой материал игр меняется в зависимости от возраста детей.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся:

– домино;

– парные картинки;

– лото.

Играя в эти игры, ребенок тренирует моторику рук и пальцев, что оказывает положительное влияние на развитие активной речи.

Как отмечают многие исследователи, полезно общение детей разного возраста в игровом процессе со взрослыми, педагогом. Но при этом надо помнить, что взрослые не должны подавлять активность детей, подражать несовершенной речи ребенка.

Следует заключить, что игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры, что очень важно, формируется не только речь ребенка, но и развивается его характер, происходит становление личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, зайка, действие, родительный падеж, сюжетно-ролевая игра.

Источник

                                                                                                Кулеш Н.И., воспитатель

                                                                       ГБДОУ детский сад №5 Петроградского района

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с овз в доу по фгос образец

                                                                                                                   Санкт-Петербурга

Роль игры в развитии речи детей

Многие специалисты считают, что первым шагом на пути к речевому общению может стать совместная со взрослыми игра. Для ребенка дошкольного возраста, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые, хороводные, игры малой подвижности, народные и другие. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы – коммуникативные, познавательные, эмоциональные.

Игры выполняют множество функций в плане развития речи:

— формирование мотивации в процессе говорения;

— развитие звуковой культуры речи: артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

— активизация и обогащение словарного запаса детей;

— совершенствование грамматического строя речи;

— закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

— совершенствование монологической и диалогической форм речи;

— развитие общей и мелкой моторики руки: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

— усвоение способов невербального общения: мимики, жестов, пантомимы, использование их в практике общения;

— воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики руки, игры на развитие произношения звуков и так далее. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера рассмотрим серию игр с картинками, с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи.

Игры с картинками:

1. «Назови правильно»

Ребенок произносит название картинки, стараясь правильно произнести звук Л.

2. «Что здесь лишнее»

Необходимо сказать, какая картинка лишняя по смыслу и полным предложением объяснить почему.

3. «Что пропало?»

Внимательно рассмотрев картинку, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.

4. «Закончи предложение»

Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах  в единственном и множественном числе.

5. «Фокус»

Сложив картинки в стопку, ведущий говорит, что может угадать картинку по запаху. Принюхиваясь к картинке, ведущий описывает ее. Ребенок отгадывает картинку, чётко называя ее.

Отсюда видно, что игра одна, а задач много. Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.

Правильное речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонематических, лексических, грамматических) и неречевых средств(мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстниками.

В конце хочу сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить ясно, чисто, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы являемся эталоном правильной речи для ребенка. Во время игры педагог и родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.

Большое внимание уделяем в работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье, и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатов. В настоящее время сложились следующие формы работы с родителями:

Консультации:

1. Игрушки полезные и вредные.

2. Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома.

3. Учите детей наблюдать.

4. Что делать, если у ребенка плохая память.

5. Нужно ли родителям обучать детей чтению.

6. Как научить ребенка запоминать стихи.

7. Учим детей рассказыванию.

Родительские собрания:

1. Развитие правильной речи ребенка в семье.

2. Развиваем речь, играя.

3. Почему ребенку нужна игра.

4. Развитие речи детей в преддошкольный период.

Литература:

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 144 с.

2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005. – 176 с.: цв. вкл.

Источник