Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста эссе

Надежда Хазова
Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»

«Дети должны жить в

мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии,

творчества».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.

Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет

чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит

этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.

Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он

знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует

действительность.Позже начинает сам экспериментировать: бросать,

сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок

развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,

когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами

реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет

собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время

являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так

называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты

действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на

себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими

игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)

деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой

игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра

– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на

протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие

воображаемой ситуации.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности

поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых

сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои

сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и

больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать

импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в

мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой

для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок

начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,

игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов

и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок

становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных

сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности

человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает

вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,

сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.

В игре он имеет возможность прожить то, что является для него

недоступным в жизни взрослых.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.

Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные

предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на

себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в

воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают

способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным

образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают

учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,

строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает

огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые

потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды

деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с

игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков

вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат

продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она

освобождается от игры.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая

идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто

игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.

Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры

определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.

Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем

известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные

игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются

играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер

— в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная

задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют

высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка педсовет

его.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем

можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального

развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие

психические новообразования. В структуре психических функций

центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает

возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются

познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно

работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное

самосознание ребенка.

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя

роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его

отношение к действительности.

Литература:

1. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста.

Минск, 1997.

2. Немов Р. С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1,2003.

3. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

Источник

Эссе на тему «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

        Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека. Именно в этот период   создаются благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

          Результаты исследований   психолога  В. Н. Дружинина указывают на то,  что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманным и  верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.

             Для всестороннего развитие ребенка большое значение имеет игра, в процессе которой у ребёнка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, благодаря использованию дидактических или развивающих игр.  Развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, потому что им предстоит идти в школу.

         Я работаю в МБДОУ детский сад № 37 г. Новочеркасска Ростовской области воспитателем в коррекционной логопедической группе.  Я считаю, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем нашего времени.  Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

            Для решения воспитательных и образовательных задач уже на протяжении нескольких лет,  в своей работе я  использую развивающие игры В. В. Воскобовича.  Я посетила несколько авторских семинаров В.В.Воскобовича в 2007году и в 2009 году по теме «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей  «Сказочные лабиринты игры» и в 2011 году прослушала авторский курс «Сказочные лабиринты игры» — игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младщего школьного возраста, которые проводились на базе нашего детского сада. Для развития у детей интереса, я оборудовала в группе уголок развивающих игр. Совместно с родителями были приобретены развивающие игры: «Чудо-крестики». «Геоконт», «Квадрат Воскобовича».

Игры В.В. Воскобовича имеют ряд отличий от других игр, что я использую в своей работе:

• многофункциональностью (одна игра решает несколько образовательных задач): так, например, игра «Геоконт» — позволяет решать следующие задачи: знакомство с геометрическими фигурами, ориентировка в пространстве, развитие речи, начально знакомство с геометрией.

• вариативностью (игровые задания можно корректировать, придумывать свои)- так ,например, в игре «Квадрат Воскобовича» дети придумывают свои истории  и делают поделки.

• сказочностью методик — во всех играх присутствуют сказочные персонажи: ворон Мэтр, Мальчик Гео, Лопушок и т.д.

    В средней группе я начала играть с детьми в «Волшебные фонарики». Это игра на знакомство и закрепление геометрических форм, размера, цвета. В ходе игры дети выполняли различные композиции, сначала по образцу, а потом и самостоятельно.Эта игра очень помогла мне в развитии у детей творческого воображения, памяти, внимания.

      Потом мы познакомились с игрой «Чудо-крестики». «Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами.   Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе мы с детьми собирали разрезанные фигуры в единое целое. Далее  познакомила детей со схемами, которые представлены в «Альбоме фигурок».  Дети сначала делали простые фигуры:  дорожки, башни, а затем и более сложные: драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. В старшей группе мои дети уже самостоятельно  придумывают свои поделки: принцессы, космонавты, инопланетяне, роботы, космические ракеты и т.д. Таким образом, эта игра способствовала развитию внимания, памяти, воображения, творческих способностей, развивает сенсорные способности: различение цветов, геометрических фигур, их размера, умение сравнивать и составлять целое из частей

Очень детям нравится игра «Квадрат Воскобовича». «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. В игре также есть сказочное начало, что отличает все игры В.В.Воскобовича. Это сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В сказке  «Квадрат» «оживает» и «превращается» в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п  Мои ребята всегда с удовольствием рассматривают фигуры в книжке и собирают их   по картинкам, где показано, как сложить квадрат, и дано  изображение того же предмета. Использование квадрата на занятиях по математике способствовало закреплению у детей знания геометрических фигур, цвета.   развитию пространственного воображения и тонкой моторики, а также знакомит с основами геометрии и  является счетным материалом.

Читайте также:  Упражнения на развитие внимания и памяти ребенка

Еще одна игра, которая присутствует в игровом ассортименте моих детей – это «Геоконт».  «Геоконт»  —  представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки.  На начальном этапе я давала детям простые задания: «Сделать квадрат, шкаф, окно» и т.д. В результате у них получались      предметные силуэты, геометрические фигуры. В старшем возрасте задания усложнились и дети выполняют на геоконте  узоры, цифры, буквы. Детям нравится делать разные поделки из цветных резиночек, вертеть дощечку в разные стороны и находить узнаваемые изображения. А еще им очень нравится сказка про мальчика Гео, ворона Мэтра, золотые яблоки.  Эта игра также способствует знакомству с размером, с геометрическими фигурами, развивает творческое воображение, мышление

В Фиолетовом лесу у нас с детьми произошло знакомство с игровым комплексом «Ларчик». На игровом поле при помощи «Волшебных веревочек» дети рисовали различные фигуры, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство «Волшебных веревочек», как их липучесть. Я знакомила детей со сказками Фиолетового леса, которые сопровождают игры,  в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой сказочное пространство, в котором каждая игра имеет   своего героя. Я знакомила детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирала игровые задания в зависимости   интересов детей,   играла и занималась вместе с ними. Ребята  внимательно слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной.

 Таким образом, благодаря развивающим играм В.В.Воскобовича,  дети легко конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Добиться таких результатов способствовали игры «Геоконт», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат», «Ларчик».

Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игры» необходимо было   оборудовать развивающую среду. И в этом мне большую помощь оказали родители. Они с интересом и пониманием откликнулись на мою просьбу приобрести развивающие игры В.В.Воскобовича.  Для родителей я провела консультацию   на тему: «Развивающие игры В. Воскобовича»;   кроме консультаций  в индивидуальных беседах с родителями,   обсуждались  успехи ребенка, его интересы, а так же проблемы и пути их совместного решения. На родительском собрании был проведен мастер-класс для родителей по развивающим играм. Большой интерес   вызвал авторский семинар В.В.Воскобовича для родителей «Технология развивающих игр», после которого они стали использовать игры дома.   

Мой опыт показывает, что развивающие игры В. В. Воскобовича дают возможность развитию интеллектуально- творческих способностей,  проявлять творчество не только  и детям, но и  взрослым.

Источник

Ольга Пепкина
Эссе «Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; » Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. » Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка- дошкольника?Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств личности ребенка. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, мы через коллектив оказываем воздействие на каждого из ребенка. Организуя жизнь в игре, мы формируем не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. При правильном руководстве детьми, игра становиться школой обучения и воспитания. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, мы имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, питаем интерес детей, развиваем любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формируем умение применять знания в различных условиях. А это все содействует умственному и общему развитию.

Читайте также:  Солнечный круг центр развития ребенка

Игра и учеба — это два разных вида деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо отмечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Это своеобразная форма учебной деятельности — учение в дидактической игре появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда — не развлекающим.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога — сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающая роль здесь принадлежит дидактическим играм.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.

Таким образом, игровая деятельность — это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дошкольники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир, развивается речь и творчество детей.

Источник